Материалы к урокам 8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Ольга Николаевна Бочарова

Материалы к урокам 8 класс: 

1. Рабочая программа по химии 8 класс

2. Разработка урока с учетом УУД на тему Оксиды 

3. Домашний эксперимент 

4. Презентации урокам в 8 классе:

 - Вещество и тело, 

- Методы разделения и очистки веществ 

- Физические и химические явления 

- Закон сохранения массы и энергии 

- Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

- История открытия периодической системы

5. Графический диктант "Водород, кислород"

Скачать:


Предварительный просмотр:

             


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                  химия

Класс ____8_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  68     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _4___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___5__  час.

Тестовых работ                __ 6__  час.

        ИТОГО                ___15__  час.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы е базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочая программа составлена на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 

                                        Пояснительная записка

к рабочей программе по химии

для 8-9  классов

Составитель:  

Ольга Николаевна Бочарова

 учитель химии ГБОУ «Школа  №41» г.Москвы

Химия – одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, – составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Предмет химии дает учащимся систематические знания основ химической науки, необходимые для повышения общего уровня образованности, подготовки к продолжению образования в области естественных наук; развить умения грамотного применения химических знаний в трудовой деятельности, общении с природой, повседневной жизни; повысить общий культурный уровень учащихся. Современные химические технологии позволяют не только решать экологические проблемы в мире, но и предотвращать появление угрозы загрязнений окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль химического образования, углубляется связь химии с экологией и общечеловеческими ценностями, идеалами культуры мира, прав и свобод человека – дидактическими единицами нового содержания образования и воспитания в школе XXI века.

Общая характеристики учебного предмета

          Данный курс содержит основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения  веществ, зависимости их свойств   от     строения,   исследование    закономерностей        химических превращений   и   путей   управления   ими  в  целях   получения   веществ,       энергии, материалов.

         Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических  веществах,  их строении  и свойствах,  а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.  

       

  Теоретическую  основу  изучения  неорганической  химии  составляет атомно – молекулярное  учение,  периодический  закон  Д. И. Менделеева  с краткими   сведениями  о  строении   атомов,  видах   химической   связи, закономерностях  протекания  химических  реакций.

         В  изучении   курса   значительная   роль   отводится  химическому эксперименту; проведению  практических и лабораторных работ и описанию

их   результатов;  соблюдению  норм  и  правил  поведения  в  химических лабораториях.

 

Цели  изучения химии в основной школе

 Цель: вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях.

Задачи:        

- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствие с возникающими жизненными потребностями.

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека, окружающей среде.

                     Результаты изучения учебного предмета химии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:  

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информационных технологий;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.  

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей, понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, формулировать выводы;

        - умение извлекать информацию из различных источников, пользоваться справочной литературой, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

- умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе проектные;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать, слушать партнера, корректно отстаивать свою позицию, формулировать и аргументировать свое мнение.

             Предметными результатами освоения выпускниками основной  школы программы по химии являются:  

          - формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение основными понятиями и символическим языком химии;

         - овладение основами химической грамотности, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;

        - формирование умений устанавливать связи между наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения;

        - приобретение опыта наблюдения за превращениями веществ при  проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

        -  умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

       -  формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Краткая характеристика содержания курса химии основной  школы

8  класс

Раздел 1. Основные понятия химии ( уровень атомно-молекулярных представлений)

Тема 1. Первоначальные химические понятия.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли.

Тема 4. Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Тема 5. Вода. Растворы.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

9 класс

Раздел 1. Строение вещества.

Раздел 2. Многообразие химических реакций.  

Тема 1. Электролитическая диссоциация.

Тема 2. Классификация химических реакций.

Раздел 3. Многообразие веществ.

Тема 1. Кислород и сера.

Тема 2. Азот и фосфор.

Тема 3. Углерод и кремний.

Тема 4. Общие свойства металлов.

Раздел 4. Краткий обзор важнейших органических веществ.

Планируемые результаты обучения

Основные  понятия химии:                              

Атомно – молекулярное учение.

Выпускник должен уметь:

- описывать свойства твердых, жидких и газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;                                                                                                   - характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;                                      - раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;                                                                                         - изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;                                      - вычислять молекулярную и молярную массы веществ и массовую долю элемента в молекуле;                                                                                                 - сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты и соли, классифицировать их;                                                                                       - пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;                  - проводить несложные химические опыты и наблюдения за превращениями веществ, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов.

Периодический закон. Строение атома. Строение вещества.

- классифицировать химические элементы на металлы,  неметаллы, переходные и инертные элементы;                                                                              - раскрывать смысл периодического закона  Д.И. Менделеева,                                 - характеризовать состав и строение атомов элементов малых периодов,              - различать виды химической связи и типы кристаллических решеток, изображать электронные формулы веществ;                                                         - характеризовать химические элементы и их соединения на основании положения в периодической системе и строения атома.

Многообразие химических реакций.                                                                               – объяснять суть химических процессов;                                                                            - называть признаки и условия протекания химических реакции;                  

- классифицировать химические реакции по разным признакам;                              = указывать факторы, влияющие на скорость химических реакций и на смещение химического равновесия;                                                                             - составлять уравнения электролитической диссоциации, реакций ионного обмена и окислительно – восстановительных реакций;                                            - составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах,                               - составлять уравнения реакций по схемам генетической взаимосвязи.

Многообразие веществ. 

-классифицировать неорганические вешества;                                                             - определять валентность и степень окисления элементов в веществах;                        - составлять формулы соединений по валентности и степеням окисления;             - называть общие химические свойства, характерные для классов неорганичсских веществ;                                                                                               - определять окислитель и восстановитель, составлять электронный баланс в окислительно – восстановительных реакций;                                                                - проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газов по распознаванию неорганических веществ      

Место курса «Химия» в базисном учебном плане средней (полной) школы

В базисном учебном плане средней (полной) школы химия включена в раздел «содержание, формируемое участниками образовательного процесса». Обучающиеся могут выбрать для изучения или интегрированный курс естествознания, или химию, как на базовом, так и на профильном уровне.

Место курса «Химия» в учебном плане ГБОУ «Школа №41» г. Москвы

Количество учебных часов в неделю

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

общеобразоват.

общеобразоват

2

2

1

1

      Для составления данной рабочей программы были использованы программа и примерное планирование курса химии авторской линии  учебников химии  Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).Автор программы Н. Н. Гара. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 г.  

Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

Разделы, темы

Количество часов

Разделы, темы

Количество часов

1

Первоначальные химические понятия

18

Первоначальные химические понятия

21

2

Кислород

5

Кислород

6

3

Водород

3

Водород, кислоты, соли

5

4

Раствор, вода

6

Закон Авогадро. Молярный объем газов

5

5

Основные классы неорганических соединений

9

Вода, растворы

6

6

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

8

Основные классы неорганических веществ

11

7

Закон Авогадро. Молярный объем газов

3

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

13

8

Галогены

6

Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен многолетним опытом работы.

