Алкены
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Горячевская Татьяна Витальевна

Представленная разработка предназначена для изучения алкенов как самостоятельного класса непредельных углеводородов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alkeny.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Алкены

Тип урока: решение учебной задачи.

Цель: формирование понятия алкены.

Задачи:

  1. Постановка учебной ситуации через самостоятельную работу.
  2. Актуализация знаний учащихся
  3. Решение учебной задачи через использование алгоритма
  4. Первичное закрепление с использованием тестовой работы

Методы обучения: системно-информационный анализ, моделирование.

Средства обучения: таблицы, шаростержневые  модели, дидактический раздаточный материал.

Формы работы: работа в парах сменного состава, индивидуальная работа.

Предметные результаты:

Знать: определение алкенов, формулу  гомологического ряда, особенность  строения,  наличие двойной кратной связи, номенклатуру, виды изомерии, химические свойства.

Уметь: определять алкены  по формуле, называть по международной номенклатуре ИЮПАК, составлять полные и сокращенные структурные формулы, составлять уравнения химических реакций.

Метапредметные результаты: использование основных  интеллектуальных операций; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства  реализации цели и применять на практике, использовать различные источники информации.

Ход урока:

  1. Организационный  этап урока (настрой учащихся на работу)
  2. Учебная ситуация через самостоятельную работу учащихся

Самостоятельная работа:

  1. Составить структурные формулы следующих углеводородов:

C3H8C2H6C4H10C2H4C3H6.

Определить принадлежность классу органических соединений.

  1. Составить шаростержневые   модели  углеводородов.
  2. Актуализация  знаний учащихся( определение алканов, общая формула, особенности строения, одинарная связь, построят шаростержневые модели молекул)
  3. Затруднения  вызовут две  оставшиеся формулы (формулы не соответствуют общей формуле алканов и при моделирование  молекул появляются свободные валентности, которые могут образовать  вторую связь). Учащиеся  формулируют тему урока:

углеводороды, имеющие  двойную связь.

По аналогии с  алканами, учащиеся предлагают план изучения алкенов.

  1. Вывести общую формулу алкенов
  2. Построить гомологический ряд
  3. Дать названия углеводородам  с использованием алгоритма  по правилам номенклатуры ИЮПАК.
  4. Определить  виды изомерии и составить сокращенные структурные формулы
  5. Исходя из особенностей  строения  предположить  характерные химические реакции
  6. Учащимся предлагается  алгоритм и   формулы  углеводородов, для выполнения  поставленной цели.

1

Назовите соединение

CH3-CH=CH-CH-CH2-CH3

                              С2H5

2

Назовите соединение

CH2=C-CH-CH2-CH3

                         СH3   СH3

3

Назовите соединение

                        СH3

CH3-C=C-CH2-CH-CH3

                            СH3          СH3

4

Назовите соединение

CH3-CH2-CH2-C=CH-CH3

                                     С2H5

5

Назовите соединение

CH3-CH=CH-CH2-СH2-CH3

C2H5

6

Назовите соединение

CH2=C-CH-CH2-CH3

                        СH3   СH3

7

Назовите соединение

                        СH3

CH3-C=C-CH2-CH-CH3

    СH3          СH3

8

Назовите соединение

CH3-CH2-CH2-C=CH-CH3

                                     С2H5

Блок 7

Органические вещества                     Названия углеводородов

I. Научитесь называть углеводороды по формулам

Углеводород – органическое соединение, состоящее из атомов углерода и водорода. двойная или тройная связь между атомами углерода.

Углеводороды называют по правилам номенклатуры ИЮПАК.

Заместитель – группа атомов, не входящих в пронумерованную углеродную цепь. Кратная связь –

Алгоритм

1. Запишите формулу углеводорода, общую формулу и название класса (см.: Справка,п.1)

               CH3

CH3-CH2-C-CH3       CH2=CH-CH-CH3

               CH3CH3

СnH2n+2 – алканСnH2n - алкен

2. Выберите наиболее длинную цепь атомов углерода и пронумеруйте ее возможными способами

                 CH3

CH3-CH2 –C – CH3      CH2=CH-CH-CH3

                  CH3        CH3

3. Определите правильное направление нумерации

(см.приложение 2)

Кратной связи нет,         есть кратная связь, которая

есть заместители не равноудалена от концов

2+2=4; 3+3=6                   цепи,         слева направо

4<6        справа налево

4. Пронумеруйте цепь атомов углерода в соответствии с выбранным направлением

CH3

CH3-CH2 –C – CH3      CH2=CH-CH-CH3

CH3        CH3

5. Назовите пронумерованную цепь атомов углерода, добавив соответствующий суффикс, укажите цифрой положение кратной связи (см.Справка, п.1)

бутан         1-бутен

6. Укажите цифрами положение заместителей и назовите их (см.Справка, п.2)

                                                                                                   2,2-диметил          3-метил

7. Сделайте вывод

Название заданных веществ:

2,2-диметилбутан       3-метил-1 бутен

  1. Данную работу выполняют в парах сменного состава. Учащиеся  защищали выполненное задание.
  2. Первичное закрепление - тест

Тест

1. Общая формула алкенов:

1) СnH2n+2                2) CnH2n                        3) CnH2n-2                  4) CnH2n+2O

        

2. Агрегатное состояние этилена

1) твердое вещество                          2) жидкость                                  3) газ

3. Валентность углерода в этилене равна:

1) 2     2) 2     3) 6   4) 4

4. Для алкенов не характерна изомерия:

1) цепи                                           2) положение двойной связи  

3) геометрическая                              4) положение тройной связи

5. К алкенам относится:

1) C3H8   2) C8H18  3) C12H24      4) C15H32

6. Связь между атомами углерода в этилене:

1) одинарная               2) полуторная                     3) двойная               4) тройная

7. Для алкенов характерна реакция:

1) присоединения             2) замещения                 3) горения            4) разложения

8. Гомологами являются:

1) метан и этен    2) этен и пропен   3) бутан и этен     4) метан и пропен

9. Ускорение созревания плодов усиливается в атмосфере:

1) этана                    2) пропена                    3) этилена                     4) этанола

10. Качественная реакция на алкены:

1) обесцвечивание бромной воды                           3)дегидрирование  

2) горение                                                   4)гидрирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Алканы и алкены"

Данная самостоятельная работа содержит 16 вариантов. В самостоятельную работу включены задания на составление изомеров и гомологов для конкретного вещества, составление формул алканов и алкенов по наз...

Тестирование по теме "Алканы. Алкены. Алкины" (10 класс, химия)

Тестирование полностью соответствует спецификации ЕГЭ 2014 года: задания А14, А17...

Урок - презентация по теме "Олефины", 10 класс.Тренинг по темам " Алканы.Циклоалканы.Алкены".

Данный материал рассматривает алкены, их строение, свойства, применение....

Зачеты по органической химии по темам "Алканы.Алкены.Алкины.Диены"

Данный материал позволяет установить степень усвоения тем 10 класс по органической химии с последующей корректировкой....

Проверочная работа по теме "Алканы и алкены", 10 класс

Проверочная работа по теме "Алканы и алкены" включает в себя 3 задания: задачу на вывод формулы органических веществ, цепочку превращений, а также задание на знание изомерии и номенклатуры соединений,...

Алканы, алкены, алкины

Алканы и их производные – алкены и алкины – представляют собой органические вещества, в природе содержащиеся в нефти и природных газах. Промышленное их получение и обработка дали современн...