Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.

             Воспитыватьчувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

 

ОБОРУДОВАНИЕ.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, портрет Д. И. Менделеева.

 

Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.

 

Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.

Знать:формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.

Уметь:разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.

 

ДЕВИЗ УРОКА: «Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!»

 

ЭПИГРАФ УРОКА:(стихи Степана Щипачёва)

«… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

 

ХОД УРОКА.

 

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

Слайд 1

(учащиеся записывают тему в тетрадях).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой … зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните «Стартовое задание».

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

Слайд 2

 

«Стартовое задание»

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

 

Электронные

схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

Х

А

Б

У

2е 8е 2е

В

И

К

М

Н

О

П

2е 1е

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

И

Е

Г

2е 8е 1е

Ч

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Е

2е 8е 3е

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

2е 3е

Щ

Ы

К

Э

М

Н

К

2е 8е 6е

О

Я

А

В

С

И

О

2е 5е

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

 

Ответ: «Химический»

Слайд 3

ВАРИАНТ 2

 Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

 

Число протонов и нейтронов

Группы

1

2

3

4

5

6

7

13р 14n

А

Г

Э

Г

О

С

Б

12р 12n

В

Л

Щ

К

И

П

Н

15р 16n

Б

О

П

Е

Е

К

У

19р 20n

М

Ц

У

А

Д

Ы

Э

17р18n

Й

З

Ф

Л

З

Л

Е

6р 6n

К

М

Я

Н

Ю

Ю

Я

8р 8n

П

С

Т

Д

Ч

Т

В

 

Ответ: «Элемент»

Слайд 3

Название страны: «Химический элементарий».

 

Станциями нашего путешествия будут:

  1. Теоретическая «Менделеевская викторина».
  2. Объясняй-ка «Мои соседи».
  3. Узнавай-ка «Расскажи мне обо мне».
  4. Отдыхай-ка.
  5. Практическая «Составь код».
  6. Исследовательская «Зажги огонёк».

 

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какова цель нашего путешествия? (ответы учащихся).

Слайд 4

Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны или баллы за активную работу, и отмечать результаты своей работы на листах контроля.

  Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

 «… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране «Химический  элементарий» много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?

Первая остановка на станции теоретической.

Слайд 5

 

Станция теоретическая

«Менделеевская викторина»

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ – жетон.

Думаю, вы, ребята, замечали, что

«Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок».

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д. И. Менделеева.

УЧИТЕЛЬ: Какой закон открыл Д.И.Менделеев?

УЧЕНИК: Периодический закон был открыт в 1869 году.

УЧИТЕЛЬ: А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть?

УЧЕНИК: Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).

УЧИТЕЛЬ: Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

УЧЕНИК: Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов.

 УЧИТЕЛЬ: В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?

УЧЕНИК: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о структуре  Периодической системы химических элементов?

УЧЕНИК: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) – группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.

УЧИТЕЛЬ: Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?

УЧЕНИК: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.

УЧИТЕЛЬ: В чём физический смысл порядкового номера элемента?

УЧЕНИК: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе?  Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция «Узнавай-ка».

 

Слайд 6

Станция  узнавай -ка

«Расскажи мне обо мне»

Учащиеся работают письменно,  характеризуют элементы по плану.

Дать характеристику элементу с порядковым номером  11 – 1 вариант

                                                                                               16 – 2 вариант

 

План характеристики элемента, по положению его в ПС.

  1. Химический символ и название элемента.
  2. Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер

б) относительная атомная масса

в) номер периода (малый, большой)

г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)

    3.  Строение атома химического элемента:

а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов

б) общее число электронов

в) число энергетических уровней

г) число электронов на внешнем электронном слое

д) схема строения электронной оболочки атома

   4. Свойства атомов элемента:

а) металлические

б) неметаллические

 

Слайд 7

Проверяй-ка

10-11 верных ответов – «5» баллов

  7-9 верных ответов – «4» балла

     6 верных ответов – «3» балла

 

УЧИТЕЛЬ: Многие жители «Химического элементария» плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.

 

«Мои соседи»

Учащиеся работают у доски.

1-й ученик              

Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

 

а) Ве; О; В; С;                                              б) Ва; Ве; Са; Мg

 

2-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

 

              а) Аl; Nа; Р; С ;                                               б) Рв;  Si; С; Sn

 

Слайд 8

Станция «Отдыхай-ка»

 

(Физкультминутка)

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент – давно известный,

Применяют повсеместно!

Польза от меня везде.

Нет железа – быть беде.

 

Портит сера атмосферу,

А верней – её оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит.

 

Название от слова «цвет».

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет…хром.

 

Помни, боевой народ,

Первый лекарь – это йод!

Раны мажь, не ойкай,

Йодною настойкой.

 

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово «медь» -

По латыни – «купрум».

 

Ядовит зелёный Хлор,

Замышляя страшный мор,

Он побег готовит в роли

Самой безобидной соли.

 

Ах, какая аура

Окружает «аурум!»

Символ власти и кольца

Золота и Солнца.

Слайд 9

Станция практическая

«Составь код»

Учащиеся выбирают дорожки: зелёная - задание на компьютере (программированная работа по перфокартам).

(Учащиеся получают оценки и выставляют их в лист контроля.)

Красная -учащиеся выполняют тестовую работу на листочках.

Тестирование

  1. Чему равно общее число электронов в атоме кремния.

А. 3       Б. 4         В. 14        Г. 28

     2.  Сколько нейтронов в атоме брома?

А. 35     Б. 44       В.  45       Г. 80

     3.  Чему равно массовое число атома меди?

А. 4       Б. 29       В. 63        Г. 64

     4.   Сколько энергетических уровней в атоме серы?

А. 3       Б. 6         В.16         Г. 32

     5.   Сколько протонов в атоме хлора?

А. 17     Б. 35       В. 35,5      Г. 52

      6.   Сколько электронов вращается вокруг ядра в атоме фтора?

А. 2       Б. 7         В. 9           Г. 19

      7.    Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне бора.

А. 2       Б. 3         В. 5           Г. 11

      8.    Сколько электронов максимально может находиться на третьем энергетическом уровне?

А. 2       Б. 8          В. 18        Г. 32   

 

 

 Слайд 10

Тестирование

Верные ответы

1-В  2-В  3-Г  4-А  5-А  6-В  7-Б  8-В

 

8 ответов - «5»

7 ответов – «4»

6 ответов – «3»

 

(Учащиеся считают количество верных ответов и выставляют баллы в лист контроля.)

 

 

 

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители «Химического элементария», видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы порадовали их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание, выполнив которое, вы  «зажжёте огонёк» в честь нашего путешествия в страну «Химический элементарий».

Слайд 11

Станция исследовательская

«Зажги огонёк»

(Учащиеся выполняют программирование задание, за каждый правильный ответ получают жетон, выставляют баллы в лист контроля.)

 

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». Нам осталось подвести итоги.

Учащиеся обмениваются листами контроля, подсчитывают баллы и выставляют оценки.

Слайд 12

Итоги путешествия

15-16 баллов – «5» - зелёный вагончик

12-14 балла – «4» - желтый вагончик

8-11 баллов – «3» - красный вагончик 

 

Слайд 13

Домашнее задание творческое:

1.     сочинить загадки о химических элементах;

2.     найти интересные сообщения о значении химических элементов

 

Слайд 14

Благодарю вас за урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx25.49 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt528.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

ЦЕЛИ. Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.

             Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

ОБОРУДОВАНИЕ. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, портрет Д. И. Менделеева.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.

Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.

Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.

Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.

ДЕВИЗ УРОКА: «Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!»

ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)

«… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

ХОД УРОКА.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

Слайд 1

(учащиеся записывают тему в тетрадях).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой … зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните «Стартовое задание».

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

Слайд 2

«Стартовое задание»

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Электронные

схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

Х

А

Б

У

2е 8е 2е

В

И

К

М

Н

О

П

2е 1е

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

И

Е

Г

2е 8е 1е

Ч

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Е

2е 8е 3е

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

2е 3е

Щ

Ы

К

Э

М

Н

К

2е 8е 6е

О

Я

А

В

С

И

О

2е 5е

Ю

П

Р

М

Й

В

Х

Ответ: «Химический»

Слайд 3

ВАРИАНТ 2

 Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Число протонов и нейтронов

Группы

1

2

3

4

5

6

7

13р 14n

А

Г

Э

Г

О

С

Б

12р 12n

В

Л

Щ

К

И

П

Н

15р 16n

Б

О

П

Е

Е

К

У

19р 20n

М

Ц

У

А

Д

Ы

Э

17р18n

Й

З

Ф

Л

З

Л

Е

6р 6n

К

М

Я

Н

Ю

Ю

Я

8р 8n

П

С

Т

Д

Ч

Т

В

Ответ: «Элемент»

Слайд 3

Название страны: «Химический элементарий».

Станциями нашего путешествия будут:

  1. Теоретическая «Менделеевская викторина».
  2. Объясняй-ка «Мои соседи».
  3. Узнавай-ка «Расскажи мне обо мне».
  4. Отдыхай-ка.
  5. Практическая «Составь код».
  6. Исследовательская «Зажги огонёк».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какова цель нашего путешествия? (ответы учащихся).

Слайд 4

Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны или баллы за активную работу, и отмечать результаты своей работы на листах контроля.

  Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

 «… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране «Химический  элементарий» много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?

Первая остановка на станции теоретической.

Слайд 5

Станция теоретическая

«Менделеевская викторина»

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ – жетон.

Думаю, вы, ребята, замечали, что

«Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок».

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д. И. Менделеева.

