Методическая разработка "Гидролиз неорганических солей"
учебно-методический материал по химии по теме

Уланова Надежда Федоровна

Этот материал представляет собой полное и детальное описание "Гидролиза неорганических солей" для студентов СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gidroliz_ulanova_1-4.docx29.09 КБ
Файл gidroliz_prezentatsiya.pptx97.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

" Саратовский областной химико-технологический техникум"

Тема урока: "Гидролиз неорганических солей"

                                                

                                                                Методическая разработка:

                                                                Уланова Надежда Фёдоровна

                                        Саратов  2014

                                                "Она - самое мягкое и слабое существо

                                                в мире, но в преодолении твёрдого она

                                                непобедима и нет ей на свете равного в                                                         этом."

                                                                Лао - цзы.

Тема урока: Гидролиз неорганических солей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:  

Образовательные:

Объяснить понятие "гидролиз".

Научить записывать уравнение гидролиза неорганических солей в молекулярном и ионном виде.

Научить определять рН среды водного раствора солей.

Научить определять характер среды растворов солей по их составу.

Показать практическое применение гидролиза.

Развивающие:

Развивать интерес к предмету.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

Развивать интерес к процессу познания и исследования.

Способствовать развитию у учащихся логического мышления, работать с дополнительной информацией.

Воспитательные:

Воспитывать навыки коллективного общения и труда.

Воспитывать культуру общения и обсуждения.

Формировать научное мировозрение учащихся.

Цели урока:

В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения реакций и определять рН среды.

Оборудование:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости,  мультимедиапроектор,  справочный материал,  пробирки, держатели, стеклянные трубочки, штативы для пробирок.

Реактивы:

Универсальный индикатор, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, H2O (дист.),  ALCL3,  Na2CO3,  NaCL,  CuCL2,  NH4NO2,  CuSO4, AL2S3.

Методы и приёмы работы:

Фронтальная беседа - опрос.

Проблемный.

Работа с ресурсами интернет.

Исследовательский.

Самостоятельная работа по закреплению знаний.

Конкретизация знаний из личного жизненного опыта.

                                                                        таблица №1.

Индикатор

Na2CO3

Cu(NO3)2

NaCL

Кислота

Слаб.кислота

Сильн.кислота

Сильн.кислота

Основание

Сильн.основание

Слаб.основание

Сильн.основание

рН

> 7

< 7

7

Универс.индикат.

Синий

Розовый

Фенолфталеин

Малиновый

Лакмус

Синий

Красный

Фиолетовый

Метилоранж

Жёлтый

Роз - красный

оранжевый


Этап урока

Вр.мин

Формы орган. УД

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление полученных знаний.

цель: устранить выявленные проблемы в понимании нового материала.      

6. Рефлексия.

цель: осознание учащимся своей учебной деятельности оценка результатов.

7. Домашнее задание.

2

5

6

17

9

2

1

Фронтальная группа.  

Парная группа.

Самостоятельная(индивидуальная) работа студентов.

Преподаватель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создаёт позитивный настрой на урок. Показывает тему урока, основные задачи и цели при изучении темы "Гидролиз"

Преподаватель задаёт вопросы:

Как определить наличие гидроксид - ионов в растворе?

Чем растворы кислот отличаются от растворов оснований?

Как можно определить наличие катионов в растворе?

 Почему вода не изменяет окраски индикатора подобно кислотам и щелочам, хотя в ней находятся ионы водорода и гидроксид - ионы?

Почему одни основания слабые электролиты, другие сильные?

Преподаватель - различают три типа сред: нейтральная, щелочная, кислотная. Что это значит? рН трёх растворов соответственно равны 4, 7, 11. Выясняем какой из растворов является кислым, щелочным, нейтральным. ?

Любую соль можно представить, как продукт взаимодействия основания с кислотой.

Какими кислотами и основаниями образованны соли по силе?

 Преподаватель показывает карточки с формулами солей: ALCL3,

Na2CO3,  CuSO4,

NH4NO2,  AL2S3,  

Cu(NO3)2,  NaCL,  CuCL2.

Гидролиз - взаимодействие соли с водой, в результате которого образуется слабый электролит и чаще всего изменяется среда раствора.

Гидролиз - процесс обратимый.

Гидролизу подвергаются растворимые соли, в состав которых входит либо катион слабого электролита - гидролиз по катиону, либо анион слабого электролита - гидролиз по аниону.

Если катион и анион многозарядные - гидролиз идёт ступенчато.

Если в состав соли входят  катион и анион слабых электролитов, идёт необратимый гидролиз. Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также нерастворимые в воде соли.

Определить реакции среды электролитов - растворов солей: Na2CO3, Cu(NO3)2, NaCL, AL2S3.

Данные занесены  в таблицу №1.

Убеждаемся , среда растворов щелочная, кислотная, нейтральная.

Переходим к рассмотрению гидролиза 4-ёх основных типов солей (демонстрируем с помощью медиапроекта).

1. Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой.

