Материалы к урокам 10 класс
учебно-методический материал (химия, 10 класс) по теме

Ольга Николаевна Бочарова

1. Календарно - тематический план.

2.Разработка урока с учетом УУД на тему "Органические вещества как пищевые добавки." 

3. Разноуровневые проверочные работы.

4. Графические диктанты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Графический   диктант   по  теме  «Гидроксильные производные углеводородов»                                  (10 класс)

  Варианты:  1 – этанол;  2 – глицерин.

Вопросы:

1. Содержит в молекуле одну гидроксильную группу.

2. Является многоатомным спиртом.

3. При обычных условиях – это бесцветная жидкость с характерным запахом.

4. Не имеет запаха.

5. При обычных условиях – это сиропообразная жидкость.

6. Хорошо растворим в воде.

7. Имеет сладковатый вкус.

8. Гигроскопичен.

9. Способен к образованию водородных связей.

10. Обладает наркотическими свойствами.

11. Обладает летучестью.

12. Слабый электролит.

13. Обладает более выраженными кислотными свойствами.

14.  Реагирует с металлическим натрием.

15. При нагревании с конц. серной кислотой образует простой эфир.

16. Со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) образует васильковый раствор.

17. Восстанавливает медь из оксида меди (II).

18. Вступает в реакцию нитрования.

19. Получают из галогеноалканов.

20. Получают при гидролизе жира.

21. Получают брожением глюкозы.

22. Получают гидратацией этилена.

23. Используют в парфюмерии и косметике.

24. Применяют в медицине как дезинфицирующее средство.

25. Используют при получении взрывчатых веществ.

26. Применяется при производстве синтетических каучуков.

27. Используют при производстве лекарственных препаратов.

28. Применяют в текстильной промышленности для отделки тканей.  

Вариант №1 – 1,3,6,9,10,11,12,14,15,17,19,21,22,23,24,26,27

Вариант №2 – 2,4,5,6,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,23,25,28.

Графический диктант по теме «Кислородосодержащие органические вещества»  

                         (10 класс)

Варианты: 1 – фенол;  2 - формальдегид  

Вопросы:

1. Содержит гидроксильную группу.

2. Содержит карбонильную группу.

3. Содержит бензольное ядро.

4. При обычных условиях – это бесцветное кристаллическое вещество.

5. Имеет запах.

6. При обычных условиях – это газ.

7. Хорошо растворим в воде.

8. Малорастворим в воде.

9. Ядовитое вещество.

10. Его водный раствор – антисептик.

11. Его водный раствор – консервирующее вещество.

12. Взаимодействует с активными металлами.

13. Восстанавливается водородом.

14. Вступает в реакцию нейтрализации со щелочами.

15. Окисляется в карбоновую кислоту.

16. Реагирует с бромной водой.

17. Вступает в реакцию нитрования.

18. С хлоридом железа (III) образует фиолетовый раствор.

19. Даёт реакцию «серебряного зеркала».

20. При нагревании со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) образует красный осадок.

21. Выделяют из каменноугольной смолы.

22. В промышленности получают каталитическим окислением метанола.

23. Используют для получения фенопластов.

24. Используют для дезинфекции помещений, мебели ,хирургических инструментов.

25. Используют для производства красителей.

26. Применяют в кожевенном производстве.

27. Используют при изготовлении биологических препаратов.

28. Применяют для производства лекарственных средств.  

Вариант №1 -  1  3  4  5  8  9  10  12  14  16  17  18  21  23  24  25

Вариант №2 -  2  5  6  7  9  11  13  15  19  20  22  23  26  27  28  

Оценка   «5» -  14 – 16 балл.

                «4» -  11 -  13 балл

                «3» -  8 – 10 балл

 

 

Графический  диктант  по теме «Карбонильные соединения» 10 класс.

Варианты: 1 – ацетальдегид;  2 – муравьиная кислота.

Вопросы:

1. Содержит альдегидную группу.

2. Содержит карбоксильную группу.

3. При обычных условиях это бесцветная жидкость.

4. Хорошо растворим в воде.

5. Имеет резкий запах.

6. Очень токсичен.

7. Содержится в крапиве, хвое, выделениях муравьев.

8. Сильный восстановитель.

9. Дает реакцию «серебряного зеркала».

10. Это сильная кислота.

11. Восстанавливается водородом в одноатомный спирт.

12. Взаимодействует с активными металлами.

13. При нагревании со свежеосажденным гидроксидом меди (II) образует красный осадок.

14. Окисляется в карбоновую кислоту.

15. Вступает в реакцию этерификации.

16. Его получают окислением этанола.

17. Получают каталитическим окислением метана.

18. Получают реакцией Кучерова.

19. Получают каталитическим окислением этилена.

20. Получают окислением метанола.

21. Используют для получения уксусной кислоты.

22. Используют в технике в качестве восстановителя.

23. Его 1,25% раствор используют в медицине.

24. Применяют в качестве растворителя.

25. Применяют для изготовления некоторых лекарств (обезболивающих).

26. Используют для получения этанола.

27. Применяют для производства пластмасс.

28. Используют в органическом синтезе.  

