Комплексные соединения
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме
Тема нашего сегодняшнего урока записана на этом листочке. Не удивляйтесь, что он пустой. Надпись действительно есть. Чтобы её увидеть воспользуемся приёмом из шпионского романа.
Демонстрационный опыт 1: Нагреем листочек над пламенем спиртовки и прочитаем: «Комплексные соединения». (Учащиеся записывают тему в тетрадь (слайд № 1), учитель сообщает цели урока).
Для записи в качестве бесцветных чернил я использовал раствор хлорида кобальта (II). Явление, обусловливающее появление окраски, описывается следующей химической реакцией:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnye_soedineni_-_urok.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Урок в 11 классе
«Комплексные соединения».
Учитель химии МОУ СОШ № 9
Моргунов Николай Михайлович
ст. Темиргоевская, 2012 г
Комплексные соединения.
Цели урока: Рассмотреть состав, классификацию, номенклатуру и значение комплексных соединений в жизнедеятельности организмов и химической технологии. Дать понятие о комплексных соединениях, комплексообразователе, лигандах, координационном числе, внутренней и внешней сфере. Развить навыки определения заряда (степени окисления) у комплексообразователя, лигандов, комплексного иона; навыки составления формулы комплексного соединения; составления уравнений их диссоциации.
Демонстрационный опыт 1: Образование голубого комплекса Co[CoCl 4 ] при нагревании.
Лабораторные опыты: 1. Получение комплексной соли (анионного комплекса). 2. Получения комплексного основания (катионного комплекса).
Оборудование урока и реактивы: Мультимедийное оборудование. Бумажный лист с надписью, сделанной сильно разбавленным раствором хлорида кобальта (II), спиртовка. Штатив с пробирками, микролаборатория с реактивами: ратворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида цинка, концентрированный раствор аммиака.
Ход урока.
I. Изучение нового материала.
1) Введение.
Тема нашего сегодняшнего урока записана на этом листочке. Не удивляйтесь, что он пустой. Надпись действительно есть. Чтобы её увидеть воспользуемся приёмом из шпионского романа.
Демонстрационный опыт 1: Нагреем листочек над пламенем спиртовки и прочитаем: «Комплексные соединения». (Учащиеся записывают тему в тетрадь (слайд № 1), учитель сообщает цели урока).
Для записи в качестве бесцветных чернил я использовал раствор хлорида кобальта (II). Явление, обусловливающее появление окраски, описывается следующей химической реакцией:
t
2[Co(H2O)6 ]Cl2 ↔ Co[CoCl 4 ] + 12H 2 O
Бледно-розовый голубой
При сильном разбавлении бледно-розовый комплекс кобальта почти бесцветен. При нагревании вода испаряется и появляется голубой комплекс Co[CoCl4 ]. Этот пример показывает, что комплексные соединения часто встречаются в жизненной практике. И хотя они известны химикам более двух
столетий, причина их образования долгое время оставалась загадкой. Современному пониманию природы комплексов мы обязаны лауреату нобелевской премии швейцарскому химику Альфреду Вернеру, который в 1893 году предложил теорию, получившую название координационной теории Вернера. В соответствии с этой теорией рассмотрим состав комплексных соединений на примере «травлёной кислоты», которую применяют для пайки.
ZnCl2 + 2HCl = H2[ZnCl4]
2) Состав комплексных соединений (слайд №2).
Комплексообразователь
лиганды
H2[ZnCl4]
Координационное число
внешняя сфера внутренняя сфера
Различают внутреннюю сферу (комплексный ион) и внешнюю сферу. В состав внутренней сферы входят:
1.Комплексообразователь – центральный катион (в нашем случае ион Zn2+). Может быть как металлом (особенно атомы d-элементов), так и неметаллом.
2. Лиганды ( лат. «ligare» -связывать) – противоположно заряженные ионы ( в нашем случае ионы Cl - ) или нейтральные полярные молекулы.
Лиганды удерживают комплексообразователь с помощью химической связи, образованной по донорно-акцепторному механизму. Лиганды являются донорами, а акцептором служит комплексообразователь. Вместе они образуют внутреннюю сферу (комплексный ион), который заключают в квадратные скобки. Его заряд складывается из алгебраической суммы зарядов катиона комплексообразователя и лигандов.
