ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Чтение играет важную роль в жизни ребенка. Задачами уроков литературы являются: формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения; приобщение школьников к чтению художественной литературы, к её пониманию, правильному восприятию её образов и идейного содержания; обогащение учащихся новыми знаниями об окружающем мире, о жизни общества; воспитание на лучших образцах литературы; развитие речи учащихся, обогащение их словаря. Решать эти задачи помогает использование на уроках и во внеклассной деятельности литературных игр.
На уроках литературы можно использовать игры различного типа. Все они могут быть объединены в две большие группы: игры читательские и исполнительские. Читательские игры напоминают спортивные, в их основе- соревнование, стремление продемонстрировать лучшие показатели читательской наблюдательности, внимательности, чуткости. Исполнительские игры тяготеют к театральному искусству, их основа – художественное претворение произведения в слове, мимике, жесте, в сценическом действии. Строгой границы между этими играми нет. Их основой является чтение и изучение художественного текста.
Среди читательских игр можно выделить словарные и стилистические.
Словарная работа является обычным видом деятельности при изучении произведений. Она пройдет интересно, если будет построена в форме игры.
Например, басня И.А. Крылова «Квартет», изучаемая в 5 классе, требует разъяснения музыкальных терминов. И сделать это может не учитель, а ученики. Победителем в игре следует считать того, кто доступнее и интереснее объяснит эти слова. Естественно, что для такой игры нужна домашняя подготовка.
Словарные игры могут приобретать и некоторые черты исполнительских. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» встречается много военных терминов. Традиционная словарная работа может быть проведена как игра – конкурс на лучшего «военного специалиста». По условиям игры предполагается самостоятельно найти все военные термины и ясно, точно, как это полагается настоящему военному, раскрыть значение слов. Класс, называя победителя, должен учитывать не только правильность истолкования слов, но и форму подачи материала: четкость речи, подтянутость, собранность. Изучая в 7 классе былины, можно провести конкурс «Знаток древнерусского языка». Ученики не только истолковывают устаревшие слова, но и создают образ былинного певца.
При изучении темы «Пословицы и поговорки» перед учителем стоит задача познакомить учащихся с особенностями пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества. Учитель должен научить детей понимать образность пословиц и поговорок, чувствовать ритм и рифму. Но все эти знания необходимы для того, чтобы школьники научились применять их в своей речи умело и кстати, чувствовать потребность в этом. Для этого на уроках нужны речевые ситуации, требующие употребления пословиц. Такие ситуации могут быть созданы игрой: «Отгадай пословицу по одному слову», «Закончи пословицу», «Аукцион пословиц».
Участвуя в игре «Чьи трофеи богаче?», школьники усваивают понятие о прямом и переносном смысле пословиц. Класс делится на 2 команды. Заранее изготовлены карточки с пословицами. Нужно объяснить прямой и переносный смысл пословицы и придумать ситуацию, в которой уместно её употребить. Если ученик верно выполнил задание, то эта пословица становится «трофеем» команды. Если нет – задание выполняет представитель противоположной команды, при этом его команда не теряет права на очередной «ход». Выигрывает та команда, которая соберет больше «трофеев».
К числу стилистических игр относятся игры с рассыпанным и неполным текстом. Они способствуют формированию у школьников чувства стиля, пониманию выразительности и индивидуальности авторской речи в художественном произведении. Введенные М.А. Рыбниковой игры с «рассыпанным» текстом, имеющие в основном стилистический характер, применимы на разнообразном стилистическом материале. Так, в 5 классе при подготовке к восприятию темы (С.А. Есенин «Разгулялась вьюга») игра помогает представить себе, как строится стихотворение, как важно правильное, точное, последовательное употребление стихотворных строк. Для игры потребуется текст стихотворения, написанный построчно на отдельных листках бумаги. Игра проходит при закрытых учебниках.
«Игра, которая сейчас будет, подобна игре в кубики, где все перемешано, ничего не поймешь сразу, но стоит внимательнее приглядеться, повернуть каждый кубик нужной стороной, и можно составить рисунок. Вы видите перед собой строки, используя которые С.А. Есенин написал прекрасное стихотворение «Разгулялась вьюга». Представьте, что вы тоже поэты, и попытайтесь сочинить стихотворение, а потом мы сравним его с оригиналом».
Игры с неполным текстом обычно используются, когда учащимся предстоит уяснить функцию изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор. Поиски нужных слов помогают на практике овладеть выразительными средствами языка. Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» идет развитие понятия о сравнении. Для этой цели можно использовать описание злого старика. Готовя учеников к восприятию отрывка, учитель проводит игру в сравнения «На что похоже?». Несколько учеников выходят из класса. Остальные загадывают предмет и придумывают, как можно его не называя, описать с помощью сравнений. Нужно найти и точные, и в то же время неожиданные сравнения. Таким «предметом» может быть и лицо человека. Вернувшимся в класс ученикам говорится: «Вы видите этот предмет каждый день, и сейчас в классе находится множество таких предметов. Его можно угадать по сравнениям. Говорят, что он бывает похож на луну, на блин, на четырехугольник, на вытянутый овал. Цвет его бывает разным. Могут сказать: как снег, как кирпич, как мрамор, как персик и т.п.»
