Гомологический ряд этилена. Гомология и изомерия.
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Цель: Повторение знаний о гомологии и изомерии на примере углеводорода ряда этилена. Изомерия кратных связей.
Учебно-образовательные задачи.
1. Углубление знаний о гомологии.
2. Конкретизация понятий об изомерии положения кратных связей и пространственной изомерии.
3. Подготовить теоретическую базу для понимания сущности химических свойств этилена и его гомологов.
4. Познакомить учащихся с номенклатурой алкенов.
Задачи по развитию личности.
1. Научить учащихся использовать иллюстративную аналогию для изучения предмета.
2. Дальнейшее развитие умений и навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Учебно-воспитательная задача.
1. Развитие инициативы и творчества.
Форма урока классный урок.
Тип урока урок формирования новых знаний.
Общий метод наглядно-практический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etilen.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Урок "ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД ЭТИЛЕНА.
НОМЕНКЛАТУРА И ИЗОМЕРИЯ".
Цель: Повторение знаний о гомологии и изомерии на примере углеводорода ряда этилена. Изомерия кратных связей.
Учебно-образовательные задачи.
- Углубление знаний о гомологии.
- Конкретизация понятий об изомерии положения кратных связей и пространственной изомерии.
- Подготовить теоретическую базу для понимания сущности химических свойств этилена и его гомологов.
- Познакомить учащихся с номенклатурой алкенов.
Задачи по развитию личности.
- Научить учащихся использовать иллюстративную аналогию для изучения предмета.
- Дальнейшее развитие умений и навыков анализа, синтеза, сравнения
и обобщения.
Учебно-воспитательная задача.
- Развитие инициативы и творчества.
Форма урока классный урок.
Тип урока урок формирования новых знаний.
Общий метод наглядно-практический.
Оборудование.
Таблицы:
- "Строение молекулы этилена";
- "Пространственная изомерия";
наборы для составления моделей молекул.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
- Проверка знаний пройденного материала.
Сегодня на уроке.
- Мы повторим знания о гомологии и изомерии на примере углеводородов ряда этилена.
- Рассмотрим новый вид изомерии.
Вопросы к вам:
? Какие вещества относятся к углеводородам ряда этилена?
? Дома вам было предложено составить задачу с использованием общей формулы углеводородов этого ряда и решить её.
? Изготовьте шаростержневую модель этилена и, используя её как средство иллюстрации, покажите на ней:
- типы связей между атомами углерода в углеродной цепи;
- типы связей между атомами углерода и водорода;
- длину С-С связи;
- характерное пространственное расположение молекулы.
В определении углеводородов ряда этилена сказано, что в их молекулах имеется двойная связь.
? Как это отразилось на свойствах этилена?
? Почему в молекуле этилена одна из двойных связей между атомами углерода является менее прочной?
? Какие частицы участвуют в образовании π-связи молекулы этилена?
- Изучение нового материала.
Переходим к выполнению задач урока. Вспомним их.
Названия - номенклатура, я говорю этан - этилен
Продолжите ряд:
Бутан - бутилен
Пропан - пропилен
Пентан - пентилен
И красота звучания исчезла. Многие языки стремятся к лаконичности,
не избежал и язык химии.
По современной номенклатуре названия углеводородов ряда этилена образуются путём изменения суффикса -ан, соответствующего предельного углеводорода на суффикс -ен и общее название углеводородов данного ряда алкены, но сохранились за этиленом и пропиленом старые названия и мы говорим "полиэтиленовый пакет".
Назовём углеводороды по современной номенклатуре:
С2Н6 этан - этен С2Н4
С3Н8 пропан - пропен С3Н6
С4Н10 бутан - бутен С4Н8
С5Н12 пентан - пентен С5Н10
Алканы Алкены
? Общее название этих рядов?
? Напишите формулы данных веществ, чем при этом руководствовались?
