Рабочая программа по химии 8-9 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа разработнана в соответствии с примерной программой основного общего образования по химии 2004 года. Документ содержит пояснительную записку, таблицу распределения тем и практических работ по классам, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 26.42 КБ |
распределение часов и практических работ по классам | 12.52 КБ |
темы практических работ | 12.88 КБ |
тематическое планирование 8 класс | 20.52 КБ |
тематическое планирование 9 класс | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа №6
п.г.т. Зеленоборский
«СОГЛАСОВАНО»__________ «УТВЕРЖДЕНО»__________
методическим советом школы приказом по школе
Протокол № ____ от ________2014 г №____ от ________2014 г
Рабочая программа
по химии
8-9 класс
разработана на основе примерной программы
основного общего образования
по химии
на базовом уровне
Разработала:
Томарович Людмила Александровна,
учитель химии
2014 г.
Рабочая программа основного общего образования по химии (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по химии составлена на основе примерных программ основного общего образования 2004 года.
Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности«не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы
и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии;
Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться
с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.
Цели
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего
образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит140 часов. В том числе по70 часов в VIII и IX классах, из расчета– 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на136 учебных часов, по 68 часов в VIII и IX классах, так как для районов Крайнего Севера предусмотрены дополнительные каникулы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета«Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 час)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (10 час).
Химия как часть естествознания. Химия– наука о веществах, их строении, свойствах и
превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение
химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в
растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические занятия
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической
лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ВЕЩЕСТВО (30 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов,
химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество
вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть,
природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро(протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные
вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными
связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (17 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю
примесей.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час).
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы(VI).
Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота(II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные
свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода.
Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная
кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами,
солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II иIII).
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами,
сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и
изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и
изучение их свойств».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
( 11 час).
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты(метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты(уксусная, стеариновая)
как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
Практические занятия
Изготовление моделей углеводородов.
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 час).
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной
жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практические занятия
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать/ понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ
и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация
веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного(порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе
Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов
и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
Предварительный просмотр:
Распределение часов по содержательным линиям
Содержательные линии | В примерной программе | В рабочей программе | 8 класс | 9 класс |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. | 8 часов | 10 (2 часа из резерва) | 10 | - |
ВЕЩЕСТВО. | 25 часов | 30 (5 часов из резерва) | 30 | - |
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. | 15 часов | 17 (2 часа из резерва) | 10 | 7 |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. | 62 часа | 62 | 18 | 44 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ. | 10 часов | 11 (1 час из резерва) | - | 11 |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ. | 6 часов | 6 | - | 6 |
РЕЗЕРВ | 14 часов | - | - | - |
140 | 136 (10 часов из резерва) | 68 | 68 |
Практические работы
Содержательные линии | В примерной программе | В рабочей программе | 8 класс | 9 класс |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. | 3 | 3 | 3 | |
ВЕЩЕСТВО. | ||||
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. | 1 | 1 | 1 | |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. | 4 | 4 | 2 | 2 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ. | 1 | 1 | 1 | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ. | ||||
9 | 9 | 6 | 3 |
Предварительный просмотр:
Практические работы. Химия.
8 класс
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
- Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
- Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
- Получение, собирание и распознавание кислорода.
- Получение, собирание и распознавание водорода.
