ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
статья по химии (11 класс) по теме

Дружинина Галина Евгеньевна

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody_obucheniya_tezisy_druzhininoy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение

Учитель химии/биологии высшей квалификационной категории

Дружинина Галина Евгеньевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением

предметов физико-математического цикла»

г. Дзержинск Нижегородской области

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между обучающимся, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, ролевые дидактические игры, тренинги, метод проектов, метод Портфолио, исследовательский метод, система дистанционного обучения и т.д.

Рассмотрим наиболее важные, на мой взгляд, интерактивные методы формирования ключевых компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин.

Метод Портфолио – один из тех методов, который растянут во времени, так как результат формируется к окончанию курса обучения, либо отдельной темы. Каждый обучающийся самостоятельно отслеживает и фиксирует результаты обучения, формируя из них своего рода учебную и творческую копилку. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий такая копилка формируется либо на сайте учебного заведения, либо в социальных сетях.

Метод проектов – выполнение индивидуального или группового творческого проекта, по какой – либо теме.

Создавая проекты, обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. [3]

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль учителя сводится к консультированию, наблюдению и направлению процесса анализа результатов  в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные,  умения и навыки работы в команде и др.

Проектная деятельность позволяет обучающимся характеризовать и понимать проблему, размышлять над ее решением, а также развивает умение самостоятельно работать, творчески мыслить, овладевать навыками письменной и устной речи, развивать организаторские способности. [2]

В 2008 году группа учащихся нашей школы на региональной конференции «РОСТ» выступили с проектом «Создание лесопарковой зоны в районе бывшего песчаного карьера». Планировалось, используя естественный природный ландшафт и территории лесов, входящих в ведомство двух лесничеств - Дзержинского и Игумновского, создать зону отдыха на месте бывшего песчаного карьера в северо-восточной части города.

Тюрина Наталья в течение ряда лет с 2008 по 2010 г.г. совместно с учителями физики, химии и биологии провела ряд исследований по изучению влияния различных физических и химических факторов на рост и развитие растений. Результатом всей ее работы стало насколько побед на конференциях муниципального и регионального уровней.

В 2009 Крылова Вера в проекте «Дачный участок как экосистема» поставила целью своего исследования изучить структуру экосистемы дачного участка и выяснить зависимость роста садовых культур от чередования и совместимости. На конференции «Экогород. Экодом» она заняла первое место. В дальнейшем это повлияло на выбор будущей профессии – в настоящее время Вера Крылова заканчивает Нижегородскую сельскохозяйственную академию.

В апреле 2013 года мы начали работу над проектом «Анализ и оценка состояния рекреационных зон г. Дзержинска и его окрестностей». Для этого уже создана инициативная группа, намечен план мероприятий, имеется договоренность с химическим предприятием «Лего» в проведении необходимых химических анализов воды.

Исследовательский метод

Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся.   

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:   

- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; 

- формулирование целей и задач исследования;  

- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); 

- проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. 

- объяснение полученных данных; 

-подведение итогов, оформление результатов работы. 

Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

В 2009 г. Тайцынов Александр в своем исследовании «Экологические проблемы города Дзержинска» поставил целью своей изучить экологические проблем в городе и проследить

зависимость роста и развития овса от качества талой воды.

В этом же году Колосова Екатерина в работе «Поведение животных на примере волнистых попугайчиков» поставила цель: научиться понимать и распознавать язык,  мимику, жесты братьев наших меньших и выяснить, как складываются взаимоотношения человека с животными.

В 2010 году Аксенова Елена в  реферате «Инфузория–туфелька как объект биологических исследований» определяла воздействия антропогенных факторов  на природные экосистемы, а именно проанализировала последствия наносимого человеком  вреда окружающей природе и

провела собственный эксперимент по изучению влияния различных химических веществ на живые организмы.

В 2011 году Семянова Анна в реферате «Проверка аномальных свойств воды на эксперименте с пшеницей» изучила влияния воды и различных факторов окружающей среды на всхожесть и начальные этапы роста и развития пшеницы, на способность почвы удерживать воду и сохранять влажность. Для этого она провела собственный эксперимент по изучению влияния различных гелей, добавляемых в почву, на рост и развитие пшеницы.