Вариант №1 -  1  3  4  5  6  9  11  13  14  16  18  19  21  25  26  27  28

Вариант №2 -  1  2  3  4  5  7  8  9  10  12  15  17  20  22  23  24  28

Оценка «5»  -  15 – 17 балл.

              «4»  -   11 – 14 балл.

              «3»  -   8 -  10 балл.

 

                                                              



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Предельные углеводороды»

Уровень №1

Вариант №1

1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH2 ─ CH2 ─ CH3

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Составьте структурные формулы:  а) 2,3 – диметилбутана,  б) 2,2,4 – триметилпентана, в) 2 – метил – 3 – хлоргексана.

3.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

C → CH4 → CH3Br → C2H6 

4.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  82,76% и относительная плотность по воздуху равна 2.  

Уровень №1

Вариант №2

1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH2 ─ CH2 ─ CH2 ─ CH3 

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Составьте структурные формулы:  а) 2,2 – диметилпропана,  б) 2,3,3 – триметилпентана, в) 2 – метил – 3 - этилгексана.

3.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

 CH4 → CH3Cl → C2H6 → CO2

4.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  80% и относительная плотность по водороду равна 15.  

Уровень №1

Вариант №3

1.Для вещества, формула которого    

                                                                 

                                                    CH3 ─  CН  ─  CH3 

CH3 

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Составьте структурные формулы:  а) 2,4 – диметилпентана,  б) 3,3,4 – триметилгептана, в) 2 – метил – 2 – хлорбутана.

3.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2

4.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  85,71% и относительная плотность по водороду равна 21 .  

Уровень №1

Вариант №4

 1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH ─ CH2 ─ CH3

                                                           │                      

                                                          CH3                 

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Составьте структурные формулы:  а) 2,2,3 – триметилпентана,  б) 2 –метил- 3 - этилпентан, в) 2 – метилпропана.

3.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

 CH4 → CH3Br → C2H6 → C2H5Cl

4.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  85,71% и относительная плотность по кислороду равна 2,1875.  

                                                       Уровень №2

Вариант №1

1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH ─ CH → CH3 

                                                           │         │

                                                          CH3     CH3

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

C → CH4 → CH3Br → C2H6 → C2H5Cl

3.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  85,71% и относительная плотность по кислороду равна 2,625.

4.Какой объём кислорода потребуется для сжигания 20 м3 этана?

                                                     

                                                        Уровень №2

Вариант №2

1.Для вещества, формула которого                 CH3

                       │

                       CH3 ─ C ─ CH3 

                                                                              │

                                                                            CH3

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

 2.Напишите уравнения реакций:  а) горения пропана в кислороде, б)термического разложения метана, б) нитрования этана. Дайте названия продуктам реакций.  

3. Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  84% и относительная плотность по кислороду равна 3,125.  

4. Какой объём кислорода потребуется для сжигания 3,2 кг метана?

                                                     

                                                       

                                                        Уровень №2

Вариант №3

1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH2 ─ CH ─ CH2 ─ CH3 

                                                                │                      

                                                               С2H5                 

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

Al4C3 →  CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5NO2

3.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  84,21% и относительная плотность по воздуху  3,931.

4.Какой объём воздуха потребуется для сжигания 10 м3 пропана? Объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

                                                       Уровень №2

Вариант №4

1.Для вещества, формула которого

CH3 ─ CH ─ CH2 → CH → CH3 

                                                     │                      │

                                                   CH3                  CH3

Составьте структурные формулы изомера и гомолога. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2.Напишите уравнения реакций, используя структурные формулы веществ: 

а) изомеризации  н. пентана, б) хлорирования  2 - метилбутана в две стадии. Дайте названия продуктам реакций.  

3. Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором равна  85,71% и относительная плотность по азоту равна 3,5.  

4.Какой объём воздуха потребуется для полного сжигания смеси, состоящей из 6 м3 метана и  6 м3 пропана? Объёмная доля кислорода в воздухе составляет 21%.



Предварительный просмотр:

                                 Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования города Москвы

ГБОУ СОШ «школа здоровья» № 1008

Методическая разработка

«Разработка  урока  химии в 10 классе

на тему

«Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроке химии средствами современных

педагогических технологий»  

(Кислородосодержащие органические вещества в аспекте

применения их в качестве пищевых добавок)

Выполнила

          Бочарова Ольга Николаевна

Учитель химии   ГБОУ СОШ  «Школа здоровья» № 1008

Москва – 2012 год

Урок: Кислородосодержащие органические вещества в аспекте применения  их в качестве пищевых добавок.

Тип урока: Применение знаний и умений с элементами здоровьесбережения.

Цели урока:

Воспитания: создать условия для:

 - воспитания активности и самостоятельности при закреплении и применении изученного

материала, культуры проведения и оформления результатов эксперимента,

 - формирования убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни, применять элементы здоровьесбережения в повседневной жизни, экологической компетентности в

вопросе выбора продуктов питания.

Развития: создать условия для:

 - развития умений самоорганизации, самоконтроля и коррекции своих знаний,

 - развития приёмов мышления: анализ, синтез, сравнение,

 - развития умений использовать методы познания: эксперимент, наблюдение, моделирование,

 - развития коммуникативных умений.