Алгоритм составления уравнения гидролиза соли:

а) по химической формуле определить какой кислотой и каким основанием  образована соль;

б) записать уравнение в молекулярном виде;

в) составить уравнение в общем ионном виде,

г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида;

д) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду.

Na2CO3 - соль, образована  NaOH- сильное основание, H2CO3 - слабая кислота, гидролиз по аниону CO32-;

Na2CO3 + HOH↔NaHCO3 + NaOH

2Na+ + CO32- +H2O ↔HCO3- +2Na+ +OH-

СО32- +Н2О ↔НСО3- + ОН-.

Вывод: [OH] > [H] -среда щелочная, рН > 7.

2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой.

Cu(NO3)2 - соль образована Cu(OH)2 - слабое основание, HNO3 - сильная кислота, гидролиз по катиону Сu2+;

Cu(NO3)2 + H2O ↔ (CuOH)NO3 +HNO3

Cu2+ + 2NO3- + H2O ↔ CuOH+ +2NO3- + H+

Cu2+ + H2O ↔ CuOH+ + H+.

Вывод: [H] > [OH] - среда кислая, рН < 7.

3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз сульфида алюминия.

В данном случае образуются конечные продукты - слабое основание, слабая кислота.

Гидролиз необратимый:

AL2S3 + 6H2O→2AL(OH)3 + 3H2S|. Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд.

4. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой. Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорида натрия NaCL:

(сильное основание) NaOH;

(сильная кислота) HCL. Все ионы остаются в растворе. Слабые электролиты не образуются. рН её раствора равен 7, так. как, концентрация ионов водорода и ионов гидроксида равны, как в чистой воде.

Если следует дать ответ быстро, какой рН раствора соли, не составляя уравнения гидролиза, следует пояснить:" сильное пересиливает слабое".

Если соль образована: сильное основание и слабая кислота - щелочная реакция среды.

Если соль образована: слабое основание и сильная кислота - кислотная реакция среды.

Также реакция водного раствора может быть нейтральной (рН=7).

Реакция обратимого гидролиза полностью подчиняется принципу Ле -Шателье.

Поэтому гидролиз можно усилить следующими способами:

1. нагреть раствор.

2. добавить воды.

3. связать один из продуктов гидролиза в нерастворимое соединение или удалить в виде газа.

Гидролиз можно подавить:

1. охладить раствор.

2. увеличить концентрацию соли.

3. ввести в раствор один из продуктов гидролиза.

Гидролиз используется в химической и пищевой промышленности. На нём основаны реакции в живых организмах, например: гидролиз белков. Также в быту, например моющие средства, в их состав входят соли неорганических кислот: фосфат, карбонат, они усиливают моющее действие. В фотографическом деле, соли:  карбонаты натрия и калия гидролизуясь, создают щелочную реакцию.

Преподаватель раздаёт несколько карточек с формулами солей.

Задание №1

Какую среду имеет раствор соли:

щелочную среду имеет раствор соли:

Задание №2

Установите соответствие между составом соли и типом гидролиза по тем же карточкам.

Преподаватель задаёт вопросы: Что на уроке было главным?.Что на уроке было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?

Преподаватель подводит итоги, задаёт домашнее задание $16, повторить сложные эфиры, белки, углеводы.

Приветствуют учителя

Визуально контролируют готовность к уроку.

Настрой учащихся на общение.

Студенты отвечают на вопросы:

Студенты отвечают: какими кислотами и основаниями образованны  соли по (силе). Выделяют 4 типа солей:

1. соли образованные сильным основанием и слабой кислотой (пример);

2. соли образованные  слабым основанием   и сильной кислотой (пример);

3. соли образованные слабым основанием и слабой кислотой (пример); 4. соли образованные сильным основанием и сильной кислотой (пример

Учащиеся определяют рН среды различными индикаторами.

Данные записывают в таблицу №1

Студенты выполняют небольшую самостоятельную работу.

Выполняют задание и проводят самооценку (взаимооценку).

Отвечают на вопросы.

Записывают д/з.

Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Личностные: осознание своих возможностей. Взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять.

Личностные: проявление интереса к активности в выборе решения. Результативные: умение составлять последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: интерес исследователей, умение анализировать, делать выводы.

Регулятивные: умение составлять последовательность действия, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их устранения.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

        


Используемая литература

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Ф. Химия 11. М.: Дрофа, 2002 - с. 368.

2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10. М.: Русское слово, 2009 - с. 424.

3. Савина Л.А. Я познаю мир серия "Химия" М.: "Астрель", 2010.

4. Габриелян О.С., Химия. 11 класс. Базовый уровень 2008.

Интернет - ресурсы:

http:him.Iseptember.ru  Электронная газета "Химия" и сайт для учителей " Я иду на урок химии".

http://www/chemnek.ru Портал фундаментального химического образования.

http://www/hemi.nsu/ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов Электронный учебник по химии.

Электронный журнал "Химия и жизнь".

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гидролиз неорганических солей Она - самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого она непобедима и нет ей на свете равного в этом Лао – цзы .