    В феврале 2013 года учащиеся 9-10  классов приняли участие в конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» и заняли там призовые места. Одна из работ была посвящена исследованию качества воды, используемой в быту. В другой работе, два ученика Александр Бушов и Чернов Павел, изучили процесс создания биотоплива, оценили его эффективность и недостатки и перспективы использования биотоплива в России и мире.

Игровые методики 

Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.

Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса)  обучения химии, являющейся общеобразовательной дисциплиной. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность. [2]

Мною разработана программа дополнительного образования «Химия для начинающих» для 8 класса. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Работа объединения дополнительного образования тесно связана с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности. Программа содержит большое количество практических работ, дидактических игр, конкурсов.

Системы дистанционного обучения. 

Синхронный интерактивный курс с инструктированием в реальном времени через Интернет; например, проведение синхронного курса с преподавателем с последующим асинхронным обсуждением или самостоятельное обучение с помощью CD или по Интернет. [4]

Moodle - система дистанционного обучения, включающая в себя средства для разработки дистанционных курсов.

Акроним Moodle образован из начальных букв названия: Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Основные возможности Moodle:

  • система реализует философию "Педагогики социального конструкционизма" (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);
  • на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;
  • система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;
  • система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;
  • система требует только одну базу данных;
  • список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;
  • дистанционные курсы могут быть категоризированы;
  • возможен поиск по дистанционным курсам;
  • особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;
  • большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.

Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle, могут включать в себя:

  • ресурсы - теоретические материалы для изучения, которые автор дистанционного курса размещает в разделах курса. Ресурсы могут быть представлены в виде файлов, либо в виде ссылок на внешние сайты. Система дистанционного обучения Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов дистанционного курса широкий диапазон форматов электронных документов;
  • активные элементы - организация деятельности, выходящей за рамки обучения с использованием ресурсов дистанционного курса. Система дистанционного обучения Moodle под активными элементами в основном понимает организацию общения между учащимися дистанционного обучения (форум, чат, обмен сообщениями и т.п.). Также речь может идти об организации проверки знаний (тесты, задания и т.п.);
  • задания - задачи, ответ на которые должен быть предоставлен в электронном виде (ответ должен быть направлен в виде одного или нескольких файлов);
  • опрос - механизм, позволяющий задать учащимся вопрос с выбором одного или нескольких вариантов ответа. Используя опрос можно узнать мнение учащихся дистанционного обучения по тому или иному вопросу;
  • тесты - основное средство контроля знаний в системе дистанционного обучения Moodle.

Система дистанционного обучения Moodle предоставляет пользователям возможность обмена сообщениями через блог, форум, чат, вики, анкеты.

Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.

Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.

Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде – разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

 В настоящий момент  систему Moodle используют для обучения крупнейшие университеты мира. [1]

С мая прошлого 2011/2012 учебного года активно работаю по системе дистанционного обучения Moodle. Я принимаю участие в разработке курса «Подготовка к ЕГЭ», где мне отведена отдельная страница «Подготовка к ЕГЭ и ГИА по химии и биологии». На курсах занимаются 12 учащихся 10 – 11 классов, что достаточно много для школы, ориентированной в основном на изучение предметов физико-математического цикла.

Ценность дистанционного обучения заключается в следующем: обучающиеся самостоятельно отрабатывают умения отвечать на вопросы части А и В в ЕГЭ по химии и биологии, кроме этого, я имею возможность прослеживать динамику успеваемости каждого учащегося и время, затраченное им для самостоятельной подготовки.

Я надеюсь, что такая система позволит не только успешно сдать экзамены по химии и биологии, но и поможет откорректировать знания по химии и биологии тем ученикам, которые не собираются сдавать ЕГЭ по моим предметам.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающихся активными участниками педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность и саморефлексию. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в меняющемся мире.

Список литературы:

1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие.

2-е изд. испр. и дополн/ А.М.  Анисимов – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.

2. Двуличанская Н.Н., Тупикин Е.И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж – вуз» (на примере химии): монография/ Н.Н. Двуличанская, Е.И.  Тупикин - М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2010. - 254 с. 

3. Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса. http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning

4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся

Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе  даётся основная характеристика  "интерактива", ...

Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции

Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...