Требования к современному уроку
статья по теме
Каким должен быть урок сегодня? Описаны методы, приемы, принципы современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_2.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку
"Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся."
Альберт Эйнштейн
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Поэтому основной целью российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Важнейшая задача современной системы образования - «научить учиться».
Каким должен быть современный урок?
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
- Важен результат - формирование УУД
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
- Вывод делают сами учащиеся.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Время-сбережение и здоровье-сбережение.
- В центре внимания урока – дети.
- Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
- Умение демонстрировать методическое искусство учителя.
- Планирование обратной связи.
- Достижение обучающимися способностей эффективно использовать полученные знания и умения в практической деятельности
- Урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) .
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Этапы:
- Мотивация
Учитель должен вызывать у ученика интерес к учению и получению конечного результата. Должно происходить решение актуальных личностно- значимых проблем, имеющих практическую направленность.
- Целеполагание
Цель формируется вместе с обучающимися. Она должна быть достижимой и диагностируемой.
- Отбор содержания
Очень качественный, в соответствии со стандартом.
Наиболее эффективно усваивается информация:
- Та, которая находится в зоне актуальности
- Та, которая находится в контексте окружающего ребенка мире
- Затрагивает чувства конкретного человека
- Активно проводится через разные каналы восприятия
- Информация, которая транслируется в процессе общения человека.
- Интегрированные связи
Структура:
- Характеристика задания (планируемый результат выполнения)
- Мотивация
- Содержание (условия и вопрос)
- Инструкция по выполнению задания
- Время выполнения
- Образец или описание ответа
- Критерии оценки
- Методический комментарий
- Рефлексия-
способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки.
Рефлексия содержания учебного материала:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Преимущества технологической карты:
Технологическая карта урока
Предметная область:
Класс
Тема:
Тип урока:
Цель урока
Планируемые результаты:
- Личностные:
- Познавательные:
- Регулятивные:
- Коммуникативные:
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
Средства обучения:
Этапы урока | Содержание | Деятельность обучающихся | УУД |
|
|
|
|
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок , содержащий разные виды деятельности.
- урок , на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
- Домашнего задания минимум , вариативность и возможность выбора
Литература:
- Современный урок в условиях федерального государственного образовательного стандарта: учебное пособие/ авт.и науч. ред.Т.В.Машарова; авт.А.А. Пивоваров и др. – Киров: ООО « Типография» Старая Вятка», 2014г- 107с.-(Серия «Стандарты образования»)
- Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"
мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Урок ИЯ. Требования к современному уроку.
Урок ИЯ. Требования к современному уроку.Аракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....
Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»
Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...
Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока
В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....
Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"
Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...