9 класс
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
- Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
- Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
- Изготовление моделей углеводородов.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 8 класс, 68 часов (2 часа в неделю)
№ | Дидактические единицы | Пр/р, л/о, дем., к/р. | Содержание | |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (10 часов). | ||||
1 | Химия как часть естествознания. Химия– наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. | Вводный инструктаж по ТБ. Правила ТБ. Вещество. Свойства. | ||
2 | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. | Дем.: Горение магния. | Методы изучения химии – наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Анализ. Синтез. | |
3 | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. | Пр/р.: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. | Лабораторная посуда и оборудование. | |
4 | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. | Л/о.: Разделение смесей. | Чистое вещество, смеси. Способы разделения смесей. Кристаллизация, дистилляция, хроматография. | |
5 | Пр/р Очистка загрязненной поваренной соли. | Пр/р | ТБ при работе с химическим оборудованием. | |
6 | Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. | Дем.: Растворение веществ в различных растворителях. | Кристаллизация. Растворение. | |
7 | Пр/р Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Пр/р | Раствор, концентрация раствора. | |
8 | Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. | Дем.: Устройство спиртовки, газовой горелки, водяной бани. | Правила ТБ при работе с нагревательными приборами. Спиртовка, газовая горелка, водяная баня. | |
9 | Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. | Анализ. Качественные реакции. Индикаторы. | ||
10 | Получение газообразных веществ. | Газообразные вещества. | ||
ВЕЩЕСТВО (30 часов). | ||||
1 | Атомы и молекулы. | Атомы и молекулы. | ||
2 | Химический элемент. | Химический элемент. | ||
3 | Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. | Знаки химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава. | ||
4 | Составление химических формул. | Химический язык. Индексы. Коэффициенты. | ||
5 | Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | Атомные единицы массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | ||
6 | Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | |||
7 | Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. | Дем.: Химические соединения количеством вещества в 1 моль. Дем.: Модель молярного объема газов. | Моль. Молярная масса. Молярный объём. | |
8 | Чистые вещества и смеси веществ. | Чистое вещество, смеси. | ||
9 | Качественный и количественный состав вещества. | Анализ состава вещества | ||
10 | Простые вещества (металлы и неметаллы). | Дем.: Образцы простых и сложных веществ. Дем.: Образцы типичных металлов и неметаллов. | Металлы. Неметаллы. | |
11 | Сложные вещества (органические и неорганические). | Л/о.: Знакомство с образцами простых и сложных веществ. | ||
12 | Основные классы неорганических веществ. | Классы неорганических веществ: оксиды, кислоты, основания, соли. | ||
13 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | ПСХЭ Д.И. Менделеева. Периодический закон. | ||
14 | Группы и периоды периодической системы. | Группы, периоды. | ||
15 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. | Атом. Ядро, электрон, протон, нейтрон. Изотоп. | ||
16 | Строение электронных оболочек атомов первых20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | Энергетические уровни и подуровни. | ||
17 | Строение молекул. | |||
18 | Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная). | Химическая связь. | ||
19 | Типы химических связей: ионная, металлическая. | Химическая связь. | ||
20 | Понятие о валентности и степени окисления. | Валентность. Степень окисления. | ||
21 | Составление формул соединений по валентности (или степени окисления). | Валентность, индекс | ||
22 | Составление формул соединений по валентности (или степени окисления). | Валентность, индекс | ||
23 | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | Массовая доля элемента. | ||
24 | Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | Решение задач | ||
25 | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. | 3 состояния вещества | ||
26 | Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная и молекулярная). | Дем.: Модели кристаллических решеток ковалентных соединений. | Вещества кристаллические и аморфные. Кристаллическая решётка | |
27 | Типы кристаллических решеток (ионная). | Дем.: Модели кристаллических решеток ионных соединений. | ||
28 | Типы кристаллических решеток (металлическая). | |||
29 | Методы познания веществ и химических явлений. Вещества. | Повторение и обобщение | ||
30 | Методы познания веществ и химических явлений. Вещества. | Контрольная работа | ||
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (10 часов). | ||||
