Методическая разработка "Гидролиз неорганических солей"
учебно-методический материал по химии по теме
Этот материал представляет собой полное и детальное описание "Гидролиза неорганических солей" для студентов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_gidroliz_ulanova_1-4.docx | 29.09 КБ |
gidroliz_prezentatsiya.pptx | 97.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
" Саратовский областной химико-технологический техникум"
Тема урока: "Гидролиз неорганических солей"
Методическая разработка:
Уланова Надежда Фёдоровна
Саратов 2014
"Она - самое мягкое и слабое существо
в мире, но в преодолении твёрдого она
непобедима и нет ей на свете равного в этом."
Лао - цзы.
Тема урока: Гидролиз неорганических солей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
Объяснить понятие "гидролиз".
Научить записывать уравнение гидролиза неорганических солей в молекулярном и ионном виде.
Научить определять рН среды водного раствора солей.
Научить определять характер среды растворов солей по их составу.
Показать практическое применение гидролиза.
Развивающие:
Развивать интерес к предмету.
Развивать умение анализировать и делать выводы.
Развивать интерес к процессу познания и исследования.
Способствовать развитию у учащихся логического мышления, работать с дополнительной информацией.
Воспитательные:
Воспитывать навыки коллективного общения и труда.
Воспитывать культуру общения и обсуждения.
Формировать научное мировозрение учащихся.
Цели урока:
В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения реакций и определять рН среды.
Оборудование:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости, мультимедиапроектор, справочный материал, пробирки, держатели, стеклянные трубочки, штативы для пробирок.
Реактивы:
Универсальный индикатор, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, H2O (дист.), ALCL3, Na2CO3, NaCL, CuCL2, NH4NO2, CuSO4, AL2S3.
Методы и приёмы работы:
Фронтальная беседа - опрос.
Проблемный.
Работа с ресурсами интернет.
Исследовательский.
Самостоятельная работа по закреплению знаний.
Конкретизация знаний из личного жизненного опыта.
таблица №1.
Индикатор | Na2CO3 | Cu(NO3)2 | NaCL |
Кислота | Слаб.кислота | Сильн.кислота | Сильн.кислота |
Основание | Сильн.основание | Слаб.основание | Сильн.основание |
рН | > 7 | < 7 | 7 |
Универс.индикат. | Синий | Розовый | |
Фенолфталеин | Малиновый | ||
Лакмус | Синий | Красный | Фиолетовый |
Метилоранж | Жёлтый | Роз - красный | оранжевый |
Этап урока | Вр.мин | Формы орган. УД | Деятельность преподавателя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания. 3. Подготовка к восприятию нового материала. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление полученных знаний. цель: устранить выявленные проблемы в понимании нового материала. 6. Рефлексия. цель: осознание учащимся своей учебной деятельности оценка результатов. 7. Домашнее задание. | 2 5 6 17 9 2 1 | Фронтальная группа. Парная группа. Самостоятельная(индивидуальная) работа студентов. | Преподаватель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создаёт позитивный настрой на урок. Показывает тему урока, основные задачи и цели при изучении темы "Гидролиз" Преподаватель задаёт вопросы: Как определить наличие гидроксид - ионов в растворе? Чем растворы кислот отличаются от растворов оснований? Как можно определить наличие катионов в растворе? Почему вода не изменяет окраски индикатора подобно кислотам и щелочам, хотя в ней находятся ионы водорода и гидроксид - ионы? Почему одни основания слабые электролиты, другие сильные? Преподаватель - различают три типа сред: нейтральная, щелочная, кислотная. Что это значит? рН трёх растворов соответственно равны 4, 7, 11. Выясняем какой из растворов является кислым, щелочным, нейтральным. ? Любую соль можно представить, как продукт взаимодействия основания с кислотой. Какими кислотами и основаниями образованны соли по силе? Преподаватель показывает карточки с формулами солей: ALCL3, Na2CO3, CuSO4, NH4NO2, AL2S3, Cu(NO3)2, NaCL, CuCL2. Гидролиз - взаимодействие соли с водой, в результате которого образуется слабый электролит и чаще всего изменяется среда раствора. Гидролиз - процесс обратимый. Гидролизу подвергаются растворимые соли, в состав которых входит либо катион слабого электролита - гидролиз по катиону, либо анион слабого электролита - гидролиз по аниону. Если катион и анион многозарядные - гидролиз идёт ступенчато. Если в состав соли входят катион и анион слабых электролитов, идёт необратимый гидролиз. Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также нерастворимые в воде соли. Определить реакции среды электролитов - растворов солей: Na2CO3, Cu(NO3)2, NaCL, AL2S3. Данные занесены в таблицу №1. Убеждаемся , среда растворов щелочная, кислотная, нейтральная. Переходим к рассмотрению гидролиза 4-ёх основных типов солей (демонстрируем с помощью медиапроекта). 1. Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой. Алгоритм составления уравнения гидролиза соли: а) по химической формуле определить какой кислотой и каким основанием образована соль; б) записать уравнение в молекулярном виде; в) составить уравнение в общем ионном виде, г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида; д) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду. Na2CO3 - соль, образована NaOH- сильное основание, H2CO3 - слабая кислота, гидролиз по аниону CO32-; Na2CO3 + HOH↔NaHCO3 + NaOH 2Na+ + CO32- +H2O ↔HCO3- +2Na+ +OH- СО32- +Н2О ↔НСО3- + ОН-. Вывод: [OH] > [H] -среда щелочная, рН > 7. 2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой. Cu(NO3)2 - соль образована Cu(OH)2 - слабое основание, HNO3 - сильная кислота, гидролиз по катиону Сu2+; Cu(NO3)2 + H2O ↔ (CuOH)NO3 +HNO3 Cu2+ + 2NO3- + H2O ↔ CuOH+ +2NO3- + H+ Cu2+ + H2O ↔ CuOH+ + H+. Вывод: [H] > [OH] - среда кислая, рН < 7. 3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой. Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз сульфида алюминия. В данном случае образуются конечные продукты - слабое основание, слабая кислота. Гидролиз необратимый: AL2S3 + 6H2O→2AL(OH)3 + 3H2S|. Среда определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд. 4. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой. Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорида натрия NaCL: (сильное основание) NaOH; (сильная кислота) HCL. Все ионы остаются в растворе. Слабые электролиты не образуются. рН её раствора равен 7, так. как, концентрация ионов водорода и ионов гидроксида равны, как в чистой воде. Если следует дать ответ быстро, какой рН раствора соли, не составляя уравнения гидролиза, следует пояснить:" сильное пересиливает слабое". Если соль образована: сильное основание и слабая кислота - щелочная реакция среды. Если соль образована: слабое основание и сильная кислота - кислотная реакция среды. Также реакция водного раствора может быть нейтральной (рН=7). Реакция обратимого гидролиза полностью подчиняется принципу Ле -Шателье. Поэтому гидролиз можно усилить следующими способами: 1. нагреть раствор. 2. добавить воды. 3. связать один из продуктов гидролиза в нерастворимое соединение или удалить в виде газа. Гидролиз можно подавить: 1. охладить раствор. 2. увеличить концентрацию соли. 3. ввести в раствор один из продуктов гидролиза. Гидролиз используется в химической и пищевой промышленности. На нём основаны реакции в живых организмах, например: гидролиз белков. Также в быту, например моющие средства, в их состав входят соли неорганических кислот: фосфат, карбонат, они усиливают моющее действие. В фотографическом деле, соли: карбонаты натрия и калия гидролизуясь, создают щелочную реакцию. Преподаватель раздаёт несколько карточек с формулами солей. Задание №1 Какую среду имеет раствор соли: щелочную среду имеет раствор соли: Задание №2 Установите соответствие между составом соли и типом гидролиза по тем же карточкам. Преподаватель задаёт вопросы: Что на уроке было главным?.Что на уроке было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? Преподаватель подводит итоги, задаёт домашнее задание $16, повторить сложные эфиры, белки, углеводы. | Приветствуют учителя Визуально контролируют готовность к уроку. Настрой учащихся на общение. Студенты отвечают на вопросы: Студенты отвечают: какими кислотами и основаниями образованны соли по (силе). Выделяют 4 типа солей: 1. соли образованные сильным основанием и слабой кислотой (пример); 2. соли образованные слабым основанием и сильной кислотой (пример); 3. соли образованные слабым основанием и слабой кислотой (пример); 4. соли образованные сильным основанием и сильной кислотой (пример Учащиеся определяют рН среды различными индикаторами. Данные записывают в таблицу №1 Студенты выполняют небольшую самостоятельную работу. Выполняют задание и проводят самооценку (взаимооценку). Отвечают на вопросы. Записывают д/з. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Личностные: осознание своих возможностей. Взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять. Личностные: проявление интереса к активности в выборе решения. Результативные: умение составлять последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: интерес исследователей, умение анализировать, делать выводы. Регулятивные: умение составлять последовательность действия, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их устранения. Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств. |
Используемая литература
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Ф. Химия 11. М.: Дрофа, 2002 - с. 368.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10. М.: Русское слово, 2009 - с. 424.
3. Савина Л.А. Я познаю мир серия "Химия" М.: "Астрель", 2010.
4. Габриелян О.С., Химия. 11 класс. Базовый уровень 2008.
Интернет - ресурсы:
http:him.Iseptember.ru Электронная газета "Химия" и сайт для учителей " Я иду на урок химии".
http://www/chemnek.ru Портал фундаментального химического образования.
http://www/hemi.nsu/ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов Электронный учебник по химии.
