Главные вкладки
Игра как средство формирования познавательного интереса
опыты и эксперименты по химии на тему
Доказать,что .игра является средством формирования познавательного интереса и потребности учащихся, повышения эффективности их учебной деятельности на уроках химии.
Показать результативность работы по проблеме: « Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina_1.docx | 116.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство формирования познавательного интереса
и потребности учащихся повышения эффективности их учебной деятельности на уроках химии.
1.Состояние проблемы активизации посредством игры
в отечественной педагогической теории и практике
2 .Игра как средство формирования познавательного
интереса и потребности учащихся, повышения эффективности
их учебной деятельности на уроках химии
3 .Планирование и организация педагогического эксперимента
4. Экспериментальная работа по формированию познавательной
активности на уроках химии через направленную игровую деятельность
5. Дидактико - методическое обоснование
6.Результативность работы по проблеме: « Игра как средство
активизации познавательной деятельности на уроках химии
7. Выводы
8. Литература
Состояние проблемы активизации
познавательной деятельности посредством игры в отечественной педагогической теории и практике.
В бытовой речи понятие "игра" употребляется в прямом и переносном смысле: игра ва-банк, игра с огнём, игра слов, игра воображений, игра актера и т.д. Эти или другие игровые образы и понятия используются для описания реальной действительности и человеческих отношениях. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что понятие игра трактуется по-разному. В одних источниках её называют непродуктивной человеческой деятельностью, в других- развлечением, в третьих- способом усвоения общечеловеческой культуры. Игра-это жизненная лаборатория.
Многими авторами отличается, что игры выступают как средство инновации, как импульс развития. Они направлены на активизацию познавательной деятельности и внимания, развития, терпения и выдержки, смекалки и наблюдательности. Данный вид деятельности не только альтернатива серости и скуке в борьбе за самостоятельность учащихся, за создание мажорного климата группы, но и средство развития творческих задатков, воображения и фантазии учащихся, комплексная сфера их жизнедеятельности, способная совместить труд, познание и искусство.
Но самое главное, как полагают многие ученые, это то, что игра - генетический обусловленный вид человеческой деятельности, заложенный в генофонде любой популяции людей. Пренебрежение этим биологическим началом может привести к конфликту с природой ученика.
Таким образом, анализ понятия игры в научной и педагогической литературе дал нам основание утверждать о необходимости и возможности включения игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс, как равноправный с другими формами организации урока.
Умение создавать игровые ситуации и входить в них является обязательным компонентом деятельности учителя.
Игровая позиция педагога - это, прежде всего, особый стиль отношений между учащимися и взрослыми. Уникальные воспитательные системы В.Н.Сороки-Росинского, Т.С.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского были наполнены игрой, инсценированием театрализацией.
Т.С.Шацкий считал, что игра должна наполнять все стороны жизни детей. Именно это условие, по его мнению, должно помогать обеспечить связь школы с жизнью и преодолеть замкнутость.
Игра лежала в основе жизнедеятельности детей в школе имени Достоевского. По словам её руководителя В.Н.Сороки-Росинского, игровое начало пронизывало весь процесс обучения и воспитания, создавая то оптимистическое настроение, которое помогло детям пережить тяжелейшие условия того времени. В обращении к педагогам В.Н.Сорока-Росинский наметил основные требования к игре: " Не бойтесь привкуса игрового азарта, а учитесь трансформировать эту неизбежность во что-нибудь более подходящее".
Прекрасным мастером педагогической игры является Ш. А. Амонашвили -пропагандист оптимистической педагогики. Он учил детей отстаивать свое мнение, спорить на уроке с учителем." Я...ищу пути к тому, чтобы не " "вкладывать"знания в головы детей, а чтобы они сами пытались"отнять" их у меня, овладеть ими в результате интеллектуального"боя" со мной, приобретать их путем неутомительных поисков. И, как своим товарищам по работе, часто говорю учащимся "спасибо",видя, как они думают, находят интересные решения".
Игра оказывает позитивное влияние на школьника благодаря своему естественному воспитательному потенциалу. Привлечение игры - одно из самых гуманных проявлений педагога по отношению к учащимся. Однако, как показывает практика, извлечение воспитательных возможностей игры и перевод их на службу педагогике сопровождается значительными трудностями. Игра -добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет учащимся удовольствие и радость. Деятельность, организованная на таких переживаниях, мобилизует все силы и помогает ученику проявиться.
При переводе игры из статуса свободной в категорию педагогически организованной педагог рискует растворить её естественный потенциал, и игра из идеального средства саморазвития и самовоспитания превращается в его противоположность. Многие исследователи этой проблемы считают, что в управлении игрой необходимо найти ту золотую середину, которая поможет учащемуся почувствовать себя субъектом игровой деятельности, свободным от педагогического влияния. Чрезмерная педагогизация игры приводит к снижению игрового интереса и может совсем разрушить игру.
Между тем, анализ практического опыта показал, что при невмешательстве в игру возникает другая крайность: обостряются конфликты, деформируются интересы и потребности играющих, что в конечном итоге тоже может разрушить игру.
Изучение передового педагогического опыта убеждает в том, что высокий уровень игровой технологии должен предусматривать решение дилеммы между игрой "свободной" и "управляемой", между игрой-трудом, сопровождающимся умственным и физическим напряжением, и игрой-развлечением. Нельзя к игре учащихся допускать равнодушное отношение.
В настоящее время, когда система образования стала на рельсы перестройки системы обучения и воспитания, опираясь на разработку идеи сотрудничества, многие педагоги игру рассматривают как одно из эффективных направлений гуманизации и демократизации учебной деятельности.
Психолого-педагогические исследования возможностей игры убеждают в справедливости такой оценки.
В частности, по экспериментальным данным А.Т.Авдониной и Т.П.Табакаевой (НИИ общих проблем АП Н РФ ), в условиях игрового общения у всех участников игры в среднем в 2,5 раза активность выше по сравнению с другими видами сотрудничества.
Таким образом, анализ состояния проблемы в отечественной педагогической теории и практики показал, что внимание к игре в учебном процессе возросло.
Внедрение игровых элементов организации и проведения уроков значительно повышает их эффективность, способствует повышению познавательной активности учащихся, развивает мышление, превращает традиционный урок и обычный учебный материал в творчество, вырабатывает устойчивое внимание, формирует интерес к предмету.
Игра как средство формирования познавательного интереса и потребности учащихся повышения эффективности их учебной деятельности на уроках химии.
Познавательная деятельность связана с процессом познания по "присвоению" каждым учащимся знаний, навыков, умений. Овладение предметной деятельностью, а не просто усвоение знаний, развитие навыка и умений и составляет содержание деятельности учения.
Учитывая характер предмета "химия", необходимо подчеркнуть, что важное место в управлении учебной деятельностью занимает формирование познавательного интереса.
Познавательный интерес - это избирательная направленность школьников, обращенная к области познания, к её предметному содержанию и к процессу овладения знаниями. Развить потребность в познании и создать условия для её удовлетворения можно за счет модернизации содержания, образования, использования активных методов, форм и приемов учебной деятельности.
Одним из главных средств формирования познавательного интереса и потребности учащихся в знаниях, повышения эффективности организации и проведения уроков химии, на мой взгляд, является игра. Ей дают различные трактовки.
Известный методолог Г.И.Щедровицкий утверждает, что "игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в том плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом её были не отдельные люди, а общество в целом"...