1 | Химическая реакция. | Л/о.: Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). | Химическая реакция. | |
2 | Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | Уравнения химических реакций. | ||
3 | Условия и признаки химических реакций. | Л/о.: Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Л/о.: Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Дем.: Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций. Дем.: Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. | Условия возникновения и протекания реакций. | |
4 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ. | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена | ||
5 | Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов. | Реакции окислительно-восстановительные. | ||
6 | Классификация химических реакций по различным признакам: поглощению или выделению энергии. | Термохимические уравнения реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. | ||
7 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | Скорость химической реакции. Катализатор. | ||
8 | Пр/р Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений. | Пр/р | ||
9 | Химическая реакция | Повторение и обобщение | ||
10 | Химическая реакция | Контрольная работа | ||
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (18 часов) | ||||
1 | Кислород, получение и применение. | Кислород. | ||
2 | Кислород, физические и химические свойства. |
| Оксиды. | |
3 | Пр/р Получение, собирание и распознавание кислорода. | Пр/р | Правила ТБ при выполнении химического эксперимента. | |
4 | Оксиды. | Оксиды | ||
5 | Водород, получение и применение. | |||
6 | Водород, физические и химические свойства. | |||
7 | Пр/р Получение, собирание и распознавание водорода. | Пр/р | Правила ТБ при выполнении химического эксперимента. | |
8 | Кислоты. | Кислоты. | ||
9 | Соли. | л/о.: Вытеснение одного металла другим из раствора соли. | Соли. | |
10 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | |||
11 | Вода и ее свойства. | |||
12 | Растворимость веществ в воде. | Дем.: Растворимость некоторых веществ в воде. | Растворимость. Растворение. Растворы ненасыщенные, насыщенные, перенасыщенные. | |
13 | Круговорот воды в природе. | Испарение. | ||
14 | Галогены. | Дем.: Распознавание соединений хлора. | Галогены. Хлор. Фтор. Бром. Йод. | |
15 | Хлороводород. | Дем.: Получение хлороводорода и его растворение в воде. | Хлороводород. | |
16 | Соляная кислота и ее соли. | Л/о.: Растворение железа и цинка в соляной кислоте. | Хлориды. | |
17 | Неметаллы | Повторение и обобщение | ||
18 | Неметаллы | Контрольная работа по теме |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 9 класс, 68 часов (2 часа в неделю)
№ | Дидактические единицы | Пр/р, л/о, дем., к/р. | Содержание |
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (7 часов) | |||
1 | Электролиты и неэлектролиты. | Электрический ток. Электролит, неэлектролит. | |
2 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. | Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. | |
3 | Ионы. Катионы и анионы. | Ионы, катионы, анионы. | |
4 | Реакции ионного обмена. | Дем.: Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций | Реакции ионного обмена, условия протекания ионных реакций до конца. |
5 | Окислительно-восстановительные реакции. | Окислитель, восстановитель. Окисление, восстановление. | |
6 | Вычисления по химическим уравнениям . | Решение задач | Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. |
7 | Химическая реакция | Контрольная работа | |
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (44 часа) | |||
1 | Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. | Дем.: Образцы неметаллов. л/о.: Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). | ПСХЭ Д.И. Менделеева. |
2 | Подгруппа кислорода. Кислород. Строение атома. | Кислород, озон. Биологическая роль кислорода | |
3 | Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. | Дем.: Аллотропия серы. | Биологическая роль серы. Аллотропные видоизменения серы: кристаллическая и пластическая сера. |
4 | Оксид серы (IV). | ||
5 | Сернистая кислота. | ОВР, сульфиты | |
6 | Оксид серы(VI). | ||
7 | Серная кислота и ее соли. | Серный ангидрид, ОВР, сульфаты | |
8 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | ОВР | |
9 | Сероводородная кислоты и её соли. | ОВР, сульфиды | |
10 | Подгруппа азота. Азот. Строение атома. | ПСХЭ Д.И. Менделеева, валентные возможности азота. | |
11 | Азот, физические и химические свойства, получение и применение. | ОВР | |
12 | Оксиды азота(II иIV). | Нитриты, нитриды. | |
13 | Азотная кислота и ее соли. | Нитраты. | |
14 | Окислительные свойства азотной кислоты. | ОВР | |
15 | Аммиак. Соли аммония. | Дем.: Получение аммиака. | Ион аммония, донорно-акцепторный механизм. |
16 | Круговорот азота. | Биологическая роль азота | |
17 | Фосфор. | Белый, красный и чёрный фосфор. | |
18 | Оксид фосфора(V). | Фосфорный ангидрид. | |
19 | Ортофосфорная кислота и ее соли. | Фосфаты. | |
20 | Подгруппа углерода. Углерод и кремний. Строение атомов. | ||
