Программа элективного курса по химии: " Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (9 класс) на тему

Леонтьева Валентина Ивановна

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного курса (по выбору) для углубления знаний и подготовки к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonteva.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по химии:

" Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

Номинация: Расширение границ нескольких дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента

Выполнила:

учитель химии

ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Суходол

м.р. Сергиевский

Леонтьева Валентина Ивановна

" Простые и комбинированные задачи с экологическим содержанием "

 (Расширение границ нескольких дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента)

Пояснительная записка

Природа определяет возможное будущее. Современные тенденции: человек должен изменить свои ценности,  поведение (в плане охраны окружающей среды) и  заботиться о развитии «долгосрочного выживания».

Восточная мудрость гласит:

«…Если ты планируешь будущее на один год, то сей зерно.

Если ты рассчитываешь на 10 лет – сажай дерево.

Если ты рассчитываешь на 100 лет – обучай народ».

Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Поэтому проектирование образовательной системы направлено на выявление и формирование экологического мировоззрения и экологической культуры у учащихся, в том числе через решение проблемных  задач с экологическим содержанием:  простых и сложных.

Данная программа позволяет расширить, углубить, систематизировать, детализировать проблемы экологической составляющей и в тоже время является функциональным аспектом химического и экологического образования. Элективный курс нацеливает на познание интегративных принципов экологического просвещения и позволяет вывести детей из господствующего поля «заучивания» в поле «размышления». Закладывает основы профессионального образования и позволяет отметить аспекты, которые будут актуальными в последующие десятилетия.

Программа рассчитана на 34 часа (2 часа в неделю) и предполагает работу: аудиторную (работа по тексту задач и их решение, беседы по результатам расчетов, презентации с экологической тематикой), самостоятельную (блок-задание, работа с интернет ресурсами), внеаудиторную (домашняя работа, консультации с учителем, экскурсии).

 Цель программы.  

Сформировать навыки решения расчетных задач  до среднего уровня, опираясь на  метапредметные и межпредметные связи.

 Задача программы.

  • Дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету;
  • Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне, с учетом мета и межпредметного взаимодействия;          
  • Дать знания, которые помогут им добиться успехов в жизни;
  • Создать условия для экологического воспитания и мировоззрения;
  • Развивать ключевые компетентности (учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования)
  • Планируемый образовательный результат:  

Программа  предполагает   интегрированные задания на междисциплинарной основе, которые  выполняются:

  1. самостоятельно;
  2. группой;
  3. с помощью учителя.

  Полученные результаты заставляют  учащихся спрашивать себя: «Почему так?» и «Что нужно сделать», чтобы решить проблему. В этих случаях ученик:

  • решает задачу (самостоятельно, в группе или с помощью учителя);
  • моделирует ситуацию;
  • проектирует ее решение;
  • выдвигает идеи;
  • вступает в деловые обсуждения.

Это повышает у учащихся чувство уверенности и развитие понимания персональной ответственности в решении проблемы.  Элективный курс химико-экологической тематики позволяет оценить и расставить акценты в решении практических вопросов сохранения качества окружающей среды.

Способы оценки планируемых результатов:  

 В элективном курсе планируются следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль: проводится на каждом  занятии, либо педагогом, либо взаимоконтроль, с учетом умения учащихся применить метод решения задач: поэтапного расчета, алгебраический,  с использованием систем уравнений, пропорционального расчета.  Анализируются способы решения задач, выполненных в домашних условиях.

 Промежуточный контроль:   Промежуточный контроль подразумевает моделирование экологической ситуации в конкретном месте, с конкретно заданными параметрами расчета. Проводится обсуждение ситуации и  ее развитие.

 Итоговый контроль:  подразумевает  выполнение проекта, либо компьютерного моделирования ситуации, либо исследовательского проекта. Начальная оценка осуществляется учителем, а затем следует публичная защита.

Описание оснований для отбора содержания образования:  

В основе жизнедеятельности, как и в основе изменения химического состава окружающей среды, лежит превращение веществ.  Для описания нарастающего экологического возмущения деятельностью человека необходимо знание химических механизмов и природы их возникновения. Химия и химическое производство- часть цивилизации, создающие экологические проблемы, без решения которых невозможно полноценное существование на земле. Элективный курс ставит перед учащимися химические задачи с экологическим содержанием, при решении которых прослеживаются проблемы. Необходимо отметить, что задачи с таким содержанием выступают тренировочной площадкой для подготовки учащихся к выполнению заданий части  С  ЕГЭ и позволяют  просмотреть варианты профилизации в будущем.    

Способы получения результатов:  системообразующей является технология работы с практико-ориентированными задачами (Т.А.Иванова, Г.И.Саранцев) с ориентиром  на технологии развивающего обучения (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов) и личностно - ориентированного обучения (И. С. Якиманская), проблемного обучения, ИКТ, исследовательской деятельности.  Применяются следующие способы  реализации: беседа, занятие- практикум,  расчетная работа, исследовательский проект и его презентация

Характеристика ресурсов:

  1. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии. – М.: Просвещение, 2000
  2. Бабич Л.В. Задачи по неорганической химии. М.: Просвещение, 1999
  3. Кузьменко И.Е, Еремин В.В, Попов В. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1999
  4. Орлихина Н.Е. Концепция естественно - научного образования в школах экологической направленности. Учебное пособие. – Тула, 1999
  5. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории М.: Дрофа.2008

Материальные ресурсы: медиапроектор, интерактивная доска,  программа Microcoft PowerPoint, библиотека, где есть  энциклопедии, справочники.