Электронный журнал "Химия и жизнь".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока Образовательные: Объяснить понятие «гидролиз» . Научить записывать уравнение реакции неорганических солей в молекулярном и ионном виде. Научить определять рН среды растворов солей. Показать практическое применение гидролиза.
Развивающие: Развивать интерес к предмету Развивать интерес к процессу познания и исследования Способствовать развитию у учащихся логического мышления, работать с дополнительной информацией
Воспитательные: Воспитывать навыки коллективного общения и труда. Воспитывать культуру общения и обсуждения. Формировать научное мировозрение учащихся.
Цели урока: В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь: определять возможность гидролиза неорганических солей, Составлять уравнения реакций, Определять рН среды растворов солей.
Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости, мультимедиапроектор , справочный материал, пробирки, держатели, стеклянные трубочки, штативы для пробирок. Универсальный индикатор, фенолфталеин, лакмус, метилоранж вода ( дист .) Хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид меди, нитрит аммония, сульфат меди, сульфид алюминия
Методы и приёмы работы: Фронтальная беседа – опрос. Проблемный. Работа с ресурсами интернет. Исследовательский. Самостоятельная работа по закреплению знаний. Конкретизация знаний из личного жизненного опыта
Гидролиз – взаимодействие соли с водой, в результате которого образуется Слабый электролит и изменяется среда раствора. Гидролиз – процесс обратимый. Гидролизу подвергаются растворимые в воде соли, в состав которых входит либо катион слабого электролита – гидролиз по катиону, либо анион слабого электролита – гидролиз по аниону. Если катион и анион многозарядные – гидролиз идёт ступенчато. Если в состав соли входит катион и анион слабых электролитов, идёт необратимый гидролиз. Гидролизу не подвергаются соли, образованные катионами и анионами сильных электролитов, а также нерастворимые в воде соли.
1. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Алгоритм составления уравнения гидролиза соли: а) по химической формуле определить какой кислотой и каким основанием образована соль; б) записать уравнение в молекулярном виде; в) составить уравнение в общем ионном виде; г) сократить одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения общего ионного вида; д ) составить уравнение гидролиза в кратком виде, определить среду. NaCO3 – соль, образована NaOH – c ильное основание, H2CO3 – слабая кислота, гидролиз по аниону С O3 2-
Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Na2CO3 + HOH ↔ NaHCO3 + NaOH 2Na + + CO3 2- +H2O ↔ HCO3 - +2Na + +OH - CO3 2- + H2O ↔ НС O3 - + OH - Вывод [OH] > [H] – среда щелочная, рН > 7
2. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой: Cu(NO3)2 – соль образована Cu(OH)2 – слабое основание, HNO3 – сильная кислота, гидролиз по катиону Cu 2+ ; С u(NO3)2 + H2O ↔ ( CuOH )NO3 + HNO3 Cu 2+ + 2NO3 - + H2O ↔ CuOH + + 2NO3 - + H + Cu 2+ + H2O ↔ CuOH + + H + Вывод: [H] > [OH] – среда кислая, рН < 7
3 . Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой: Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз сульфида алюминия. В данном случае образуются конечные продукты – слабое основание, слабая кислота. Гидролиз необратимый: AL2S3 + 6H2O → 2AL(OH)3 + 3H2S|, среда определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд.
4. Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой: Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорида натрия NaCL : (сильное основание)- NaOH ; ( сильная кислота) - HCL. Все ионы остаются в растворе. Слабые электролиты не образуются, рН её раствора равен 7, так. как, концентрация ионов водорода и ионов гидроксида равны, как в чистой воде.
Реакция обратимого гидролиза полностью подчиняется принципу Ле – Шателье : Поэтому гидролиз можно усилить следующими способами: Нагреть раствор. Добавить воды. Связать один из продуктов гидролиза в нерастворимое соединение или удалить в виде газа. Гидролиз можно подавить: 1. охладить раствор. 2. Увеличить концентрацию соли. 3. Ввести в раствор один из продуктов гидролиза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гидролиз неорганических солей
Тема «Гидролиз неорганических солей» связана с программными требованиями по изучению курса химии по УМК Габриеляна О.С. 11 класс.На первом этапе урока идет актуализация знаний по темам «Электрол...
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
методическая разработка по теме: "Класс неорганические соли"
Разработка учебной презентации по теме "Класс неорганические соли" можно использовать для объяснения классификации и свойств данных соединений. Материал содержит проверочные задания....
Разработка урока по теме "Гидролиз неорганических солей" 11 класс
Гидролиз неоранических солей солей рассматривается при узучении химии в 11 классе. Материал востребован при подготовке к ЕГЭ...
Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка урока "Соли"
материал предназначен для учителя химии в качестве методической разработки урока. Много заданий и интересных сведений...
Методическая разработка урока: "Соли аммония".
Методичкская разработка урока:"Соли аммония", в 9 классе, составлена в соответствии с требованиям ФГОС ОО...