Z(к.и.)= Z(К)+ Z(L) . к.ч.
В нашем примере заряд комплексного иона Z (к.и.)= +2 +(-1).4= - 2.
3. Координационное число показывает, сколько лигандов связано с ионом комплексообразователя. Как правило, оно равно удвоенному заряду катиона комплексообразователя.
К.ч.= 2. Z ( К)
В нашем примере заряд катиона комплексообразователя равен 2+, поэтому координационное число равно 4. Наиболее часто встречаются координационные числа 4 и 6.
4. Внешняя сфера – ионы, противоположные по заряду комплексному иону и находящиеся за пределами внутренней сферы.
3) Классификация и номенклатура.
Координационные соединения можно разделить на три группы (слайд № 3) – соединения с комплексным анионом, с комплексным катионом и нейтральные комплексы. Рассмотрим их номенклатуру на следующих примерах (слайды № 4,5,6).
Координационные соединения
с комплексным анионом | с комплексным катионом | нейтральные |
2+ 2- Na2[Zn(OH)4] | 2+ 2+ [Cu(NH3)4]SO4 | 3+ 0 [Co(NH3)3Cl3] |
1.Число лигандов греч. числительными в имен. падеже. 2. Полное название лигандов ( или корня) + гласная О. 3. Название комплексообразователя + суффикс – ат + его степень окисления. 4. Ион внешней сферы (в род. падеже). | 1. Название аниона в имен. падеже. 2. Число лигандов (греч.). 3. Название лигандов. Например: H2O – аква; NH3 - аммин. 4. Название комплексообразователя (русск.) в род. падеже + его степень окисления. | 1. Число лигандов (греч.) + название лигандов. 2. Название комплексообразователя (русск.) в имен. падеже + его степень окисления. |
тетрагидроксоцинкат (II) натрия | сульфат тетраамминмеди (II) | трихлоротриамминкобальт (III) |
4) Диссоциация комплексных соединений и их определение.
Среди комплексных соединений различают кислоты, основания, соли и неэлектролиты (слайд №7).
кислоты H[AuCl4] - тетрахлороаурат(III) водорода
(тетрахлорзолотая кислота)
комплексные основания [Ag(NH3)2]OH - гидроксид
диамминсеребра (I )
соединения соли K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат ( III) калия
неэлектролиты [Ni(CO)4] – тетракарбонилникель
Все они (кроме неэлектролитов), как правило, способны в водных растворах диссоциировать по типу сильных электролитов на комплексный ион и ион внешний сферы. Назовём координационные соединения, используя предыдущую таблицу (слайды № 4,5,6) и напишем уравнения их диссоциации.(Учащиеся выходят к доске).
H[AuCl4] = H+ + [AuCl4] -
[Ag(NH3)2]OH = [Ag(NH3)2] + + OH –
K3[Fe(CN)6] = 3K+ + [Fe(CN)6] 3-
На основании этого можно дать следующее определение. Комплексные соединения – это вещества, в узлах кристаллической решётки которых находятся комплексные ионы, способные к самостоятельному существованию в растворе.
5) Роль в природе комплексных соединений и их применение.
Комплексные соединения имеют исключительно большое значение в природе. В организмах животных и растений они выполняют самые разнообразные функции: накопление и перемещение различных веществ и энергии; обмен и блокирование функциональных групп; участие в окислительно-восстановительных реакциях; образование и расщепление химических связей. Достаточно сказать, что гемоглобин, благодаря которому осуществляется перенос кислорода от лёгких к клеткам ткани, является комплексным соединением, содержащим железо, а хлорофилл, ответственный за фотосинтез в растениях, - комплексным соединением магния (слайд № 8).
Комплексные соединения широко используются: (слайд №9)
1. В химическом анализе для определения ионов и функциональных групп.
Например, аммиачный раствор оксида серебра (I) [Ag(NH3)2]OH применяют для обнаружения альдегидной группы (реакция «серебряного зеркала»).
2. Для получения ряда металлов (Au, Ag, Pt, Cu, Fe, Al и др. ).
Например, при получении алюминия электролитом служит раствор оксида алюминия в расплаве криолита Na3[AlF6].
3. Для разделения смесей, например, лантаноидов.