УЧИТЕЛЬ: Какой закон открыл Д.И.Менделеев?

УЧЕНИК: Периодический закон был открыт в 1869 году.

УЧИТЕЛЬ: А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть?

УЧЕНИК: Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).

УЧИТЕЛЬ: Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

УЧЕНИК: Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов.

 УЧИТЕЛЬ: В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?

УЧЕНИК: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о структуре  Периодической системы химических элементов?

УЧЕНИК: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) – группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.

УЧИТЕЛЬ: Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?

УЧЕНИК: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.

УЧИТЕЛЬ: В чём физический смысл порядкового номера элемента?

УЧЕНИК: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе?  Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция «Узнавай-ка».

Слайд 6

Станция  узнавай -ка 

«Расскажи мне обо мне»

Учащиеся работают письменно,  характеризуют элементы по плану.

Дать характеристику элементу с порядковым номером  11 – 1 вариант

                                                                                               16 – 2 вариант

План характеристики элемента, по положению его в ПС.

  1. Химический символ и название элемента.
  2. Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер

б) относительная атомная масса

в) номер периода (малый, большой)

г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)

    3.  Строение атома химического элемента:

а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов

б) общее число электронов

в) число энергетических уровней

г) число электронов на внешнем электронном слое

д) схема строения электронной оболочки атома

   4. Свойства атомов элемента:

а) металлические

б) неметаллические

Слайд 7

Проверяй-ка

10-11 верных ответов – «5» баллов

  7-9 верных ответов – «4» балла

     6 верных ответов – «3» балла

УЧИТЕЛЬ: Многие жители «Химического элементария» плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.

«Мои соседи»

Учащиеся работают у доски.

1-й ученик              

Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Ве; О; В; С;                                              б) Ва; Ве; Са; Мg

2-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

              а) Аl ; Nа; Р; С ;                                               б) Рв;  Si; С; Sn

Слайд 8

Станция «Отдыхай-ка»

(Физкультминутка)

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент – давно известный,

Применяют повсеместно!

Польза от меня везде.

Нет железа – быть беде.

Портит сера атмосферу,

А верней – её оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит.

Название от слова «цвет».

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет…хром.

Помни, боевой народ,

Первый лекарь – это йод!

Раны мажь, не ойкай,

Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово «медь» -

По латыни – «купрум».

Ядовит зелёный Хлор,

Замышляя страшный мор,

Он побег готовит в роли

Самой безобидной соли.

Ах, какая аура

Окружает «аурум!»

Символ власти и кольца

Золота и Солнца.

Слайд 9

Станция практическая

«Составь код»

Учащиеся выбирают дорожки: зелёная - задание на компьютере (программированная работа по перфокартам).

(Учащиеся получают оценки и выставляют их в лист контроля.)

Красная - учащиеся выполняют тестовую работу на листочках.

Тестирование

  1. Чему равно общее число электронов в атоме кремния.

А. 3       Б. 4         В. 14        Г. 28

     2.  Сколько нейтронов в атоме брома?

А. 35     Б. 44       В.  45       Г. 80

     3.  Чему равно массовое число атома меди?

А. 4       Б. 29       В. 63        Г. 64

     4.   Сколько энергетических уровней в атоме серы?

А. 3       Б. 6         В.16         Г. 32

     5.   Сколько протонов в атоме хлора?

А. 17     Б. 35       В. 35,5      Г. 52

      6.   Сколько электронов вращается вокруг ядра в атоме фтора?

А. 2       Б. 7         В. 9           Г. 19

      7.    Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне бора.

А. 2       Б. 3         В. 5           Г. 11

      8.    Сколько электронов максимально может находиться на третьем энергетическом уровне?

А. 2       Б. 8          В. 18        Г. 32    

 Слайд 10

Тестирование

Верные ответы

1-В  2-В  3-Г  4-А  5-А  6-В  7-Б  8-В

8 ответов - «5»

7 ответов – «4»

6 ответов – «3»

(Учащиеся считают количество верных ответов и выставляют баллы в лист контроля.)

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители «Химического элементария», видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы порадовали их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание, выполнив которое, вы  «зажжёте огонёк» в честь нашего путешествия в страну «Химический элементарий».

Слайд 11

Станция исследовательская

«Зажги огонёк»

(Учащиеся выполняют программирование задание, за каждый правильный ответ получают жетон, выставляют баллы в лист контроля.)

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». Нам осталось подвести итоги.

Учащиеся обмениваются листами контроля, подсчитывают баллы и выставляют оценки.

Слайд 12

Итоги путешествия

15-16 баллов – «5» - зелёный вагончик

12-14 балла – «4» - желтый вагончик

8-11 баллов – «3» - красный вагончик  

Слайд 13

Домашнее задание творческое:

  1. сочинить загадки о химических элементах;
  2. найти интересные сообщения о значении химических элементов

Слайд 14 

Благодарю вас за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева

Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....