Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра" по теме:«Химия и охрана окружающей среды»
план-конспект занятия по химии на тему

Мифтахова Надежда Ивановна

В игре принимают участия от трех команд по 5-6 человек. Команды должны иметь бумагу и ручки для участия в туре «Своя игра». Ведущему помогают два ассистента и учащийся, который следит за временем.

Команды называют тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. На обсуждение ответа дается 15с. Команды отвечают по очереди. При  правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передает вопрос одному из соперников по своему выбору. Цена «Вопроса – аукциона» не может быть ниже номинала. Другая команда может перекупить этот  вопрос, если даст за него большую цену.

Использование игровой технологии на занятиях способствует развитию  творчества, повышению активности студентов, а, следовательно, и позна-вательного интереса к предмету; позволяет повышать эффективность обучения химии, разрядить обстановку на уроках, снизить уровень тревож-ности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие  студенты. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повы-шает уровень самооценки.

Образовательные цели: повторить, обобщить, закрепить основные теории, законы и понятия химии; рассмотреть вопросы охраны окружающей среды сквозь призму химических знаний; раскрыть сущность химических процес-сов, протекающих в биосфере; научить прогнозировать последствия своих действий, сформировать целостную картину окружающего мира.

Развивающие цели: развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответст-вии  с возникающими жизненными потребностями. Совершенствовать уме-ние работать с литературой. Формировать творческое отношение к любым видам деятельности, умение рассматривать взаимовлияние веществ и компо-нентов  окружающей среды.

Воспитательные цели: воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми соприкасаются студенты в жизни, элементарную безопасность – свою и окружающих, чтобы предотвратить ущерб природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_-_kopiya.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Своя игра»

По теме «Химия и охрана окружающей среды»

Правила игры:

Для проведения данного внеклассного мероприятия необходимы фишки любой формы с числами 10, 20, 30, 40, 50, 60, 100 и таблицы для синего и красного раундов (табл. 1 и 2).

Синий раунд

Таблица 1

Экологический словарь

Охрана природы

Отходы в доходы

Неметаллы

Вода

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

Красный раунд

Таблица 2

Углеводороды

Нефть

Выхлопные газы автомобилей

Кислородсодержащие органические вещества

Азотсодержащие органические вещества

20

20

20

20

20

40

40

40

40

40

60

60

60

60

60

80

80

80

80

80

100

100

100

100

100

В игре принимают участия от трех команд по 5-6 человек. Команды должны иметь бумагу и ручки для участия в туре «Своя игра». Ведущему помогают два ассистента и учащийся, который следит за временем.

Команды называют тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. На обсуждение ответа дается 15с. Команды отвечают по очереди. При  правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передает вопрос одному из соперников по своему выбору. Цена «Вопроса – аукциона» не может быть ниже номинала. Другая команда может перекупить этот  вопрос, если даст за него большую цену.

В туре «Своя игра» команды обдумывают ответ 20с. Цену вопроса назначают сами, имея право увеличить или уменьшить ее.

Синий раунд

Экологический словарь

10 баллов. Твердые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым.

20 баллов. Естественное или искусственное поступление воздуха в воду, почву, горные породы.

30 баллов. «Своя игра». Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками.

40 баллов. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей.

50 баллов. Смесь газов, которая образуется из органических  остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов.

Аэрозоль

Аэрация

Гербициды

Канцерогены

Биогаз

Охрана природы

10 баллов. Атмосферные осадки, содержащие кислоту.

20 баллов. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере.

30 баллов. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжелые заболевания.

40 баллов. «Кот в мешке». Тема «Оксиды», 20 баллов. Природное явление, вызванное поглощением углекислым газом, водяным паром энергии солнечных лучей.

50 баллов. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну и флору.

Кислотные дожди

Круговорот веществ

Нитраты и нитриты

Парниковый эффект

Засоление почв

Отходы в доходы

10 баллов. «Кот в мешке». Тема «Кислоты», 60 баллов. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешевое сырье – свекла. Кислота используется как пищевая добавка.

20 баллов. Часть природного сырья, которая не используется или остается после переработки и использования.

30 баллов. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах.

40 баллов. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.

50 баллов. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза.

Лимонная кислота

Отходы

Углекислый газ

Безотходная технология

Техногеохимия

Неметаллы

10 баллов. «Своя игра». Геофизик М.И. Будыко еще в 1962г. предположил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите оксид.

20 баллов. Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х гг. 20в.

30 баллов. Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот.

40 баллов. В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой.

50 баллов. Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя.

Оксид углерода (4)

Парниковый эффект

Клубеньковые бактерии бобовых растений

Оксид азота (4)

Оксиды азота (2) и (4)

Вода

10 баллов. Глобальный гидрологический цикл имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и ….

20 баллов. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?

30 баллов. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками.

40 баллов. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила.

50 баллов. «Своя игра». Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки?

Испарение

Начинается чрезмерный рост водорослей

Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты

Биологическая очистка

Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения)

Красный раунд

Углеводороды

20 баллов. Газ, образующийся в результате анаэробной ферментации клетчатки в пищеварительном тракте некоторых животных.

40 баллов. «Вопрос-аукцион». Соединения, от которых природный газ очищают путем адсорбции их сильными основаниями.

60 баллов. Смесь водорода и оксида углерода (2), получаемая при  паровой конверсии метана.

80 баллов. Биологическая переработка органических отходов.

100 баллов. Для чего в некоторых странах свалки мусора специально оборудуют особыми мембранами и дренажной системой?

Метан

Сероводород, сернистый газ

Синтез-газ

Конверсия

Для получения биогаза

Нефть

20 баллов. Назовите автора высказывания: «Нефть – продукт природы редкий, ей должно дать совершенно иное применение, чем для топлива»

40 баллов. Какая часть запасов нефти остается в отработанных месторождениях?

60 баллов. Почему неразветвленные алканы, содержащиеся в нефти, непригодны как горючее для современных двигателей внутреннего сгорания?

80 баллов. «Вопрос-аукцион». Почему применение этилированных бензинов приводит к загрязнению окружающей среды?

100 баллов. Основная характеристика качества дизельного топлива.

Д.И. Менделеев

50-55%, иногда до 70%

Из-за низкой устойчивости к детонации

В них в качестве антидетонатора используется тетраэтилсвинец (С2Н5)4Pb

Цетановое число. Цетан  С16Н34 принят как эталонное топливо с цетановым числом 100

Выхлопные газы автомобилей

20 баллов. Какие двигатели являются экологически более безопасными?

40 баллов. Сколько примерно веществ содержится в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания?

60 баллов. При каком режиме работы двигателей концентрация вредных веществ в выбросах резко увеличивается?

80 баллов. Явление, представляющее угрозу для здоровья человека, обусловленное выбросами выхлопных газов автомобилей и газовых отходов производств.

100 баллов. «Кот в мешке». Тема «Озоновый слой», 20 баллов. Вещества, используемые в аэрозольных баллончиках, являющиеся источником катализаторов разрушения озонового слоя.

Дизельные

Около 200, причем большинство из них токсичны

На холостом ходу

Смог

Фреоны

Кислородсодержащие органические вещества

    20 баллов. При сгорании в автомобильных двигателях эти спирты дают значительно меньше вредных веществ, чем традиционное моторное топливо.

40 баллов. Спирт, потребление которого даже в небольших количествах вызывает потерю зрения и смерть.

60 баллов. «Кот в мешке». Тема «Целлюлоза», 100 баллов. Смесь органических веществ, образующаяся при сульфитном способе производства бумаги.

80 баллов. Одно из органических веществ, попадающее в окружающее среду в составе сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов, очень токсично.

100 баллов. В литературе описаны случаи взрыва пустой бутылки из-под диэтилового эфира при попытке ее открыть. Почему это происходит?

Метанол и этанол

Метанол

Сульфитный щелок

Фенол

В бутылке могут находиться  пары эфира, из которых образуются взрывоопасные пероксиды

Азотсодержащие органические вещества

20 баллов. «Вопрос-аукцион». Выращивая микроорганизмы на питательной среде, полученной из нефти, можно получить это вещество.

40 баллов. Соль одной из аминокислот, пищевая добавка.

60 баллов. Вещество, содержащее пептидную связь, в 200 раз слаще сахарозы.

80 баллов. «Кот в мешке». Тема «Металлы», 80 баллов. В организме северных оленей содержание ртути в 10-100 раз больше, чем в организмах животных, умеренных широт. Это обусловлено способностью некоторых растений концентрировать тяжелые металлы. Какие это растения?

100 баллов. Это лекарство способно угнетать процессы размножения вируса ВИЧ.

Белок

Глутамат натрия

Аспартам

Мхи

Азидотимидин

Своя игра

Химические источники тока

Высокотоксичный тяжелый металл, применяемый в производстве газоразрядных источников света, контрольно-измерительных приборов (Ртуть).

В тайм-аутах между раундами болельщики показывают номера художественной самодеятельности. Заканчивает игру демонстрация занимательного опыта «Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах». Из винограда (малтны, яблока и т.д.) в широкую пробирку выжимают сок, разбавляют его вдвое водой, приливают равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (2). При нагревании пробирки в пламени горелки образуется желтый, затем красный осадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий на год охраны окружающей среды

2012-2013 год - год охраны окружающей среды. План мероприятий...

план мероприятий на год охраны окружающей среды

план мероприятий на год охраны окружающей среды...

Внеклассное занятие по теме: «Охрана окружающей среды»

Внеклассное  занятие проводилось в рамках года "Охраны окружающей среды" и посвящено одной из главных проблем человечества - охране окружающей среды. На занятии использовалась...

Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Году охраны окружающей среды Игра по станциям « Берегите природу»

Цели:знакомство с красотой природы и бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе; Восп...

Внеклассное мероприятие "Охрана окружающей среды" (5 - 8 класс)

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание бережного отношения обучающихся к родной природе.Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую с...

Внеклассная работа в VIII – ХI классах "Охрана окружающей среды"

Материал предназначен для внеклассной работы с учащимися старших классов по теме "Охрана окружающей среды в Германии"...