По мнению Л.А.Карпенко, игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Используя классификацию игр З. В. Баянкиной, я в своей учебной деятельности брала за основу познавательные игры, к которым автор относит педагогически организованные, не утратившие естественный воспитательный потенциал игры, обеспечивающие одновременное приобретение усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога.
В результате игровой деятельности учащийся надеется удовлетворить свои познавательные интересы и склонности и получить радость.
На начальных этапах игры учебно-воспитательные задачи не существенны для её участников. Их подавляют игровые потребности и игровые интересы. Осмысление ценности познавательных игр в совер шенствовании знаний, умений и навыков приходит после их завершения. Поэтому педагогу при их организации необходимо обращать внимание на особенность таких форм организации и проведения уроков, чтобы функциональные силы учащегося были настроены на активность их свободного проявления. Как показали наблюдения, это обстоятельство значительно повышает интерес учащихся к учебной деятельности. Учащиеся активно включаются в игру и выходят из неё, руководствуясь мотивом "хочу ". Они уверены в том, что такая форма урока принесет удовольствие и радость. Воспитывающая сила таких уроков в том и заключается, что в ней нет прямого обучения и воспитания, продиктованных внешней необходимостью.
Анализ исследования показал, что детей невозможно заставить играть. В такую форму учебной деятельности их следует вовлекать, используя разнообразные приемы. Это организация соревнований, создание загадочных, романтических, воображаемых, нестандартных ситуаций, использование ролевых и театрализованных представлений ( см. выше).
Для успешного решения игровой познавательной задачи учащемуся потребуются определенные знания и умения, которые были приобретены в подготовительный период игры. Ориентируясь на эти базисные структуры, учащийся делает свой выбор, заявляя " Я могу ! " Этот мотив, как и первый " хочу ", сопровождается ожиданием радости, но
и предстоящего напряженного труда, связанного с преодолением определенных трудностей, на которые готов вступивший в игру учащийся.
Учащиеся в игре избавляются от прямого попечительства и давления взрослых.
Однако, изъявив желание играть, они автоматически принимают игровые познавательные задачи и вынуждены руководствоваться их правилами, в которых заложены открытые механизмы обучения и воспитания.
Регламентируемые правила принуждают учащихся поступать так, а не иначе. В данной деятельности учащийся проявляет самостоятельность и несет за неё ответственность перед собой и своими партнерами.
Мотив " надо " определяет успех игры. В трехступенчатой мотивации "хочу"-"могу"-"надо" заключается основной механизм воздействия игры на развивающуюся личность. Сближение игровых интересов опознавательными обеспечивается следующими факторами: чувством свободного выбора, удовольствием от демонстрации своих способностей и умений, возможностью проявить самостоятельность, азартом успеха, комфортностью в сотрудничестве, потребностью в ролевом перевоплощении, желанием помериться силами с другими.
При этом позиция учителя может быть очень разнообразной (он берет на себя одну из главных ролей, консультирует, занимается арбитражем), но обязательно демократичной и гуманной по отношению к каждому ученику.
Я полагаю, что при использовании игр в работе необходимо учитывать:
- уровень коллективности (от индивидуальных игр до коллективных).
- сложность познавательного поиска (от репродуктивного до творческого).
- характер организации (от организации игры учителем до самоорганизации, самостоятельности и игрового сочинительства учащихся).
- продолжительность игры и соотношение подготовительного периода и
собственно игровой деятельности (от игр-миниатюр до игр эпизодов и игровых праздников).
Данные требования познавательных игр не претендуют на совершенство, однако являются, на наш взгляд, наиболее удобными в применении. Они предполагают соблюдение важнейших принципов:
1)принципа последовательного усложнения познавательных задач, игровых правил и действий, содержания, характера сотрудничества и диалога
учащихся;
2)принципа ориентации на зону ближайшего развития.
3)принципа вариативности.
Разработанная система познавательных игр представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов. Первый комплекс образован познавательными играми-миниатюрами, в которых предусматривается репродуктивный поиск аналогов. В большинстве это индивидуальный игры-диады "Химическое лото", "Узнай вещество", "Третий лишний",'Лото наоборот", "Химический хоккей ", игры-упражнения,
кроссворды, ребусы, эстафеты по рядам и др. (см. приложение). Во втором игровом комплексе требуется перенос знаний и способов деятельности в непривычную ситуацию. Среди этого комплекса есть индивидуальные, групповые и коллективные игры. Взаимодействие между учащимися может проявиться в форме сотрудничества, конкуренции, соревнования (см.приложение).
Третий комплекс составляют игры, связанные с исследовательским и прогностическим поиском, с созданием принципиально нового, активным обращением к фантазии или эксперименту. В теоретической литературе игра (см. приложение) рассматривается и как деятельность, ходе которой происходит развитие психики ребенка, раскрытая в исследованиях Л. О. Выгодского, Д. Б. Эльконина и др. ученых.
В современной психологии принято разделять категорию «деятельность» как субъективно-субъективных отношений человека. Ролевые игры относятся к субъективно-субъективным. Они ближе всего к категории"общение". На наш взгляд, ролевая игра - это одновременность двойного общения, реального и воображаемого, т. е. разыгрываемого.
В качестве важных моментов общения определяются эмпатия и рефлексия. Под эмпатией в литературе подразумевается способность понимать психологическое состояние других людей, сопереживание, эмоциональный отклик. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, видение своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнера. В ролевых играх эмпатия и рефлексия являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового процесса.
Активное использование игры в обучении на уроках химии, как показали результаты нашего исследования, дает большой эффект общения, выполняя психотерапевтические функции. Данная форма организации и проведения уроков может изменить отношение человека к себе и другим, его психологическое состояние, самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Вывод:
На основе анализа научной психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей, своего собственного опыта, в ходе проведения эксперимента в процессе обучения химии я пришла к выводу, что проблемы активизации познавательной деятельности на уроках химии можно решить, если в качестве одной из форм организации и проведения уроков использовать познавательные, дидактические и ролевые игры, которые активизируют обучение, развивают мышление, превращают традиционный урок и обычный учебный материал в творчество.
Это способствует повышению эффективности и привлекательности процесса обучения, снятию у учащихся психологического барьера.
Планирование и организация педагогического эксперимента.
Исследование процесса активной познавательной деятельности на уроках химии осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2008--2009 г.) проводился анализ состояния проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в отечественной педагогической теории и практике: изучалась методическая литература, были определены цель, основные задачи.
На втором этапе(2010-2012г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, на основе которой разрабатывались методики проведения игровых форм организации и проведения уроков химии.
На третьем этапе (2012-2013г.г.) осуществлялась обработка, обобщение результатов исследования, внедрения методических рекомендаций в практику работы школы.
Формирование знаний и познавательной деятельности на уроке во многом зависит от психологического состояния учащихся.
Изучение одного и того же учебного материала на уроках традиционной структуры и на уроках с измененной структурой влияет на учащихся и положительно сказываются на результатах познавательной деятельности и поведении.
Результаты наблюдений приведены в таблице "Сравнение поведения учащихся, их познавательной активности на разных уроках".