Слайд 2

Задачи урока Образовательные: Объяснить понятие «гидролиз» . Научить записывать уравнение реакции неорганических солей в молекулярном и ионном виде. Научить определять рН среды растворов солей. Показать практическое применение гидролиза.

Слайд 3

Развивающие: Развивать интерес к предмету Развивать интерес к процессу познания и исследования Способствовать развитию у учащихся логического мышления, работать с дополнительной информацией

Слайд 4

Воспитательные: Воспитывать навыки коллективного общения и труда. Воспитывать культуру общения и обсуждения. Формировать научное мировозрение учащихся.

Слайд 5

Цели урока: В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь: определять возможность гидролиза неорганических солей, Составлять уравнения реакций, Определять рН среды растворов солей.

Слайд 6

Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости, мультимедиапроектор , справочный материал, пробирки, держатели, стеклянные трубочки, штативы для пробирок. Универсальный индикатор, фенолфталеин, лакмус, метилоранж вода ( дист .) Хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид меди, нитрит аммония, сульфат меди, сульфид алюминия

Слайд 7

Методы и приёмы работы: Фронтальная беседа – опрос. Проблемный. Работа с ресурсами интернет. Исследовательский. Самостоятельная работа по закреплению знаний. Конкретизация знаний из личного жизненного опыта

Слайд 8

Гидролиз – взаимодействие соли с водой, в результате которого образуется Слабый электролит и изменяется среда раствора. Гидролиз – процесс обратимый. Гидролизу подвергаются растворимые в воде соли, в состав которых входит либо катион слабого электролита – гидролиз по катиону, либо анион слабого электролита – гидролиз по аниону. Если катион и анион многозарядные – гидролиз идёт ступенчато. Если в состав соли входит катион и анион слабых электролитов, идёт необратимый гидролиз. Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также нерастворимые в воде соли.

Слайд 9

1. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Алгоритм составления уравнения гидролиза соли: а) по химической формуле определить какой кислотой и каким основанием образована соль; б) записать уравнение в молекулярном виде; в) составить уравнение в общем ионном виде; г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида; д ) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду. NaCO3 – соль, образована NaOH – c ильное основание, H2CO3 – слабая кислота, гидролиз по аниону С O3 2-

Слайд 10

Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Na2CO3 + HOH ↔ NaHCO3 + NaOH 2Na + + CO3 2- +H2O ↔ HCO3 - +2Na + +OH - CO3 2- + H2O ↔ НС O3 - + OH - Вывод [OH] > [H] – среда щелочная, рН > 7

Слайд 11

2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой: Cu(NO3)2 – соль образована Cu(OH)2 – слабое основание, HNO3 – сильная кислота, гидролиз по катиону Cu 2+ ; С u(NO3)2 + H2O ↔ ( CuOH )NO3 + HNO3 Cu 2+ + 2NO3 - + H2O ↔ CuOH + + 2NO3 - + H + Cu 2+ + H2O ↔ CuOH + + H + Вывод: [H] > [OH] – среда кислая, рН < 7

Слайд 12

3 . Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой: Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз сульфида алюминия. В данном случае образуются конечные продукты – слабое основание, слабая кислота. Гидролиз необратимый: AL2S3 + 6H2O → 2AL(OH)3 + 3H2S|, среда определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд.

Слайд 13

4. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой: Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорида натрия NaCL : (сильное основание)- NaOH ; ( сильная кислота) - HCL. Все ионы остаются в растворе. Слабые электролиты не образуются, рН её раствора равен 7, так. как, концентрация ионов водорода и ионов гидроксида равны, как в чистой воде.

Слайд 14

Реакция обратимого гидролиза полностью подчиняется принципу Ле – Шателье : Поэтому гидролиз можно усилить следующими способами: Нагреть раствор. Добавить воды. Связать один из продуктов гидролиза в нерастворимое соединение или удалить в виде газа. Гидролиз можно подавить: 1. охладить раствор. 2. Увеличить концентрацию соли. 3. Ввести в раствор один из продуктов гидролиза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гидролиз неорганических солей

Тема «Гидролиз неорганических солей» связана с программными требованиями по изучению курса  химии по УМК Габриеляна О.С. 11 класс.На первом этапе урока идет актуализация знаний по темам «Электрол...

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

методическая разработка по теме: "Класс неорганические соли"

Разработка учебной презентации по теме  "Класс неорганические соли" можно использовать для объяснения классификации и свойств  данных соединений.  Материал содержит проверочные задания....

Разработка урока по теме "Гидролиз неорганических солей" 11 класс

Гидролиз неоранических солей солей рассматривается при узучении химии в 11 классе. Материал востребован при подготовке к ЕГЭ...

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока "Соли"

материал предназначен для учителя химии в качестве методической разработки урока. Много заданий и интересных сведений...

Методическая разработка урока: "Соли аммония".

Методичкская разработка урока:"Соли аммония", в 9 классе, составлена в соответствии с требованиям ФГОС ОО...