Роль проектной деятельности в осознанном выборе будущей профессии
статья по химии (11 класс) на тему
Расширение профессионального кругозора школьников, связанного с предметом - химия. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_proektnoy_deyatelnosti.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль проектной деятельности в осознанном выборе будущей профессии»
Учитель химии ГБОУ гимназия № 49
Сухарева Ольга Вячеславовна
Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе повышает уровень их подготовки, прививает интерес к химии, помогает им более глубоко усвоить такую дидактическую единицу школьной программы, как методы химической науки, помогает раньше определиться с выбором профессии.
Учащиеся приобретают умение выдвигать гипотезу, наблюдать, находить и анализировать научную информацию, обобщать, делать выводы и т. д.
Формы научной работы учащихся могут быть разными - от обобщения и анализа литературных данных по выбранной проблеме, до проведения оригинальных экспериментальных исследований.
Тематика научной работы учащегося должна быть с одной стороны актуальной, с другой - учитывать интересы учащихся, уровень их подготовки, экспериментальные навыки, возрастные особенности, возможности школьного химического кабинета.
ЦЕЛИ: 1. Расширение профессионального кругозора школьников, связанного с предметом - химия.
- Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показ значения химического образования для правильной ориентации.
- Способствовать самоопределению учащихся относительно будущего профиля.
- Развитие личности учащихся средствами данного курса.
ЗАДАЧИ КУРСА
- сформировать у учащихся сознание необходимости изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы правильно их применять;
- познакомить с основными областями применения знаний химии, а именно с профессиями, в которых необходимы эти знания;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работать со справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
- использовать и развивать межпредметные связи химии с биологией, географией.
На мой взгляд важнейшей из представленных задач, является формирование у учащихся сознания необходимости изучения веществ, окружающих нас в повседневной жизни, и знакомство с основными областями применения знаний по химии в выборе будущей профессии.
Из опыта моей работы я представляю следующие проекты:
- в 8 классе: факультатив «Занимательная химия», целями которого является:
- Первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами.
- Пробуждение познавательного интереса к науке химии.
- Знакомство с правилами техники безопасности при проведении химического эксперимента в химической лаборатории.
- Воспитание культуры труда во время проведения химического эксперимента.
- Развитие навыков работы с химической посудой, умение делать опыты, объяснять наблюдаемые явления.
- Первоначальное знакомство с отдельными химическими понятиями, их практическое значение для человека.
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о: прикладной направленности химии; необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения; веществах и их влияния на организм человека; химических профессиях.
- 9 класс элективный курс «Химия внутри нас», целями которого является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Продолжить формирование химической грамотности, умения наблюдать, обобщать, информацию и формировать выводы. Данный курс предусматривает интеграцию смежных предметов: химии, биологии, экологии.
Задачи курса: развитие научного мировоззрения; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения), на основе межпредметных связей с биологией, сообщить дополнительные знания о важнейших химических элементах и их функциях в живых организмах; развитии экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.
- 10 класс элективный курс «Химия и медицина», целями которого является развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.
Таким образом на выходе участники проекта могут выбирать следующие специальности: лаборант, аппаратчик, биолог, фармацевт, врач, инженер холодильных установок, лаборант-агрохимик, рабочие складов минеральных удобрений, агроном, зоотехник, геолог, эколог, химик, учитель.
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создаёт положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что, несомненно, будет способствовать успешному обучению в вузе.
Литература
1. Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, С.В.Черникова. Технология организации уроков химии и биологии по проектной методике Тамбов, 2007 г.
2. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. –
Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 88 с.
3. Беседина Л.Л. Исследовательская деятельность как средство формирования
ключевых компетенций // Химия в школе .- 2012. - №7 - С. 21-25.
4. Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование //
Химия в школе. - 2010. - №5 - С.61-63.
5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности//Химия в
школе. - 2010. - №5 - С.67-70.
6. Подкопаева И.Н. Организация и проведение урока-исследования // Химия в
школе. - 2010. - №4 - С. 16-24.
7. Румянцев Е.В., Марфин Ю.С. непрерывная технология проектно-
исследовательской деятельности//Химия в школе.-2012.-№8-с.62-64.
8. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии. Е.Д. Корнева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.
В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....
Информатика-помощник в выборе будущей профессии
Урок по информатике в 8 классе...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.
Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Пр...
Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...
Конспект родительского собрания в онлайн режиме «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
В период пандемии мы вынуждены были постигать новые технологии. Была проведена предварительная работа. Собрание является подведением итогов о проделанной работе и её результатах....