Урок 10 класс по теме "Аминокислоты"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Применение современных педагогических технологий. Сопровождение урока презентацией. (презентация прилагается). Цели урока: Определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения. Уменее составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aminokisloty.rar | 630.27 КБ |
urok_aminokisloty.doc | 66 КБ |
Подписи к слайдам:
Аминокислоты – это органические соединения, молекулы которых содержат две функциональные группы: аминогруппу – NH2 и карбоксильную группу – COOH, связанных с углеводородным радикалом
Цели:знать определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, способы получения, физические и химические свойствауметь составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот.
Вопрос-загадкаПочему?уксусная кислота + лакмус – краснаяметил амин + лакмус – синийаминоуксусная кислота – фиолетовый.
В1820 г французский химик Анри Броконно в результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты получил вещество, сладкое на вкус и назвал его гликоколл - Какой тип реакции вероятнее всего протекал при этом?- Какие знакомые однокоренные термины вы знаете?
Глюкоза, гликоген, глицерин -glykys---( греч) – сладкийГликоколл – глицин1838 г была установлена формула глицина С2Н5О2НН2N – СН2 – СООНаминоуксусная кислота -дайте международное название глицинаОбщая формула аминокислот: ОН2N – СН – СООН R – СН – С R NН2 ОН
Классификация аминокислот. Природные Их около 150, они были обнаружены в живых организмах, около 20 из них входят в состав белков. Половина этих аминокислот – незаменимые (не синтезируются в организме человека), поступают с пищей.Синтетические Получают кислотным гидролизом белков, либо из карбоновых кислот, воздействуя на них галогеном, а затем аммиаком.
B a B aН2N – СН2 – СН2 – СООН СН3 – СН – СООН NН23-аминопропановая кислота 2-аминопропановая кислотаВ-аминопропионовая кислота a –аминопропионовая кислота аланин -Какой это тип изомерии-Какие ещё типы изомерии характерны для аминокислот
СООН СООН Н С NН2 Н2N С Н R RD–аминокислота L– аминокислотаВ природе – 150 аминокислот, 2 0 из них входят в состав белков, все они Л - аминокислоты
Выполнить заданияНазвать аминокислоту. Какую реакцию среды будет иметь аминокислота.
Получение аминокислотОсуществить превращения:а) СН4 Сl2 СН3Сl NН3 СН3НН2б) СН3СООН Сl2 СlСН2СООН NН3 NН2СН2СООН
Самостоятельная работаОсуществить превращения:Пропан пропен бромпропан пропанол пропаналь пропионовая кислота хлорпропионовая кислота а-аминопропионовая кислота
Домашнее задание:Стр. 220 – 223Задание 1,2 стр 225 Свойства аминокислот:1.Взаимодействие с щелочами (реагирующая ФГ – СООН)АК выступает в качестве кислоты2. Взаимодействие с кислотами ( реагирующая ФГ – NН2)АК выступает в качестве оснований3.Реакция этерификации АК выступает в качестве кислоты3.Способность к реакции поликонденсации
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24 г.Красноярск
Урок химии. 10 класс.
Подготовила: учитель высшей квалификационной категории Левицкая Лариса Викторовна
Тема урока: Аминокислоты
Цели урока:
- знать определение аминокислот, общую формулу, типы изомерии, физические и химические свойства, способы получения;
- уметь составлять формулы изомеров и называть их, записывать уравнения химических реакций взаимодействия аминокислот с кислотами, основаниями и между собой, объяснять причину амфотерности аминокислот.
Оборудование: уксусная кислота, лакмус, метил амин , аминоуксусная кислота, глицин
План урока
1.Определение аминокислот. Общая формула, пептидная связь.
2. Аминокислоты образующие белки.
3.Изомерия и номенклатура.
4.Применение.
5.Физические свойства.
6.Химические свойства.
7.Получение.
ХОД УРОКА
Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную... (Поганку)
– Как вы думаете почему я начала урок с этого стихотворения?
– В некоторых живых организмах есть два сильных яда: сакситоксин, батрахотоксин
Состав:
Яд сакситоксин содержит южноамериканская лягушка – пятнистый древолаз или кокой.
Ее яд годами остается активным и не имеет противоядия. Попадая в царапины и порезы кожи человека в количестве 0,001 мг, он приводит к смертельному исходу из-за нервно-мышечного паралича сердца.
Пожалуй эта лягушка самое ядовитое животное на Земле. Даже яд кураре в 30 раз менее активен (яд гремучей змеи).
Один из сильнейших растительных ядов – аконитин содержится в ядовитых лютиках и других растениях. Смертельная доза для человека 2,5мг. Анчар о котором писал Пушкин – тропическое южноазиатское дерево из семейства тутовых, выделяющее ядовитый млечный сок.
В красном мухоморе находится яд мускарин.
Бледная поганка содержит два яда: аманитоксин, вирозин.
Яды являются кольцевыми пептидами, т.е. состоят из аминокислот и выдерживают нагревание до 200оС. Отравление бледной поганкой приводит к смерти. Удивительно, что вместе с этим бледная поганка является «складом» многих витаминов и полезных аминокислот: триптофана, глутаминовой кислоты, аргинина, лизина.
Так вот сегодня мы поговорим об этих интересных органических веществах. С одной стороны являющимися кирпичиками жизни, а с другой сильными ядами.
Таким образом аминокислоты строят белки. А жизнь есть форма существования белковых тел.
Итак – аминокислоты, что это за вещества. ( определение).
Вопрос-загадка
Почему?
- уксусная кислота + лакмус – красная
- метил амин + лакмус – синий
- аминоуксусная кислота – фиолетовый.
Вот на этот вопрос мы и должны ответить в конце урока.
2. Исторические факты
В1820 г французский химик Анри Броконно проводил свои опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса и назвал его гликоколл
- Какой тип реакции вероятнее всего протекал при этом
-Вспомните знакомые однокоренные химические термины
Глюкоза, гликоген, глицерин
Все эти слова происходят от греческого гликис– сладкий
В настоящее время это название трансформировалось в глицин
Гликоколл долгое время считался «родственником» углеводов, пока в 1838 году голландский химик Г. Мульдер не обнаружил в нём азот. Спустя ещё шесть лет установил формулу вещества С2Н5О2N
Н2N – СН 2 – СООН
-дайте международное название глицина
аминоуксусная кислота
3. Строение, классификация, номенклатура, изомерия аминокислот
Общая формула аминокислот:
Дайте название глицину по международной номенклатуре.
О
Н2N – СН – СООН R – СН – С
R NН2 ОН
-Что такое гомологи?
Задание: Напишите формулу второго представителя
Н2N – СН 2 – СН 2 – СООН СН3 – СН – СООН
NН2
3-аминопропановая кислота 2-аминопропановая кислота
В-аминопропионовая кислота а –аминопропионовая кислота
аланин
-Какой это тип изомерии?
По взаимному расположению карбоксильной и аминогруппы различают а, b ,Y - аминокислоты.
Наиболее важными являются а-аминокислоты, именно они служат «кирпичиками» для построения важнейших молекул живой природы – белков. Все встречающиеся в природе а- аминокислоты имеют свои тривиальные названия.
-Какие ещё типы изомерии характерны для аминокислот?
СООН СООН
Н - С - NН2 Н 2N - С - Н
R R
Д –аминокислота L– аминокислота
В природе – 150 аминокислот, 2 0 из них входят в состав белков, но только немногих более 20 входит в состав белков и все они являются оптическими изомерами и относятся к л ряду. Примерно половину из них относятся к незаменимым аминокислотам, они не могут синтезироваться в организме человека и поступает только с пищей.
4.Получение аминокислот:
-Как вы думаете, как можно получить аминокислоты
А) Аминокислоты можно получить из карбоновых кислот.
Задание: осуществите превращения, составьте уравнения реакций:
Уксусная кислота –хлоруксусная кислота – аминоуксусная кислота
Б) гидролизом белков
5.Физические и химические свойства аминокислот – бесцветные кристаллические вещества ,плавящиеся с разложением при температуре 200 градусов. Они растворимы в воде и нерастворимы в эфире.
В зависимости от состава радикала – они могут быть сладкими, горькими или безвкусными.
Аминокислоты – гетерофункциональные соединения
Какие свойства определяет аминогруппа
Аминогруппа определяет основные свойства.т.к. способна присоединять к себе катион водорода по донорно-акцепторному механизму за счёт наличия свободной электронной пары у атома азота.
Н2N – СН – СООН + НCl Н3N+ - СН – СООН+ Cl
R R
Группа - СООН ( карбоксильная группа) определяет кислотные свойства аминокислот. Реагируют со щелочами.
О О
Н2N – СН – С + NаОН Н2N – СН - С
R ОН R ОNa
Взаимодействие со спиртами ( образование сложных эфиров)
Закрепление.
- Почему аминокислоты называются амфотерными органическими соединениями?
- Почему аминокислоты относятся к полифункциональным соединениям?
- Какие аминокислоты называются незаменимыми. Почему. Приведите примеры.
Почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил?
Запишите уравнения реакций получения аминопропионовой кислоты из пропана. Составьте по 2 формулы изомера и гомолога.
1) Выбрать общую формулу аминокислот
2) Выбрать функциональные группы характерные для аминокислот
3) Назвать аминокислоту.
4) Какую реакцию среды будет иметь аминокислота.
Итоги:
Почему в растворе аминокислоты лакмус не изменил окраску, а в растворе уксусной и метиламина изменил.
Запишите уравнения реакций получения аминопропионовой кислоты из пропана. Составьте по 2 формулы изомера и гомолога.
Творческие задания:
1уровень
Определите строение а-аминокислоты, если известно, что она содержит 15.73% азота
2 уровень
Запишите уравнения реакций аминопропионовой кислоты с серной кислотой и гидроксидом натрия, а также с метиловым спиртом.
3 уровень
Осуществить превращения:
Пропан - пропен - бромпропан - пропанол - пропаналь -
пропионовая кислота - хлорпропионовая кислота -
а-аминопропионовая кислота
Домашнее задание:Пар.26,стр220-226 Задание 2,3 стр 226
Сигналы (при выходе):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"
В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.
Цель урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...
Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".
Тесты содержат задания с выбором одного правильного ответа , задания на соответствии. Задания соответствуют программным требованиям. Материал можно...
План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....
урок "Класс Птицы" 7 класс
Ознакомить учащихся с особенностями организации класса Птицы в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;Сформировать знания учащихся о местообитании, внешнем и внутреннем строении тела пт...
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...