Обучение решению химических задач.
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме

Наталья    Владимировна Шаломанова

Данный материал можно использовать при формировании навыков решения задач по химическим уравнениям.  Таблица алгоритма используется для составления плана решения задачи.

Далее  решение проводим по составленному плану.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_8_kl.docx96.63 КБ

Предварительный просмотр:

  ХИМИЯ    8 класс       СХЕМЫ - алгоритмов   (к теме: « Решение задач по уравнениям).

         ( использую данную схему  на начальном этапе обучения учащихся решению  химических задач)

         ИСХОДНЫЕ   ВЕЩЕСТВА

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

               ПРОДУКТЫ  РЕАКЦИИ

m(раствора)         m р. в

 

m (смеси)                     mч. в

m (вещества)

V (раствора)               V (вещества)

V (смеси)                             V(компонента смеси)

V (вещества)         

N                   

    

   n

 

←→

←→

 

n

         m р.в                                                   m(р-ра)                                                        

                                                                         

                                                  

        mч.в.                      mсмеси

                                              

                                                                         m (вещества)       

                         

         V (вещества)           V (раствора)

 

                  V(компонента смеси)                         V( смеси)

                                                                               

        V(вещества)           

                         

Задача № 1.         Какая масса оксида магния  получится при    сжигании  6 г  магния.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Учитель:                                                                                                                                                                                                                                                                                 1. Прочтите внимательно  задачу.                                                                                                                                                                                                2.Определите, что дано в  условии    задачи, что необходимо определить.                                                                                                                              3.Запишите в тетрадях условие задачи.                                                                                                                                                                    

Дано:

   m(Mg)= 6 г.

                                  Решение:

Составим алгоритм решения задачи ( используя схему- алгоритмов)

         m(Mg)     1     n(Mg)        2    УР             3     n(MgО)      4      m(MgО)

  1. Количество вещества магния находим по формуле: n = 

n( Mg) =  =0,25 моль

Найти:

m(MgО)=?

                                                              2)  Запишем уравнение химической реакции:                  

                                                                            0,25 моль                   х моль

                                                                          2 Mg + O2  = 2 MgO                                                                                                                               

                                                                           2 моль                2 моль

                                                    3)Найдем  количество вещества оксида магния, полученного в результате реакции.

                                                                       n ( Mg) =n( MgO)   ( по уравнению реакции), следовательно n ( MgO) = 0,25 моль.

                                                               4) Находим массу оксида магния  по формуле:  m = M*n  

                                                                     M ( MgO) = 40 г/моль                   m ( MgO) = 40*0,25 = 10 г.                                                        

                                                                     Ответ: m ( MgO) = 10 г. 

Задача № 2                                                                                                                                                                                                                                                        Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при взаимодействии с избытком азотной кислоты 250 г известняка   (карбоната кальция), содержащего 20% примесей? Каково количество углекислого газа?

Дано:

   m(CaCO3)= 250 г.

прим= 20%

М(СаСО3) = 100 г/моль

                                  Решение:

Составим алгоритм решения задачи ( используя схему- алгоритмов)

   m (смеси)       1      mч.в.     2       n( CaCO3 )      3        УР     4        n(CO2)           5     V( СО2)

  1. Вычислим  mч.в.  по  формуле:  mч.в.=

mч.в.=

  1. Находим n( CaCO3) =  =  = 2 моль

  1. Составляем уравнение химической реакции:

        2моль                                                                                    х моль

СаСО3 + 2НNO3 = Ca( NO3)2 + H2O + CO2

1 моль                                                                                 1моль

  1. Находим  n( CO2)

Из уравнения следует, что  n(CaCO3) = n (CO2), n (CO2) = 2  моль.

  1. Находим  V(СО2)  по  формуле:  V = Vm*n

V( CO2) = 22,4*2 = 44,8 л.

Ответ:  V(СО2)= 44,8 л,  n(CO2)=2 моль.

Найти:  V(СО2)=?

               n(CO2)=?

 

Задача № 3   Вычислите массу соли, образующейся при взаимодействии 200 г 15%-ного раствора HNO3 с достаточным количеством оксида меди (II).                                                                                                                                                                                                                                                     

Дано:

   mраствора(НNO3)= 200 г.

р.в.= 15%

М(НNO3) = 63 г/моль

M(Cu(NO3)2) =188 г/ моль

     Решение:      Составим алгоритм решения задачи ( используя схему- алгоритмов)

   m (раствора)       1      mр.в.     2       n( НNO3 )      3        УР     4        n(соли)     5      m( соли)

  1.  Вычислим  mр.в.  по  формуле:  mр.в.=

        mр. в.=

  Находим n( НNO3) =  =  =  0,476 моль ( можно округлить до 0,5 моль)

        3.   Составляем уравнение химической реакции:

                         0,5моль              х моль

      СuO+ 2НNO3 = Cu( NO3)2 + H2O

                                      2моль              1моль

        4.      Находим  n( Cu( NO3)2)

       Из уравнения следует, что  n( НNO3) =  n ( Cu( NO3)2), следовательно  

       n ( Cu( NO3)2)=  = 0,25 моль

        5.      Находим    m(соли)

         m(соли) = M*n = 188*0,25 = 47 г.

               Ответ:    m( Cu( NO3)2)= 47 г.

Найти:  m(соли) =?

 

Задача № 4

Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с хлором (Cl2) и вычислите массу железа  и объем хлора, которые необходимых  для получения                                         42,6 г хлорида железа (III) FeCl3.

Дано:

   m (FeCl3.)=  42,6 г.

М ( FeCl3) = 162,5 г/моль

     Решение:      Составим алгоритм решения задачи ( используя схему- алгоритмов).

                            Обращаем внимание на то, что в условии задачи известна масса продукта

                            реакции, поэтому составлять алгоритм решения начинаем с колонки – масса

                            продукта реакции.

                                                                            3       n(Fe)          4       m( Fe)

   m ( FeCl3)       1      n(  FeCl3 )  2         УР                            

                                                                               3                       

                                                                                         n(Cl2)        5       V( Сl2)                                                                                                                                                

                                                                                                                       

  Находим n( FeCl3) =  =  =  0,26 моль

        2.   Составляем уравнение химической реакции:

                     х моль    х моль    0 ,26 моль

            2 Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3

                              2моль      3моль       2моль      

        3.      Находим  n( Fe  )  и  n(Сl2)

       Из уравнения следует:  

а) что  n( FeCl3) = n ( Cl2), следовательно       n ( Cl2)=  = 0,39 моль,

б) что n( FeCl3) = n (Fe),      следовательно       n (Fe) = 0,26 моль.

        4.      Находим    m(Fe)

         m(Fe) = M*n = 56*0,26 = 14,56г.

          5. Находим      V( Сl2) по формуле:   V =  Vm*n

                     V( Сl2) = 22,4*0,39 = 8,74 л.

Ответ: m(Fe) = 14,56 г,  V( Сl2) =8,74 л.

Найти:  m(Fe) =?

               V( Сl2) = ?

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

Программа элективного курса "Решение химических задач"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обощение знаний при изучении химических дисциплин....

Решение химических задач С2

Разбор решения задач ЕГЭ части С...

"Решение химических задач"элективный курс.

Материал может быть использован при обучении учащихся основной школы решению задач по химии....

Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)

Элективный курс предназначен  для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической   химии. А также д...