Формула любви
материал по химии (11 класс) на тему
Урок, описывающий химический процесс, происходящий в организме человека в состоянии влюбленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формула любви | 1.14 МБ |
Тема урока | 77.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА Формирование знаний учащихся о любви, как о сложном химическом процессе. Ознакомление с химическими про- цессами , происходящими в организме человека в состоянии влюбленности. Ознакомление с формулами веществ образующихся в организме человека в Состоянии влюбленности.
Пирамида потребностей А. Маслоу Потребность в самореализации. Потребность в уважении окружающих. Потребность в любви. Потребность в самосохранении. Физические потребности
Любовь – связующая сила которая объединяет все сущее Есть много видов любви:
Любовь к матери
Любовь к ребенку
Любовь к Родине
Любовь на языке детей Любовь-это когда говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее каждый день.
Юношеская любовь
«Если расшифровать формулу любви, то на практике она означает, что в зависимости от выделения определенных веществ возникает непреодолимая тяга одного человека к другому». Академик В.А. Таболин
- Влюбленность Зрелое чувство- - Остывание
ПЕРВАЯ СТАДИЯ ПО СИМПТОМАМ ПОХОЖА НА СТРЕСС И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫДЕЛЕНИЕМ АМФЕТАМИНОВ: АДРЕНАЛИНА, ДОФАМИНА, ФЕНИЛЭТИЛАМИНА И НОРАДРЕНАЛИНА.
Адреналин СН - СН 2 - N Н-СН 3 ОН ОН ОН
Дофамин СН 2 -СН 2 - N Н 2 HCl ОН ОН
2-фенилэтиламин СН 2 –СН 2 - N Н 2
Норадреналин СН-СН 2 - N Н 2 ОН ОН ОН
ПРЕБЫВАНИЕ В СОСТОЯНИИ ВЛЮБЛЕННОСТИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ, ВРЕДНО ДЛЯ ОРГАНИЗМА.
НАДО УМЕТЬ ОТЛИЧАТЬ ВЛЮБЛЕННОСТЬ ОТ ЛЕГКОГО ФЛИРТА. Некоторые признаки влюбленности: сердце начинает биться учащенно и просто готово выпрыгнуть из груди. вас бросает то в жар , то в холод; ваши зрачки непроизвольно расширяются; у вас полностью пропадает аппетит; вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать что-то необычное.
ГОВОРИТ О ПЕРЕХОДЕ НА НОВУЮ , ВТОРУЮ СТАДИЮ ОТНОШЕНИЙ . НАЧАЛО ВЫРАБОТКИ ЭНДОРФИНОВ, C 158 H 251 N 39 O 46 S полипептиды.
НАЧАЛО ВЫРАБОТКИ ЭНДОРФИНОВ - ЭТО ПЕРЕХОД К СТАБИЛЬНЫМ, МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.
Концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается и Наступает третий период – остывание. Но это не конец отношений, а начало …
третий период- остывание, Это для многих пар начало Перехода отношений в настоящую привязанность и в невозможность проживания друг без друга.
Любовь величайшее счастье доступное человеку. Она должна служить началом возвышенного и благородного в отношениях двух людей. Сколько бы о ней не было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема- Любовь!!!
Дискуссия по представленной теме
Используемая литература: http://www.oloveza.ru/downloads/prezent http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ljubov0.htm https://www.youtube.com/watch?v=IBkBH7jJLDs http://na-shary.ucoz.ru/load/flesh_video/prezentacija_microsoft_powerpoint/3-1-0-6
Предварительный просмотр:
Заключительный урок по азотсодержащим органическим соединениям
Тема урока: Формула любви
Цели урока:
- сформировать знания учащихся о любви как сложном химическом процессе;
- развивать внутреннюю мотивацию учащихся к познанию процессов, происходящих в организме человека;
- закрепить и расширить представление учащихся о любви - вечной теме искусства.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со сложными химическими процессами, происходящими в организме человека в состоянии влюбленности;
- Познакомить учащихся с веществами и с формулами веществ образующихся в организме человека в состоянии влюбленности;
Воспитательные:
- воспитание понимания ответственности влюбленных по отношению друг к другу;
- воспитание чувства прекрасного и возвышенного;
- формирование положительного отношения, уважения к одноклассникам;
- формирование чувства доброжелательности и требовательности к себе;
Развивающие:
- развитие умения и понимания чувства других;
- Развитие интереса к получению новых знаний;
- Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли
Средства обучения: компьютер, телевизор, презентация к уроку подготовленное учителем (программа Power Point);
Тип занятия: усвоение новых знаний.