Организация учебной деятельности учащихся | Элементы психологического состояния учащихся | |
Уроки традиционной структуры | Уроки измененной структуры( опережающее) | |
Подготовка к восприятию учебного материала, цели, задачи урока | Тревожное состояние многих учащихся, повторение по учебнику изученное | Спокойное, уверенное состоя- |
Опрос | Напряженное состояние, ожидание опроса, часто полное безразличие к ответам товарищей. | Многие желают отвечать, активно участвуют в обсуждении ответов. |
Изучение нового материала. Ответы на вопросы учителя | Обеспокоенность в ожидании вопросов | Отсутствие страха перед вопросами, часто учащиеся сами задают вопросы учителю. |
Закрепление и повторение изученного | Часто безразличие, иногда собирают вещи, считая урок законченным | Активное участие в работе до конца урока. |
Эти наблюдения проводились в старших классах, где действительно повышение качества знаний зависит от организации их познавательной деятельности.
Справедливо отмечала член АН СССР М. В. Нечкина « Знания, активно приобретенные, связанные с деятельностью ученика, куда прочнее и глубже, чем знания пассивно вложенные в голову школьника».
Были проведены исследования уровня развития познавательных способностей учащихся. Основой оценки в данном исследовании послужила классификация американского психолога и педагога Б. Блума.
В чем её суть: Блум выделяет 6 уровней развития познавательных способностей :знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
УРОВЕНЬ | Ключевые вопросы: | Цель считается достигнутой: |
1.Знание- запоминание и воспроизведение материала(факты, понятия). | назовите, перечислите…. | ученик воспроизводит материал, знает правила, понятия. |
2. Понимание усвоения материала и способность к преобразованию. | что вы узнали… объяснить взаимосвязь… | Ученик понимает факты, правила. |
3.Применение умения применять правила в конкретных ситуациях и новых условиях. | какая теория позволит объяснить данное явление… | Ученик использует ранее изученное в новых ситуациях. |
4.Анализ умения выделять отдельные элементы, определять взаимосвязь. | классифицируйте, сравните, проанализируйте | Ученик выделяет части целого, видит упущения в логике рассуждения. |
5. Синтез умения объединять элементы в единое целое. | Найдите решение, предложите, сделайте выводы… | Творческая переработка информации |
6. Оценка умения оценить качество и знание материала | что вы делаете, насколько верны выводы… | Ученик может выделить критерии и следовать им, оценочное суждение. |
Для эксперимента взяла учащихся 11 класса. Анализ показал следующие результаты:
Уровень: | % |
знание | 92 |
понимание | 90 |
применение | 78 |
анализ | 73 |
синтез | 70 |
оценка | 70 |
Анализ показывает, что уровни незначительно падают, что нужно обратить внимание на развитие творческого уровня учащихся, выбирая пути и способы активизации познавательной деятельности.
классе вопрос,какая из этих рожиц отражает их от
ношение к учению. И поставить галочку в соответствующей клетке в течении года. Анализ такого психологического исследования постоянно заставляет искать пути и способы активизации учебно-познавательной деятельности.
В начале учебного года, для того, чтобы эффективно организовать работу учащихся, провожу исследование отношения учащихся к учению. У каждого учащегося на внутренней стороне обложки тетради по химии приклеена табличка
10уч-ся 12 уч-ся 4 уч-ся
Шкала для оценки отношения к учению
Задаю ребятам в 8 классе вопрос, какая из этих рожиц отражает их отношение к учению. И поставить галочку в соответствующей клетке в течение года. Анализ такого психологического исследования постоянно заставляет искать пути и способы активизации учебно-познавательной деятельности.
Для изучения умственного развития учащихся использовался ШТУР - это диагностическая методика, построенная по форме традиционного тестового типа. Штур позволяет не только оценить уровень умственного развития, как он сложился на сегодня, но и проследить ближайшее развитие ученика, т.к. известен эталон, к которому оно направлено и его погрешности и недостатки, которые необходимо преодолеть.
С помощью тестов проследим интеллектуальное развитие учащихся ( в % )
Уровни интеллектуального развития | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
8 класс | 9 класс | 10 класс. | 11 класс | |
Высокий уровень | 15% | 25% | 30% | 35% |
Средний уровень | 72% | 62% | 60% | 59% |
Низкий уровень | 10% | 10% | 8% | 6% |
Очень низкий уровень | 3% | 3% | 2% | 0% |
В первый (8кл.) и во второй год обучения проводилось анкетирование уч-ся:
1.Нравится ли вам предмет химия:
а) нравится
б) не очень
в) совсем не нравится
2.Насколько трудным вы считаете предмет?
а) очень трудный
б) не очень трудный
в) легкий
З.Что привлекает вас на уроке:
а) учитель
б) форма проведения
в) общение
4.Занимаетесь ли вы дополнительно химией?
а) да
б) нет
Результаты анкетирования "Отношение учащихся к предмету химия" (в%)
вопросы | 8 класс | 9 класс |
1.А) Б) В) | 80 % 20% | 90% 10% |
2. А) Б) В) | 10 55 35 | 8 54 38 |
3. А) Б) В) | 20 40 40 | 20 30 40 |
4. А) Б)
| 30 70 | 45 55 |
Анализ исследования показал, что учащиеся имеют средний уровень интеллектуального развития, в среднем развиты уровни познавательных способностей, формируется познавательный интерес к предмету.
Но исследование показало, что еще большему повышению интереса учащихся к изучению химии способствуют активные методы обучения, к которым относятся познавательные игры.
Экспериментальная работа по формированию познавательной активности учащихся на уроках химии через направленную игровую деятельность.
Одним из важнейших педагогических условий повышения эффективности учебной работы у учащихся является включение их в практически направленную деятельность. Это многоаспектный, организованный и последовательный процесс, связанный с развитием, формированием и совершенствованием индивиду- ально- личностных качеств учащихся, применением полученных теоретических знаний на практике. Он направлен на выработку устойчивого интереса к предмету.
Включение учащихся в данный вид деятельности осуществлялся поэтапно в соответствии с их возрастными способностями и уровнем развития ученического группового коллектива.
I Изучение типа мышления.
Учащимся 8 кл. предлагалось: 9 слов разложить на 3 группы (по 3 слова в каждой). Более 60% учащихся имеют образное мышление.
Вывод: необходимо помогать учащимся развивать логическое мышление.
II Изучение особенностей воображения учащихся.
Результаты исследования 8-9 кл. показали, что уровень воображения повышается через направленную игровую деятельность.
20 % | 10 % |
40 % | 45 % |
20 % | 37 % |
20 % | 25 % |
1 Уровень воображения 8кл./9кл.
(низкий)
2 Уровень воображения
(средний)
3 Уровень воображения
(высокий)
4 Уровень воображения
(очень высокий)
Через педагогически направленную игровую деятельность формировалась практика общения, развивались организаторские умения.
Исследования потребности в общении учащихся 8 кл. выявили, что у большинства ребят была довольно небольшая потребность в общении. В 9-10 классах сменились лидеры, сформировался костяк класса. Это дало возможность перехода ко второму комплексу игровой деятельности, а затеи к ролевым и познавательным играм третьего комплекса.
Поэтапная работа по этой проблеме позволила подготовить учащихся к проведению деловых игр. С первых уроков использования активных методов преподавания, по данным эксперимента, создаются благоприятные условия для организации учебного процесса, что повышает результаты (см.результативность). Так, при повторении материала за 9кл. мной были использованы настольные игры "Химическое лото"/'Третий лишний", "Лото наоборот" и др. Для фронтальной работы с классом "Химический хоккей".
