Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра" по теме:«Химия и охрана окружающей среды»
план-конспект занятия по химии на тему
В игре принимают участия от трех команд по 5-6 человек. Команды должны иметь бумагу и ручки для участия в туре «Своя игра». Ведущему помогают два ассистента и учащийся, который следит за временем.
Команды называют тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. На обсуждение ответа дается 15с. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передает вопрос одному из соперников по своему выбору. Цена «Вопроса – аукциона» не может быть ниже номинала. Другая команда может перекупить этот вопрос, если даст за него большую цену.
Использование игровой технологии на занятиях способствует развитию творчества, повышению активности студентов, а, следовательно, и позна-вательного интереса к предмету; позволяет повышать эффективность обучения химии, разрядить обстановку на уроках, снизить уровень тревож-ности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие студенты. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повы-шает уровень самооценки.
Образовательные цели: повторить, обобщить, закрепить основные теории, законы и понятия химии; рассмотреть вопросы охраны окружающей среды сквозь призму химических знаний; раскрыть сущность химических процес-сов, протекающих в биосфере; научить прогнозировать последствия своих действий, сформировать целостную картину окружающего мира.
Развивающие цели: развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответст-вии с возникающими жизненными потребностями. Совершенствовать уме-ние работать с литературой. Формировать творческое отношение к любым видам деятельности, умение рассматривать взаимовлияние веществ и компо-нентов окружающей среды.
Воспитательные цели: воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми соприкасаются студенты в жизни, элементарную безопасность – свою и окружающих, чтобы предотвратить ущерб природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_-_kopiya.docx | 44.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Своя игра»
По теме «Химия и охрана окружающей среды»
Правила игры:
Для проведения данного внеклассного мероприятия необходимы фишки любой формы с числами 10, 20, 30, 40, 50, 60, 100 и таблицы для синего и красного раундов (табл. 1 и 2).
Синий раунд
Таблица 1
Экологический словарь | Охрана природы | Отходы в доходы | Неметаллы | Вода |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Красный раунд
Таблица 2
Углеводороды | Нефть | Выхлопные газы автомобилей | Кислородсодержащие органические вещества | Азотсодержащие органические вещества |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
80 | 80 | 80 | 80 | 80 |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В игре принимают участия от трех команд по 5-6 человек. Команды должны иметь бумагу и ручки для участия в туре «Своя игра». Ведущему помогают два ассистента и учащийся, который следит за временем.
Команды называют тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. На обсуждение ответа дается 15с. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передает вопрос одному из соперников по своему выбору. Цена «Вопроса – аукциона» не может быть ниже номинала. Другая команда может перекупить этот вопрос, если даст за него большую цену.
В туре «Своя игра» команды обдумывают ответ 20с. Цену вопроса назначают сами, имея право увеличить или уменьшить ее.
Синий раунд
Экологический словарь
10 баллов. Твердые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым.
20 баллов. Естественное или искусственное поступление воздуха в воду, почву, горные породы.
30 баллов. «Своя игра». Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками.
40 баллов. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей.
50 баллов. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов.
Аэрозоль | |
Аэрация | |
Гербициды | |
Канцерогены | |
Биогаз |
Охрана природы
10 баллов. Атмосферные осадки, содержащие кислоту.
20 баллов. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере.
30 баллов. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжелые заболевания.
40 баллов. «Кот в мешке». Тема «Оксиды», 20 баллов. Природное явление, вызванное поглощением углекислым газом, водяным паром энергии солнечных лучей.
50 баллов. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну и флору.
Кислотные дожди | |
Круговорот веществ | |
Нитраты и нитриты | |
Парниковый эффект | |
Засоление почв |
Отходы в доходы
10 баллов. «Кот в мешке». Тема «Кислоты», 60 баллов. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешевое сырье – свекла. Кислота используется как пищевая добавка.
20 баллов. Часть природного сырья, которая не используется или остается после переработки и использования.
30 баллов. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах.
40 баллов. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.
50 баллов. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза.
Лимонная кислота | |
Отходы | |
Углекислый газ | |
Безотходная технология | |
Техногеохимия |
Неметаллы
10 баллов. «Своя игра». Геофизик М.И. Будыко еще в 1962г. предположил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите оксид.
20 баллов. Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х гг. 20в.
30 баллов. Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот.
40 баллов. В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой.
50 баллов. Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя.
Оксид углерода (4) | |
Парниковый эффект | |
Клубеньковые бактерии бобовых растений | |
Оксид азота (4) | |
Оксиды азота (2) и (4) |
Вода
10 баллов. Глобальный гидрологический цикл имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и ….
20 баллов. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?
30 баллов. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками.
40 баллов. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила.
50 баллов. «Своя игра». Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки?
Испарение | |
Начинается чрезмерный рост водорослей | |
Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты | |
Биологическая очистка | |
Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения) |
Красный раунд
Углеводороды
20 баллов. Газ, образующийся в результате анаэробной ферментации клетчатки в пищеварительном тракте некоторых животных.
40 баллов. «Вопрос-аукцион». Соединения, от которых природный газ очищают путем адсорбции их сильными основаниями.
60 баллов. Смесь водорода и оксида углерода (2), получаемая при паровой конверсии метана.
80 баллов. Биологическая переработка органических отходов.
100 баллов. Для чего в некоторых странах свалки мусора специально оборудуют особыми мембранами и дренажной системой?
Метан | |
Сероводород, сернистый газ | |
Синтез-газ | |
Конверсия | |
Для получения биогаза |
Нефть
20 баллов. Назовите автора высказывания: «Нефть – продукт природы редкий, ей должно дать совершенно иное применение, чем для топлива»
40 баллов. Какая часть запасов нефти остается в отработанных месторождениях?
60 баллов. Почему неразветвленные алканы, содержащиеся в нефти, непригодны как горючее для современных двигателей внутреннего сгорания?
80 баллов. «Вопрос-аукцион». Почему применение этилированных бензинов приводит к загрязнению окружающей среды?
100 баллов. Основная характеристика качества дизельного топлива.
Д.И. Менделеев | |
50-55%, иногда до 70% | |
Из-за низкой устойчивости к детонации | |
В них в качестве антидетонатора используется тетраэтилсвинец (С2Н5)4Pb | |
Цетановое число. Цетан С16Н34 принят как эталонное топливо с цетановым числом 100 |
Выхлопные газы автомобилей
20 баллов. Какие двигатели являются экологически более безопасными?
40 баллов. Сколько примерно веществ содержится в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания?
60 баллов. При каком режиме работы двигателей концентрация вредных веществ в выбросах резко увеличивается?
80 баллов. Явление, представляющее угрозу для здоровья человека, обусловленное выбросами выхлопных газов автомобилей и газовых отходов производств.
100 баллов. «Кот в мешке». Тема «Озоновый слой», 20 баллов. Вещества, используемые в аэрозольных баллончиках, являющиеся источником катализаторов разрушения озонового слоя.
Дизельные | |
Около 200, причем большинство из них токсичны | |
На холостом ходу | |
Смог | |
Фреоны |
Кислородсодержащие органические вещества
20 баллов. При сгорании в автомобильных двигателях эти спирты дают значительно меньше вредных веществ, чем традиционное моторное топливо.
40 баллов. Спирт, потребление которого даже в небольших количествах вызывает потерю зрения и смерть.
60 баллов. «Кот в мешке». Тема «Целлюлоза», 100 баллов. Смесь органических веществ, образующаяся при сульфитном способе производства бумаги.
80 баллов. Одно из органических веществ, попадающее в окружающее среду в составе сточных вод целлюлозно-бумажных комбинатов, очень токсично.
100 баллов. В литературе описаны случаи взрыва пустой бутылки из-под диэтилового эфира при попытке ее открыть. Почему это происходит?
Метанол и этанол | |
Метанол | |
Сульфитный щелок | |
Фенол | |
В бутылке могут находиться пары эфира, из которых образуются взрывоопасные пероксиды |
Азотсодержащие органические вещества
20 баллов. «Вопрос-аукцион». Выращивая микроорганизмы на питательной среде, полученной из нефти, можно получить это вещество.
40 баллов. Соль одной из аминокислот, пищевая добавка.
60 баллов. Вещество, содержащее пептидную связь, в 200 раз слаще сахарозы.
80 баллов. «Кот в мешке». Тема «Металлы», 80 баллов. В организме северных оленей содержание ртути в 10-100 раз больше, чем в организмах животных, умеренных широт. Это обусловлено способностью некоторых растений концентрировать тяжелые металлы. Какие это растения?
100 баллов. Это лекарство способно угнетать процессы размножения вируса ВИЧ.
Белок | |
Глутамат натрия | |
Аспартам | |
Мхи | |
Азидотимидин |
Своя игра
Химические источники тока
Высокотоксичный тяжелый металл, применяемый в производстве газоразрядных источников света, контрольно-измерительных приборов (Ртуть).
В тайм-аутах между раундами болельщики показывают номера художественной самодеятельности. Заканчивает игру демонстрация занимательного опыта «Обнаружение глюкозы в ягодах и фруктах». Из винограда (малтны, яблока и т.д.) в широкую пробирку выжимают сок, разбавляют его вдвое водой, приливают равный объем щелочи и 1 мл раствора сульфата меди (2). При нагревании пробирки в пламени горелки образуется желтый, затем красный осадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план мероприятий на год охраны окружающей среды
2012-2013 год - год охраны окружающей среды. План мероприятий...
план мероприятий на год охраны окружающей среды
план мероприятий на год охраны окружающей среды...
Внеклассное занятие по теме: «Охрана окружающей среды»
Внеклассное занятие проводилось в рамках года "Охраны окружающей среды" и посвящено одной из главных проблем человечества - охране окружающей среды. На занятии использовалась...
Внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Году охраны окружающей среды Игра по станциям « Берегите природу»
Цели:знакомство с красотой природы и бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные: - вызвать интерес к окружающему миру, расширить реалистические представления о природе; Восп...
Внеклассное мероприятие "Охрана окружающей среды" (5 - 8 класс)
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание бережного отношения обучающихся к родной природе.Статья 42-я Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую с...
Внеклассная работа в VIII – ХI классах "Охрана окружающей среды"
Материал предназначен для внеклассной работы с учащимися старших классов по теме "Охрана окружающей среды в Германии"...
План мероприятий, посвященных году охраны окружающей среды
Год охраны окружающей среды...