В основе построения занятия – интерактивные технологии обучения.
Продолжительность занятия:
один академический час (40 минут).
.
Предварительная подготовка:
- поиск стихотворений, посвященных любви;
- подбор музыкального сопровождения;
- создание презентации к уроку;
- подготовка информации о веществах, выделяющиеся в организме человека в состоянии влюбленности.
Ход урока:
- Организационная часть:
- учитель приветствует детей;
- проводит короткий фронтальный опрос по темам: амины, аминокислоты, азотсодержащие гетероциклические соединения (ученики отвечают на вопросы устно).
- Постановка цели и задачи урока.
Учитель химии.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о любви. О том, что происходит в организме человека в состоянии влюбленности. Послушаете своих товарищей, которые представят вам формулы, и характеристики тех веществ, которые вырабатываются в организме человека в этом состоянии. Вам необходимо внимательно слушать и прочувствовать тему, чтобы в конце суметь поучаствовать в дискуссии.
- Актуализация знаний.
Учитель химии.
Принято считать, что химия узкая область знаний, необходимая только специалистам, а сами химики – изолированное сообщество со своим языком, законами и тайнами. Но человечество накопило и использовало химические знания уже с первых своих шагов (добыча огня, приготовление вина, уксуса и т.д.). Вообще, можно сказать о том, что каждый человек химик. А организм человека это уникальная химическая лаборатория. Внутри нас происходят сложные химические процессы. И если человечество научится с такой же точностью и скоростью получать эти вещества, то мы перейдем совершенно на другой уровень развития.
Сегодня мы еще раз убедимся в том, что химия – это не абстрагированные от жизни формулы и знаки, а процессы, окружающие нас и происходящие внутри нас. Мы так часто говорим «люблю» друзьям и близким. А что кроется за этим словом? Давайте разберемся вместе.
И так тема нашего урока «Формула любви».
- Представление нового материала.
Ученик 1. (Читает с выражением стихотворение П.Севака «Ты»).
Ты-
Это всего две буквы,
Ты-
Простое местоимение,
Как тебе удалось
При помощи этих букв
Сделать меня хозяином мира?
Ты –
Это всего две буквы,
А я, как поле весной,
Привыкаю к твоим лучам.
Ты –
Это всего две буквы,
А я ощущаю под языком
Сладость – это вкус счастья.
Тише становится боль разлуки,
Страдание больше не командует сердцем.
Ты –
Это всего две буквы,
А я
Уже парю над самим собой,
Определяюсь в строй
Рядом с погибшим героем
И не рожденным гением.
Ты –
Только две буквы, …
28 июля 1958 г. Москва
Учитель химии.
В 60-е г. 20в. Знаменитый ученый А. Маслоу предложил так называемую пирамиду потребностей (Слайды 3,4):
Как видите, потребность в любви, одна из базовых потребностей человека. Есть много разных видов любви. Любовь к Родине, к матери, к отцу, ребенку… (Слайды 5-9). Тема любви звучит во многих музыкальных, литературных произведениях, находит воплощение в сценическом искусстве и кинематографе (на экране телевизора фрагменты фильма «Ромео и Джульетта). Многие произведения повествуют о начале любовных отношений, вспышках страсти, которые заканчиваются трагедией. Вспомним «Кармен», «Войну и мир», «Героя нашего времени».
Почему же любовь, которая так лирично, бурно начинающаяся, вдруг чувствуют, что закончилась? Этот вопрос давно интересовал и волновал людей. Ответ на этот вопрос нашли химики.
Несмотря на весь романтический лоск, любовь действительно, сложный химический процесс, подчиняющийся естественным законам природы. Многие из вас будут поражены и шокированы, но это так. Вот, что говорил на эту тему академик В.А. Таболин: «если расшифровать формулу любви, то на практике она означает, что в зависимости от выделения определенных веществ возникает непреодолимая тяга одного человека к другому» (Слайд 10). Любовь это выдающееся событие в психической жизни человека, которая сопровождается биохимическими процессами, происходящими в сложном человеческом организме.
Если говорить на сухом научном языке, то любовь можно разделить на три стадии: (Слайд 11)
Влюбленность – зрелое чувство – остывание
И так, подробно рассмотрим первую стадию – влюбленность.
Ученик 1.
Смотрю вокруг и понимаю
Не сплю – парю в красивых снах,
По миру не хожу – летаю,
Купаюсь в розах и словах!!!
Люблю! И так спокойно, славно
Стучит сердечко свою трель,
И жизнь течет рекою плавно,
Без водопадов и камней!
Туда, где легкость, в облака
Едва проснувшись, я взлетаю,
Смотрю на волны свысока,
И в отражении сверкаю.
В который раз попутный ветер!
Лечу лишь, ввысь, и не достать.
Я всех счастливее на свете
Ведь я люблю … и не отнять!!!
Учитель химии.
Первая стадия по симптомам похожа на стресс, сопровождающееся выделением амфетаминов: адреналина, дофамина, фенилэтиламина, норадреналина. (Слайды 12-16)
Эти вещества, вырабатываемые по сигналу мозга, оказывают, стимулирующее действие на нервную систему, и следовательно, активизируют жизненные процессы.
К сожалению, пребывание в состоянии влюбленности долгое время, вредно для организма (Слайд 17). Эти ароматические азотсодержащие соединения, участвуя в процессах жизнедеятельности, вступают в реакции с кислородом, водой и другими веществами. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ. Так окисление сопровождается образованием азота, углекислого газа и воды. Взаимодействие с водой приводит к созданию щелочной среды, дезаминирование – к выделению аммиака. И чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется.
В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит. Но при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии. Но в целом для организма, состояние влюбленности изнурительно и опасно. Состояние пылкой влюбленности длится в среднем 12-17 месяцев. Это в принципе достаточно, чтобы добиться взаимности или получить окончательный отказ. Вот чем объясняется странное поведение людей, которые без возлюбленного не могут прожить и часа – ведь мозг через определенное время должен получить все больше импульсов любви, поскольку постепенно привыкает к раздражению.
Некоторые признаки влюбленности.
Иногда мы принимаем за влюбленность что-то уж совсем мимолетное, просто легкий флирт. Серьезная же влюбленность имеет свои признаки. Вот некоторые из них: (Слайд 18)
- сердце начинает биться учащенно и просто готово выпрыгнуть из груди;
- вас бросает то в жар, то в холод, а ладони начинают потеть;
- вам кажется, что в животе у вас что-то подрагивает и трепещет;
- наши зрачки непроизвольно расширяются;
- вас не покидает ощущение полета;
- все чувства обостряются;
- увас полностью пропадает аппетит;
- проходит простуда, мучавшая вас не одну неделю;
- вы не можете ни на чем сосредоточиться;
- вы перестаете ругаться и спорить с окружающими, ощущая к ним любовь;
- вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать что-то необычное;
- вы можете спать по несколько часов в сутки и при этом не чувствовать усталости.
Для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины.
Начало выработки веществ этого класса говорит о переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле, это переход к стабильным, может быть семейным отношениям, сопровождающееся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья (Слайд 19). Это связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов (Слайд 20).
Эндорфины, это вещества белковой природы, относятся к классу полипептидов, они не чужды для организма, иногда их называют природными наркотиками. Но в отличие от наркомана любящий человек получает дозу необходимого вещества в присутствии любимого, слыша его голос.
Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений (Слайд 21). Скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. А есть люди, ( классические примеры Дон Жуан, Казанова ), у которых вообще нет перехода на стадию выработки эндорфинов, но это исключения.
И так становится понятно, что страстная любовь не может, длится вечно, по причинам биохимического характера. Действие биологически активных веществ, определяющих эмоциональное отношение к «предмету», со временем становится менее выраженным – а значит, снижается и влечение. По мнению различных исследователей, происходит это на 2-4 год совместной жизни – период когда, по статистике, и происходит большая часть разводов.
Таким образом, как вы видите, конец всегда наступает. Но человек уникальное создание природы. У него есть душа, интеллект. И на самом деле гарантировать сохранение любви может не концентрация эндорфинов в крови, а воспитание чувств. Душевное тепло, слова поощрения, внимание, помощь, душевный контакт дают возможность продлить любовь. Для гармоничной любви недостаточно одного влечения. Нужно, общность интересов, стремление к взаимопониманию, совместным радостям, умение прощать. Все это дает возможность продлить любовь, которая переходит в настоящую привязанность и в невозможность прожить друг без друга (Слайды 22,23).