4. Как катализаторы, при синтезе высокомолекулярных материалов, при химической переработке нефти и в производстве кислот.
5. Для защиты металлов от коррозии.
Например, бензоат натрия C6H5COONa. При хранении стали в его растворах на поверхности железа образуется невидимая глазом защитная плёнка [Fe(C6H5COOH)6](OH)3.
6. В медицине.
Значительное число лекарственных препаратов содержит комплексы металлов в качестве фармакологически активных веществ. Например, инсулин (комплекс цинка), витамин В12 (комплекс кобальта), платинол (комплекс платины).
7. Для устранения жёсткости воды.
8. В качестве красителей.
9. В сельском хозяйстве.
II.Закрепление. ( слайд № 10)
А теперь, на примере реакции получения аммиачного раствора оксида серебра (I) (это вещество вам знакомо по реакции «серебряного зеркала») рассмотрим алгоритм составления формулы комплексного соединения.
Ag2O + NH3 + H2O = ……….
1. Найти среди исходных веществ ион комплексообразователя (К) и определить его заряд.
В нашем случае это ион серебра Ag+.
2. Найти в исходных веществах частицы, которые являются лигандами.
Это нейтральные полярные молекулы аммиака. Запишем их в скобках рядом с комплексообразователем: Ag(NH3).
3. Определить значение координационного числа, воспользовавшись формулой К.ч.= 2. Z ( К).
В рассматриваемом примере координационное число равно 2: Ag(NH3)2
4. Определить по формуле Z(к.и.)= Z(К)+ Z(L) . к.ч. заряд комплексного иона и записать его в квадратных скобках: [Ag(NH3)2]+.
5. Найти в исходных веществах ионы внешней сферы, которые будут нейтрализовать заряд комплексного иона.
Таковыми являются гидроксид-ионы OH- .
На основании этих пунктов запишем уравнение реакции образования комплексного соединения и расставим коэффициенты:
Ag2O + 4NH3 + H2O = 2[Ag(NH3)2]OH
А теперь на основании вышеизложенного, в течение 10 минут, самостоятельно проведите лабораторные опыты № 6 и № 7, воспользовавшись инструкцией в учебнике на странице 165-166. (Химия. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. – М.: «Оникс. Мир и Образование», 2006).
( После работы предложить учащимся проверить задания друг у друга и выставить оценки, а затем сравнить с записями на слайде № 11).
III. Заключение.
Комплексные соединения также широко изучаются в настоящее время. В развитии их изучения огромный вклад внесли и учёные нашей страны. Начатые ещё Д. И. Менделеевым и Н. С. Курнаковым и продолженные в работах Л.А.Чугаева, И.И.Черняева, А.А.Гринберга, О.Е.Звягинцева и В.И.Спицина. И закончить этот урок хочется словами английского химика Дж. Чата: «…не случайно страна, уделявшая столько внимания химии комплексных соединений, первой послала ракету на Луну».
IV. Домашнее задание. (слайд № 12)
§ 26, стр. 166 упр. 1- 3.
Используя сеть Интернет сделать краткие доклады о биографии учёных: А.Вернере, Н.С.Курнакове, Л.А.Чугаеве, И.И.Черняеве, А.А.Гринберге, О.Е.Звягинцеве, В.И.Спицине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные соединения. Общая химия, 11 класс
Презентация урока в 11 классе по общей химии.Тема: комплексные соединения.2011 год, Санкт-Петербург....
Методическое пособие "Комплексные соединения"
В пособии размещён материал для изучения комплексных соединений....
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Материал для проведения урока комплексные соединения...
Комплексные соединения. Урок-исследование для 11 профильного класса.
Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень д...
Комплексные соединения. d-элементы
Учебная презентация по изучению темы "d - элементы ". Рекомендованно для учащихся СПО технического профиля....
Комплексные соединения
Тема урока в 11 классе. Комплексные соединения - одна из самых многочисленных групп веществ. Очень интересно и очень важно. Жаль, что в школе этот вопрос изучается поверхностно, или не изучается совсе...
Конспект урока "Комплексные соединения"
Химия 11 класс. Задачи урока: повторить виды химической связи; ознакомить с комплексными соединениями, на их примере раскрыть идею многообразия и взаимосвязи неорганических и органических соединений; ...