Конспект урока в 11 классе по теме "Гидролиз"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Тема, рассматриваемая на уроке, всегда затронута в ЕГЭ и будучи недобросовестно отработанной, вызывает затруднения у учащихся. Данный урок учит применять полученные знания и умения при решении практических задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с химией. Тема урока рассматривает взаимосвязь химии и окружающей среды. Данный урок является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре и содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-gidroliz.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 11 классе
Тема: «Гидролиз неорганических веществ»
Цели урока: Образовательные:
- расширить знания учащихся о свойствах солей;
- объяснить понятие “гидролиз”;
- научить записывать уравнения гидролиза неорганических солей и определять рН среды водного раствора;
- показать значение и практическое применение гидролиза
Развивающие:
- развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию логического мышления и участия в проблемном диалоге;
- развивать интерес к предмету, процессу познания и исследования;
- совершенствовать умения коллективной работы и обсуждения
Воспитательные:
- воспитывать культуру обсуждения и общения;
- формировать научное мировоззрение учащихся;
- воспитывать навыки коллективного общения и труда
Задачи урока:
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
- Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии
- Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека
- Научить экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.
Тип урока. Изучение нового материала, лекция с элементами самостоятельной работы, эксперимент
Вид урока. Проблемно-исследовательский
Реактивы и оборудование: NaCl, Na2CO3, NH4Cl, NH4CN, лакмус, пробирки.
Компьютер, проектор, диск с презентациями поэтапного показа схем проведения опыта по гидролизу солей и анализа его результатов.
Ход урока.
I.Организационный этап (1 минута.)
Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели.
Единственный путь,
Ведущий к знанию,-
Это деятельность.
«Шоу»
II. Проверки домашнего задания (5 минут)
Подготовка учащихся к восприятию лекции.
Прежде чем мы с вами начнём такую серьёзную тему как гидролиз, давайте совершим экскурс в пройденный материал.
И так, поговорим о классах веществ.
1.Какие классы веществ вы изучили? (кислоты, основания и соли). 2.Приведите примеры кислот и оснований . (NaOH, KOH, NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2)).
3.Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
4.Исходя из приведённых выше формул выпишите отдельно сильные и слабые электролиты (сильные: NaOH, KOH, H2SO4, HNO3, HClO4, HCl, HMnO4, HI, HBr;
слабые: , NH4OH, Cu(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3, H2SO3, H2CO3, H2SiO3, HF, HNO2
5.Что показывает степень электролитической диссоциации?
6.Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Какие вы знаете индикаторы?
7.Что представляют собой соли? (производные кислот и оснований)
III. Изучения нового материала (25 минут)
Вы знаете, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания и кислоты. А основания и кислоты как вы заметили, имеют разную степень диссоциации, следовательно, может образоваться четыре типа солей. Мы только что выяснили, что в кислотах и основаниях индикаторы меняют свой цвет. А что будет, если мы проверим растворы солей на индикатор?
Учащимся предлагается экспериментально исследовать среду четырёх выданных растворов (NaCl, Na2CO3, AlCl3, Al2S3).
Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?
(Учащиеся предполагают среду раствора)
Давайте попробуем разобраться с этим вместе.
Вам были выданы растворы солей. Что кроме соли ещё присутствует в растворе?
-Совершенно верно, вода.
Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.
Разложение-лиз, вода–гидро. Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме Гидролиз
- Гидролизом называется взаимодействие веществ с водой, при котором составные части вещества соединяются с составными частями воды.
Гидролизу подвержены соединения различных классов. Рассмотрим один случай – гидролиз солей. В реакцию гидролиза вступают соли, образованные слабой кислотой и сильным основанием, сильной кислотой и слабым основанием, слабой кислотой и слабым основанием. Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
- Рассмотрим примеры, когда соль образованна сильной кислотой и однокислотным основанием.
- Пример: (слабая кислота и сильное основание).
Лабораторный опыт.
Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
NaCN + НОН→ НCN + NaOH
Полное ионно–молекулярное уравнение
Н+ + CN- + Na+ + HOH→ НCN + Na+ + OH-
Краткое ионно–молекулярное уравнение
CN- + НОН → НCN + ОН- ; ОН- > Н+=> среда щелочная
Рн > 7.
Сила побеждает!
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-). Реакция идёт по аниону
2)Пример: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН-) и кислые соли.
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32–
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионно–молекулярное уравнение
2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН–
Краткое ионно-молекулярное уравнение
СO32– + Н2O ↔ НСO3– + ОН– ОН- > Н+ среда щелочная, Рн > 7.
Молекулярное уравнение.
Na2CO3+ Н2O → NaHCO3 + NaОН.
При этом гидролиз не доходит до конца, т.к. накопление в растворе гидроксид-ионов препятствует образованию угольной кислоты(Н2СО3).
3) Пример: (сильная кислота и слабое основание).
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
NH4Cl → NH4+ + Cl-
Полное молекулярно-ионное уравнение
NH4+ + Cl- + НОН → NH4 ОН +Н+ + Cl-
Краткое ионно-молекулярное уравнение
NH4+ + НОН → NH4 ОН +Н+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Вывод: При гидролизе соли образованного слабым основанием и сильной кислотой – среда кислая, в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.
4) Пример: Соли сильных кислот и слабых оснований гидролизуются ступенчато с образованием основных солей и в водном растворе накапливаются ионы водорода;
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
АlCl3→ Аl+3 + 3Cl –
Н2O ↔ Н+ + ОН–
Полное ионно–молекулярное уравнение
Аl+3 + 3Cl - + НОН → 3Cl - +Н+ + Аl ОН +2
Краткое ионно-молекулярное уравнение
Аl+3 + НОН → Н+ + Аl ОН +2; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.
