Поэлементный учет знаний учащихся при изучении химии в основной школе.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Использование методики поэлементного учета знаний учащихся предполагает проверку сразу нескольких компонентов:
-теоретических знаний
-знаний определенных химических понятий и формулировок законов
-умений выполнять разного рода упражнения по теме
-умений решать расчетные задачи.
Умения решать экспериментальные задачи проверяются на практических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poelementnyy_uchet_znaniy_uchashchikhsya_pri_izuchenii_khimii_v_osnovnoy_shkole.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэлементный учет знаний учащихся при изучении химии в основной школе.
Главная задача основной школы – дать определенный фундамент знаний, что невозможно без академизма и акцента на фиксированные результаты. В связи с появлением большого количества предлагаемых образовательных маршрутов, педагогическая практика требует наличие более динамичной, объективной и всесторонней системы оценивания достижений учащихся в ходе учебного процесса. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний, достижений, возможностей учащихся. Это средство управления учебной деятельностью. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывалась и функция обучения, необходимо создавать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки достижений учащихся. Объективность предполагает корректную постановку контрольных вопросов, кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.
На основании всего вышесказанного, два года назад я начала разработку приложений для курса химии 8-9 классов, используя методику поэлементного учета знаний. Данный подход в обучении учащихся предполагает проверку сразу нескольких компонентов:
-теоретические знания;
-знание определенных химических понятий и формулировок законов;
-умения выполнять разного рода упражнения по теме;
-умения решать расчетные задачи.
Умения решать экспериментальные задачи проверяются на практических занятиях.
С целью снятия тревожности у учащихся перед зачетом, вопросы по теме, образцы решения упражнений и расчетных задач заранее помещаются на стенде. В процессе изучения темы учащиеся имеют возможность по этим материалам следить за собственными успехами, корректировать те или иные элементы знаний по теме и готовиться к тематическому учету знаний. Здесь же на стенде учащимся предлагается домашнее задание в виде всевозможных упражнений и задач по всей теме, выполнение которых учащиеся планируют сами. При изучении каждой темы запланировано определенное количество консультаций.
Сам урок учета знаний – это четко организованный процесс выявления всех элементов знаний и умений каждого учащегося класса (25-30 человек). К уроку ТУЗ я готовлю « Листок учета знаний»:
ФИ ученика | Программ. задание | Понятийный диктант | Устный ответ | Упражне- ние | Расчетная задача | Итоговая отметка |
По листку учета и мне, и учащимся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты, пробелы. Это дает возможность целенаправленно устранять недоработки. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, таким образом, за урок накапливается 4-5 отметок, по результатам которых я выставляю итоговую отметку в журнал. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил двойку. В таком случае он должен срочно ликвидировать этот пробел в знаниях. Соответственно назначается время консультаций и время повторной сдачи зачета.
Как проходит урок?
Перед уроком каждый ученик получает соответствующие индивидуальные задания: вопрос для устного ответа, письменное упражнение и расчетную задачу.
Урок начинаем с разминки: в течение 5 минут учащиеся по вариантам выполняют программированное задание. Второе задание - понятийный диктант. Обычно в теме я выделяю 5-6 основных понятий, определения которых надо знать. Как правило, каждый ученик дает три определения. На это задание также уходит 5 минут. После этого половина учащихся класса (первый вариант) устно отвечают на вопросы, а остальные (второй вариант) – выполняют письменные упражнения разного типа. Устный ответ должен быть кратким, четким, мотивированным. Я подхожу к каждому ученику, и он отвечает, не читая вопроса вслух. Сразу выставляю отметку в листок учета, перехожу к следующему ученику, а ответивший может выполнять любое из оставшихся заданий. Так я выслушиваю каждого ученика в классе, обычно на это уходит 20-25 минут.
Иногда на уроках ТУЗ мне помогают ассистенты. Это учащиеся, успешно изучившие материал темы, которых я освободила от ТУЗ. Они собирают письменные ответы, проверяют их и выставляют отметки в листок учета. В таком случае в листке учета к концу урока не выставлены только отметки за задачи.
Динамичный, необычный по форме урок ТУЗ делает контроль знаний интересным для учащихся и позволяет за 30-40 минут проверить знания и умения всех учащихся, выяснить типичные и случайные ошибки, и соответственно, наметить пути их коррекции. Учащиеся постепенно овладевают умениями выделять главное в изучаемом материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний. Они начинают более ответственно относиться к учебе, занимаются не от случая к случаю, а систематически. Об этом свидетельствуют результаты поэлементного учета знаний учащихся (приложение 1), а также следующие факты:
-повышение уровня сформированности положительной учебной
мотивации к предмету химия;
-повышение уровня сформированности у учащихся УУД;
-наличие положительной динамики качества обучения по
предмету;
-повышение качества выступления учащихся на предметных олимпиадах.
Таким образом, к окончанию основной школы большинство учащихся овладевают умением организовать свою самостоятельную деятельность по отработке знаний, умений, навыков на достаточном уровне, что приводит к уже выше перечисленным результатам. Поэтому я пришла к выводу, что в старшей школе можно и нужно организовать учебную деятельность таким образом, чтобы еще более повысить степень самостоятельности учащихся в процессе обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: « Неметаллы»
Химический диктант (выбери правильные утверждения) 1.Для неметаллов характерен небольшой атомный радиус. 2.Неметаллы являются сильными восстановителями. 3.На внешнем энергетическом уровне неметаллов находится от 4-х до 7 электронов. 4.Галогены - очень сильные окислители. 5.Самая сильная из галогеноводородных кислот – йодоводородная. 6.Сера не имеет аллотропных видоизменений. 7.Степень окисления серы в серной кислоте равна +6. 8.Формула аммиака NH3 . 9.Высшая степень окисления азота равна +5. 10.Графит - аллотропное видоизменение алмаза. 11.Формула угарного газа – CO. 12.Кремниевая кислота – единственная растворимая кислота. | Программированное задание 1. В ряду: C – Si – Ge – Sn – Pb неметаллические свойства а) увеличиваются; б) уменьшаются; в) остаются без изменения. 2. В ряду оксидов N2O5 - P2O5 - As2O5 - Sb2O5 кислотные свойства а) увеличиваются; б) уменьшаются; в) остаются без изменения. 3. Определите степень окисления серы в соединении H2SO3 а) +4 б) -2 в) +6 4 Определите сумму коэффициентов в реакции: S + Al → 5.Определите тип химической связи в молекуле продукта реакции: азот + водород ---- фосфор + кальций --- |
Упражнения
1.Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *
а) заряд ядра: Cl * Br, Cl * P
б) число электронов на внешнем уровне: Cl * Br, Cl * P
в) радиус атома: Cl * Br, Cl * P
г) восстановительные свойства: Cl * Br, Cl * P
д) окислительные свойства: Cl * Br, Cl * P
2. Составьте уравнения практически осуществимых реакций:
а) NaCl (р-р) + F2 →
б) KBr (р-р) + Cl2 →
в) LiCl (р-р) + I2 →
3. Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в следующих соединениях: KClO3 (бертолетова соль), HClO4 (хлорная кислота), HClO (хлорноватистая кислота). Напишите формулы оксидов, соответствующих кислотам.
4.Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
H2S→ S → SO2 → Na2SO3 → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4
5. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
H2SO4 (конц)+ C (графит) → SO2 + CO2 + H2O
6. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
H2SO4 (конц) + S → SO2 + H2O
7. Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *
а) заряд ядра: N * P, N * O
б) число электронов на внешнем уровне: N * P, N * O
в) радиус атома: N * P, N * O
г) восстановительные свойства: N * P, N * O
д) окислительные свойства: N * P, N * O
8. .Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:
N2 → NH3→ (NH4 )2HPO4 → NH4Cl → NH4NO3
9.Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами, формулы которых следующие:
Na2SiO3, BaCl2, Ca(OH)2, Al2O3 , CaCO3, Fe(OH)3, CuO
10. . Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
HNO3 (конц) + Cu → Cu(NO)2 + NO2 + H2O
11.Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно получить азотную кислоту, взяв в качестве исходных веществ азот или аммиак:
N2
NO→ NO2 → HNO3
NH3
11. Составьте практически осуществимые уравнения реакций фосфорной кислоты с веществами, формулы которых следующие:
Na2O, Ca(OH)2, N2O5, Na2CO3, NaCl, AgNO3, HCl, KOH
12. Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *
а) заряд ядра: Si * C, Si * P
б) число электронов на внешнем уровне Si * C, Si * P
в) радиус атома: Si * C, Si * P
г) восстановительные свойства: Si * C, Si * P
д) окислительные свойства: Si * C, Si * P
13. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CO2
14. Составьте уравнения реакций согласно схеме:
Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → Si → SiO2 → Na2SiO3
Вопросы по теме 1.Что такое озоновые дыры? Как предупредить их появление? 2. Укажите признаки сходства и различия в процессах дыхания и горения. 3. Почему серную кислоту называют «хлебом промышленности»? 4. Почему аммиак проявляет только восстановительные свойства? 5. Почему возможно перевозить азотную кислоту в железных цистернах? 6. Почему углерод называют основным элементом живой природы, а кремний – основным элементом неживой природы? 7. Как влияет повышение давления на смещение химического равновесия реакции : 2CO + O2 ↔ 2CO2 ? 8. Сравните строение алмаза и графита и их физические свойства. 9. Почему азотная кислота не образует кислых солей? 10.Какик свойства аммиака лежат в основе его применения в медицине, холодильных установках? 11. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза. | Расчетные задачи.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе
Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии...
Контроль и учет знаний учащихся средствами ИКТ
Контроль и учет знаний учащихся средствами иктКомпьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих те...
Тестирование как форма учета знаний учащихся при обучении иностранным языкам»
Цель работы – обоснование актуальности использования тестирования учащихся в процессе обучения на основе методики коммуникативной компетенции. Работа адресована учителям и учащимся старших...
Рабочая программа по химии в основной школе с учетом требований ФГОСС.
"При оценивании готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО предлагается учитывать и наличие рабочих программ, содержание которых отражает конкретные пути достижения образовательных р...
Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".
В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....
«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...
Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС
При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?- Каковы пути и способы рационального сочета...