А сейчас слово предоставляется тем ученикам, которые выполнили творческое задание по теме нашего урока.
Ученик 2.
Амфетамины: фенилэтиламин, адреналин, дофамин, норадреналин – эти вещества влияют на появление чувства влюбленности. Эти вещества относятся к классу органических веществ, обладающие мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих ряд функций организма. Они обладают высокой биологической активностью. Эти соединения в одних тканях служат нейромедиаторами (регуляторами), а в других – гормонами. Нейромедиаторы – это физиологически активные вещества, при помощи которых осуществляется взаимосвязь между нейронами. Вывод: 2-фениламин вызывает ощущения, сходные с теми, которые испытывает человек в состоянии стресса. Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется, очевидно, наличием аминогруппы:
Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатывается
Последовательно норадреналин (гормон агрессии), а затем адреналин ( гормон тревоги ). Этот процесс контролируется стволом головного мозга. Адреналин активизирует образование веществ, способствующего образованию фермента, который обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Вследствие этого происходит их расщепление, обеспечивающее обмен веществ. Благодаря этим превращениям выделяется энергия. В состоянии стресса процесс ускоряется из-за дополнительного выброса адреналина, чем и объясняется усиление физической выносливости человека в стрессовых ситуациях.
Ученик 2:
Эндорфин – общее название эндогенных пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его называют «природным наркотиком» или «гормоном радости». Любовь, творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Таким образом, биологические функции эндорфина – это обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления. Считается, что эндорфины контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.
- Заключительное слово учителя.
Завершая наше, занятие я хочу сказать, что для многих людей любовь всегда будет чем-то большим, чем сумма химических процессов и подсознательных реакций. В глубине души каждый все-таки надеется, что любовь никогда не откроет всех своих тайн, и извечный спор о ее природе буде продолжаться. А пока другие спорят, вы любите, и будьте любимы!
- Дискуссия по представленной теме. Дискуссия прошла очень бурно и активно, не оставила равнодушным никого (Слайд 24).
- Выставление оценок.
- Задание на дом. Повторить главу 11.
- Рефлексия.
Ребята вы многое сегодня узнали и осмыслили. Покажите мне свое настроение (начинаются бурные аплодисменты и высказывания благодарности за интересный урок). Урок окончен, всем спасибо.
Литература:
- Е.Ю. Ижогина, Химия в школе, №3 – 2008, с. 74.
- Биология и анатомия: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. Минск, ТОО «Харвест» - 1995 с.528.
- Воробьёв В. Формула любви Труд - 7 №40 - 2006 с.22.
- И химия, и жизнь.//Химия в школе, №3 – 1993,с.45(экскурсия по материалам периодической печати, подготовлен А.Машанской).
- Вещества страсти // Здоровье №2 - 2006 с. 6 - 8.
- Химия любви // Семья и школа №3 - 2006 с. 18 - 19.
- Мурзин В.Безмолвный язык любви//Наука и жизнь, №10 – 1998, с.60 – 64.
- Хачатрян И.Н. Биохимия любви//Биология в школах, №2 – 2005, с.41-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формула любви
Данное сочинение является любовь к детям. Без любви нет смысла работать с детьми. Какие бы знания не приобрел бы учитель без любви своих знаний не может дать учитель....
Родительское собрание "Формула любви"
Родительское собрание проведено в форме игры , родители должны были ответить на вопрос "Хорошо ли мы знаем своих детей?" На начало собрания посмотрели видеофильм "Воробей" ,взятый на сайте "Позитив"Бе...
Студенческая конференция "Я и другие. Формула любви"
Студенческая конференция "Я и другие. Формула любви"...
Урок-презентация проекта " Формула любви"
Проектная деятельность на уроках литературы и русского языка...
А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило Формула Словесная формулировка (а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 квадрат суммы двух выражений Квадрат сум
Тема урока: Формулы сокращённого умноженияЦель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.Задачи урока:Образова...
родительское собрание : "Формула любви".
В 5 классе мы говорим с родителями о любви к своим детям.Как поощрять детей за учебу и как наказывать их за плохие поступки. У детей была проведена анкета и анализ ее привел к таким выводам, о которых...
Родительское собрание "Авторитет – основа воспитания. Истинные и ложные ценности. Составление формулы любви к своему ребенку"
Сценарий и презентация к общешкольному родительскому собранию "Авторитет – основа воспитания. Истинные и ложные ценности. Составление формулы любви к своему ребенку"...