Подобные загадки не слишком трудны, но для их сопоставления и разгадывания нужны воспоминания о литературных образах.
От таких простых и веселых игр можно шагнуть к более трудным и серьёзным.
Ребятам предлагается продолжить игру в сравнения, но теперь условия изменяются. Вниманию играющих предлагается описание персонажа из «Кавказского пленника». Но в описании пропущены сравнения. Учащиеся должны теперь продемонстрировать читательскую память и чуткость к слову. При сопоставлении находок учеников с авторскими сравнениями учитель имеет возможность показать, что выбор сравнений, как и других художественных средств, подчинен авторскому замыслу, выражает его отношение к предметам, явлениям. Сравнения помогают не только представить внешность человека, но и понять его характер, т.к. внешняя характеристика персонажа в художественном произведении неразрывно связана с внутренней. Ученики убедятся в этом, если учитель, уже закончив игру в сравнения, попросит их определить, как связаны сравнения со всем описанием старика.
На сопоставлении найденных ребятами слов с авторскими строится и игра в определения (эпитеты). Кто точнее угадает авторское определение? Оценивает качество эпитетов весь класс. Момент оценки очень важен для игр подобного плана. Во-первых, в деятельности ребят важным становится качество проделанной работы, а это повышает интерес, побуждает творческую активность. Во-вторых, оценить включает в игру всех ребят в классе, даже тех, кто недостаточно находчив в подборе нужных слов. Играя в определения, учащиеся придумывают различные эпитеты. Попробовав свои силы в игре, ученики с нетерпением ждут сопоставления с авторскими эпитетами. Интересно, насколько близки к авторской мысли; интересно, какие еще слова возможны здесь. Но в этой игре нельзя ограничиться просто сопоставлением ученических «находок» с авторскими. При обращении к произведениям о природе очень важно научить юных читателей видеть картину, изображенную автором, чувствовать настроение, которым они пронизаны. В игре следует постоянно развивать умение создавать в воображении целостную картину, наполненную красками, звуками, запахами. Поэтому, слова, употребленные писателем, нужно не только назвать, но и выяснить, почему автор выбирает именно такое определение, какое чувство рождается у нас или какая картина встает в воображении благодаря писательскому эпитету.
Другая группа литературных игр – игры исполнительские.
Выразительное чтение- это самый отработанный вид творческой игры на литературном материале. Чтобы выразительное чтение было для школьников действительно работой в сфере искусства, необходимо соблюдать постоянные правила, в частности: выразительному чтению предшествует работа в классе и дома (при этом отчетливо разделяются этап подготовки, разбора, упражнений и этап исполнения: для первого этапа естественна обстановка своего рода «кухни» с неизбежными пробами, ошибками, исправлениями; для второго этапа надо постараться создать обстановку искусства, организовать сочувственное внимание слушателей); допускается выступление учащихся перед классом только с подготовленным чтением; вообще в классе изо дня в день создается атмосфера уважения к звучащему слову и ответственности каждого за свою исполнительскую работу; в связи с этим, разрешается чтение наизусть только безупречно выученного текста, иначе усилия, затраченные на вспоминание, запинки, паузы и т.д., вызовут неизбежное противоречие между произведением и чувствами чтеца и слушателей; исполнитель, как правило, читает, обращаясь к слушателям, общаясь с ними, учитывая их реакции.
Чтение по лицам – прием давно уже ставший традиционным и любимым в практике преподавания. Однако встречается и неудачное использование приема: поспешное распределение ролей, отсутствие подготовки и монотонность чтения. А между тем игровой подход к самому заданию может помочь найти живые естественные интонации в передаче характера героя. По наблюдениям Н.С. Станиславского, механизм действия детских «как будто», «если бы» таков, что стоит их произнести и вымысел в детях живет. Использовать эту особенность детской веры в силу условных ситуаций можно при подготовке выразительного чтения по лицам.Так, при подготовке чтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» учащимся говорится: «Представьте, что солдат-новобранец обращается к своему дяде (так называли когда-то молодые солдаты своих наставников – старых солдат). Это воин, побывавший во многих боях и походах. Он участвовал в схватках с французами, сражался на поле Бородина, видел пожар Москвы, гнал потом французов из России. А вот сейчас сидит у костра и рассказывает о пережитом. Постарайтесь передать, как задает «дяде» свой вопрос молодой солдат, как отвечает ему заслуженный воин».
В интонационных этюдах ученики выполняют разные задания:
- Произнести фразу с нужным намерением (обрадовать, упрекнуть, обидеть).
В этом случае намерение определяет учитель.
2. Ученик сам определяет, с каким намерением он будет произносить свою фразу, а учащиеся должны разгадать это намерение.
3. Учитель читает фразу, заведомо делая интонационную ошибку. Ученики должны найти её и объяснить, как надо правильно прочитать.
Введение интонационных игр в урок способствует не только интонационному обогащению речи, но может служить своеобразной подготовкой к восприятию произведения. Особенно плодотворным в этом отношении может быть использование скороговорок, эмоционально и тематически связанных с произведением, которое должно изучаться на уроке. Этюды такого рода можно найти в пособиях по выразительному чтению.
