ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ" ДЛЯ 9 КЛАССА
элективный курс по химии (9 класс) по теме
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ
"ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ" ДЛЯ 9 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_9-_2013.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ
"ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ"
ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2013-2014
УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель химии:
Сафонова Н. В.
САРАНСК 2013
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Директор школы: Зам. директора по УВР:
___________________ ___________________
Элективный курс по химии в 9 классе
на 2013-2014 учебный год.
Учитель химии: Сафонова Н. В.
Николаевская средняя школа
Пояснительная записка
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитана на 34 часа. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов, и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Элективный курс выполняет следующие функции:
- развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА по химии.
Цели курса:
- конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Задачи:
- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;
- решение расчетных задач повышенной сложности.
Элективный курс для 9 класса «Химия в задачах».
(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Знать/уметь | Дата проведения |
Основные законы и понятия химии | |||
1 | Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач. Атомная и молекулярная массы. | Атомная и молекулярная массы. Оформлять задачи, применять систему СИ, производить расчеты по уравнениям х.р. | |
2 | Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе. | Определять: массовые доли атомов элементов; | |
3 | Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе | Определять: формулу вещества: а) на основании массовых долей атомов элементов; | |
4-5 | Задачи на нахождение молекулярных формул неорганических веществ по данным массовых долей элементов. | Определять: формулу вещества: а) на основании массовых долей атомов элементов; Уметь: Составлять структурную формулу по молекулярной. | |
6 | Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества | -химические понятия: моль, молярная масса, число Авогадро Уметь: - вычислять: молярную массу, количество вещества, молярный объем. | |
7 | Задачи с использованием ОВР. | - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; определять степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | |
8 | Методы электронного и электронно-ионного баланса. | Методы электронного и электронно-ионного баланса. | |
Количественные соотношения в газах | |||
9 | Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов. | Закон Авогадро, плотность, плотность газа, относительная плотность газа | |
10 | Задачи на газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева). | Количество вещества, молярная масса, молярный объем, универсальная газовая постоянная, законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и уравнение Клапейрона–Менделеева | |
11 | Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона. | Количество вещества, молярная масса, молярный объем, Закон Авогадро, постоянная Авогадро | |
Количественные соотношения в растворах | |||
12 | Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах | вычислять: массовую долю вещества в растворе, раствор, растворимость | |
13 | Задачи на нахождение молярной концентрации растворов | Количество вещества, молярная масса, молярная концентрация растворов | |
14 | Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов | Количество вещества, молярная масса, массовая доля вещества в растворе | |
15-16 | Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции | массовая доля вещества в растворе, физический и алгебраический методы вычисления, правило смешивания («правило креста») | |
Задачи по уравнениям реакций | |||
17 | Задачи по уравнениям реакций | химическая реакция, классификация реакций, закон сохранения массы веществ, вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | |
18 | Задачи по уравнениям реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси | Уметь находить массу (объем) чистого вещества, производить расчеты по уравнениям х.р. | |
19 | Задачи по уравнениям реакций с указанием практического выхода реакции | Уметь рассчитывать практический выход вещества в % от теоретически возможного, производить расчеты по уравнениям х.р. | |
20 | Задачи на избыток и недостаток | Уметь определять, какое из веществ взято в избытке, производить расчеты по уравнениям х.р. | |
21-22 | Смешанные задачи | Уметь решать задачи всех ранее перечисленных типов: «на примеси», «на выход», «на избыток» | |
23 | Задачи по термохимическим уравнениям | Термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции. Уметь производить расчеты по уравнениям х.р. | |
24 | Задачи на последовательных превращениях | Уметь производить расчеты по уравнениям х.р., составлять схемы последовательных превращений | |
25-26 | Задачи по уравнениям реакций, происходящих в растворах | Уметь вычислять массу вещества в растворе, производить расчеты по уравнениям х.р. | |
27-28 | Задачи по параллельным реакциям | Параллельные реакции происходят одновременно в нескольких направлениях, т.е. превращение вещества осуществляются через различные промежуточные стадии. Так при нагревании бертолетовой соли KCl+3KCl04<- 4KclO3->4KCl+6O2 | |
Решение олимпиадных задач | |||
29-30 | Задачи на химические превращения с участием смесей неорганических веществ. | Уметь рассчитывать массу (объем) вещества по массовой (объемной) доле в смеси. Уметь производить расчеты по уравнениям х.р | |
31-34 | Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня |
Литература:
1. Задачи по химии: Нет ничего проще: Учебное пособие для 8-11 кл / Крестинин А. Н. – М.: Изд. Дом «ГЕНЖЕР», 2001. – 92 с.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 классе. М.:Дрофа, 2004.
3. Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганич. химии. – М.: Просвещение: учеб. лит., 2005. – 256 с.
4. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
5. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
6. Увлекат. мир хим. превращений: Оригиналь. задачи по химии с решениями / А. В. Суворов, А. А. Карцева и др. – СПб: Химия, 2008. – 168 с.
7. Штремплер Г. И., Хохлова А. И. Методика решения расчётных задач по химии: 8-11 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с.
8. Слета А. А., Холин Ю. В., Чёрный А. В. Конкурсные задачи по химии с решениями. – М. – Харьков: «Илекса» «Гимназия», 2010. – 96 с.
9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс
Разработка элективного курса...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия и мы" 8 класс...
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...
Программа элективного курса по химии "Химия занимательная и сложная". * класс
рабочая программа элективного курса " химия занимательная и сложная" предназначена для ведения уроков в 8 классе. Темы созвучны с темами УМК О.С.Габриеляна , что позволяет использовать курс ...
Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"
Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...