Эмоциональному подъему способствовала мини-игра "Кто внимательнее". Общественный смотр знаний, как одна из форм коллективной игровой познавательной деятельности стал сегодня достаточно популярным. Методика его организации предусматривает проведение своеобразного группового отчета учащихся о своих знаниях перед родителями, учителями. В такой обстановке даже самые слабые ученики стремятся лучше подготовиться к смотру, т.к.от подготовки каждого из них зависит успех команды- в целом.(см.результат).
В ходе эксперимента были определены основные особенности игровых форм обучения:
- педагогическая импровизация;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- гармоничное сочетание репродуктивного и активного мышления; - дискуссионность.
К специфическим особенностям я отношу:
- более высокий уровень обучаемости учащихся;
- большой объем нравственного и эстетического образования;
- оптимистический климат в ученическом коллективе;
- более высокий уровень удовлетворенности от организации и проведения
конкурсов.
Исследование показало, что у обучающихся воспитываются такие личностные качества, как: сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, творчество, инициатива.
Таким образом, проводимая экспериментальная работа показала, что выбранная мной игровая форма активизирует обучение, развивает мышление учащихся, способствует формированию творческого подхода к познавательной деятельности.
Вывод:
В ходе исследования полученные данные при беседах, анкетировании, анализе успеваемости (см.результат) ориентировали преподавателя и учащихся на поиск новых активных форм и методов организации учебного процесса.
В результате я пришла к выводу : познавательные, дидактические и ролевые игры приобретают статус метода и формы обучения: они развивают творческое мышление учащихся;
-повышают их активность в учебной деятельности; -создают комфортный психологический климат на уроке;
-повышают качество знаний.
Данные экспериментальной работы убедили в необходимости продолжить исследования по проблеме, которые предполагают систематизацию познавательных игр, методических рекомендаций и пособий, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса и активизации познавательной деятельности.
Дидактико-методическое обоснование.
Сложное и интересное время наступило для учителей и учащихся. Не одна, а несколько программ, не один, а несколько учебников, выбирайте, пожалуйста, что вам нравится. Но что же все таки выбирать? Из чего исходить? Ответ однозначен - только из интересов учащихся!
В современной школе урок -основная форма организации учебного процесса. Мы часто говорим о том, что учащиеся должны на уроке работать. Что это значит? В любой деятельности можно выделить 4 этапа: постановка цели, планирование, реализация плана и оценка результата деятельности. Чтобы деятельность была плодотворной, учащийся должен пройти все эти этапы.
На мой взгляд, настоящего учителя не может не волновать такая ситуация, он хочет, чтобы его ученики были талантливы, умели ставить и достигать в жизни благородные цели. Поэтому свое предназначение такой учитель видит в создании условий для творческого развития каждого ребенка.
Ещё в 1911 г. А.Г.Ривин писал "Человек развивается в общении, причем, чем с большим числом интеллектов встретится человек, тем интеллектуальней станет сам".
Итак, основные требования к современному уроку:
1.Постоянная познавательная деятельность ученика в течение всего урока.
2.Контроль за работой учащихся на всех этапах урока ( самоконтроль,
взаимоконтроль, обращение к консультанту)
3.Коммуникативность, т.е. умение и желание учащихся общаться друг с другом и учителем.
4.Развитие учащихся в процессе совместной деятельности.
5.Усвоение большинством учащихся нового материала на уроке, дифференцированное домашнее задание.
Каждый ученик - личность, и урок должен позволить ему проявить свою индивидуальность, тогда это будет урок для ученика.
На урок я иду под девизом " Обучать не всех, а каждого".
На своих уроках создаю комфортные условия для учащихся - условия взаимоуважения, поэтому ученик не испытывает чувство страха перед ответом.
Я работаю в школе 30 лет и из года в год решаю для себя один и тот же вопрос: » Как добиться того, чтобы дети хотели учиться?» И я нашла выход. В своей практике я широко использую различные виды дидактических игр.
Ещё А.В.Луначарский писал, что игра « в значительной степени является основой всей человеческой культуры «. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определённый запас знаний.
Так на своих уроках использую следующие дидактические игры:
1.» ХИМИЧЕСКОЕ ДОМИНО»
Цель: Закрепить знания химических соединений, типов химических реакций.
CH4 | O2 |
CL2 | C6H6 |
C2H2 | H2 |
Даю учащимся карточки с изображением химических формул веществ. Учащиеся
должны по правилам игры в домино составить и написать возможные
уравнения химических реакций.
Например:
2. Игра «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ХИМИК»
Цель: Развитие и активизация ведущих познавательных операций учащихся, своеобразный тренинг процессов, обеспечивающих внимание, запоминание учебного материала.
Участники (класс) образуют по рядам шесть команд. Первые 3 команды характеризуют физические свойства воды, команды 4,5,6 -отразить химические свойства воды, ( в теме «Вода. Основания. Растворы »).
Каждый ученик команды фиксирует в карточке одно свойство или понятие и передает карточку следующему - по рядам до конца (при этом не должно быть повторений). Игра длится 5-7 минут.
3. Игра «ХИМИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Предназначена для проверки знаний химических элементов, соединений классов неорганических веществ.
Играющему выделяется карточка, на которой написаны названия веществ. В конверте находятся жетоны, на каждом из которых изображена формула какого-либо сложного вещества.
Задача играющего состоит в том, чтобы на каждую клетку с названием вещества наложить жетон с соответствующей формулой. Для проверки правильности выполненного задания вызывается другой ученик.
4. Игра "ЛОТО НАОБОРОТ"
Игра усложнена тем, что на карточках написаны формулы сложных ве ществ, как и в предыдущем задании, а требуется наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства.
Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного.
CaO | H/VO3 | |
MgO | ||
NaOH | SO2 | |
P2O5 | ||
C02 | HCL |
5. Игра «ХИМИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ» (Коллективная)
Каждая команда делится на «защитников» и »нападающих». «Нападающие» по сигналу ведущего предлагают «защитникам» из другой команды вопрос по синтезу сложных веществ.
Например, как из оксида натрия получить гидроксид натрия. «Защитники"» отражают нападение, отвечая на вопрос, записывая на доске уравнение реакции. Затем следующий вопрос другой команды.
Перед началом игры надо оговорить количество задаваемых вопросов - бросков. Оценку вопросов и ответов проводит учитель или комиссия.
6. Игра «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» ( групповая)
На листах картона записываю химические уравнения и разрезаю их на формулы веществ, коэффициенты, знаки "+" и "-", и "=". Получившиеся карточки перемешиваются, и игроки по команде начинают составлять уравнения реакций. Побеждает тот, кто быстрее справиться с заданием.
7. Игра «ПОДБЕРИ ПАРУ» или «НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ» (Индивидуальная).
Каждый учащийся получает карточку, разделенную на две колонки. В одной колонке перечислены, например, смеси, а в другой -способы разделения смесей. Учащиеся должны подобрать для каждой смеси способ разделения. Выполнив задание, учащиеся за 1 партой, обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Можно эту игру использовать и при изучении валентности Элементов. Например:
Химические элементы Химические формулы
a) N2O5
б) SO3
в)SO2
г)N2O3
д)NO
ф IV О
- S (1V) и О (11)
- N (111) и О (11)
3) N (11) и О (11)
4) S (V1) и О (11)
5) N(V) и О (11)
8.Игра «ПИРАМИДА»
Учащимся нужно «спуститься» с вершины пирамиды, (например, при изучении относительной молекулярной массы), соблюдая при этом условие, что сумма молекулярных масс пяти встретившихся на пути веществ будет наибольшей. На каждой «ступени» можно выбрать только один из двух нижних прямоугольников, частично прилегавших к верхнему.