Так, готовя к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Квартет», можно предложить учащимся игру-упражнение для дикции: проговаривание скороговорок, которые нужно произнести с разными намерениями. Скороговорку: «Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки» - предлагается произнести с такими намерениями: любуясь мартышкой, хваля её действия: «Ловко у неё получается»; жалуясь на мартышку: «Она в меня бросает шишки, мне больно».
Интонационные этюды можно проводить с помощью диафильмов. Например, при изучении «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. Ход работы с кадрами следующий: Рассмотрев позу, мимику, жесты персонажей, ученики отыскивают и читают реплики героев, которые произносятся в тот или иной момент. Таких реплик может быть несколько, и ребят не следует ограничивать в их поиске. Главное условие – так прочитать, чтобы реплика соответствовала выражению лица героя. Необходимость соединить зрительное и слуховое восприятие воедино обостряет внимание ребят и делает их более чуткими к звучанию слова. Эта игра хорошо готовит к выразительному чтению всей сцены по ролям, более «квалифицированными» становятся слушатели, мнения которых теперь не сводятся к словам «понравилось», «не понравилось», «хорошо читал», «плохо читал», а становятся аргументированными, отмечаются конкретные ошибки чтения или, наоборот, удавшиеся места. Поправляя читающего, слушатели пытаются сами показать, как стоило читать.
Этюды-импровизации тоже готовят учеников к исполнительской деятельности. Суть их заключается в том, что учащимся следует разыграть какой-то эпизод, который автором намечен, но не изображен подробно.
Возможен и другой, более сложный вариант, когда ученики домысливают действие, сочиняют на основе внимательного чтения эпизоды, которые могли предшествовать тому, что рассказано в произведении, или могли произойти, если представить себе дальнейшее развитие событий.
Сочиненные эпизоды, если они оказываются удачными, разыгрываются ребятами. Эта игра является театрализованным вариантом задания на «домысливание», которые издавна существовали в опыте преподавания литературы (в частности, описаны в работах Е.И. Досычевой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Станчек, Т. В. Чирковской). Уже сами по себе эти задания носят игровой характер, т.к. условная ситуация, в которую ставятся дети самим заданием, требует от них творческой деятельности, некоторого перевоплощения, вхождения в образ героя, от лица которого они будут действовать. Игровой характер задания усиливается, когда учащимся предлагается не просто рассказывать от лица этого героя, а изображать его, вводя в поведение элементы его привычек, поведения(для этого важно, чтобы внутренне дети приближались к его душевному состоянию, не занимались внешним копированием его жестов).
Подобные задания можно дать на материале любого эпического произведения(например, «В дурном обществе» В.Г. Короленко, «Хамелеон» А.П. Чехова и др.).
Одним из видов исполнительских игр являются пантомимы или «живые картинки». Они интересны тем, что содержание эпизода или небольшого по объёму литературного произведения нужно передать с помощью мимики и жестов. Такие игры дают простор для фантазии, изобретательной выдумки, свободы действия. И в то же время пантомима требует от исполнителя и хорошего знания ситуации, и понимания характеров героев, и умения передать его внешнее поведение.
Хороши бывают «живые картинки» на уроках, к которым предлагалось прочитать несколько произведений одного жанра или одного писателя, выбрав их самостоятельно. Это могут быть уроки по русским народным и литературным сказкам, по басням И.А. Крылова в 5 классе, по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя в 7 классе и др. Организовать живое участие ребят на уроках подобного типа помогает форма урока-конкурса, где учитель имеет возможность использовать различные виды исполнительских и читательских игр. Они позволяют в игровой форме выявить, как знают ученики рекомендованные произведения и пробудить интерес к тем из них, которые успели прочитать не все. Но ученики, не участвующие в сцене, могут быть не просто зрителями. Им можно тоже предложить задания. Например, на уроке-конкурсе на лучшее знание басен И.А. Крылова участникам каждой команды предстоит разыграть мимическую сцену на сюжет басни. Ученикам следует угадать, какая басня разыгрывается, и назвать крылатое выражение из нее.
Инсценировки – это законченный вид исполнительской игры, в которой ученики должны дословно знать текст произведения и разыграть его, придумывая для этого мизансцены, соединяя звучащее слово с мимикой, жестом, иногда применяя детали костюмов.
Этот вид исполнительской игры возможен на уроках в 5-7 классах ( отдельные сцены из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, «Снежной королевы» Г.Х Андерсена, «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Хамелеон» А.П. Чехова), но чаще всего используется во внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики
Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности....
педогогический опыт "дидактическая игра как средства познавательного интереса младших школьников на уроке казахского языка"
Даннный материал является моей творческой темой по которой работаю 4 год. по данной теме защищалась на конкурсе "Учительказахского языка 2013"...
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.
Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
Дидактическая игра как средстворазвития познавательной деятельности детей с ОВЗ
Обобщение педагогического опыта. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учаться. Применение различных игровых методик имеет большое значение в развитии познавательного инте...
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...