21 | Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. | Дем.: Кристаллические решетки алмаза и графита. | Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Адсорбция, десорбция. Активированный уголь. |
22 | Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. | Газогенератор. Генераторный газ. Газификация топлива. ПМП при отравлении угарным газом. | |
23 | Углекислый газ. | Фотосинтез, дыхание. Парниковый эффект. | |
24 | Угольная кислота и ее соли | Карбонаты, гидрокарбонаты. | |
25 | Круговорот углерода. | Круговорот углерода. | |
26 | Кремний. Оксид кремния (IV). | Кварц, карборунд. | |
27 | Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. | Силициды, силикаты. Силикатная промышленность. Стекло, керамика, цемент. | |
28 | Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». | ||
29 | Неметаллы | л/о: Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония. | |
30 | Неметаллы | Контрольная работа по теме | |
31 | Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. | ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка. | |
32 | Понятие о металлургии. | Металлургия, чугун, сталь, легированные стали. | |
33 | Способы получения металлов. | ||
34 | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). | л/о.: Знакомство с образцами металлов и сплавов(работа с коллекциями). | Сплавы, интерметаллические соединения. |
35 | Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов. | Электрохимический ряд напряжений металлов, ОВР, восстановители. | |
36 | Щелочные металлы и их соединения. | Дем.: Взаимодействие натрия с водой. | Аномальные свойства щелочных металлов. |
37 | Щелочноземельные металлы и их соединения. | Дем.: Взаимодействие кальция с водой. | Особенности свойств и соединения кальция |
38 | Алюминий. | л/о.: Знакомство с образцами металлов, соединениями алюминия. | Амфотерность |
39 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | ||
40 | Железо. | л/о.: Знакомство с образцами металлов, рудами железа. | ОВР. |
41 | Оксиды, гидроксиды и соли железа(II иIII). | Коррозия | |
42 | Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». | ||
43 | Металлы | л/о.: Распознавание катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария. | |
44 | Металлы | Контрольная работа по теме | |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ (11 часов). | |||
1 | Первоначальные сведения о строении органических веществ. | Дем.: Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. | Органические вещества, химическое строение, структурные формулы. |
2 | Углеводороды: метан, этан, этилен. | Дем.: Качественные реакции на этилен. Дем.: Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Дем.: Модели молекул органических соединений. | Изомеры, изомерия. Углеводороды. Алканы. Гомологи, гомология. Гомологическая разность. Международная номенклатура. |
3 | Пр/р Изготовление моделей углеводородов. | Пр/р | Модели молекул органических соединений. |
4 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. | Одноатомные спирты. Функциональная группа. Гидроксильная группа. Многоатомные спирты. | |
5 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. | |
6 | Биологически важные вещества: жиры. | Жиры. Калорийность продуктов. | |
7 | Биологически важные вещества: углеводы. | Глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Гидролиз крахмала. | |
8 | Биологически важные вещества: белки. | Дем.: Качественные реакции на белки. | Высокомолекулярные соединения. Гидролиз белков. Ферменты. Гормоны. |
9 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | Дем.: Образцы изделий из полиэтилена. | Полимер. Макромолекула. Мономер. Элементарное звено. Степень полимеризации. |
10 | Органические соединения. | Повторение и обобщение темы | |
11 | Органические соединения. | Контрольная работа | |
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ (6 часов). | |||
1 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | Бытовая химическая грамотность. | |
2 | Химия и здоровье. | Дем.: Образцы лекарственных препаратов. Пр/р Знакомство с образцами лекарственных препаратов. | Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. |
3 | Химия и пища. | Дем.: Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами. | Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота) |
4 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы | Дем.: Образцы строительных и поделочных материалов. | Мел, мрамор, известняк, стекло, цемент. |
5 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Пр/р Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. | |
6 | Природные источники углеводородов. | Дем.: Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. | Нефть и природный газ, их применение. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.
Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...
Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....
Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспит...
рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа со...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....