Учащиеся, которые нашли правильный путь, считаются победителями и получают баллы.
MgO | ||||||
N2O5 I SO3 | ||||||
РН3 | KCL | SIH4 | ||||
Na2SO4 | NaOH | ZnCO3 | НgS | |||
FeOCCLC | AgNO3 | NaCl | HCL | NH4Cl |
9. Игра « СВЕТОФОРЧИКИ »
Например, по теме "Нефть и нефтепродукты". На доске записана таблица с условными обозначениями.
Углеводороды | Цвет светофора |
Ароматические | фиолетовый |
Циклопарафины | желтый |
Непредельные | красный |
Предельные | зеленый |
Учащиеся получают разноцветные светофорики. Я зачитываю утверждения, которые необходимо продолжить. Например:
- Парафин-это... (зеленый)
- Обесцвечивают растворы бромной воды и перманганата калия... (красный)
3) Бензол относится к классу... (фиолетовый)
4). Реакции замещения характерны для ... (фиолетовый и зеленый).
Практика показывает, что использование на уроках химии дидактических игр способствует предупреждению перегрузки учащихся, вызывают положительные эмоции учащихся, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных качеств, позволяют достичь более глубокого усвоения знаний и развития познавательной активности.
Одна из любимых мною форм организации коллективной познавательной
деятельности учащихся -общественный смотр знаний. Мне он нравится тем, что развивает активное сотрудничество школьников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, высокой активизации познавательной деятельности. Общественные смотры знаний провожу во всех классах - с 8 по 11 классы. Темы смотра определяю при составлении тематического планирования, стараюсь, чтобы материал, вынесенный на общественный смотр, был закреплением наиболее трудного раздела курса химии.
Так в 10 классе провожу смотры по темам: "Углеводороды"
"Кислородосодержащие органические соединения" в 9 классе:
■
"Теория электролитической диссоциации"
"Азот и фосфор"
"Углерод и кремний"
"Общие свойства металлов" в XI классе:
"Обобщение по курсу органической химии"
"Периодический закон и периодическая система химических элементов Л.И.Менделеева" "Металлы", "Неметаллы"
в 8 классе «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений» (см. приложение )
Хочу рассказать ещё об одном из своих уроков в 8 классе, который проходит в форме сюжетно-ролевой игры "Путешествие на экспресс -поезде по стране Кислот". ( см. приложение 2)
На этом уроке ребята становятся пассажирами, причем разных вагонов: 1,2,3 класса (дифференцированные задания)в каждом вагоне работает проводник, учитель - бригадир поезда.
Такой урок вносит разнообразие в учебную деятельность, не вызывает утомления, повышает познавательный интерес. (см. приложение )
Деловые игры - одна из эффективных форм обучения. Эффект от игры с профессиональной направленностью превосходит все ожидания. Она активизирует познавательную деятельность учащихся, создает особый эмоциональный настрой для усвоения знаний, развивает воображение и память.
Детьми, особенно сельскими, очень тяжело воспринимается учебный материал при изучении химических производств, поэтому лучше эти темы рассматривать в игровой форме:"Виды топлива","Производство серной кислоты"."Производство аммиака","Силикатная промышленность" и др.
Я часто провожу практические работы в этом аспекте ( см.приложение 3).
Деловые игры всегда сопровождаются повышенным интересом к изучаемому материалу, а следовательно, повышаются и качество их знаний, уровень сформированности общеучебных и специальных умений.
Приложение 1
Общественный смотр знаний по теме « Первоначальные химические понятия»
Цели: показать родителям учащихся и учителям, какие знания по химии ученики приобрели по данной теме;
-закрепить знания по составлению формул и определению классов неорганических веществ, составлению химических уравнений реакций и определению их типов,
-способствовать развитию логического мышления, познавательного интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.
Девиз: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь».
К.Прутков.
Оборудование: Карточки с химическими элементами, карточки с индивидуальными заданиями, опорная схема. Подготовка к уроку: на урок заранее приглашаются родители учеников,
учителя.
Ход урока
1. Организационная часть.
Все внимание на отвечающих у доски ребят по индивидуальным заданиям, если идет работа по заданию, значит, каждый выполняет задание в тетради (прилагается В-1 и В-2).
2. Мотивационная часть.
Объявляется цель урока и девиз.
Учитель: Сегодня мы проводим своеобразный урок- смотр ваших знаний.
Для вас химия - новый предмет, новая наука и как всякая наука, требует к себе самого серьезного отношения. Каждая наука основывается на своих законах, понятиях, теориях. И в химии даются «первоначальные химические понятия», которые являются основой изучения последующих тем, поэтому этот урок пройдет под девизом: «Отыщи всему начало и
ты многое поймешь»
К.Прутков.
И я бы хотела начать этот необычный урок стихами С.Щипачева
«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых».
Вы уже догадались, что мы начнем с проверки знаний химических элементов,
1 Этап: Разминка. Показ карточек химических элементов (фронтальная работа).
2 Этап "Физические и химические явления"
Учитель: "Если какая- то работа
Кажется тебе легкой,
Это значит, что ты не знаешь её
И не умеешь делать"
Леонарда да Винчи.
Карточка 1. Среди перечисленных явлений назовите химическое:
а) плавление олова
б) почернение медной пластины при накаливании
в) появление красного налета на кнопке при опускании её в раствор хлорида меди ( 11 )
г) образование опилок при распилке бревен
д) прокисание молока.
Карточка № 2. Какие из перечисленных явлений относятся к химическим?
а) горение газа
б) кипение воды
в) высыхание лужи
г) растворение соли в воде
д) разложение воды под действием электрического тока.
Карточка № 3
Какие явления можно отнести к химическим ?
а) таяние снега
б) образование накипи в чайнике
в) растирание кусочка сахара в ступке
г) смешивание холодной и горячей воды
д) нагревание смеси 7г. железа и 4г. серы.
(В это время учащиеся выполняют задание в тетради индивидуальные).
3 Этап "Простые и сложные вещества, смеси".
Учитель: «Дорога к знанию?
Ну что же, её легко понять.
Ответить можно сразу,
Вы ошибаетесь и ошибаетесь,
И ошибаетесь опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом.»
1. Задание: Даны формулы веществ:
(1 ученик) Na2S, Fe2O3, Fe, O2, NH3, CO2, N2, Cu
(2 ученик) H2, C, CuO, HCl, Al, H2O, S, SO2
(3 ученик) ZnCl2, HgO, O2, Cu, Fe, P2O5, P, HBr
Выпишете простые и сложные вещества. Почему вы их отнесли к ним?
2 Задание: Различите смесь и химическое соединение, или химический элемент, проставив напротив названий " +" 1 Ученик
Название | Смесь | Химические соединения | Химический Элемент |
Оксид меди | |||
Порошок железа | |||
и серы | |||
Водород | |||
песок | |||
Сульфид железа |
2 ученик | |||
Название | Смесь | Химические соединения | Химический; Элемент |
Хлор | |||
Серебро | |||
Воздух | |||
Оксид ртути | |||
Мел с водой |
3 ученик
Название | Смесь | Химические соединения | Химический Элемент |
Магний Вода Железо Сульфид цинка Молоко |
4 Этап: «Химическая формула»
Учитель: " К этому понятию я хочу перейти вместе с М.В.Ломоносовым
"Во тьме должны находиться физики, и особливо химики,
не зная внутреннего строения частиц"
М.В.Ломоносов.