Учебник основной:

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия» 8 Неорганическая химия, учебник

для 8 класса общеобразовательных учреждений.М. «Просвещение» 2009

Учебник:  

Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия» 9 Неорганическая химия, учебник

для 9 класса общеобразовательных учреждений.М. «Просвещение» 2009

Дополнительная учебная литература для учащихся:

Учебники:

Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия» 8 , учебник для 8класса общеобразовательных учреждений, М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009

Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия» 9 , учебник для 9класса общеобразовательных учреждений, М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2009

Задачники:

1.Г.Л.Маршанова «500 задач по химии + 200 задач» пособие по общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов М. «Издат-школа» «РАЙЛ» 2009

2.Н.Е. Кузнецова  А.Н .Лёвкин «Задачник по химии» 8 класс М. Издательский

центр «Вентана- Граф» 2009

3.Н.Е. Кузнецова  А.Н .Лёвкин «Задачник по химии» 9 класс М. Издательский

центр «Вентана- Граф» 2009

Методическая система работы учителя химии (Ф.И.О.) предусматривает проведение (назовите, какие нестандартные уроки вы проводите, например, это могут быть, уроки-конференции …….) …………., что вызвало необходимость внесения некоторых изменений в планирование, предлагаемое выше названными авторами, а именно:

  1. В 8 классе тема «Закон Авогадро. Молярный объем газов.» в данном планировании располагается после темы «Водород. Кислоты. Соли.»

Это вполне обосновано, так как газовые законы изучаются непосредственно после изучения кислорода и водорода.

  1. В 9 классе раздел «Строение вещества» перенесен из курса 8 класса.

Процесс обучения химии не заканчивается со звонком с урока. Логическим продолжением изучения химии в школе является разнообразная внеурочная деятельность: проектная деятельность, элективный курс для учащихся 9 классов по теме  «Химия в расчетных задачах» , а также занятия по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА-9

Методическое обеспечение учителя:

- публикации научно-методического журнала «Химия в школе»;

- Н.Н.Гара «Химия», рабочие программы, предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана 8-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2013;

- Н.Н.Гара «Химия», уроки в 8 классе, пособие для учителей, Москва, Просвещение, 2009;

- Н.Н.Гара «Химия», уроки в 9 классе, пособие для учителей, Москва, Просвещение, 2009;

- Д.Ю.Добротин, М.Г.Снастина «Химия» 8 класс, контрольные работы в НОВОМ формате, Москва, «Интеллект-Центр», 2011;

 - Д.Ю.Добротин, М.Г.Снастина «Химия» 9 класс, контрольные работы в НОВОМ формате, Москва, «Интеллект-Центр», 2011;

- Р.А.Лидин, В.А.Молочко «Неорганическая химия в реакциях», справочник, Москва, Дрофа, 2007.  

Наглядные материалы

Состав учебного оборудования определяется содержанием курса химии и отражен в «Перечнях учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время в кабинете химии имеется

- наборы неорганических веществ:

«Металлы», «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Индикаторы»;

- коллекции:

«Металлы и сплавы», «Алюминий», «Сплавы меди и алюминия», «Чугун и сталь», «Коллекция минералов и горных пород», «Каменный уголь», «Стекло и изделия из стекла»;

- модели кристаллических решеток;

- плакаты и таблицы по неорганической химии:

«Физические и химические явления»

«Закон сохранения массы веществ»

«Знаки химических элементов»

«Классификация химических реакций»

«Тепловой эффект химических реакций»

«Бинарные соединения», «Номенклатура солей»

«Генетическая связь классов неорганических веществ»

«Способы получения и собирания газов»

«Периодический закон. Строение атома»

«Химическая связь», «Валентность», «Степень окисления»,

«Окислительно-восстановительные реакции»

«Электролиз»

«Синтез аммиака», «Получение серной кислоты», «Доменный процесс», «Мартеновский процесс»

- наборы оборудования для демонстрации опытов с неорганическими    веществами

- видеофильмы:

«Химия вокруг нас», «Химические элементы», «Воздух», «Вода», «Комплексоны в народном

СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

 Протокол заседания методического                             Заместитель директора по УВР

объединения  учителей ____________                           _____________  /________________/

от ________ №__,                                                             подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи

_____________      /______________/

                                                        «__»______ 2013г.

 подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи. 


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета             химия

Класс ____8_____                                                                 Учитель   _Бочарова О.Н.

                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану   68    часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _4___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  __5___  час.

Тестовых работ                ___6_  час.

        ИТОГО                __15___  час.

Рабочий план составлен на основании учебной программы : курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений к учебникам химии авторов Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).Автор программы Н. Н. Гара. Издательство «Просвещение», Москва 2013 г.Рабочий план составлен на основании учебника : : Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман «Химия»

 Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений М. «Просвещение» 2010

             Учитель/подпись/____________(Бочарова О.Н.)_________

урока

Дата проведенияурока

Темы программы

 (количество часов, цели), темы уроков

Параграф учебника

Контроль  (с/р, пр./р, к/р, зачет)

Практические и лабораторные занятия

Цели:

                                    Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 ч)                                                     создать условия для формирования и развития  основных химических понятий:                               атом, молекула, химический элемент, простое и сложное вещество, валентность, атомная и молекулярная масса, моль ,количество вещества, молярная масса;                                                                                           - для формирования  умений:                                                                                                                  изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений, вычислять молекулярную и молярную массы веществ и массовую долю элемента в молекуле, производить расчеты по уравнению химической реакции,  проявлять активность и самостоятельность, описывать, сравнивать, объекты, анализировать, систематизировать, оценивать результаты своей деятельности.                                                                                              

1(1)

02.09

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Действие опасных веществ бытовой химии.

§1

2(2)

04.09

Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с химическим оборудованием.

Практическая работа №1

3(3)

09.09

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Характеристика состояния окружающей среды. Правила безопасности в экологически неблагополучном районе.

§2

4(4)

11.09

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Практическая работа №2

5(5)

16.09

Физические и химические явления. Источники безопасности в современном городе.

§3

6(6)

18.09

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

§4

7(7)

 23.09

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

§5

8(8)

25.09

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

§6,7,8

9(9)

30.09

Закон постоянства состава веществ.

§9

10(10)

02.10

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

§10

11(11)

07.10

Массовая доля химического элемента в соединении.

§10

12-13

(12-13)

09.10 -  14.10

Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.

§11,12,13

14-15

(14-15)

16.10 – 21.10

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Зоны повышенной опасности в городе. Первая медицинская помощь при отравлении газами, бытовой химией, лекарствами.

§14,15

Самостоятельная работа

16(16)

23.10

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

§16

17-18  (17-18)

28.30 – 30,11  

Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

§17

19(19)

11.11

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакции.

20(20)

13.11

Обобщение темы.

§1-17

21(21)

18.11

Контрольная работа № 1: Первоначальные химические понятия.

Контроль1ная работа №1

Цели:

                                                           Тема2. Кислород (6ч)                                                                        

 Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                                        кислород как химический элемент и простое вещество, физические и химические свойства, получение в лаборатории и промышленности, нахождение в природе и применение простого вещества кислорода; состав воздуха, горение и медленное окисление, тепловой эффект химических реакций, экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.

   - формирования умений  составлять формулы оксидов и уравнения реакций окисления,  классифицировать реакции по тепловому эффекту, вести расчеты по ТХУ, получать, собирать и обнаруживать кислород, безопасно обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием.  

1(22)

20.11

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

§18,19

2(23)

25.11

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

§20,21

3(24)

27.11

Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода.

Практическая работа №3

4(25)

02.12

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

§22

5(26)

04.12

Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

§23,24

6(27)

09.12

ТХУ. Вычисления по ТХУ.

§23

Самостоятельная работа

Цели:

                                            Тема 3. Водород. Кислоты. Соли (5 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                 водород как химический элемент и простое вещество, физические и химические свойства, получение в лаборатории и промышленности, нахождение в природе простого вещества водорода; кислоты, их состав и химические свойства, соли, их состав и номенклатура;                                                                                          - для формирования умений:                                                                                                                                     составлять формулы солей, уравнения реакций по свойствам водорода, кислот,  получать, собирать и обнаруживать водород, безопасно обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием.

1(28)

11.12

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода, его физические свойства.

§25,26

2(29)

16.12

Химические свойства водорода. Применение.

§27

3(30)

18.12

Кислоты. Состав кислот.

§32

4(31)

23.12

Химические свойства кислот.

§32

5(32)

25.12

Соли. Состав солей.

§33

Цели:

Тема 4. Закон Авогадро. Молярный объем газов (5 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                     Закон Авогадро, молярный объём газов, плотность относительная плотность газов, объемные отношения газов при химических реакциях;                                                                                                                               - для формирования умений: вычислять объемы газов по уравнениям реакций, рассчитывать объемные отношения газов в газовых реакциях.                                

1(33)

13.01

Закон Авогадро.Молярный объём газов.

§44

2(34)

15.01

Относительная плотность газов.

§44

3(35)

20.01

Объемные отношения газов при химических реакциях.

§45

4(36)

22.01

Повторение, обобщение по темам 2, 3, 4.

5(37)

27.01

Контрольная работа № 2 по темам: Кислород, водород.

Контрольная работа №2

Цели:

Тема 5. Вода. Растворы (6 ч)

Создать условия для формирования  и развития важнейших химических понятий:                                растворы, растворимость, виды концентрации растворов: молярная, массовая доля растворенного  вещества,  физические и химические свойства воды,  круговорот  воды в природе;                                                         - формирования умений: вычислять массовую долю растворенного вещества и  молярную концентрацию, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, соблюдать правила техники  безопасности при проведении опытов.                                                                                                                  

1(38)

29.01

Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

§28

2-3

(39-40)

03.02-05.02

Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.

§28

4(41)

10.02

Практическая работа № 4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №4

5(42)

12.02

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.

§29

6(43)

17.02

Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.

§29

Самостоятельная работа

Цели:

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11 ч)

 Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                          оксиды, основания, кислоты, соли, номенклатура, классификация, физические и химические свойства, способы получения;                                                                                                                                                     - формирования умений сравнивать по составу, классифицировать, описывать состав, свойства и значение оксидов, оснований, кислот и солей; определять среду раствора, проводить опыты, характеризующие химические свойства и генетическую связь классов неорганических веществ.  

1(44)

19.02

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства. Получение.

§30

2(45)

24.02

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.

§31

3(46)

26.02

Физические и химические свойства оснований. Реакции нейтрализации.

§31

4-5

(47-48)

03.03 -  05.03

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.

§32

6(49)

10.03

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

§33

7(50)

12.03

Физические и химические свойства солей.

§33

8(51)

17.03

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

§

9(52)

19.03

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Практическая работа №5

10(53)

31.03

Повторение и обобщение темы 6

§30-33

11(54)

02.04

Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений».

Контрольная работа №3

Цели:

Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов                                      Д. И. Менделеева. Строение атома (13 ч)

Создать условия для формирования и развития важнейших химических понятий:                                 периодический закон и периодическая система химических элементов, строение атома, ядра, электронных оболочек атомов элементов  малых периодов;                                                                                               формирования умений:   характеризовать элемент на основании его положения в периодической системе и строения атома; характеризовать состав атомных ядер и распределение электронов по энергетическим уровням, изображать электронные схемы и формулы атомов элементов малых периодов.  

1(55)

07.04

Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.

§34

2(56)

09.04

Периодический закон Д. И. Менделеева.

§35

3(57)

14.04

Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.

§36

4(58)

16.04

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент.

§37

5-6       (59-60)

21.04 -  23.04

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.

§37

7-8     (61-62)

28.04 -   30.04

Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.

§37

9-10

(63-64)

05.05 -  07.05

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Электронные семейства элементов. Характеристика элементов по положению в системе.

§36

11(65)

12.05

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

§38,39

12(66)

14.05

Повторение, обобщение по теме 7.

13(67)§

19.05

Контрольная работа №4 по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома»

Контрольная работа №4


                             ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru/

        

«Согласовано»                                                   «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                                       Директора ГБОУ  СОШ №41

_________________                                                           ________         Е. В. Васильева

Рабочая программа

  2014 -2015 учебного года

Наименование предмета                  химия

Класс ____8_______                                                       Учитель_Бочарова О.Н.__________                                                

        Общее количество часов на предмет по учебному плану  68     часов.

        В том числе:

Контрольных работ        _4___  час.

Зачетных работ               ____  час.

Лабораторных занятий  _____ час.

Работ по Р\Р                    _____ час.

Практических занятий  ___5__  час.

Тестовых работ                __ 6__  час.

        ИТОГО                ___15__  час.

Рабочая программа составлена на основании учебной программы е базового уровня образования «Программы общеобразовательных учреждений». Химия 10-11 класс, авторы: Н. Н.Гара , «Просвещение», Москва 2013

Учитель – Бочарова О. Н.

Рабочая программа составлена на основании учебника :  Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман  «Органическая химия 10 класс», базовый уровень, «Просвещение», ОАО «Московские учебники»,

Москва, 2010                                                

                                                                                Учитель/подпись/                       (Бочарова О.Н.)

                 



Предварительный просмотр:

Тема урока  Оксиды                                                                

  Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и умений.

Цели урока

Личностные: создать условия для проявления активности и самостоятельности учащихся при закреплении и систематизации изученного материала.

Метапредметные: создать условия для развития умений: работать по алгоритму, сравнивать, анализировать полученную информацию, формулировать выводы, составлять опорный конспект, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Предметные:  организовать  деятельность  учащихся  по  закреплению  имеющихся  знаний  об  оксидах, изучению  классификации, физических и химических свойств оксидов; развитию умений по составлению: формул оксидов и гидроксидов, уравнений реакций по химическим свойствам оксидов, названий оксидов, оснований, кислот и солей.

Этапы урока

Основные дидактические задачи  этапа

Приёмы и виды заданий для  активизации УУД различных блоков

Примерное время

1.Организационный

Вовлечь учащихся в образовательный процесс.

Активизация познавательных УУД, инструктаж о выполнении заданий на уроке.

2 мин.

2.Актуализация знаний.

Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятие цели урока.

Актуализация знаний.

Активизация регулятивных УУД: постановка проблемы, определение цели урока, составление плана урока.

5 мин.

3.Усвоение новых знаний и умений.

Организовать деятельность учащихся по закреплению имеющихся знаний об оксидах и формированию понятий об их классификации, физических и химических свойствах; развитию умений идентифицировать оксиды, составлять уравнения реакций по их свойствам, указывать типы реакций и названия солей.

Активизация познавательных УУД: выполнение заданий по развитию  общеучебных и  логических универсальных действий.

Активизация коммуникативных УУД при выполнении лабораторного опыта.

Активизация регулятивных УУД: самоконтроль, взаимоконтроль, планирование.

20 мин

4.Первичная проверка понимания изученного.

Выявление уровня усвоения знаний и умений.

Коррекция, исправление ошибок.

Развитие способности учащихся к самоконтролю и взаимоконтролю.

Активизация регулятивных и коммуникативных УУД.

Выполнение проверочной работы.

15 мин.

5.Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания

1 мин.

6.Подведение итогов урока.

Оценить работу класса и некоторых учащихся

Активизация коммуникативных и регулятивных УУД.

2 мин.

Содержание  приёмов  и заданий , обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.  

Этап 1. Учитель приветствует учащихся и дает информацию о материалах, расположенных на ученических столах:                  

              - лист №1 с опорным планом – конспектом урока,

              - лист заданий №2,

              - лист заданий - тренингов №3,

              - лист с проверочной работой №4.

 Этап 2.  Вводя учащихся в тему урока, учитель задает вопросы:

              Что такое «парниковый эффект»?

              Что вы знаете о негашеной извести?

               В результате обсуждения выясняется, что

               - виновником «парникового эффекта» является углекислый газ,

               - негашеная известь – это оксид кальция,

               - оба вещества относятся к классу оксидов,

               - углекислый газ – это оксид неметалла, негашеная известь – это оксид металла (информация о веществах

                давалась при изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение»).

               Следовательно, оксиды можно разделить на группы по определенным классификационным признакам.

                Каковы эти признаки и на какие группы делятся оксиды нам предстоит узнать на уроке.

  Цель урока: Познакомиться с классификацией оксидов, повторить и систематизировать знания о физических и

                 химических свойствах  оксидов.

  План урока: - изучить классификацию оксидов, научиться различать оксиды разных групп,

                         - повторить и систематизировать свойства оксидов разных групп,

                         - составлять формулы оксидов, гидроксидов,

                         - составлять уравнения реакций по свойствам оксидов,  

                         - давать названия оксидам, солям,

                         - указывать типы реакций.

             В ходе урока вам предстоит:

                        -  заполнить лист №1 опорный план – конспект урока,

                        -  выполнить задания на листе №2, на листе №3  и оценить свою работу с помощью эталона,

                        -  выполнить проверочную работу на листе №4 и сдать ее учителю в конце урока,

                        -  выставить себе оценку за урок, суммировав баллы за выполненные задания.

                       Желаю всем успеха!  

Этап №3.   Беседа  Дайте определение оксидам, приведите примеры оксидов и назовите их.

                   Учащиеся приводят формулы оксидов, составленных по валентности, некоторые оксиды добавляет      

                   учитель, все формулы записываются на доске:

                         CaO     SO2     P2O5     FeO     H2O     CO2     CuO    NO   K2O    CrO     SO3     CrO3    B2O3   CO

                      Распределите оксиды по группам и укажите признак, положенный в основу классификации.

                    Учащиеся разделяют оксиды на две группы по признаку: оксиды металлов и оксиды неметаллов.

                    Учитель дает определение основным и кислотным оксидам, учащиеся начинают заполнение опорного

                    плана – конспекта, внося в него примеры основных и кислотных оксидов, оставшиеся оксиды СО и NО

                    относят к несолеобразующим. 

                      Учитель предлагает учащимся выполнить задание  №1 по вариантам на листе заданий №2 затем

                     поменяться  листами и проверить задания друг друга, воспользовавшись листом проверки №4.

                        Фронтальный опрос: 

                     - каковы физические свойства оксидов,

                     - как оксиды металлов и неметаллов относятся к воде.

                       Учащиеся выполняют лабораторный опыт – задание №2 на листе заданий №2.

                      На основании проведенных опытов учащиеся делают выводы и заполняют опорный план-конспект:

                         оксиды активных металлов растворяются в воде, образуя щелочи;      

                         оксиды неметаллов (кроме SiO2) растворяются в воде, образуя кислоты. 

              Учитель проводит опыт, демонстрирующий взаимодействие оксидов с гидроксидами (взаимодействие

                   оксида меди с серной кислотой и углекислого газа с известковой водой), учащиеся записывают

                   уравнения реакций в опорный план – конспект и делают выводы:

                          основной оксид взаимодействует с кислотой, образуя соль и воду, 

                          кислотный оксид взаимодействует со щелочью, образуя соль и воду.  

              Видеофрагмент взаимодействие негашеной извести с углекислым газом демонстрирует взаимодействие

                   оксидов между собой, вывод:

                         оксиды взаимодействуют между собой, образуя соли. 

                 Учитель предлагает учащимся выполнить задание – тренинг  №3  на листе заданий №3, затем, пользуясь

                 листом проверки, оценить свою работу.

              Беседа Учитель:  Подведем итоги.

                     Учащиеся повторяют свойства основных и кислотных оксидов и записывают выводы в опорный план –

                     конспект: 

         Основной оксид + вода = растворимое основание (щелочь)              Кислотный оксид + вода = кислота   

         Основной оксид + кислота = соль + вода                                              Кислотный оксид + р.основание = соль + вода 

         Основной оксид + кислотный оксид = соль                                          Кислотный оксид + основной оксид = соль 

              Для закрепления темы учащиеся выполняют задание – тренинг №4 на листе заданий №3 с последующим   фронтальным обсуждением и коррекцией ошибок.

Этап №4  Учитель предлагает учащимся выполнить проверочную работу на листе №4 и по окончании работы сдать  лист №4 на проверку. На этом же листе учащиеся суммируют баллы за выполненные задания и выставляют себе оценку:  17 -20 баллов – «5»,  13 -16 баллов – «4»,  9 – 12 баллов – «3». Лист №4 сдают учителю.

Этап №5  Учитель:  Посмотрите еще раз на цели нашего урока и ответьте смогли ли мы их достигнуть, все ли вопросы

              достаточно отработали? Доработать тему вам предстоит в домашнем задании:  §30, упр.1, 4, 5 стр.92-93

Этап №6  Учитель: Благодарю вас за активность на уроке, ваши ответы были очень хорошими, надеюсь, что оценки за    выполненные работы будут высокими. Урок окончен!                                                             

Приложение   

Лист №1                                                        Опорный план – конспект урока          

Основные оксиды

Кислотные оксиды

Несолеобразующие

оксиды

Это оксиды металлов (I, II), которым соответствуют

основания

Это оксиды неметаллов и металлов (V, VI , VII)    которым соответствуют кислоты

CO  NO

CaO ─ Ca(OH)2 

Na2O ─ NaOH

FeO ─ Fe(OH)2 

K2O ─ KOH

CO2  ─ H2CO3 

SO3  ─ H2SO4 

P2O5  ─ H3PO4 

CrO3 ─ H2CrO4

Химические 

1.Взаимодействие

1.Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой, образуя растворимые основания (щелочи)

                                 Na2O + H2O = 2NaOH

BaO + H2O = Ba(OH)2 

2.Взаимодействие

2.Основные оксиды взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды  

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O  

3.Взаимодействие

3.Основные оксиды взаимодействуют с кислотными с образованием соли

Na2O + SO2 = Na2SO3

 

свойства

с водой

1.Оксиды неметаллов (кроме ) взаимодействуют с водой, образуя кислоты

CO2 + H2O = H2CO3 

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 

с гидроксидами

2.Кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями с образованием соли и воды

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O

                 (H2CO3)

оксидов друг с другом

3.Кислотные оксиды взаимодействуют с основными с образованием соли

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4  

         Основной оксид + вода = растворимое основание (щелочь)               

         Основной оксид + кислота = соль + вода                                              

         Основной оксид + кислотный оксид = соль                                         

           

Кислотный оксид + р.основание = соль + вода 

         Основной оксид + кислотный оксид = соль                                          Кислотный оксид + основной оксид = соль 

Приложение                                                                                    Задание №1 

Лист №2

Составьте формулы гидроксидов, соответствующие оксидам, используя алгоритм:

1.Определите валентность элемента (металл, неметалл) в оксиде;

2.Определите характер оксида и соответствующего ему гидроксида;

3.Составьте формулу гидроксида (основания или кислоты)

Вариант №1

Оксид

MgO

SO3

Cu2O

P2O5

B2O3

PbO

Гидроксид

Вариант №2

Оксид

SiO2

ZnO

Cl2O7

CrO

N2O5

Li2O

Гидроксид

 

Оценка: одна формула  – один балл, максимальный  балл - 6

Задание №2 

Проведите  лабораторный опыт, исследующий растворимость оксидов в воде. Свои наблюдения и выводы занесите в таблицу:

Оксиды

CaO

P2O5

CuO

Вода (растворяется или не растворяется оксид)

Гидроксиды (формулы)

Лакмус (окраска)

Вывод о растворимости – 1 балл,

Формула полученного гидроксида – 1 балл,

Окраска лакмуса, вывод – 1 балл,  максимальный   балл - 7

Приложение  лист №3                                                       Задание - тренинг №3 

Заполни схемы до конца (в первой строке – формулы оксидов  и кислот, во второй – соответствующих им солей). Каждая  формула – 1 балл, максимальный  балл - 7

 

Задание – тренинг №4 

Вариант №1                                                                                            Вариант №2 

Выберите из предложенного перечня формулы                                Выберите из предложенного перечня формулы веществ, с которыми взаимодействует оксид                                     веществ, с которыми взаимодействует оксид         бария (II)                                                                                                    фосфора (V)                                                                    

1.Серная кислота                                                                                      1.Угольная кислота                                                            

2.Вода                                                                                                        2.Оксид натрия                                                          

3.Оксид углерода (IV)                                                                              3.Гидроксид лития                                                            

4.Гидроксид меди (II)                                                                               4.Вода                                                                                      

5.Оксид железа (II)                                                                                    5.Оксид азота (IV)                                                                          

6.Нитрат кальция                                                                                       6.Карбонат калия

Приложение лист №4

                                                                                    Проверочная  работа 

Вариант №1                                                                                     Вариант №2 

Составьте  уравнения  возможных  реакций между                  Составьте  уравнения  возможных  реакций  между

 оксидом кальция  и следующими веществами:                         оксидом серы (IV)  и  следующими  веществами:

 1.Азотная  кислота                                                                           1.Хлороводородная  кислота

 2.Оксид  углерода (IV)                                                                     2.Оксид  натрия

 3.Вода                                                                                                3.Вода

 4.Оксид  меди (II)                                                                             4.Оксид  фосфора (V)

 5.Гидроксид  натрия                                                                         5.Гидроксид  калия

 6.Хлорид  магния (II)                                                                        6.Карбонат  натрия  

Назовите  продукты реакций, укажите типы  реакций.                 Назовите  продукты реакций, укажите типы  реакций.

Выбранная формула – 1 балл, уравнение реакции – 1балл, тип реакции – 1балл, название продукта – 1 балл. Макс балл12

Оценки за выполненные задания и тренинги:

 «5» - 17 – 20 баллов

 «4» - 13 – 16 баллов

 «3» -  9  - 12 баллов  

     



Предварительный просмотр:

ё

 Домашний эксперимент

Адсорбция

Реактивы:

- вода дистиллированная или отфильтрованная,

- одеколон,

- акварельные краски,

- активированный уголь (таблетки)

Оборудование:

- две банки (100 мл) с крышками

Описание опыта:

  1. Пронумеруйте маркером две банки и налейте в них по 50 мл (1/2 банки) отфильтрованной воды.
  2. Добавьте в первую банку 3 – 4 капли  одеколона, встряхните банку и понюхайте раствор. Добавьте в раствор 2 – 3 таблетки активированного угля, закройте банку крышкой и взбалтывайте содержимое 3 – 4 мин.

Откройте банку и понюхайте смесь.

  1. Добавьте во вторую банку 3 – 4 капли раствора акварельной краски, затем, перемешав содержимое, - активированный уголь, закройте банку крышкой и взбалтывайте содержимое 3 – 4 мин.

Наблюдения. 

Рассмотрите очищенную воду, заполните таблицу.

Вода

Банка №1

 до очистки

Банка №2

 до чистки

Банка№1

после очистки

Банка №2 после очистки

Запах

Прозрачность

Цвет

Домашний эксперимент

Кристаллизация

Реактивы:

- вода дистиллированная или отфильтрованная,

- хлорид натрия (поваренная соль),

- кристаллик каменной соли.

Оборудование:

- стаканы на 200 мл из термостойкого стекла,

- водяная баня,

- металлическая ложка ,

- нитки, карандаш, бумага.

Описание опыта

  1. Налейте в стакан отфильтрованную воду до 1/2  объёма (100 мл),  добавьте  примерно 40 г (8 чайных ложек) хлорида натрия и тщательно перемешайте раствор до полного растворения соли.
  2. Поместите стакан в водяную баню (кастрюлю с водой) и, медленно нагревая на электроплите, перемешивайте раствор, продолжая добавлять небольшими порциями соль до появления осадка.
  3. Осторожно перелейте раствор соли в другой стакан без осадка.
  4. Отрежьте  нитку (15 см), за один конец которой привяжите кристаллик каменной соли, а другой привяжите к карандашу.
  5. Опустите кристаллик на нитке в раствор, поместив карандаш на края стакана, накройте стакан бумагой и поставьте в теплое место.
  6. Наблюдайте рост кристалла не раньше, чем через сутки, сделайте снимки, подготовьте отчет.  

Домашний эксперимент

Разделение смеси веществ: поваренной соли, угля и парафина

Цель работы:

 - закрепление знаний о способах разделения смесей, о сохранении свойств    

    веществ в составе смесей,

 - приобретение умений по очистке веществ.

Реактивы:

 - хлорид натрия (поваренная соль),

 - активированный уголь (таблетки),

 - парафин (свеча),

 - дистиллированная или отфильтрованная вода.

Оборудование:

 - стеклянные стаканы,

 - металлическая ложка,

 - металлическая чашка,

 - воронка, фильтровальная бумага или вата.

Описание работы  

  1. Приготовьте смесь: разотрите в ступке 2 таблетки активированного

       угля, кусочек парафиновой свечи; в стакан поместите 5 г (1 ч.л.)        

       соли, уголь и парафин.

  1. Добавьте в смесь 50 мл (1/4 стакана) отфильтрованной воды и тщательно размешайте. Что наблюдаете?
  2. Соберите металлической ложкой крошки парафина с поверхности смеси.
  3. Приготовьте фильтр из фильтровальной бумаги или тонкого слоя ваты,

пропустите смесь через воронку с фильтром, помещенную в чистый стакан. Что наблюдаете?  

  1. Вылейте фильтрат (раствор соли) в металлическую чашку и нагревайте на электроплите. Что наблюдаете?  

Ответьте на вопросы:

- какие виды смесей вы разделили?

- какие способы разделения смесей применяли?

- какие свойства сохраняли вещества в составе смесей?

Результаты работы оформите в таблице

Название опыта

Что делали

Наблюдения рисунки, фото

Выводы

                                     Задание

                         Разделение смесей веществ  

Работа в группах.

Имеются смеси веществ:

1. древесных и железных опилок

2. воды и растительного масла

3. мела и сахара

4. воды, спирта и глины.  

Задание:

- определите вид каждой смеси,

- предложите способы разделения данных смесей,

- укажите свойства компонентов смеси, позволяющих выбрать данный способ разделения,

- свои выводы оформите в виде таблицы

Смеси

Вид смеси

Способ разделения (описание)

Свойства компонентов смеси

Древесных и железных опилок

Воды и растительного масла

Мела и сахара

Воды, спирта и глины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы разделения и очистки веществ

Слайд 2

Смеси однородные неоднородные частицы невидны частицы видны прозрачные непрозрачные

Слайд 3

Однородные смеси газообразные жидкие твердые

Слайд 4

Неоднородные жидкие т вердые эмульсии суспензии

Слайд 5

Вещества в составе смеси сохраняют свои свойства. Смеси можно разделить физическими способами.

Слайд 6

Способы разделения неоднородных смесей: 1. Отстаивание 2. Фильтрование 3. Действие магнитом

Слайд 7

Отстаивание Отстаивание - разделение смеси с течением времени под действием силы Архимеда.

Слайд 8

Фильтрование Фильтрование - использование фильтров для выделения твердого вещества из газов или растворов.

Слайд 9

Действие магнитом - разделение смеси при помощи магнита.

Слайд 10

Способы разделения однородных смесей: 1. Выпаривание 2. Кристаллизация 3. Дистилляция 4. Хроматография

Слайд 11

Выпаривание Выпаривание - выделение растворенного вещества путем испарения растворителя .

Слайд 12

Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов .

Слайд 13

Дистилляция Дистилляция - процесс разделения смеси веществ, состоящих из жидкостей, имеющих разные температуры кипения.

Слайд 14

Хроматография Хроматография - метод разделения, основанный на распределении исследуемого вещества между двумя фазами - неподвижной и подвижной.

Слайд 15

Предложите способы разделения смесей : Воды и растительного масла Воды и ацетона Поваренной соли и мела


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физические и химические явления. Химические реакции.

Слайд 2

Явления Физические Изменяется агрегатное состояние веществ. Не происходит превращение вещества Химические Происходят превращения веществ – химические реакции

Слайд 3

Физические явления. Таяние льда Выпадение осадков Кипение воды Плавление стекла или метала

Слайд 4

Химические явления . Извержение вулкана Горение свечи или древесины Пожелтение листьев

Слайд 5

Признаки химических реакций: Выделение тепла или света Изменение окраски Выделение газа Появление запаха Выпадение осадка

Слайд 6

Условия протекания химических реакций: Смешивание или соприкосновение Н агревание

Слайд 7

Проверь себя Выберите химические реакции Укажи признаки и условия их протекания.

Слайд 8

Сущность физического явления. Молекулы не разрушаются, а изменяются расстояния, между ними, т.е изменяется агрегатное состояние вещества.

Слайд 9

Сущность химической реакции Распад молекул на атомы Перегруппировка атомов Образование новых молекул

Слайд 10

Применение физических явлений Стеклодувное производство Формование изделий из пластмассы

Слайд 11

Химические реакции в природе и в быту Извержение вулкана Горение древесины Приготовление пищи Порча пищевых продуктов

Слайд 12

Разрушение памятников культуры Окраска листьев осенью Коррозия железа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Графический диктант по теме  «Кислород и водород» (8 класс).

                                           

Варианты:  1 – водород;  2 – кислород.   

1. Был открыт Г. Кавендишем.

2. Был открыт Дж. Пристли.

3. Его молекула двухатомна.

4. При обычных условиях это бесцветный газ.

5. Малорастворим в воде.

6. Играет важную биологическую роль – поддерживает дыхание.

7. Входит в состав гремучего газа.

8. Входит в состав воздуха.

9. Выделяется в атмосферу при извержении вулканов.

10. Образуется в процессе фотосинтеза.

11. Самый распространенный элемент в земной коре.

12. Элемент номер один во Вселенной.

13. В промышленности его получают из воздуха.

14. В промышленности его получают из природного газа.

15. Его собирают в сосуд, расположенный вверх дном.

16. Его можно собирать как вытеснением воды, так и вытеснением воздуха.

17. Его получают разложением воды под действием тока.    

18. Это горючий газ.

19. Его можно обнаружить тлеющей лучиной.

20. Является восстановителем.

21. Является окислителем.

22. Применяется в медицине.  

23. Применяется в качестве ракетного топлива.

24. Применяется для получения металлов.  

25. Применяется для резки и сварки металлов.

26. Экологически чистое топливо.

Вариант №1     1  3  4  5  7  9  12  14  15  16  17  18  20  23  24  26  

Вариант №2     2  3  4  5  6  7  8  10  11  13  16   17  19  21  22  25

«5» -  14 – 16 б

«4» -  11 – 13 б

«3» -   8 – 10 б

         



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История открытия периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Автор: Костина А нна 8 «А» Руководитель: Бочарова О.Н. ГБОУ 41 Москва 2016 г.

Слайд 2

Содержание. Таблица Менделеева. Что это? Немного из истории. Предыстория. Как произошло открытие таблицы . Два варианта системы элементов. Внесение инертных газов. Реакция учёных. Исправление атомных масс элементов . История открытия некоторых элементов . Элементы предсказанные Менделеевым . Значение периодической системы. Признание периодической системы . Попытки приписать открытие закона другим учёным. Триумф. Итоги.

Слайд 3

Таблица Менделеева. Периодическая система химических элементов ( таблица Менделеева ) — классификации химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона.

Слайд 4

Немного из истории. Периодическая система химических элементов была открыта русским учёным Дмитрием Менделеевым в марте 1869 года и окончательно сформулирована в 1870-71 годах. Согласно периодической системе химических элементов, свойства всех элементов находятся в периодической зависимости от их атомной массы.