Образования: создать условия для:

 - формирования представлений о применении кислородосодержащих органических

веществ в том числе и в качестве пищевых добавок,

 - формирования умений распознавать классы органических веществ по наличию функциональной группы, идентифицировать органические вещества с помощью качественных реакций, составлять план распознавания и уравнения качественных

реакций,

 - развития практических умений по обращению с химическим оборудованием и реактивами.

 

                                       Структура  урока

Этапы

урока

Основные дидактические

задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения приёмы обучения

Средства обучения

Время

1.Целеполагание

2. Актуализация знаний.

3. Применение знаний и умений

 

4. Подведение

итогов урока.

5. Рефлексия.      

-создание проблемы о применении пищевых добавок с кодом Е и определение результата урока:

- выявление среди изученных органических веществ пищевых добавок с кодом Е,

- научиться их идентифицировать,

- выразить своё отношение к их применению.

-организовать повторение определений и номенклатуры спиртов, фенолов,  альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, простых и сложных эфиров.

-создать условия для актуализации и закрепления умения распознавать классы кислородосодержащих в-в по наличию функциональной группы.

-создать условия для выявления знаний физических и химических свойств, качественных реакций и областей применения органических в-в.используемых в качестве консервантов.  

-создать условия для выявления экспериментальных умений распознавать классы органических веществ, проводить качественные реакции,

- развивать умения фиксировать, анализировать и обобщать экспериментальные данные,

- развивать умения составлять план распознавания, записывать уравнения качественных реакций.  

-создать условия для изучения проблемы использования пищевых добавок и формирования личного отношения к этой проблеме

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Создать условия для выражения

учащимися:

-личного отношения к уроку, к теме

урока,

-ощущения собственного успеха или неуспеха на уроке.  

фронтальный

индивидуальная с последующей проверкой и самооценкой

индивидуальная с последующей проверкой и самооценкой

групповая      

(по 6 уч-ся) с

последующим фронтальным представлением результатов работы  

индивидуальная с последующим обсуждением в группе

фронтальная

индивидуальная

беседа

опрос

репродуктивное выполнение тестовых заданий

выполнение тестовых заданий

частично-

поисковый с последующим фронтальным обсуждением результатов

творческий с послед. составлением синквейна

Статья из интернета

карточки с заданиями

карточки с заданиями

оборудование и реактивы на столах уч-ся

Справочные материалы

Разноцветные шары на магнитах

2 мин

3 мин

5 мин

10 мин

15 мин

10 мин

1 мин

Разработка  урока

Этап 1. Целеполагание.

        

Создание проблемы с помощью зачитывания статьи из Интернета об использовании пищевых добавок с кодом Е.

Вредны ли добавки с кодом Е

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Основной довод производителей в

пользу "Е" это то, что пищевые добавки безвредны, иначе они не звались бы пищевыми.  Медики с такой формулировкой не согласны. Их аргументы следующие: если некоторые пищевые добавки не вредны сами по себе, то включившись в наш обмен веществ, они оказывают на организм самое неожиданное действие.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд.  Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И, моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!

Но есть и безвредные, и даже полезные "Е".  Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.

Цель для учащихся:

- среди изученных классов кислородосодержащих веществ выявить вещества, используемые в качестве пищевых добавок с кодом Е,

- научиться идентифицировать их в том числе с использованием химического эксперимента,

- выработать собственную позицию в отношении их использования.

Этап 2. Актуализация знаний.

На доске с помощью магнитных карточек изображаются формулы веществ, относящихся к пищевым добавкам, а рядом написаны общие формулы классов кислородосодержащих

органических веществ.

   Учащимся предлагается дать определения каждому классу органических веществ по его функциональной группе и проклассифицировать пищевые добавки.

   Каждое определение оценивается – 0,5 балла.

На столах учащихся:

- индивидуальные листы, на которых фиксируются суммы баллов за каждое задание,

- карточки с заданиями,

- справочные материалы по пищевым добавкам.

Задание 1.  «Третий лишний»

Учащимся предлагается задание, представленное на карточках, после выполнения которого проводится фронтальная проверка и подсчёт баллов, набранных на данном

этапе. Максимальный балл – 3.

                                  «Третий лишний»

Среди трех формул кислородсодержащих веществ найдите лишнюю. По какому признаку вы исключили эту формулу?

Вариант I:

  1. СН3СООН    НСООН    С2Н5ОН

  1. СН3СООСН3    С3Н7ОСН3    С2Н5ОС2Н5

  1. С3Н7СОН    СН3СОСН3    НСОН

Вариант II:

  1. СН2 – СН2        СН2 – СН – СН2         С6Н5ОН

  |         |              |          |         |

 OH    OH         ОН     ОН    ОН

  1. СН3СООН    СН3СООС2Н5     С2Н5СООН

        

  1. НСОН    СН3 СОС2Н5     С3Н7СОН

Этап 3. Применение знаний и умений.  

Задание 2. Химический диктант.

Учащимся предлагается индивидуальное задание по идентификации органического вещества на основании знания его физических и химических свойств, качественных реакций и областей применения. По окончании выполнения задания учащиеся, сидящие

парами, проверяют задания друг друга, и подсчитывают количество баллов. Максимальный балл – 4.

Химический  диктант

Вариант №1   Формальдегид

Вариант №2   Фенол

1. Бесцветный газ с характерным запахом, раздражает слизистую оболочку  

глаз и дыхательных путей.

2. Бесцветное кристаллическое вещество с резким запахом, сильный яд.

3. Его водный раствор – карболовая кислота – сильный антисептик.

4. 40% водный раствор этого вещества – формалин – дезинфицирующее и

консервирующее средство.

5./Качественной реакцией на это вещество является реакция «серебряного зеркала».

6. С хлоридом железа 3-х валентного образует фиолетовый раствор.

7. При нагревании с гидроксидом меди (11) даёт  красный осадок.  

8. Восстанавливается водородом до метанола.  

9. Со щелочами вступает в реакцию нейтрализации

10. Это вещество выделяют из каменноугольной смолы.

11. В промышленности его получают каталитическим окислением метанола.

12. Его используют при производстве красителей и лекарственных веществ.

13. Это вещество используют для получения фенолформальдегидных  

пластмасс.  

14. Его водный раствор – антисептик – используют для дезинфекции помещений, мебели, хирургических инструментов.

15. Способность этого вещества оказывать дубящее действие на белок используют в кожевенном производстве и при изготовлении биологических  препаратов.

Вариант №3  Муравьиная  кислота                                            

Вариант №4  Уксусная кислота

1. Едкая летучая жидкость с резким неприятным запахом, при попадании на кожу вызывает ожоги.

2.При комнатной температуре это бесцветная прозрачная жидкость с резким запахом

с невысокой вязкостью.

3.При 17 С чистая кислота превращается в бесцветную кристаллическую массу, похожую

на лёд. и называется ледяной.

4. Она составляет до 70% содержимого ядовитой железы рыжего муравья, содержится

в листьях крапивы.

5.С водой смешивается в любых отношениях, но в водном растворе является слабым электролитом, окрашивает лакмус в красный цвет.

6.Является сильным восстановителем, восстанавливает серебро из аммиачного раствора

оксида серебра.

7. Со спиртами и фенолами вступает в реакцию этерификации, образуя сложные эфиры.

8. Водородные связи между её молекулами не разрываются даже при испарении, образуя

димеры.

9. В промышленности её получают при взаимодействии формиата натрия с концентрированной серной кислотой.

10. Как пищевую эту кислоту получают в результате процессов брожения ( виноградного

вина).

11. Для технических целей её получают каталитическим окислением бутана.

12. Её 70% водный раствор называется эссенцией и применяется в качестве консерванта

в пищевой промышленности.

13. Используется в кожевенном деле для дубления кожи.

14. Её водный раствор – муравьиный спирт – используется в медицине

15. Используется для получения ацетатного волокна.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 Чтобы глаза учащихся отдохнули, проводим разминку для глаз, выполняем несколько

упражнений.

Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине, улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука - глаз».

 

Упражнения для глаз

        «Ленивые восьмёрки»

       Представьте перед собой на уровне глаз восьмёрку, лежащую на боку ( знак бесконечности). Её центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть

согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите

в воздухе от центра влево – вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова

в центр. Продолжайте «рисовать» вправо вверх, возвращаясь в исходную точку. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза

каждой рукой.  

          «Двойные  рисунки»

        Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения, рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. 

Задание 3. Эксперимент.

. Средства обучения:

- оборудование и реактивы для учащихся ( на парту) для распознавания органических

веществ, выданных в пронумерованных пробирках,

-цветной картон, маркеры.

Учащимся предлагается распознать с помощью эксперимента органические вещества.

Работа проводится в трёх группах по 6 человек ( 3 пары). Вначале группа обсуждает

задание и намечает план распознавания веществ, затем две пары проводят эксперимент

и сравнивают результаты, а третья пара на цветных листах оформляет план распознавания

веществ и составляет уравнения качественных реакций.

     Группа 1 работает на красных листах: красный – цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды, возвращает жизненную силу.

     Группа 2 работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снижает раздражительность.

     Группа 3 работает на жёлтых листах: жёлтый цвет ассоциируется с солнцем, интуицией, стимулирует нервную систему, повышает аппетит.

        После выполнения эксперимента каждая группа проводит презентацию, демонстрируя записи  и результаты проделанных опытов, делает выводы.

Группы оценивают работу друг друга. Максимальный балл – 5

Эксперимент

В выданных пронумерованных пробирках находятся растворы кислородсодержащих органических веществ. В каждой группе по 3 вещества. Составьте план распознавания веществ. Проведите качественные реакции с использованием наименьшего количества реактивов. Составьте уравнения качественных реакций.

Вариант I:

Глицерин   глюкоза    этанол

Вариант II:

Фенол   ацетат натрия    уксусная кислота

Вариант III:

Уксусная кислота   формальдегид   муравьиная кислота

Задание 4. Пищевые добавки.

А теперь учащимся предстоит подробно ознакомиться с классификацией пищевых добавок с кодом Е,с их действием на организм человека, узнать о самых вредных продуктах питания. В результате учащиеся должны будут выразить своё отношение к вопросу использования пищевых добавок в форме синквейна. Максимальный балл – 5.

Синквейн  - это пятистрочная стихотворная форма ( Япония)  

1.Тема – одно существительное (местоимение).  

2. Два слова – прилагательные, причастия – описание признаков, свойств выбранного предмета.

3. Три глагола (деепричастия), описывающие характерные действия объекта.

4. Фраза ( 4 слова), описывающие  личное отношение к выбранному объекту.

5. Одно слово – резюме, характеризующее суть объекта

Классификация пищевых добавок

Красители

Консерванты

Антиоксиданты

Стабилизаторы

Эмульгаторы

10 самых вредных продуктов питания

Е100 - Е199

Е200 - Е299

Е300 - Е399

Е400 – Е499

Е500 – Е599

1) жевательные резинки, сладости.

Содержат подсластители, сахарозаменители, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, антиоксиданты, красители.

2) вареные колбасы, сосиски, сардельки, мясные фарши.

Содержат консерванты, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, антиоксиданты, пищевые красители, ароматизаторы.

3) копченые мясо, рыба, копченые и полукопченые колбасы.

Содержат консерванты, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, антиоксиданты, красители, ароматизаторы.

4) йогурты.

Содержат стабилизаторы, загустители, антиоксиданты, ароматизаторы.

5) чипсы и картофель «фри».

Содержат стабилизаторы, ароматизаторы.

6) мороженое.

Содержит красители, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы, ароматизаторы.

7) напитки.

Содержат консерванты, сахарозаменители, эмульгаторы, ароматизаторы.

8) соусы.

Содержат ароматизаторы, консерванты, красители, стабилизаторы, загустители.

9) сухарики.

Содержат ароматизаторы, красители.

10) шоколад.

Консерванты, ароматизаторы, стабилизаторы, загустители, эмульгаторы.

Усиливают и восстанавливают естественный цвет продукта.

Е160 – бета-каротин (желтый), Е150 – карамельный сахар.

Вред:

1)  пищевая аллергия (Е102 – конфеты, мороженое, напитки);

2) заболевания щитовидной железы (Е127).

Отвечают за сохранность продуктов. Защищают продукт от микробов, грибков, бактериофагов. Представляют наибольшую опасность для здоровья.

Вред:

1) обладают канцерогенным действием (Е211; Е216, Е217 – запрещены!);

2) убивают бифидобактерии в кишечнике, способствуют развитию дисбактериоза ;

3) аллергические воспалительные реакции (Е250, Е251);

4) вредны для кожи (Е231, Е232).

Отвечают за сохранность продуктов, защищают их от окисления. Например, от прогоркания жиров. И, как следствие, изменение цвета продукта.

Е300 – аскорбиновая кислота.

Е330 – лимонная кислота.

Вред:

1) могут вызвать аллергию и приступ астмы (Е311, Е320, Е321);

2) задерживают воду в организме, повышая содержание холестерина (Е320).

Сохраняют консистенцию продукции, загустители повышают вязкость продукта. Например, Е440 – пектин, Е422 – глицерин.

Вред:

1) болезни пищеварительной системы.

Создают однородную смесь из несмешивающихся продуктов (вода и масло).

Вред:

1) болезни печени, желудка (Е510, Е513).

Отличительные свойства некоторых консервантов

 Е200 – Сорбиновая кислота (2,4 гександиеновая кислота) – бесцветные кристаллы, tпл = 134 °С. Содержится в соке рябины Sorbusaucuparia (отсюда название). Применяют для консервирования пищевых продуктов, в органическом синтезе. Вызывает аллергию, чаще всего кожную сыпь

 Сорбиновая кислота, сорбат калия разрешены во всех странах мира для консервирования многих пищевых продуктов. Разрешённые максимальные количества составляют от 0,1 до 0,2%.

 Главная область применения сорбиновой кислоты – сыры всех сортов. Её применяют в качестве консерванта вследствие эффективности при высоких значениях рН и специфического действия на плесневые грибы.

  Е210 – Бензойная кислота – бесцветные кристаллы, tпл = 122,4 °С. Применяют в производстве красителей, лекарственных и душистых веществ, в медицине как наружное средство противомикробного и фунгицидного действий. Запрещена к употреблению астматикам, провоцирует приступы.

 Е211 – Бензоат натрия – отхаркивающее средство, консервант пищевых продуктов в производстве повидла, мармелада, меланжа (кондитерское производство), кильки, кетовой икры, плодово ягодных соков, полуфабрикатов

Е240 – Формальдегид – в быту известен в виде водного раствора формалина. Запрещен в России и большинстве стран мира!

. Применяют, как дезинфицирующее и дезодорирующее средство; раствор для приготовления анатомических препаратов и дубления кож, а также в пищевой отрасли промышленности для консервирования икры осетровых рыб.

  Е236 – Муравьиная кислота – применяют в протравном крашении, для получения лекарственных средств, пестицидов, растворителей, как консервант в пищевой отрасли промышленности. Запрещен в ЕС, США и ряде других странан

Е270 – Молочная кислота (2 гидроксипропионовая кислота) – важный промежуточный продукт обмена веществ у животных, растений и микроорганизмов.

 Образуется при молочно кислом брожении (скисание молока, квашение капусты и др.).

 Применяют в протравном крашении, дублении кож, как консервант в пищевой отрасли

промышленности.

E210 – Бензойная кислота (Benzoic Acid) – Может провоцировать приступы астмы. Вызывает аллергические реакции, могут приводить к образованию злокачественных опухолей, канцероген

 E211 – Бензоат натрия (Sodium Benzoate). Вызывает аллергические реакции, могут приводить к образованию злокачественных опухолей, канцероген

 E212 – Бензоат калия (Potassium Benzoate). Вызывает аллергические реакции

 E213 – Бензоат кальция (Calcium Benzoate) Вызывает аллергические реакции, могут приводить к образованию злокачественных опухолей, канцероген,

Этап 4. Подведение итогов урока.

 

Суммируются все баллы, набранные за урок. Оценки в журнале выставляются после

проверки записей в индивидуальных листах учащихся на предмет объективности

самооценки.

 

Этап 5. Рефлексия.

На этом этапе урока учащиеся могут выразить своё отношение к уроку, к теме урока,

своё ощущение успеха или неуспеха на данном уроке. Для этого на партах разложены

шарики из разноцветного картона на магнитах, по одному из которых учащиеся помещают на новогоднюю ёлку, изображенную на доске:

         - красный –азарт, интерес, радость победы,  достижение цели,

         - жёлтый – спокойствие ,неторопливость, достижение целей наполовину,

         - серый – скука, безразличие,, недовольство собой, уроком.

Литература

1. .)_ «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: И. Г. Остроумов, А. С. Боев, О. С. Габриелян, «Просвещение», Москва 2006

2. О.С.Габриелян Химия 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных

учреждений. М. Дрофа ОАО «Московские учебники» 2009.

3. Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова Химия 10, профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. М «Вентана-Граф» ОАО «Московские учебники»

2008.

4. Научно-методический журнал «Химия в школе» №1 2007.

5. Статьи в Интернете под рубрикой «Пищевые добавки».

6. О.Цыплакова «Да здравствует творчество» в цикле «Гимнастика мозга» Интернет.

Данный урок проводился в рамках городского семинара по здоровьесбережению, который проходил в нашей школе в январе 2012 года

1) Цель для учащихся:

- среди изученных классов кислородосодержащих веществ выявить вещества, используемые в качестве пищевых добавок с кодом Е,

- научиться идентифицировать их в том числе с использованием химического эксперимента,

- выработать собственную позицию в отношении их использования.

 Организация познавательной деятельности учащихся на уроке

1) Средства обеспечения положительной мотивации обучения:

- эмоциональные- поддержание интереса к изучаемой теме- использование некоторых органических веществ в повседневной жизни, присутствие их в продуктах питания в качестве пищевых добавок, возможности распознавания этих веществ с помощью химического эксперимента,

- обеспечение ситуаций реализации личностных возрастных мотивов подростка- повышенный интерес к проведению химического эксперимента, активное обсуждение плана распознавания и результатов эксперимента,

- социальные- ситуация успешности при представлении результатов эксперимента и получении наивысшей оценки со стороны группы учащихся, учителя,

- взаимопомощь при выполнении эксперимента,

- взаимопроверка тестовых заданий,

-включение элементов здоровьесбережения: физкультминутки, рефлексия на каждом этапе урока.

2) Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся:

- приёмы поддержания внимания: наглядность- использование магнитных карточек, цветных листов для отчёта по эксперименту, магнитных шаров,

-разнообразие форм деятельности: выполнение репродуктивных экспериментальных, творческих заданий,

- мыслительные приёмы: умение классифицировать органические  вещества, использовать приёмы синтеза, анализа, сравнения при выполнении эксперимента и творческих заданий,

- развитие речи при фронтальных отчётах о выполнении заданий, составление синквейна в

творческом задании,

- приёмы запоминания информации при изучении материалов о пищевых добавках.

 Роль учителя на данном уроке:

- доставляет дополнительную информацию о пищевых добавках, ставит проблему и

организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся в форме исследования при выполнении репродуктивных (тестовых) заданий, экспериментальных

и творческих (с материалами по пищевым добавкам ) заданий,  

- в течении урока координирует групповую работу по выполнению эксперимента,

- является экспертом по оцениванию результатов эксперимента, репродуктивных и творческих заданий,

- распределяет время работы учащихся на каждом этапе урока,

- осуществляет помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения,

- координирует деятельность всего класса,

- организует физкультминутки,

- в конце урока учитель подводит итоги урока, собирает индивидуальные листы и организует рефлексию учащихся.



Предварительный просмотр:


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета               химия

Класс ____10 б_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  34     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _2___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___3__  час.

Тестовых работ                __ 3___  час.

        ИТОГО                ___8__  час.

Рабочий план составлен на основании учебной программы : на основе базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочий план составлен на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 

№ урока

Дата проведения урока

       

     Тема программы  (количество часов.  

цели), темы уроков

Параграф учебника

Контроль

(с/р, пр./р, к/р

зачет)

Практические и лабораторные занятия

_Тема 1. Теоретические основы органической химии (3 часа)

Цели:         создать условия для формирования и развития  основных химических понятий:                  органическая химия – химия углеродных соединений, природа связи в органических веществах; основные положения теории химического строения  А, М. Бутлерова, понятие об изомерии, классификация органических веществ;                                                                         формирования умений проявлять активность и самостоятельность, описывать, сравнивать, объекты, анализировать, систематизировать, оценивать результаты своей деятельности.        

1(1)

02.09

Строение атома. Ковалентная химическая связь.

§1,3, зад.1-5 с.13

2(2)

09.09

Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова и её значение для развития науки. Изомерия.

§ 2, зад.1-4 стр.10.

3(3)

16.09

Классификация органических веществ.

§ 4

Тема 2. Углеводороды (14 часов)

Цели: Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:     классификация углеводородов, гомологический ряд углеводородов, номенклатура ,виды изомерии, физические и химические свойства, качественные реакции, нахождение в природе, способы получения, применение углеводородов;                                                       формирования умений составлять структурные формулы, давать названия, составлять формулы изомеров и гомологов углеводородов, производить расчеты на вывод формулы углеводорода по данным элементного анализа и по продуктам его сгорания, проводить эксперимент по качественному определению элементного состава углеводородов и их производных.                                

1(4)

23.09

Метан. Гомологический ряд алканов.

§ 5, таблица 1 стр.19; зад.5,6 стр.27.

2(5)

30.09

Изомерия алканов. Номенклатура алканов.

§ 5, зад.9,10,11  стр.27

3(6)

07.10

Химические свойства алканов. Получение алканов.

§ 6, 7, зад.13,14,15 стр.28.

4(7)

14.10

Вывод молекулярной формулы углеводородов по данным элементного анализа.

Зад.6,7 стр.28.

5(8)

21.10

Практическая работа № 1: «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».

Стр. 32.

Практическая работа №1

6(9)

28.10

Циклоалканы, их строение, свойства и нахождение в природе.

§8, зад.1-4 стр.31.

7(10)

11.11

Проверочная работа: «Предельные углеводороды».

Проверочная работа

8(11)

18.11

Алкены. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура.,

§ 9, зад.2,4,6,8,9 стр.43.

9(12)

25.11

Химические свойства алкенов. Применение и получение алкенов.

§ 10, зад.12,16 стр.43.

10(13)

02.12

Алкадиены. Каучуки.

§ 11,12, зад.2,9стр.49.

11(14)

09.12

Ацетилен. Изомерия, физические свойства алкинов. Химические свойства и получение алкинов.

§ 13, зад.1,5,6,9(а,в) стр.54-55.

12(15)

16.12

Бензол. Химические свойства, применение и получение бензола.

§ 14,15 зад.4,6,8 стр.66-67.

13(16)

23.12

Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.

Зад.12(а,б) с.67.

Зачет

углеводороды

14(17)

13.01

Контрольная работа № 1 «Углеводороды».

Контрольная работа №1

Тема 3. Природные источники углеводородов (1 час)

Цели: Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:         природные источники углеводородов, способы их переработки, направления использования продуктов переработки                                

15(18)

20.01

Природные источники углеводородов.

§ 16,17,18,19

Тема 4. Кислородосодержащие соединения (16 часов)

Цели: Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:    кислородосодержащие органические вещества, гомологические ряды,  номенклатура,

виды изомерии, функциональные группы, качественные реакции, свойства, получение, направления применения;                                                                                                        формирования умений составлять структурные формулы изомеров и гомологов кислородосодержащих, составлять и решать схемы превращений, отражающие взаимосвязь классов кислородосодержащих и углеводородов, производить расчеты на вывод формул кислородосодержащих веществ, ставить эксперимент по обнаружению функциональных групп.                                

1(19)

27.01

Предельные одноатомные спирты: строение, гомологи, изомеры. Физические свойства.

§ 20, зад.5,6,7 с.88

2(20)

03.02

Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Применение и получение спиртов.

§ 21,зад.14(б,в,г) с.88

3(21)

10.02

Многоатомные спирты.

§ 22, зад.2, 4(а,б) с.92.

4(22)

17.02

Фенол.

§ 23,24, зад.3,7 с.98.

Самостоятельная работа

5(23)

24.02

Альдегиды и кетоны: строение, физические свойства.

§ 25, зад. 3,4 с.105

6(24)

03.03

Химические свойства, получение и применение альдегидов и кетонов.

§ 26, зад.8,10(а) с.106.

7(25)

10.03

Одноосновные карбоновые кислоты

§ 27, зад.4,16 с.117.

8(26)

17.03

Химические свойства, применение и получение предельных карбоновых кислот.

§ 28,29, зад.8,14,17 (а) с.118.

9(27)

31.03

Практическая работа № 2: «Получение и свойства карбоновых кислот».

с. 119

Практическая работа №2

10(28)

07.04

Контрольная работа № 2 «Карбонильные соединения»

Контрольная работа №2

11(29)

14.04

Сложные эфиры, жиры: строение, свойства, применение.

§ 30,31 зад.3,7 (а,б) с.128

12(30)

21.04

Глюкоза: состав, строение, нахождение в природе, свойства, применение.

§ 32, зад.5,6,7 с.146.

13(31)

28.04

Сахароза, её состав, нахождение в природе и получение.

§ 33, зад.8 (а) с.146.

14(32)

05.05

Крахмал и целлюлоза как природные полимеры.