Какую информацию несет в себе химическая формула? Задание 1. Что обозначает формула? MgO, CH4, H2SO4
Задание 2. Напишите:
а) две молекулы водорода;
б) три атома меди;
в) четыре молекулы воды;
г) молекула кислорода;
д) два атома фосфора.
Задание 3. Вычислите относительные молекулярные массы веществ
и массовую долю следующих элементов:
a) МgO -оксида магния;
б) Na2СОз -карбоната натрия (1 ученик)
Вычислить массовую долю кислорода в них.
а) NH3 -аммиак;
б) HNO3 -азотной кислоты. (2 ученик)
Вычислить массовую долю азота в них.
а) РHз -фосфина
б) P20s -оксида фосфора. (3 ученик)
Вычислить массовую долю фосфора в них.
(Все остальные работают в тетради по индивидуальным карточкам).
5 Этап - Валентность.
Это понятие одно из важных, поэтому хочется о нем сказать словами Н.Гумилева.
«Все оттенки смысла
Умное число передает»
Задание 1.
Зная, что водород одновалентен, кислород - двухвалентен,
хлор одновалентен и сера - двухвалентна.
Определить валентность других элементов в веществах.
HF, PH3, FeCl3, CaO, Ll2O, Cu2S 1 ученик
FeCl2, CCl4, P2O5, CH4, CuS, Al2O3 2 ученик
H2O, Cu2O, FeO, NH3, Na2O, HCl 3 ученик
Задание 2.
Составьте формулы веществ по валентности
КО , B0, SiCl, AlS, (1 ученик )
СH, PCl, ZnO, AlO ( 2 ученик)
KH, CO, SO, NH (3 ученик)
Задание 3. Составить формулы соединений, состоящих из:
а) кальция и кислорода
б) алюминия и серы (11)
в) натрия и серы (11) (1 ученик)
г) кальция и хлора (1)
а) алюминия и хлора (1)
б) калия и кислорода
в) магния и азота (111) ( 2 ученик)
г) натрия и водорода
а) меди (11) и кислорода
б) бора и кислорода
в) углерода (1У) и водорода ( 3 ученик )
г) фосфора ( У ) и кислорода
6 этап- Химические уравнения
Учитель: «Принимаясь за дело, соберись с духом «
Карточка 1.
Вставьте пропущенные коэффициенты в реакциях, укажите тип химической реакции:
- 2Zn +02 -> ? ZnO
- ? Fe +? Cl2= 2FeCl3
- MnO2 + H2 = ? + H2O
Карточка 2.
Из числа уравнений выписать реакции:
а) соединения б) разложения в) замещения
Почему эти реакции относятся к а), б), в).
1). 2HCl + Mg = MgCl2 + H2
2). SO2 + H2O = H2SO4
3). 2H2O = 2H2+ O2
4). 2KClO3 = 2KCl+ 3O2
5). 2Na + Cl2= 2 NaCl
6). Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
Карточка 3
Закончите уравнения химических реакций, укажите названия полученных веществ, укажите тип химической реакции.
а). Ca + O2 =
б). Zn + HCl =
в). Ag2O =
г). Al + S =
Подведение итогов:
Оценивается активность детей по полученным жетонам, подводятся итоги.
Чтобы смотр носил соревновательный характер, можно подвести итоги по группам- по количеству жетонов и взаимовыручке.
Приложение 2
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на экспресс -поезде по стране Кислот".
Девиз урока:
" Химик требуется не такой, который лишь
из одного чтения книг понял сию науку,
но, который, собственным искусством
в ней прилежно упражнялся".
Цели:- Актуализировать знания о классификации кислот, их химических свойствах;
- Отработать умения различать химические формулы веществ разных классов;
- Продолжить развитие детской фантазии и представлений;
- Создать условия для воспитания желания активно учится, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Оснащение: 3 проводницы в форме -форменная фуражка,1 вагон,2 вагон,3 вагон ( пассажиры сменного состава), комплекты карточек-заданий для пассажиров 1,2,3 вагона.
Путеводитель по маршруту станций "Теоретическая" , "Практическая'' "Экспериментальная" П ТБ знаки.
Оборудование и реактивы:
Наборы растворов кислот, щелочей, индикаторов, металлов (Zn, Mg)
ХОД УРОКА
Совершаем путешествие на поезде "Экспресс". Поезд для вас немного необычный. В экспресс - поезде есть вагоны 1,2,3 класса: Соответственно и задачи будут- разные. Оценки будут ставиться следу щим образом: в вагоне 1 класса - максимальная оценка 5,в вагоне 2 класса - 4,в вагоне 3 класса -3 балла.
Вас будут сопровождать очаровательные проводницы, которые будут оценивать ваши знания и вести ведомость оценок.
Итак, чтобы занять соответствующее место в вагонах, пассажиры должны купить билеты.
Для этого предлагаю вам выполнить задание с шуточным названием "Третий лишний".
Задание: Среди трех веществ два принадлежат к одному классу, а третье (лишнее)-другому. Подчеркните это вещество и назовите его.
- CaO, NaCl, SO2
- K2CO3, HCl, H2SO4
- Na2SO4, HNO3, BaCl2
- NaOH, CO2, Ca(OH)2
(учащиеся дают самооценку).
Билет в вагон 1 класса получают те пассажиры, кто выполнил задание без ошибок,
допустившие 1 ошибку - в вагон 2 класса,
более ошибок - в вагон 3 класса (т.е. осуществляется дифференцированный подход к учащимся).
Итак, отправляемся в Путешествие по станциям "теоретическая", "практическая" "экспериментальная".
В ходе путешествия пассажиры переходят в вагоны других классов по мере выполнения заданий.
Билет в вагон 1 класса: (красная карточка):
Составьте формулы солей: сульфата меди, нитрата кальция, карбоната кальция, хлорида цинка, сульфата натрия, фосфата калия, нитрата алюминия.
Билет в вагон 2 класса: (зеленая карточка):
Выпишите отдельно кислоты, оксиды, соли:
HCl, KCl, H3PO4, H2CO3, CuO, NaNO3, Fe2O3, FeS, N2O5, MgO, H2S
Билет в вагон 3 класса:( синяя карточка):
Выпишите формулы кислот и назовите их:
HCl, NH3, ZnCl2, Fe2O3, H3PO4, K2S, ZnO, H2SO3, KOH, NaOH, AgBr, HNO3, H2S
На выполнение задания - 3 мин. (проводники собирают задания и проверяют их по ключу).
Уважаемые пассажиры ! Вы прибыли на станцию "Теоретическая".
(даю общее задание на станции)
1). Работа с карточками, на которых записаны формулы кислот. Показать карточку с формулой: а)кислородосодержащие, б)бескислород., в)одноосновные, г)двухосновные, д)трехосновные.
2). Назвать кислотные остатки и их валентность.
3). Составьте формулы разных кислот, комбинируя составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что они стоят рядом.
Н
Н2 Cl H
H SO4 H2 NO3 H
H2 CO3 H2 S H3 PO4 H2
H Br SO3 H4 SiO4 H
Учитель: Слово предоставляю проводникам.
Билет в вагон 1 класса получают:
2 класса получают:
3 класса получают:
Поезд следует дальше.