Слайд 5

Предыстория. Попытки систематизировать химические элементы предпринимались с начала XIX века, задолго до Менделеева. Так например, немецкий химик Дёберейнер составил в 1829 году мини-таблицу, в которой в каждом периоде было по три элемента.

Слайд 6

Роберт Бойль. В 1668 Роберт Бойль привёл список неразложимых химических элементов. Было их на тот момент всего пятнадцать. При этом учёный не утверждал, что кроме перечисленных им элементов больше не существует и вопрос об их количестве оставался открытым.

Слайд 7

Антуан Лавузье . Через сто лет французский химик Антуан Лавуазье составил новый список из известных науке элементов. В его реестр попали 35 химических веществ, из которых 23 были впоследствии признаны теми самыми неразложимыми элементами. Работа по поиску новых элементов велась химиками во всём мире и продвигалась вполне успешно.

Слайд 8

Дмитрий Менделеев. Были и другие учёные составлявшие подобные системы, но только Менделееву удалось вывести самый полный и универсальный периодический закон химических элементов, который в оригинале имел следующую формулировку: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от атомного веса».

Слайд 9

Как произошло открытие. В каком порядке элементы должны следовать друг за другом? Дмитрий Иванович любил на досуге раскладывать пасьянсы. Вот и для решения этой задачи он использовал картонные карточки, написав на каждой название элемента, его атомный вес, формулы соединений и основные свойства. Менделеев сделал то, чего не делал никто из его современников — сблизил несходные элементы из разных, порой далеких групп. Получилась таблица, вместившая в себя 63 элемента, соотносящихся друг с другом по атомному весу и по химическим свойствам.

Слайд 10

Первый вариант системы элементов. Первая система химических элементов Д.И.Менделеева была названа «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Менделеев взял не одну основу систематизации, а две. Другие же брали за единую основу систематизации либо относительную атомную массу, либо химический эквивалент, либо химическое свойство, либо сходство по валентности. Все элементы в таблице расставлены по 19 горизонтальным рядам и по 6 вертикальным столбцам .

Слайд 11

Второй вариант системы элементов. В 1870 году в первом издании «основа химии» Менделеев помещает второй вариант системы « Естественная система элементов ». Горизонтальные ряды элементов-аналогов первого варианта превратились здесь в вертикальные и образовалось 8 групп элементов. Номера групп указывают на высшую валентность элементов тех рядов, которые включены в эти группы. И наконец, 6 вертикальных столбцов первого варианта, про образы периодов, превратились здесь в периоды, более близкие к современным, разбившись на 12 рядов. Теперь каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается типичным неметаллом-галогеном.

Слайд 12

Внесение инертных газов. Дмитрий Иванович сделал вывод, что между каждым из галогеном и каждым из последующих металлов возможен какой-то промежуточный ещё не известный элемент. В 1884 г. Н.А.Морозов предсказывает, что должны существовать инертные газы, которые следует искать в воздухе! В 1893г. Морозов узнаёт, что У.Рамзай открыл, и именно в воздухе, инертный газ аргон. Вскоре последовало открытие и других инертных газов, вплоть до 6, открытого в 1899г.

Слайд 13

Реакция ученых. Некоторые ученые пытались истолковать открытие инертных элементов как удар по системе Менделеева, как её «опровержение ». На самом же деле открытие инертных газов логически дополнило периодическую систему элементами, заканчивающими периоды, занимающие промежуточное, «нейтральное» место между типичными неметаллами и типичными металлами.

Слайд 14

Исправление атомной массы бериллия. В 1870 г. На основе работ И.В.Авдеева Менделеев принял атомную массу бериллия равную 9,4 (вместо 14). Он поместил Be =9,4 в ряду типических элементов во второй группе между Li=7 и B=11 В 1881 г. Б.Браунер показал, что главные химические и физические свойства Be и его соединений составляют периодическую функцию атомной массы Be=9 ,1, а не Be= 13,6,как утверждали многие химики того времени.

Слайд 15

Исправление атомной массы урана. До 1870 г. Атомная масса урана принималась равной 120. Дмитрий Иванович принял удвоенную атомную массу урана ( U=240) , что впоследствии подтвердилось исследователями Г.Росско и К.Циммермана . В 1881 г. К.Циммерман определил плотность паров UBr4 и UCl4 и полностью подтвердил предсказанную Д.И.Менделеевым атомную массу урана (240).

Слайд 16

Исправление атомной массы индия, церия и теллура. В 1871 г. Менделеев изменил атомную массу индия (вместо 75,6 он применял 113,4). Атомную массу церия, равную 92, он исправил на 138, а затем на 140. Б. Браунера в 1885 г. экспериментально установил, что Ar ( Ce )= 140,24. Для теллура он принял Ar (Te)= 128, установленную ещё Я.Берцеелиусом . Возле цифры 128 Менделеев поставил вопросительный знак. Этот вопрос был снять после многочисленных исследований Б.Браунера , который определил, что Ar (Te)= 127,5.

Слайд 17

Исправление атомной массы тория и итрия . Атомную массу тория Дмитрий Иванович изменил с 174 на 231, итрия - с 92 на 88. В 1883 г. П.Клеве определил, что Ar (Y)=89. Атомную массу титана Д.И. Менделеев принял равной 48 (вместо 50). В 1885 г. Т.Е.Торп экспериментально установил: Ar (Ti)=48 ,1.

Слайд 18

Открытие радия. Новый химический элемент был открыт супругами Марией и Пьером Кюри , которые обнаружили, что отходы, остающиеся после выделения урана из урановой руды, более радиоактивны, чем чистый уран. Новому элементу молва быстро приписала целебные свойства и способность излечивать чуть ли не от всех болезней. Радий включили в состав пищевых продуктов, зубной пасты, кремов для лица. Богачи носили часы содержащие радий. Радиоактивный элемент рекомендовали как средство для улучшения потенции и снятия стресса. Подобное «производство» продолжалось целых двадцать лет - до 30-х годов двадцатого века, когда ученые открыли истинные свойства радиоактивности и выяснили насколько губительно влияние радиации на человеческий организм.

Слайд 19

Открытие корония и небулия . При исследовании солнечной атмосферы были обнаружили линии при изучении «короны» Солнца, которые им не удалось отождествить ни с одним из химических элементов. Так появился элемент, который получил название короний . Изучая спектры газовых туманностей, обнаружили линии, которые снова не удалось отождествить ни с чем земным, приписали другому химическому элементу - небулию . После проверки обнаружилось, что небулий является обычным земным кислородом, а короний - сильно ионизированное железо.

Слайд 20

Элементы предсказанные Менделеевым. В первой публикации об открытии периодического закона (1869) Д.И.Менделеев предсказал четыре неизвестных элемента с атомными массами 45 (будущий скандий), 68 ( будущий галлий), 70 (будущий германий) и 180 (будущий гафний).

Слайд 21

Значение периодической системы. Классификация химических элементов и предсказание неизвестных. Толчок к открытию новых элементов и изучению строения атомов. Продолжением является 2 учения: Учение об электронном строении атома. Теория химической связи.

Слайд 22

Признание периодической системы. Признание периодической системы Менделеева пришло в научный мир не сразу: Менделееву приходилось бороться с оппонентами, доказывая её верность свойствами вновь открываемых элементов. Лишь в 1880 году система получила общемировое признание в качестве базового закона теоретической химии.

Слайд 23

Попытки приписать открытие закона другим учёным. В конце XIX в. к Д.И.Менделееву пришла слава и известность, когда его закон достаточно «укрепился», начались нелепые попытки приписать приоритет в открытии этого закона другим учёным. Французы отстаивали приоритет А.Е.Бегье де Шанкуртуа , англичане – Дж. Ньюлендса , немцы – Лотара Мейера. Защищая свою честь, как русского учёного, Менделеев написал письмо, в котором написал, что именно он проводил все опыты и рискнул предугадать свойства неизвестных элементов, изменить принятые атомные веса элементов.

Слайд 24

Триумф. Д.И.Менделеев объединил всё, что до него делали другие химики. Его таблицей, с небольшими изменениями, пользуются до сих пор. Система химических элементов, созданная Менделеевым, даёт начало для изучения химии в XXI веке.

Слайд 25

Итоги. Много лет пытались составить периодическую систему химических элементов, но удалось это только Д.И.Менделееву. Были открыты элементы предсказанные Д.И.Менделеевым. Со временем периодическая система получала всё большее подтверждение своей верности и универсальности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева Автор: Чеботарев Андрей 8а кл . Руководитель: Бочарова Ольга Николаевна ГБОУ Школа № 41 2016 г.

Слайд 2

Содержание Биография Дмитрия Менделеева Родители Студенческие годы В расцвете творческих сил Пять главных достижений Дмитрия Менделеева Создание управляемого аэростата Открытие критической температуры Открытие общего уравнения состояния идеального газа Создание периодической таблицы химических элементов Открытие главной палаты мер и весов Развитие научных и технических идей Д.И.Менделеева.

Слайд 3

Биография Дмитрия Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев (1834 — 1907) – русский ученый, химик. Родился недалеко от Тобольска в селе Верхние Аремзяны . Обучение в своей биографии Дмитрий Менделеев проходил вначале в тобольской гимназии. Затем в жизни Менделеева с успехом, золотой медалью был закончен педагогический институт Петербурга (физико-математический факультет). С 1855 по 1890 год преподавал (в гимназиях в Симферополе, Одессе, университете Петербурга). С 1892 года деятельность Менделеева связана с метрологией, под его инициативой была сформирована Палата мер и весов.

Слайд 4

Родители Мать – Мария Дмитриевна Менделеева (урожденная Корнильева), отец которой был не только владельцем первых в Сибири бумажной и хрустальной фабрик, но и одной из лучших библиотек.

Слайд 5

Отец – Иван Павлович Менделеев, в 1807 году закончил Главный педагогический институт в г. Петербурге и был направлен в Тобольск преподавателем философии, политэкономии и изящных искусств.

Слайд 6

18 июля 1849 году Д.И.Менделеев окончил Тобольскую гимназию.

Слайд 7

Студенческие годы В 1850 г. Д.И. Менделеев вместе с матерью приехал в Петербург, где поступил в Главный педагогический институт на отделение естественных наук физико-математического. В студенческие годы Д.И. Менделеев серьезно занимался минералогией, зоологией, ботаникой, им была написана студенческая диссертация "Опыт исследования о грызунах Петербургской губернии ". В 1855 г. он окончил институт с золотой медалью и был направлен учителем в Симферопольскую гимназию. В Симферополе, а затем в Одессе одновременно с преподаванием Д.И. Менделеев продолжал заниматься научной работой, результатом которой явился следующий научный труд – «Удельные объемы».

Слайд 8

В расцвете творческих сил В 1861 году профессор А.А.Воскресенский рекомендует Д.И.Менделеева на свое место на кафедре химии в Инженерной академии. Первым блестящим результатом трудов Д.И.Менделеева стал учебник «Органическая химия». «…Его превосходный по ясности и простоте учебник не имел себе подобного в европейской литературе» (К.А.Тимирязев).

Слайд 9

Пять главных достижений Дмитрия Менделеева 19 октября 1875 года в докладе на заседании физического общества при Петербургском университете Дмитрий Менделеев выдвинул идею аэростата с герметичной гондолой для исследования высотных слоёв атмосферы. Дмитрий Менделеев был фантастически эрудированным человеком и учёным, исследователем во многих науках. За свою жизнь Менделеев сделал немало великих открытий.

Слайд 10

СОЗДАНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО АЭРОСТАТА Дмитрий Менделеев занимался изучением газов в химии. Также Менделеева интересовали проекты стратостатов и аэростатов. Так в 1875 году он разработал проект стратостата объёмом около 3600 м3 с герметичной гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы, уже позже он спроектировал управляемый аэростат с двигателями.

Слайд 11

ОТКРЫТИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ Ещё одно немалое достижение Менделеева – это открытие «температуры абсолютного кипения жидкостей», то есть критической температуры. Критическую температуру Менделеев открыл в 1860 году, устроив в своем доме лаборатории, с помощью которой он исследовал поверхностное натяжение жидкостей при различных температурах. Сама под собой в термодинамике «критическая температура» подразумевает значение температуры в критической точке, то есть при температуре выше критической точки газ невозможно сконденсировать ни при каком давлении.

Слайд 12

ОТКРЫТИЕ ОБЩЕГО УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА Уравнение состояния идеального газа – это формула, устанавливающая зависимость между давлением, молярным объёмом и абсолютной температурой идеального газа. Это уравнении называется уравнением Клайперона-Менделеева , именно потому что вклад в открытие уравнения внесли оба этих ученых. Если уравнение Клапейрона содержало неуниверсальную газовую постоянную, значение которой необходимо было измерять для каждого газа, то Менделеев нашел коэффициент пропорциональности того, чего он назвал универсальной газовой постоянной.

Слайд 13

СОЗДАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Одним из главных достижений Дмитрия Ивановича Менделеева было создание периодической таблицы химических элементов. Эта таблица – классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Таблица – это графическое выражение периодического закона, который установил сам Менделеев. Также известно, что периодическая таблица, разработанная Менделеевым больше в рамках химии, явилась готовой систематизацией типов атомов для новых разделов физики.

Слайд 14

ОТКРЫТИЕ ГЛАВНОЙ ПАЛАТЫ МЕР И ВЕСОВ Главная палата мер и весов была учреждена в 1893 году в Санкт-Петербурге по инициативе Дмитрия Менделеева. Главная палата мер и весов являлась центральным учреждением Министерства финансов и заведовала поверочной частью в Российской империи и подчиненным отделу торговли. Задачей этой Палаты, которую открыл Менделеев, было «сохранение единообразия, верности и взаимного соответствия мер и весов», как говорилось в Положении о мерах на 1899 год. Ныне Главная палата мер и весов – это Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева

Слайд 15

Развитие научных и технических идей Д.И.Менделеева. . В 1907 году Д.И.Менделева не стало. Огромная толпа проводила его в последний путь. Впереди несли огромную периодическую таблицу химических элементов. Научные и технические идеи Д.И.Менделеева развиваются и притворяются в многочисленных трудах советских и зарубежных учёных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...