Периодический закон
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему
Конспект урока для 9 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 450.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по химии в 8 классе
Учитель Ипатова Анастасия Николаевна
Тема Ионная связь.
Цели урока: объяснить учащимся смысл объединения атомов в молекулы, объяснить что такое ионы и механизм образования ионной связи.
Задачи урока: обобщить сведения о строении электронных оболочек атомов в связи с их положением в ПС, оценить валентные возможности атомов при ионном механизме образования ионной связи, научиться выводить формулы бинарных веществ с ионной связью.
Тип урока :Комбинированный урок (открытие нового знания).
Место проведения: кабинет химии
Оборудование: мультимедийная система, шаростержневые модели молекул, ПС с разделением металлов и неметаллов.
Ход урока.
- Организация класса, формирование проблемы.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы узнаем важную «тайну» химических элементов: почему одни атомы могут быть в одиночном состоянии, а другие обязательно объединяются в многоатомные структуры. Какие вещества существуют в виде свободных атомов? (отвечают: благородные газы), а еще в каком виде? (дают определения простым и сложным веществам). Учитель демонстрирует для подсказки модели молекул. А давайте сами выдвинем гипотезу о том, что особенного в благородных газах. Где они находятся в ПС, какие выводы вы сделаете о строении их электронных оболочек? ( Ученики смотрят в ПС и предполагают, что у благородных газов 8 электронов на внешнем слое.). Так, интересно. А давайте-ка проверим вашу правоту, посмотрим в учебнике. (читают §9 учебника О.С. Габриэляна «Изменение числа ē на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов»). Итак, вы правы, а что особенного в таком строении электронной оболочки?
2)Объяснение нового материала.
Посмотрите на слайд №1, запишите определение химической связи, ее цель. Запоминаем: такая ē-оболочка из 8-ми ē дает возможный минимум энергии, это то, у чему стремится любая микросистема. А как вы думаете, что может измениться в атоме, если он не благородный газ, а «хочет» иметь такую же оболочку? ( ребята строят предположения, говорят, что скорее всего отдадут или примут ē-ны.) Верно, они действительно отдают или принимают электроны. А кто электроны отдаст, металлы или неметаллы? Почитайте §9, найдите ответ. Ученики говорят, что это атомы металлов. Верно, см. слайд №2. А что меняется тогда у атомов, они что, превращаются в благородные газы? Ученики говорят, что ядра атомов прежние, Значит, сам элемент не меняется, но что-то все-таки новое. Давайте посмотрим на слайд №3. Там изображены атом и ион бериллия. Проверьте, нет ли ошибки в левом рисунке? Ребята смотрят в ПС, изучают состав ядра и ē-оболочку, говорят, что все верно. А какому благородному газу будет «подражать» бериллий, что в нем особенного? ( Ответ: гелию, у него только 2 ē-на). Что же кроме числа ē-нов поменялось у бериллия (ответ: появился заряд).
Запишите определение: ион – это атом, у которого неодинаковое число протонов и электронов, сесть электрический заряд. Заряд иона называется степень окисления и равен разности числа протонов и электронов.
Давайте теперь оценим атом магния, какой ион он мог бы образовать. Прошу ученика диктовать «рассуждалку» : магний принадлежит 3 периоду⇒ 3-ē слоя; принадлежит 2 группе ⇒2ē на внешнем слое ⇒ легче отдать 2ē до оболочки неона. Mg0-2ē→Mg+2
Проверяем, смотрим слайд №4 Посмотрите на слайд №5. Что общее, а что разное у ионов? Ребята говорят, что атом водорода берет электроны, приобретает отрицательный заряд, общее то, что электронная оболочка как у гелия.
Теперь опишем ион азота. Снова ученик диктует рассуждалку, другие его если надо поправляют : азот принадлежит 2 периоду⇒ 2-ē слоя; принадлежит 5 группе ⇒5ē на внешнем слое ⇒ легче взять 3ē до оболочки неона. N0+3ē→N-3 Так, проверяем работу, смотрим слайд №6.
3)Самостоятельная работа на закрепление материала.
Теперь попробуйте, глядя в материал учебника, самостоятельно вывести формулу вещества, когда встречаются атомы кальция и хлора. Следуйте алгоритму на стр.37. Вызываю 2 учеников посильнее к доске, остальные работают в классе. Тем, кто в числе первых 5 учеников сделает работу верно, ставлю «5». ( время работы – 7 минут). Итак, проверяем: формула CaCl2. Демонстрация модели молекулы. Проверяем себя , смотрим слайды №7,8,9.
4) Выводы, рефлексия.
Сделаем, ребята, выводы: по какому принципу оцениваются валентные возможности атомов и объединяются ионы? (По принципу «отдай-возьми электроны». Сколько отдано-принять ē-нов, столько химических связей образуется).Верно, смотрим слайд№ 10. Запишем, что ионная связь осуществляется за счет притяжения катионов металлов и анионов неметаллов.
А вы любите сухой материал учить или с юмором? ( С юмором!) Тогда учим и декламируем стишок мнемонику . Положительные ионы это катионы, а отрицательные – это анионы. Смотрят слайд №11. А теперь честно: что самое трудное в новом материале? (Наверняка ученики отметят, что главное быть внимательным при описании электронных оболочек атомов, не перепутать группу и период). Ну что ж, в следующий раз атомы нам поведают новые тайны. Учитель оценивает работу учеников во время урока, у доски, забирает тетради на проверку с прошлым Д.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....
Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...
Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....
урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."
Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е. Кузнецовой....
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко ф...
«Общая характеристика химических элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Материал для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...