Следующая станция "Практическая".
Билет в вагон 1 класса: даны вещества:
CaO, Zn, SO2, Al2O3 NaOH, P2O5
С какими на этих веществ будет реагировать соляная кислота ? Запишите уравнения возможных реакций.
Билет в вагон 2 класса: допишите уравнения реакций:
- ? +НСl = AlCl3 + ?
- Mg + ? = MgSO4 + ?
- MgO + ? = Mg(NO3)2 + ?
Билет в вагон 3 класса: закончить уравнения реакций:
1).Ca + HCl =
2).CaO + HNO3 =
3). KOH + H2SO4 =
(на выполнение 7 мин. , проводники собирают задания, проверяют и оцени вают .)
Уважаемые пассажиры, вы прибыли на станцию "Практическая".
Развлекитесь! (общее задание на станции): 1). Можно ли получить вещества, которые получены во втором столбце ?
Zn, NaOH, CaO, Hg + HCl =
NaCl, H2, ZnCl2, H2O, CaCl2, HgCl2
2). Впишите отсутствующую формулу вещества с необходимыми индексами и коэффициентами в неполные записи уравнений реакций.
H2S S ? Cl2 ? H2
3). Определите вещества А и Б, напишите уравнения реакций:
Mg + A = 2MgO S + A= SO2 MgO+ B = Mg(OH)2 SO2 + B = H2SO3
Учитель: Слово предоставляется проводникам, (продают билеты согласно выполненным заданиям)
Следующая и последняя станция "Экспериментальная".
Билет в вагон 1 класса:
Приготовиться к выходу на станции "экспериментальная', поэтому запишите уравнения реакции между а) гидроксидом натрия и раствором соляной кислоты, б) оксидом меди и раствором серной кислоты. Укажите тип реакции.
Билет в вагон 2 класса: Запишите уравнения реакций:
Zn + HCl = Mg+ H2SO4 =
Билет в вагон 3 класса:
Вспомните действие индикаторов на кислоты: лакмус
-метиловый оранжевый
-фенолфталеин-
(проводники собирают ответы и оценивают)
Уважаемые пассажиры ! Обратите внимание на доску. Вы видите красный цвет светофора, на котором написаны инициалы ПТБ -правила техники безопасности.
Чтобы поезд прибыл на станцию "экспериментальная", нужно вспомнить правила техники безопасности.
1).Что означают эти знаки ? (показать знаки)
2).Какое правило следует соблюдать при работе с кислотами ?
3).О чем нужно помнить при разбавлении кислот?
4).Что необходимо знать при выяснении запаха веществ ?
5).Какие ещё правила следует соблюдать в кабинете химии ?
Зеленый свет светофора открыл путь к последней станции.
Задание всем: на столах у вас необходимые реактивы, с помощью которых вы должны подтвердить химические свойства кислот и дать устное объяснение.
Учитель: Итог подводят проводники по ведомости. Ведомость учета оценок.
Ф.И. ученика 1задан.! 2задан.! 3задан.! дополнит.ответы во время остановки! итог
Дорогие пассажиры ! Благодарим за участие в путешествии!
Всего доброго!
Приложение 3
Практическое занятие "Экспериментальное решение задач по теме « Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ».
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений,
развивать познавательную активность, профессиональную направленность,
вырабатывать умения и навыки наблюдать, объяснять ход эксперимента.
Девиз урока : " Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле..."
Аристотель
Подготовка к уроку: Работают три химические лаборатории, в которых трудятся специалисты: Главный сотрудник,(вместе с учителем разрабатывает технологическую карту для работников своих лабораторий),лаборант, технолог завода, инженер по технике безопасности.
- Лаборатория: Р еактивы в склянках: растворы хлорида железа(Ш), соляной кислоты, гидроксида натрия, гидроксокарбонат меди; в пробирках: растворы 1) хлорида натрия, 2) е
соляной кислоты, 3) гидроксида натрия; индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин; порошок магния в склянке, вода в стаканчике.
Оборудование: спиртовка, спички,4 пробирки в подставке, держатель для пробирок.
2 лаборатория: Реактивы в склянка х: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты; гидроксокарбонат меди; в пробирках: 1)вода,2)раствор соляной кислоты; порошок оксида меди (11), хлорид магния(кристаллический) в склянке и вода в стаканчике.
Оборудовани е: спиртовка, спички, три пробирки и держатель для пробирок.
3 лаборатория: Реактивы в склянках: растворы гидроксида кальция, соляной кислоты, сульфата меди; гидроксокарбонат меди; кусочки мрамора, вода в стаканчике; в пробирках: 1)оксид кальция,2)оксид цинка.
Оборудовани е: спиртовка, спички, пять чистых пробирок в подставке, держатель для пробирок, воронка, фильтр.
Ход урока:
Технолог. Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главными сотрудниками ваших лабораторий. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в виде таблицы.
№ опыта! Название ! Уравнения реакций! Наблюдения ! Выводы
опыта
Во время работы главные сотрудники лабораторий будут следить за работой своей лаборатории, помогать в затруднительных ситуациях. В конце работы подведем итоги, отметим лучших работников каждой лаборатории и лучшую лабораторию, в которой четко проходила работа и соблюдалась культура труда, и инспектор по технике безопасности не обнаружил нарушений.
Перед началом работы слово предоставляется инженеру по технике безопасности.
Инженер по технике безопасности. Товарищи, я обращаю ваше внимание на правила работы со спиртовкой, кислотами и щелочами и правила оказания первой помощи (рассказывает классу о правилах работы с выданным оборудованием и мерах оказания первой помощи в условиях класса).
Технолог. Главные сотрудники лабораторий могут раздать технологические карты в своих лабораториях.
Далее учащиеся выполняют практическую работу по технологическим картам, которые различны для разных рядов.
Технологическая карта 1. (повышенный уровень)
- Опытным путем докажите, в каких пробирках содержатся растворы:
а)хлорид натрия, б) соляной кислоты, в) гидроксида натрия. - Получите гидроксид магния исходя из металлического магния.
- Получите из хлорида железа (111) оксид железа (111).
- Осуществите практически цепочку превращений: гидроксокарбонат меди
(11) гидроксид меди (11) оксид меди (11).
Технологическая карта 2. (средний уровень)
- В одной пробирке находится вода, в другой -раствор хлорида калия.
Обнаружьте, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. - Дан оксид меди (11). Получите гидроксид меди (11).
- Дан кристаллический хлорид магния. Получите гидроксид магния.
- Осуществите практически цепочку превращений : гидроксокарбонат меди(11)
хлорид меди (11) гидроксид меди(11) оксид меди (11).
Технологическая карта 3. (Легкий уровень)
- В двух пробирках даны: а) оксид кальция, б) оксид цинка. Определите в
какой пробирке находится каждое из этих веществ. - Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат
кальция, а из него -раствор хлорида кальция. - Из раствора сульфата меди (11) получите раствор хлорида меди (11).
- Осуществите практически цепочку превращений: гидроксокарбонат меди
(11) хлорид меди (11) гидроксид меди(И) оксид меди (11).
Подведение итогов.
Деловые игры всегда сопровождаются повышенным интересом к изучаемому материалу, а следовательно, повышаются и качество их знаний, уровень сформированности общеучебных и специальных умений.
Результативность работы по проблеме:« Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках химии".