 Организационные ресурсы.

Электив проводится по субботам, в кабинете химии, который оснащен 10 компьютерами и имеется доступ к сети Интернет.

Тематическое планирование:

Название темы

Количество часов

Содержание обучения

Комбинированные задачи «Химия и природа» – 34 часа

1.

Чистый воздух

2

Определение состава чистого воздуха

2.

Расчет % содержания ксенобиотиков (аэрозолей) в окружающей среде

2

Расчет концентрации ксенобиотика в воздухе

3.

Смертельно ядовитые газообразные вещества. «Кислотные дожди».

6

Расчет вредных примесей в воздухе (диоксида серы, аммиака, хлора, оксида азота)

4.

Химия воды

6

Вычисления  содержания примесей в питьевой воде. Расчет загрязнения водоемов сточными водами от нефтехимических предприятий. Обеззараживание воды

5.

Смог – опасный туман

2

 Расчет зависимых и независимых реакций, протекающих в атмосфере из-за выхлопных газов.

6.

Все о монооксиде углерода

4

Вычисления, описывающие образование и влияние оксида углерода(II) на «живую материю».

7.

Токсиканты природной среды

4

Вычисления по содержанию смол, ПХД, красителей в атмосфере, воде, продукции.

8.

Озоновый «щит» Земли

2

Расчет нормы и снижения баланса содержания озона в атмосфере

9.

Минерализация почвы

4

Расчет предельно допустимых концентраций пестицидов в почве

10

Биохимия живых организмов

2

Стехиометрические расчеты здорового образа жизни

Учебно-тематическое планирование:

Тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Ауди-

торных

Внеау-дитор-ных

В т.ч. на практическую деятельность

1.

Чистый воздух

2

1

1

Текущий

2.

Расчет % содержания ксенобиотиков (аэрозолей) в окружающей среде

2

1

1

Текущий

3.

Смертельно ядовитые газообразные вещества. «Кислотные дожди».

6

2

2

2

Экспресс-контроль

4.

Химия воды

6

2

2

2

Контрольная расчетная работа

5.

Смог – опасный туман

2

1

1

Текущий (взаимоконтроль)

6.

Все о монооксиде углерода

4

2

1

1

Текущий

7.

Токсиканты природной среды

4

2

2

Текущий

8.

Озоновый «щит» Земли

2

1

1

Текущий

9.

Минерализация почвы

4

2

2

Текущий

10.

Биохимия живых организмов

2

1

1

Тестирование

Приложение. (Примерные расчетные задачи)

  1. Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в одном литре природной воды содержится всего 3.10 -6 моль серной кислоты (которая может попадать в реки с промышленными стоками или за счет «кислородных дождей), то мальки погибают. Вычислите ту массу серной кислоты в 1 литре воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.

2. Человек начинает ощущать едкий запах диоксида серы, если в 1 м3 воздуха содержится 3 мг этого вредного газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием сернистого газа в течение пяти минут у человека наступает ларингит-потеря голоса. Какое суммарное количество (моль) диоксида серы приводит к этому неприятному заболеванию? Примите объем легких человека равным 3,5 л, а периодичность дыхания – 4 сек.

3.Для обеззараживания воды ее часто хлорируют. При этом неизбежна утечка ядовитого газа в атмосферу. Чтобы удалить хлор из вентиляционного воздуха, используют «антихлор» - увлажненный сульфит натрия. Какая масса сульфита натрия потребуется для  поглощения всего хлора из 5000 м 3 воздуха, если содержание в нем хлора превышает среднесуточное предельно допустимое и составляет 0,3 мг/м3?

4. Сжигая органическое топливо, человечество ежегодно отравляет атмосферу 12 млн. тонн оксида азота (II). Какую массу азотной кислоты можно было получить из всего этого количества оксида азота при условии, что практический выход составит 80 %?

5.Сточные воды химического комбината вполне отвечают санитарным нормам по содержанию азотной кислоты - 30 мг/л. Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию азотной кислоты в этих сточных водах (при плотности, примерно равной 1 г/мл). Сколько азотной кислоты уходит в канализацию с комбината, если объем промышленных стоков, содержащих азотную кислоту, составляет ежесуточно 75 м3?

6. При дезинфекции питьевой воды образуются производные хлора (хлороформ, хлорфенол, хлориды), обладающие онкогенным и мутагенным действием и вызывают от 5 до 15 % онкологических заболеваний. Рассчитайте массовую долю производных хлора, которые образуются при хлорировании 1 тонны воды 0,2 г хлора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"

Программа элективного курса по химии 11 класс"решение задача повышенной сложности"...

Программа элективного курса по химии "Удивительный мир химических задач"

   Настоящая программа раскрывает содержание обучения расчетным химическим задачам школьного курса химии. Она рассчитана на 17 часов – по одному учебному часу в неделю. ...

Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе

 Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на  три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....