Молекулярное уравнение.
АlCl3 + НОН → Аl (ОН)Cl2 +НCl
Вторая ступень:
Аl(ОН)Cl2 →Аl ОН +2 + 2Cl –
Полное ионно–молекулярное уравнение
АlОН +2 + 2Cl - + НОН → 2Cl - +Н+ + Аl(ОН)2+
Краткое ионно-молекулярное уравнение
АlОН +2+ НОН → Н+ + Аl(ОН)2+; Н+ > ОН- => среда кислая, Рн < 7.
Молекулярное уравнение.
Аl(ОН)Cl2 + НОН → НCl + Аl(ОН)2Cl
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
До конца гидролиз не идёт, так как накапливающиеся в растворе ионы водорода препятствуют образованию слабого основания (Аl(ОН)3). Реакция идёт по катиону.
Сложнее протекает гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой. При этом в реакции гидролиза участвуют и катионы, и анионы соли, связывающие соответственно гидроксид – ионы и ионы водорода воды. Поэтому реакция среды в результате гидролиза определяется относительной силой образующихся слабой кислоты и слабого основания и, в частности, может быть близка к нейтральной, хотя гидролиз протекает практически полностью.
5)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
Al2S3 + 6H2O-->2Al(OH)3 + 3H2S
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь: Такие соли в водных растворах существовать не могут гидролизуются до свободной кислоты и свободного основания. Гидролиз по катиону и аниону.
6)Пример: (слабое основание и слабая кислота) Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли.
СН3СОО NH4 → СН3СОО- + NH4+
Полное ионно-молекулярное уравнение
СН3СОО- + NH4+ + НОН → СН3СООН + NH4 ОН
Для того чтобы определить среду в данном процессе мы должны узнать константы ионизации образующихся веществ (в справочнике).
Константы ионизации уксусной кислоты и гидроксида аммония равны соответственно: К(СН3СООН) = 1,76×10-5 и К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда при гидролизе этой соли нейтральная.
NH4CN → NH4+ + CN-
NH4+ + CN- + НОН → NH4ОН + НCN
К(НCN) = 7,2×10-10 => среда щелочная.
Гидролиз формиата аммония:
НСОО NH4 → НСОО- + NH4+
НСОО- + NH4+ + НОН → НСООН + NH4 ОН
К(НСООН) = 1,8×10-4 а К(NH4 ОН) = 1,79×10-5 => среда слабо кислая.
По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в рабочую тетрадь:
- Итак, при гидролизе солей, образованных одноосновными кислотами и однокислотными основаниями, единственными продуктами гидролиза будут кислота и основание.
7). Пример: Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).
Лабораторный опыт. Учащиеся исследуют изменение цвета лакмуса и фенолфталеина в водном растворе соли
Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются
IV. Первичная проверка понимания изученного
Учитель проверяет усвоение основных понятий урока :
Что происходит с солями в водном растворе?
Какого типа соли бывают?
Что такое гидролиз?
V. Этап закрепление изученного материала (работа в группах) (5минут)
1.Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант 2 вариант
а) нитрата цинка (II) а) хлорид меди (II)
б) сульфата калия б) сульфита натрия
в) сульфида натрия в) нитрата бария
- Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей.
- учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки (или проверить и самим себе поставить оценку).
- Сопоставление результатов проверки
VI. Этап обобщения и систематизации
Учащиеся самостоятельно выполняют 4 задания части В теста ЕГЭ на карточках, работают в группах по 2 человека.
1. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза.
Формула соли Тип гидролиза
А) (NH4)2CO3 1) по катиону;
Б) NH4CL 2) по аниону;
В) Na2CO3 3) по катиону и по аниону.
Г) NaNO2
2. Установите соответствие между названием соли и способностью ее к гидролизу.
Название соли Способность к гидролизу
А) Хлорид натрия; 1) Гидролиз по катиону;
Б) Нитрат цинка; 2) Гидролиз по аниону;
В) Фосфат натрия; 3) Гидролиз по катиону и по аниону;
3. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора.
Название соли Среда раствора
А) Нитрат свинца (II); 1) Кислая;
Б) Карбонат калия; 2) Щелочная;
В) Нитрат натрия; 3) Нейтральная;
Г) Сульфид лития.
4. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли Молекулярно-ионное уравнение
а) Na3PO4; 1) S2−+H2O↔HS−+OH−;
б) Al2(SO4)3; 2) CH3COO−+NH4++H2O↔CH3COOH+NH3∙H2O;
в) K2S; 3) PO43−+H2O↔HPO42−+OH−;
г) CH3COONH4. 4) PO43−+3H2O↔H3PO4+3OH−;
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+;
VII. Домашнее задание (1 минута)
1. § 18, вопросы № 1-4.
2. Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь, кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.
3.Выполните задания в материалах ЕГЭ по теме урока
VIII. Заключительный этап урока (1 мин.)
1)Рефлексия
T.: Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя определять среду раствора солей?
2)Подведение итогов (1 мин.)
Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.
Учитель выставляет оценки за урок.
Анализ урока
Тема, рассматриваемая на уроке, всегда затронута в ЕГЭ и будучи недобросовестно отработанной, вызывает затруднения у учащихся. Данный урок учит применять полученные знания и умения при решении практических задач в повседневной жизни, готовит к сознательному выбору профессии связанной с химией. Тема урока рассматривает взаимосвязь химии и окружающей среды. Данный урок является средством дифференциации индивидуальности обучения, которое позволяет за cчёт изменения в структуре и содержании более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Поставленные цели на уроке были достигнуты, что подтвердилось уровнем выполнения учащимися заданий и их оценкой своих знаний и умений на этапе рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...