При проведении всех видов игр особое внимание я уделяла оценке эмоционального состояния учащихся, которое во многом обеспечивает эффективность процесса обучения. Были проведены анкетирование учащихся и анализ их творческих работ по впечатлениям от проведения дидактических и деловых игр.
Для оценки эмоционального состояния участников игры применялась методика "Цветопись", основанная на опыте известного психолога и педагога A. H. Лутошкина.
Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, поднимая карточку определенного цвета: например:
Красный цвет, если настроение радостное, игра очень понравилась;
Оранжевый цвет-игра прошла хорошо, настроение в игре светлое, приятное;
Желтый цвет-игра прошла спокойно, незаметно. Ничто в игре особенно не волновало, но ты удовлетворен игрой. Настроение спокойное, ровное;
Зеленый цвет-игра не понравилась, что-то в ней не хватает. Настроение грустное;
Синий цвет-чувство полной неудовлетворенности игрой; настроение уныния, горечи.
Полученные данные свидетельствуют о том, что абсолютное большинство учащихся (свыше 98 %) пытаются активно включиться в учебно-познавательную деятельность.
Перестройка позиций ребят при включении их в игровые сюжеты не только вызывает ситуативный интерес к выполнению данной задачи, но и способствует формированию интереса к самому учебному предмету и совершенствованию знаний по предмету (об этом писали 83 % опрошенных).
При анкетировании на вопрос "Заставила ли игра переживать вас за успехи товарищей ?"- 85 % учащихся ответили положительно. Это позволяет сделать вывод, что коллективное выполнение задач дидактических и познавательных игр заставляет учащихся в большей мере считаться со своими товарищами, сопереживать их успехам и неудачам, быть внимательными к их способностям и недостаткам. Подобное осмысление дисциплинирует, заставляет быть требовательнее к себе и в то же время терпимее по отношению к другим, что, несомненно, повышает уровень коллективной деятельности.
При анкетировании старшеклассников по вопросам:
- Нужен - не нужен предмет для изучения - 11%
- Хочу заниматься у данного учителя. - 65%
- Интересен сам предмет; - 23%
- Другие причины. – 1%
Результаты следующие:
класс | успеваемость | качество | СОУ |
8 класс | 100% | 48% | 48% |
9 класс | 100% | 52% | 51% |
10 класс | 100% | 58% | 56% |
11 класс | 100% | 66% | 65,3% |
ВЫВОД: повышение качества знаний учащихся зависит от организации их познавательной деятельности.
Работа по данной теме позволила сделать следующие выводы:
- Познавательные игры являются одной из эффективных новых форм формирования и развития творческого мышления учащихся, активизации их познавательной деятельности. Они вырабатывают устойчивое внимание, повышают интерес к предмету.
- Такая организация познавательной деятельности влияет на повышение эффективности урока и повышения качества знаний учащихся (см. диаграмму).
- Организация познавательных игр на уроках предусматривает введение в них: развития психолого-педагогических качеств учащихся, включение их в практическую деятельность.
- Познавательная и игровая деятельность на уроках химии осуществляется в несколько этапов:
- этап-организация индивидуальных игр (начальный игровой комплекс);
2 этап-проведение игр-этюдов (групповые, коллективные игры);
3 этап-использование сюжетно-ролевых и деловых игр;
5. Педагогическими условиями эффективности организации познавательной игровой деятельности учащихся на уроках химии являются:
- изучение личностной ориентации учащихся;
- учет их психологических особенностей и интересов в изучении химии.
Поэтому, познавательные игры значимы не только как средство активизации учебно-познавательной деятельности, но и как перспективный путь реализации задач воспитания и развития личности в процессе обучения. И я считаю своей задачей продолжить работу по данной проблеме, а так же своей целью на каждом уроке " Обучать не всех, а каждого", считаю, что необходимо изучить технологию личностно-ориентированного обучения учащихся, опробовать её в работе, связывая её с игровой технологией, ведь любая технология направлена на развитие личности ребенка. - В ходе анализа уроков с использованием дидактических игр была отмечена высокая эффективность уроков, например:
- Анализ урока со стороны администрации и учителей школы и района
- 1). Деятельность учителя: а)организаторская, б)обучающая, в)воспитательная.
- 2). Деятельность ученика: активная, познавательная, творческая.
Результат: урок имеет Э У = 80 % -урок отличный
- Карта эффективности урока для ученика.
- 1)Твоё отношение к уроку.
- 2)Какая цель перед тобой стояла на уроке?
- 3)Вспомни (как можно точнее)тему урока.
- 4)Каков был план урока?
- 5).Какие факты, формулы, явления, понятия усвоил на уроке?
- 6)Чему ты новому научился на уроке? Мнения учащихся совпадают с мнением учителей.
если эффективность урока 75-80 %-урок отличный
если эффективность урока 65-75 %-урок хороший
если эффективность урока ниже 65 %-урок удовлетворительный.
Результат: урок имеет Э У = 80 % -урок отличный
Вывод: Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика.
Результаты мониторинга состояния успеваемости по трем показателям:
1). Выполнение стандарта;
2). Качество знаний;
3). Степень обученности учащихся(СОУ)
Отражают состояние обученности учащихся по итогам года в выпускном классе, а это показатель успешности работы учителя.
Вывод: Стабильность успеваемости и роста качества учащихся способствуют:
а) выбору экзамена по химии;
б) успешной сдачи итоговой аттестации выпускников (2013 г.г. -95 баллов- результаты ЕГЭ)
в) успешному поступлению в ВУЗы: ЧГПУ – естественно- технологический факультет (2 чел.), ЧГАА- агроэкологический факультет(1), МГТУ- химико- технологическийфакультет-(1),
Челябинская Медицинская академия – 2006- 1, 2007- 1, 2008 -2, 2009-1, 2013-1 ( на бюджетной основе), Троицкая ветеринарная академия- 2 чел.
ЛИТЕРАТУРА
- Эльконин Д.Б. "Психология игры-М...,1979г.
- Спиваковский А.С." Игра-это серьезно" М,1981г.
- Минкин Е.М. "От игры к знаниям" М,1983г.
- 0нищук В.А. "Урок в современной школе М...,1986г.
- Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.Н. Шаталов В.Ф. и др.
"Педагогический поиск" М.Просвещение 1987г.
- Газман О.С. и др. "В школу - с игрой" М,1988г.
- Зуева М. В., Иванова Б. В. "Совершенствование организации учебной
деятельности школьников на уроках химии М...,1989г.
- Гара Н.Н. "Учить творчеству " (из опыта работы) М...,1991г.
- Аникеева Н.П. "Воспитание игрой" М,1997г
- Селевко Г.К."Современные образовательные технологии"
М,Народное образование 1998г.
- Коротяев "Учение - процесс творческий" М...,1999г.
- Урок окончен- занятия продолжаются (под редакцией Злотникова Э.Г,),2002 Азаров Ю.11. "Игра и труд" М, 2003г.
13. Самоукина Н.В. "Организационно-обучающие игры в образовании"
М, Народное образование 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Рекомендации молодым учителям...
Ролевая игра как эффективное средство формирования познавательных интересов учащихся на уроках словесности.
Введение.Ролевая игра.Сущность и структура ролевой игры.Функции ролевой игры.Методика проведения ролевых игр.Формы проведения ролевых игр.Список литературы....
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...
Игра - как средство формирования познавательного интереса в обучении английскому языку
выступление на педсовете...
Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса
Творческая работа учителя...
Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА"
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА...