Формула любви
материал по химии (11 класс) на тему

Кароян Иветта Левоновна

Урок, описывающий химический процесс, происходящий в организме человека в состоянии влюбленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формула любви1.14 МБ
Файл Тема урока77.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула любви Презентацию подготовила Учитель химии ФГОУ-СОШ №21 МО РФ Кароян И.Л.

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА Формирование знаний учащихся о любви, как о сложном химическом процессе. Ознакомление с химическими про- цессами , происходящими в организме человека в состоянии влюбленности. Ознакомление с формулами веществ образующихся в организме человека в Состоянии влюбленности.

Слайд 3

Пирамида потребностей А. Маслоу Потребность в самореализации. Потребность в уважении окружающих. Потребность в любви. Потребность в самосохранении. Физические потребности

Слайд 4

Любовь – связующая сила которая объединяет все сущее Есть много видов любви:

Слайд 5

Любовь к матери

Слайд 6

Любовь к ребенку

Слайд 7

Любовь к Родине

Слайд 8

Любовь на языке детей Любовь-это когда говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее каждый день.

Слайд 9

Юношеская любовь

Слайд 10

«Если расшифровать формулу любви, то на практике она означает, что в зависимости от выделения определенных веществ возникает непреодолимая тяга одного человека к другому». Академик В.А. Таболин

Слайд 11

- Влюбленность Зрелое чувство- - Остывание

Слайд 12

ПЕРВАЯ СТАДИЯ ПО СИМПТОМАМ ПОХОЖА НА СТРЕСС И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕМ АМФЕТАМИНОВ: АДРЕНАЛИНА, ДОФАМИНА, ФЕНИЛЭТИЛАМИНА И НОРАДРЕНАЛИНА.

Слайд 13

Адреналин СН - СН 2 - N Н-СН 3 ОН ОН ОН

Слайд 14

Дофамин СН 2 -СН 2 - N Н 2 HCl ОН ОН

Слайд 15

2-фенилэтиламин СН 2 –СН 2 - N Н 2

Слайд 16

Норадреналин СН-СН 2 - N Н 2 ОН ОН ОН

Слайд 17

ПРЕБЫВАНИЕ В СОСТОЯНИИ ВЛЮБЛЕННОСТИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ, ВРЕДНО ДЛЯ ОРГАНИЗМА.

Слайд 18

НАДО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ВЛЮБЛЕННОСТЬ ОТ ЛЕГКОГО ФЛИРТА. Некоторые признаки влюбленности: сердце начинает биться учащенно и просто готово выпрыгнуть из груди. вас бросает то в жар , то в холод; ваши зрачки непроизвольно расширяются; у вас полностью пропадает аппетит; вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать что-то необычное.

Слайд 19

ГОВОРИТ О ПЕРЕХОДЕ НА НОВУЮ , ВТОРУЮ СТАДИЮ ОТНОШЕНИЙ . НАЧАЛО ВЫРАБОТКИ ЭНДОРФИНОВ, C 158 H 251 N 39 O 46 S полипептиды.

Слайд 20

НАЧАЛО ВЫРАБОТКИ ЭНДОРФИНОВ - ЭТО ПЕРЕХОД К СТАБИЛЬНЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.

Слайд 21

Концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается и Наступает третий период – остывание. Но это не конец отношений, а начало …

Слайд 22

третий период- остывание, Это для многих пар начало Перехода отношений в настоящую привязанность и в невозможность проживания друг без друга.

Слайд 23

Любовь величайшее счастье доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного в отношениях двух людей. Сколько бы о ней не было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема- Любовь!!!

Слайд 24

Дискуссия по представленной теме

Слайд 25

Используемая литература: http://www.oloveza.ru/downloads/prezent http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ljubov0.htm https://www.youtube.com/watch?v=IBkBH7jJLDs http://na-shary.ucoz.ru/load/flesh_video/prezentacija_microsoft_powerpoint/3-1-0-6



Предварительный просмотр:

 Заключительный урок по азотсодержащим органическим соединениям

Тема урока:    Формула любви

Цели урока:

  • сформировать знания учащихся о любви как сложном химическом процессе;  
  • развивать внутреннюю мотивацию  учащихся к познанию процессов, происходящих в организме человека;
  • закрепить и расширить представление учащихся о любви - вечной теме искусства.

Задачи урока:

Обучающие: 

  • познакомить учащихся со сложными химическими процессами, происходящими в организме человека в состоянии влюбленности;
  • Познакомить учащихся с веществами и с формулами веществ образующихся в организме человека в состоянии влюбленности;

Воспитательные:

  • воспитание понимания ответственности влюбленных по отношению друг к другу;
  •  воспитание чувства прекрасного и возвышенного;
  • формирование положительного отношения, уважения к одноклассникам;
  • формирование чувства доброжелательности и требовательности к себе;

Развивающие:

  • развитие умения и  понимания чувства других;
  • Развитие интереса к получению новых знаний;
  • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли        


Средства обучения: компьютер, телевизор, презентация к уроку подготовленное учителем (программа Power Point); 
Тип занятия: усвоение новых знаний. 
В основе построения занятия – интерактивные технологии обучения. 
Продолжительность занятия: 
один академический час (40 минут). 

Предварительная подготовка:

  • поиск стихотворений, посвященных любви;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • создание презентации к уроку;
  • подготовка информации о веществах, выделяющиеся в организме человека в состоянии влюбленности.

Ход урока:

  1. Организационная часть:
  •  учитель приветствует детей;
  • проводит короткий фронтальный опрос по темам: амины, аминокислоты, азотсодержащие гетероциклические соединения (ученики отвечают на вопросы устно).
  1. Постановка цели и задачи урока.

Учитель химии.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о любви. О том, что происходит в организме человека в состоянии влюбленности. Послушаете своих товарищей, которые представят вам формулы, и характеристики тех веществ, которые вырабатываются в организме человека в этом  состоянии. Вам необходимо внимательно слушать и прочувствовать тему, чтобы в конце суметь поучаствовать в дискуссии.

  1. Актуализация знаний.

Учитель химии.

Принято считать, что химия узкая область знаний, необходимая только специалистам, а сами химики – изолированное сообщество со своим языком, законами и тайнами. Но человечество накопило и использовало химические знания уже с первых своих шагов (добыча огня, приготовление вина, уксуса и т.д.). Вообще, можно сказать о том, что каждый человек химик. А организм человека это уникальная химическая лаборатория. Внутри нас происходят сложные химические процессы. И если человечество научится с такой же точностью и скоростью получать эти вещества, то мы перейдем совершенно на другой уровень развития.

Сегодня мы еще раз убедимся в том, что химия – это не абстрагированные от жизни формулы и знаки, а процессы, окружающие нас и   происходящие внутри нас. Мы так часто говорим «люблю» друзьям и близким. А что кроется за этим словом? Давайте разберемся вместе.

И так тема нашего урока «Формула любви».

  1. Представление нового материала.

Ученик  1. (Читает с выражением стихотворение П.Севака «Ты»).

Ты-

Это всего две буквы,

Ты-

Простое местоимение,

Как тебе удалось

При помощи этих букв

Сделать меня хозяином мира?

Ты –

Это всего две буквы,

А я, как поле весной,

Привыкаю к твоим лучам.

Ты –

Это всего две буквы,

А я ощущаю под языком

Сладость – это вкус счастья.

Тише становится боль разлуки,

Страдание больше не командует сердцем.

Ты –

Это всего две буквы,

А я

Уже парю над самим собой,

Определяюсь в строй

Рядом с погибшим героем

И не рожденным гением.

Ты –

Только две буквы, …

   

              28 июля 1958 г. Москва

Учитель химии.

В 60-е г. 20в. Знаменитый ученый А. Маслоу предложил так называемую пирамиду потребностей (Слайды 3,4):

Как видите, потребность в любви, одна из базовых потребностей человека. Есть много разных видов любви. Любовь к Родине, к матери, к отцу, ребенку… (Слайды 5-9). Тема любви звучит во многих музыкальных, литературных произведениях, находит воплощение в сценическом искусстве и кинематографе (на экране телевизора фрагменты фильма «Ромео и Джульетта). Многие произведения повествуют о начале любовных отношений, вспышках страсти, которые заканчиваются трагедией. Вспомним «Кармен», «Войну и мир», «Героя нашего времени».

        Почему же любовь, которая так лирично, бурно начинающаяся, вдруг чувствуют, что закончилась? Этот вопрос давно интересовал и волновал людей. Ответ на этот вопрос нашли химики.

Несмотря на весь романтический лоск, любовь действительно, сложный химический процесс, подчиняющийся естественным законам природы. Многие из вас будут поражены и шокированы, но это так. Вот, что говорил на эту тему академик В.А. Таболин: «если расшифровать формулу любви, то на практике она означает, что в зависимости от выделения определенных веществ возникает непреодолимая тяга одного человека к другому» (Слайд 10). Любовь это выдающееся событие в психической жизни человека, которая сопровождается  биохимическими процессами, происходящими в сложном человеческом организме.

Если говорить на сухом научном языке, то любовь можно разделить на три стадии: (Слайд 11)

                Влюбленность – зрелое чувство – остывание

И так, подробно рассмотрим первую стадию – влюбленность.

Ученик 1.                

                     Смотрю вокруг и понимаю

                Не сплю – парю в красивых снах,

                По миру не хожу – летаю,

                Купаюсь в розах и словах!!!

                Люблю! И так спокойно, славно

                Стучит сердечко свою трель,

                И жизнь течет рекою плавно,

                Без водопадов и камней!

                Туда, где легкость, в облака

                Едва  проснувшись, я взлетаю,

                Смотрю на волны свысока,

                И в отражении сверкаю.

                В который раз попутный ветер!

                Лечу лишь, ввысь, и не достать.

                Я всех счастливее на свете

                Ведь я люблю … и не отнять!!!

Учитель химии.

        Первая стадия по симптомам похожа на стресс, сопровождающееся выделением амфетаминов: адреналина, дофамина, фенилэтиламина, норадреналина. (Слайды 12-16)

 

        Эти вещества, вырабатываемые по сигналу мозга,  оказывают, стимулирующее действие на нервную систему, и следовательно, активизируют жизненные процессы.

        К сожалению, пребывание в состоянии влюбленности долгое время, вредно для организма (Слайд 17). Эти ароматические азотсодержащие соединения, участвуя в процессах жизнедеятельности, вступают в реакции с кислородом, водой и другими веществами. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. Так окисление сопровождается образованием азота, углекислого газа и воды. Взаимодействие с водой приводит к созданию щелочной среды, дезаминирование – к выделению аммиака. И чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.

        В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит. Но при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии. Но в целом для организма, состояние влюбленности изнурительно и опасно. Состояние пылкой влюбленности длится в среднем 12-17 месяцев. Это в принципе достаточно, чтобы добиться взаимности или получить окончательный отказ. Вот чем объясняется странное поведение людей, которые без возлюбленного не могут прожить и часа – ведь мозг через определенное время должен получить все больше импульсов  любви, поскольку постепенно привыкает к раздражению.

Некоторые признаки влюбленности.

Иногда мы принимаем за влюбленность что-то уж совсем мимолетное, просто легкий флирт. Серьезная  же влюбленность имеет свои признаки. Вот некоторые из них: (Слайд 18)

  • сердце начинает биться учащенно и просто готово выпрыгнуть из груди;
  • вас бросает то в жар, то в холод, а ладони начинают потеть;
  • вам кажется, что в животе у вас что-то подрагивает и трепещет;
  • наши зрачки непроизвольно расширяются;
  • вас не покидает ощущение полета;
  • все чувства обостряются;
  • увас полностью пропадает аппетит;
  • проходит простуда, мучавшая вас не одну неделю;
  • вы не можете ни на чем сосредоточиться;
  • вы перестаете ругаться и спорить с окружающими, ощущая к ним любовь;
  • вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать что-то необычное;
  • вы можете спать по несколько часов в сутки и при этом не чувствовать усталости.

Для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины.

Начало выработки веществ этого класса говорит о переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле, это переход к стабильным, может быть семейным отношениям, сопровождающееся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья (Слайд 19). Это связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов (Слайд 20).

         Эндорфины, это вещества белковой природы, относятся к классу полипептидов, они не чужды для организма, иногда их называют природными наркотиками. Но в отличие от наркомана любящий человек получает дозу необходимого вещества в присутствии любимого, слыша его голос.                

        Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений (Слайд 21).  Скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов  закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. А есть люди, ( классические примеры Дон Жуан, Казанова ), у которых вообще нет перехода на стадию выработки эндорфинов, но это исключения.

        И так становится понятно, что страстная любовь не может, длится вечно, по причинам биохимического характера. Действие биологически активных веществ, определяющих эмоциональное отношение к «предмету», со временем становится менее выраженным – а значит, снижается и влечение. По мнению различных исследователей, происходит это  на 2-4 год совместной жизни – период когда, по статистике, и происходит большая часть разводов.

        Таким образом, как вы видите, конец всегда наступает. Но человек уникальное создание природы. У него есть душа, интеллект. И на самом деле гарантировать сохранение любви может не концентрация эндорфинов в крови, а воспитание чувств. Душевное тепло, слова поощрения, внимание, помощь, душевный контакт дают возможность продлить любовь. Для гармоничной любви недостаточно одного влечения. Нужно, общность интересов, стремление к взаимопониманию, совместным радостям, умение прощать. Все это дает возможность продлить любовь, которая переходит в настоящую привязанность и в невозможность прожить друг без друга (Слайды 22,23).

А сейчас  слово предоставляется тем ученикам, которые выполнили творческое задание по теме нашего урока.

Ученик 2.

Амфетамины: фенилэтиламин, адреналин, дофамин, норадреналин – эти вещества влияют на появление чувства влюбленности. Эти вещества относятся к классу органических веществ, обладающие мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Они обладают высокой биологической активностью. Эти соединения в одних тканях служат нейромедиаторами  (регуляторами), а в других – гормонами. Нейромедиаторы – это физиологически активные вещества, при помощи которых осуществляется взаимосвязь между нейронами. Вывод: 2-фениламин вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием аминогруппы:

Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатывается

Последовательно норадреналин (гормон агрессии), а затем адреналин ( гормон тревоги ). Этот процесс контролируется стволом головного мозга. Адреналин активизирует образование веществ, способствующего образованию фермента, который обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Вследствие этого происходит их расщепление, обеспечивающее обмен веществ. Благодаря этим превращениям выделяется энергия. В состоянии стресса процесс ускоряется из-за дополнительного выброса адреналина, чем и объясняется усиление физической выносливости человека в стрессовых ситуациях.

 

Ученик 2:

Эндорфин – общее название эндогенных пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его называют «природным наркотиком» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Таким образом, биологические функции эндорфина – это обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.

  1. Заключительное слово учителя.

Завершая наше, занятие я хочу сказать, что для многих людей любовь всегда будет чем-то большим, чем сумма химических процессов и подсознательных реакций. В глубине души каждый все-таки надеется, что любовь никогда не откроет всех своих тайн, и извечный спор о ее природе буде продолжаться. А пока другие спорят, вы любите, и будьте любимы!

  1. Дискуссия по представленной теме. Дискуссия прошла очень бурно и активно, не оставила равнодушным никого (Слайд 24).
  2. Выставление оценок.
  3. Задание на дом. Повторить главу 11.
  4. Рефлексия.

Ребята вы многое сегодня узнали и осмыслили. Покажите мне свое настроение (начинаются бурные аплодисменты и высказывания благодарности за интересный урок). Урок окончен, всем спасибо.

Литература:

  1. Е.Ю. Ижогина, Химия в школе, №3 – 2008, с. 74.
  2. Биология и анатомия: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. Минск, ТОО «Харвест» - 1995 с.528.
  3.  Воробьёв В. Формула любви Труд - 7 №40 - 2006 с.22. 
  4. И химия, и жизнь.//Химия в школе, №3 – 1993,с.45(экскурсия по материалам периодической печати, подготовлен А.Машанской).
  5. Вещества страсти // Здоровье №2 - 2006 с. 6 - 8. 
  6. Химия любви // Семья и школа №3 - 2006 с. 18 - 19. 
  7. Мурзин В.Безмолвный язык любви//Наука и жизнь, №10 – 1998, с.60 – 64.
  8. Хачатрян И.Н. Биохимия любви//Биология в школах, №2 – 2005, с.41-48.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формула любви

Данное сочинение является любовь к детям. Без любви нет смысла работать с детьми. Какие бы знания не приобрел бы учитель без любви своих знаний не может дать учитель....

Родительское собрание "Формула любви"

Родительское собрание проведено в форме игры , родители должны были ответить на вопрос "Хорошо ли мы знаем своих детей?" На начало собрания посмотрели видеофильм "Воробей" ,взятый на сайте "Позитив"Бе...

Студенческая конференция "Я и другие. Формула любви"

Студенческая конференция "Я и другие. Формула любви"...

Урок-презентация проекта " Формула любви"

Проектная деятельность на уроках литературы и русского языка...

А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило Формула Словесная формулировка (а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 квадрат суммы двух выражений Квадрат сум

Тема урока: Формулы сокращённого умноженияЦель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.Задачи урока:Образова...

родительское собрание : "Формула любви".

В 5 классе мы говорим с родителями о любви к своим детям.Как поощрять детей за учебу и как наказывать их за плохие поступки. У детей была проведена анкета и анализ ее привел к таким выводам, о которых...

Родительское собрание "Авторитет – основа воспитания. Истинные и ложные ценности. Составление формулы любви к своему ребенку"

Сценарий и презентация к  общешкольному родительскому собранию "Авторитет – основа воспитания. Истинные и ложные ценности. Составление формулы любви к своему ребенку"...