Кислотные оксиды
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Кислотные оксиды - краткий конспект урока в технологии критического мышления. Прилагается рабочая инструкция для организации работы учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislotnye_oksidy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Носачева Наталья Владимировна, учитель химии высшей категории
МБОУ СОШ №1
Тема: «Кислотные оксиды»
8 класс.
Цель: научить учащихся предполагать химические свойства КО, пользуясь таблицей тренажером; характеризовать химические свойства КО на основе эксперимента и предварительного моделирования; моделировать возможность химической нейтрализации вредных выбросов предприятий, развивать познавательные процессы.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по изучению химических свойств КО: взаимодействию КО с водой и основаниями.
- Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний на основании выполнения творческих заданий, ученического эксперимента.
- сформировать представление о вредном влиянии кислотных оксидов на окружающую природу
- Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков при соблюдении правил техники безопасности.
Оборудование:
- опорная инструкция
- таблица тренажер
- штатив с пробирками
- трубочка для коктейля для пропускания СО2 через раствор
- раствор гидроксида кальция
- сухой оксид фосфора (V)
Ход урока:
- Организация класса.
- Сообщение темы и целей урока, обозначение этапов урока.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы продолжим работу с таблицей тренажером – постараемся предположить химические свойства кислотных оксидов, повторим классификацию оксидов, проведем 2 эксперимента, подтверждающих наши предположения о химическом поведении КО, рассмотрим негативное действие КО на окружающую среду.
- Актуализация – письменная самостоятельная работа по схеме №1.
Необходимо написать примеры оксидов, соответствующие классификации по различным признакам.
- Изучение нового материала с использованием ученического эксперимента.
Всякому действию предшествуют размышления, поэтому сначала мы постараемся спрогнозировать химическое поведение КО. (работа с таблицей - тренажером).
Рассмотрим ряд веществ, в котором находятся КО. Мысленно исключим неметаллы и кислоты, оставшиеся классы веществ будут потенциальными реагентами для КО. Соедините стрелками (желательно цветной пастой) возможные пары реагентов.
Структурно- логическая схема о химических свойствах КО | КО ----- основные оксиды |
КО ----- основания | |
КО ------ амфотерные оксиды | |
КО ----- амфотерные гидроксиды | |
КО ----- вода |
Сначала исследуем как КО взаимодействует с водой, проверим, действительно ли образуется кислота.
Проводим физкультпаузу: упражнения сидя -руки вверх, руки вниз, потянулись.
Учащиеся выполняют опыт №1 по инструкции.
Описываем наблюдение: растворение в воде белого порошка оксида фосфора (V) и покраснение лакмуса в образовавшемся растворе. Записываем уравнение реакции и делаем вывод.
После проведения опыта рассматриваем задание I и отвечаем на вопросы:
- КО являются составной частью газообразных продуктов металлургических производств, котельных, ТЭЦ. Предложите способ личной защиты от вредного влияния этих оксидов.
- В атмосфере КО смешиваются с водяными парами.
- Во время дождя кислоты возвращаются на землю («кислотный» дождь).
Смоделируем влияние такого дождя на растения, почву, постройки из мрамора, известняка, песчаника.
CO2 + H2O H2CO3
SO2 + H2O H2SO3
2NO2 + H2O HNO2 + HNO3
В качестве одного из способов улавливания КО проведем лабораторный опыт №2 по инструкции.
Для этого опыта используем трубочку для напитков. Через раствор гидроксида кальция пропустим углекислый газ (выдыхая воздух). Наблюдения записываем и составляем уравнения реакций. Делаем вывод.
- Закрепление. (Выполнение тестового задания).
Проверь себя:
- При взаимодействии КО с водой образуется:
а) соль в) кислота
б) оксид г) основания
- При взаимодействии неметалла с кислородом образуется
а) щелочь в) соль
б) кислота г) оксид
- С каким веществом будет взаимодействовать гидроксид натрия.
а) SO3 в)CuO
б) H2O г) HCl
VI. Домашнее задание: § 45.2, задание II по инструкции.
Опорная инструкция к теме:
«Кислотные оксиды».
Рассмотрите схему:
ОКСИДЫ
Агрегатное несолеобразующие растворимые нерастворимые
Состояние в воде в воде
Солеобразующие
Лабораторный опыт №1. Взаимодействие КО с водой.
Н2О Закончите уравнение:
Р2О5 + 3Н2О 2НРО4
SO3 + H2O ----- ?
Р2О5 ? CO2 + H2O ------ ?
Вывод: вода реагирует с КО с образованием …
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
- Какие предприятия могут выбрасывать в атмосферу кислотные оксиды.
- Что с ними происходит в атмосфере?
- В виде каких соединений КО возвращаются на Землю. Составьте уравнение соответствующих реакций.
- Предложите свой химический способ улавливания КО.
Лабораторный опыт №2. Взаимодействие КО с основаниями.
СО2 Закончите уравнения:
Ca(OH)2 + CO2 ? + H2O
NaOH + SO3 ? + H2O
KOH + SO2 ? + H2O
Вывод: КО реагирует со щелочами с образованием …
Са(ОН)2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
II. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
I. II.
- Какого цвета выделяющийся газовый «хвост»?
- Подумайте, как эти газы будут распространяться в атмосфере: по рис. I или II и объясните, почему?
3.Молярная масса воздуха 29 г/моль, вычислите, во сколько раз каждый из этих оксидов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Кислотные оксиды"
Урок по теме "Кислотные оксиды", изучаемые понятия кислотные оксиды, ангидриды, составление формулы оксидов по валентности....
Презентация по теме Оксиды - оксид водорода
Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...
« Оксиды. Классификация оксидов на основные и кислотные, их свойства. Важнейшие оксиды в природе и жизни людей».
Цель: - Обеспечить усвоение понятий « оксиды», « классификация оксидов», «свойства оксидов». - Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, знаний о значении оксидов в ...
Оксиды, классификация, свойства оксидов. 8 класс
Из-за небольшого количества учебного времени и определенных трудностей для учащихся в изучении нашего предмета, особое внимание приходится уделять наглядности изучаемых тем. Но...
Классификация оксидов. Нахождение молекулярной массы элементов и их массовой доли в веществе, составление формул оксидов по названию.
Дидактические карточки по теме оксиды . 8 класс...
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды....
Оксида, их классификация и свойства. Свойства кислотных оксидов
Понятие, что такое оксид. Классификация оксидов. Что такое кислотные оксиды. Химические свойства кислотных оксидов...