(дополнительный вопрос: Гомологи, изомеры)
? Все написанные в первом столбце вещества между собой являются? А справа?
? Какие вещества называются гомологами?
Изомерия - вторая часть нашего урока
? Какое явление называется изомерией?
? А изомеры это вещества...
? Какой вид изомерии встречался у предельных?
Отмечено, что алкены имеют больше изомеров, чем алканы
Например: С4Н10 - 2; С4Н8 - 6
Название? Название?
В чём дело?
Рассмотрим виды изомерии у алкенов?
? Вспомните с каким видом изомерии мы встретились при изучении алканов?
Изомерия углеродного скелета
СН
С4Н8 ? Изобразить структурные формулы, возможных изомеров.
? Чем руководствовались при расстанавливании атомов водорода?
? нельзя ли увидеть ещё один вид изомерии?
Изомерия кратных связей
Для наглядного изучения этого типа изомерии, используем модель, как средство информации.
? Составьте возможные изомеры.
? Поднимите, составленную вами модель молекулы с двойной связью в центре. У всех ли одинаковы? Нет ли ещё одного изомера? Попробуем вращать.
? Почему невозможно свободное вращение атомов углерода вкруг - связи?
Мы подошли к следующему виду изомерии
Пространственная изомерия
в общем виде
А А А В
С=С С=С
В В В А
одинаковые группы одинаковые группы
по одну сторону по разные стороны
цис-изомерия транс-изомерия
Вещества, обладающие пространственной структурой встречаются довольно часто, как только кратная связь оказывается в центре молекулы
? Соберите модель
С2Н5 - СН=СН - С2Н5
I, 2 ряд цис-изомер 3 ряд транс-изомер
В определении мы сказали "группы" и не уточнили Н или СН3 , ими могут быть и иные группы, например, Br, Cl и т. д.
? Соберите возможные изомеры BrHC=CHBr
Вернёмся к первому изомеру и дадим названия
Алгоритм
- Номеруем самую длинную цепь с того конца, где ближе =
- Называем радикалы, начиная с простейшего, указываем их число и местоположение.
- Называем самую длинную цепь.
- Указываем месторасположение = цифрой в конце названия через дефис.
Считаем полученные изомеры - 4, а где же ещё два, заявленных в начале урока.
? Вспомните, гомологи какого ряда имеют общую формулу СnН2n?
Мы подошли ещё к одному виду изомерии - межклассовая.
Подведём итог.
? Какие виды изомерии характерны для алкенов?
? Как дать названия углеводородам ряда этилена?
IV. Закрепление
? Поменяемся тетрадями и напишите соседу две структурные формулы алкенов, самая длинная цепь, у которых более 4-х атомов углерода.
? Ответим на вопросы:
- название;
- изомерами какого вещества оно является;
- приведите пример ещё одного изомера.
Наш урок подходит к концу
? Какова тема урока?
? Цель урока?
? Выполнены ли задачи урока?
? Какие вопросы по уроку?
5. Домашняя работа
с 32-34, №5, С 39 /пис/, составить возможные изомеры С5Н10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гомологи и изомеры
Презентация "гомологи и изомеры" для изучения темы в 10 классе по программе Габриеляна О,С....
открытый урок по теме: "Алкены. Строение. Гомологический ряд этилена. Номенклатура. Изомерия алкенов"
Урок разработан в виде урока-игры...
тест по теме "Гомология и изомерия"
тест по теме "Гомология и изомерия"...
тест по теме "Гомология и изомерия"
тест по теме "Гомология и изомерия"...
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов" 10 класс
Технологическая карта по химии к уроку по теме "Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов" 10 класс Рудзитис, Фельдман...
Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс.
Урок «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ» Химия. 10 класс....
Разработка урока для 10 класса по теме "Гомология и изомерия"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 10 класса (базовый уровень) общеобразовательных школ.Изучение темы "Гомология, изомерия" имеет большое теоретическое и практическое ...