§ 34,35 зад.1 с.147.

15(33)

12.05

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на распознавание кислородосодержащих органических веществ».

с.120

Практическая работа №3

16(34)

19.05

Контрольная работа № 3 «Кислородосодержащие органические вещества»

Контрольная работа №3

             


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                   химия

Класс ____10 б_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  34     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _2___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___3__  час.

Тестовых работ                __ 3___  час.

        ИТОГО                ___8__  час.

Рабочая программа составлена  на основании учебной программы  базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочая программа  составлена на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 



Предварительный просмотр:

                                                       

                                                           Вариант №1  

                                                           Уровень  №1

1.Дан  2-метилпропен-1, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2. Составьте структурные формулы следующих веществ:

- бутин-1.

- пентадиен-1,3,

- 3-метилпентен-2.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

этан ----- этен ----- хлорэтан

4. Массовая доля углерода в углеводороде равна 85,71%, водорода – 14,29%. Относительная плотность углеводорода по азоту равна 1. Выведите молекулярную  

формулу углеводорода, напишите его структурную формулу.

                                             

                                                        Вариант №2

                                                         Уровень №1

1. .Дан  пентен-1, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

 2. Составьте структурные формулы следующих веществ:

-  пентен-2,

- 3-метилгексин-1,

- 3,3-диметилбутен-1.

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

                этен ----- бромэтан ------ бутан.

4. Массовая доля углерода в углеводороде равна 75%, водорода – 25%. Плотность углеводорода   равна 0,71 г/л. Выведите молекулярную  формулу углеводорода, напишите его структурную формулу.

                                              Вариант №3

                                                 

                                               Уровень №1

1. . .Дан  бутадиен -1,3,  составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2. Составьте структурные формулы следующих веществ:

- 3-метилгексадиен-1,4,

- пентин-1,

- 2,4-диметилпентен-2.

3.  Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

                  метан ----- этин ----- этан.

4. . Массовая доля углерода в углеводороде равна 82,76%, водорода – 17,24%. Относительная плотность углеводорода по воздуху равна 2,0. Выведите молекулярную  

формулу углеводорода, напишите его структурную фор

                                                 

                                                    Вариант №4

                                                    Уровень №1

1. .Дан  бутин-1, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по систематической номенклатуре.

2. Составьте структурные формулы следующих веществ:

- - 2,3-диметилпентен-1,

- 2-метилпентадиен-1,3,

- 3-метилгексин-1.  

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

                 этиловый спирт ------ этен ------ 1,2-дибромэтан

4.. Массовая доля углерода в углеводороде равна 85,71%, водорода – 14,29%. Плотность углеводорода   равна 2,5 г/л. Выведите молекулярную  формулу углеводорода, напишите его структурную формулу.

                                                   

                                                   

                                                       Вариант №1

                                                       Уровень №2

1.Для вещества, пентен-1, составьте формулы изомеров, отражающие все возможные

виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

              метан ----- этин ----- этен ----- хлорэтан.

3 .При полном сгорании 1,4 г. органического вещества было получено 4,4 г.углекислого газа и 1,8 г. воды. Относительная плотность паров вещества по водороду равна 28. Выведите молекулярную формулу вещества.

4. Какой объём воздуха затрачен на полное сгорание смеси газов, состоящей из 2 л.

метана и 5 л. этилена.

5. Как из метана получить этилен? Составьте цепочку превращений.

                                                 

                                                 

                                                    Вариант №2

                                                    Уровень №2

1..Для вещества, пентадиен-1,3, составьте формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

                       хлорэтан ----- этен ----- этиловый спирт ----- этен.  

3. При полном сгорании 5,8 г. органического вещества было получено 17,6 г.углекислого газа и 9 г. воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху равна 2. Выведите молекулярную формулу вещества.

4.При пропускании этилена через бромную воду ее масса увеличилась 56 г.Рассчитайте массу полученного дибромэтана.  

5. Как из этана получить полиэтилен? Составьте цепочку превращений.

                                                 

                                                    Вариант №3

                                                     Уровень №2

1. Для вещества, гексин-1, составьте формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.  

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

                     карбид кальция ------ этин ------ этен ----- дибромэтан.

3. При полном сгорании 8,4 г. органического вещества было получено 26,4 г.углекислого газа и 10,8 г. воды. Относительная плотность паров вещества по азоту равна 3. Выведите молекулярную формулу вещества.  

4. Какой объём этилена можно получить из этилового спирта массой 92 г.,если объёмная доля выхода этилена составляет 80%.

5. Как из бутана получить бутадиеновый каучук? Составьте цепочку превращений.

                                                     Вариант №4

                                                      Уровень №2

1. Для вещества, 2-метилпентадиен-1,3,  составьте формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:  

                    этен ------ дибромэтан ------ этин ----- уксусный альдегид.

3. . При полном сгорании 8,6 г. органического вещества было получено 26,4 г.углекислого газа и 12,6 г. воды.  Плотность паров вещества  равна 3,84 г/л.  Выведите молекулярную формулу вещества.  

4. Какой объём ацетилена можно получить из карбида кальция массой 80 г., содержащего

20% примесей.

5. Как из метана получить бромэтан? Составьте цепочку превращений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...