Урок-исследование. Кислоты
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №1» г. Бологое, Тверской области Тема: Кислоты. Урок – исследование. .
учитель: Овчинникова Ирина Александровна высшая категория 20013 год |
Цели урока:
- Обеспечить восприятие и осмысление понятия кислота, состав кислот, классификацию кислот.
- Закрепить опорные знания понятий: сложное вещество, основание, степень окисления, физические свойства веществ, индикатор.
- Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислотах.
- Вырабатывать стремление к коллективизму..
- Создать условия для развития у школьников умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Оборудование и реактивы: растворы кислот: соляной, серной, азотной, фосфорной, уксусной, лимонной, яблочная; индикаторы, твердые вещества: аскорбиновая, ацетилсалициловая, никотиновая, кремниевая кислоты. Обугленные кристаллы сахара в стакане. Кислоты в больших пробирках с индикаторами.
Ход урока:
Мотивационно-ориентационный этап.
- Фронтальная беседа по вопросам:
Какие вещества называют основаниями?
Запишите общую формулу оснований.
По какому принципу делятся все основания?
2. Работа с коллекцией на демонстрационном столе: растворы кислот соляной, серной, азотной, фосфорной.
Что вы увидели общего в составе этих веществ?
В чем разница?
Рассмотрите еще группу веществ: аскорбиновая, ацетилсалициловая, лимонная кислоты.
Что общего в составе этих веществ?
3. Целеполагание.
Как вы думаете, для чего изучается эта группа соединений?
Предложите план изучения данных веществ.
(На доске план изучения веществ - класс «Кислот»)
|
|
|
|
у атомов в молекулах кислот |
|
|
|
|
4. Подведем итоги:
- Сообщение темы урока.
- Цели урока. .
Операционно-исполнительский этап.
Проанализировать состав кислот.
Дайте определение кислотам.
Рассмотрите правило определения кислотного остатка в молекулах кислот.
Вопрос классу: количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?
Работа со списком кислот на доске.
Рассмотрим физические свойства кислот.
(Разрешить попробовать на вкус аскорбиновую кислоту, сделать комментарии о ее пользе).
Как распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Выполнение экспериментального задания по карте. Взаимообмен заданиями.
Подведем итоги по лабораторной работе, демонстрационный эксперимент в пробирках.
Особые свойства серной кислоты:
- Правило разбавления водой конц. Н2SO4
- Демонстрационный эксперимент обугливание бумаги и сахара.
- Опасность попадания Н2SO4 на живые ткани.
Рефлексивный этап.
Подводим итоги, работая по шкале понимания:
- Что делали?
- Как делали?
- Зачем делали?
- Что осталось не изученным?
Попробуйте определить по шкале понимания, на каком уровне вы находитесь.
Рефлексия:
- Проводим тест «Проверь себя» (слайд ).
- Ответы тесту.
Домашнее задание: п.20, упр.1-4
Приложение:
операционный лист
Операционный лист. Вариант 1.
Ф.и._____________________________класс______________дата__________.
1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:
- Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных с _______________ группой, называются ______________.
- Общая формула основания Ме___.
- Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.
2.Теоретический анализ.
- Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.
- Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:
Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.
Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.
Правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.
- Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.
- Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3‾.
H +2S x O -2 4; решение: (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.
3. Прогнозирование сойств.
Лабораторная работа ; «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»
- Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой. Будь осторожен при работе с кислотой!
- Запишите в таблицу изменение цвета индикатора.
- Обменяйтесь заданиями в паре.
- Обсудите результаты.
- Сделайте вывод на основании наблюдений.
Название кислоты | Соляная кислота | Лимонная кислота | Серная кислота | Уксусная кислота |
индикатор | ||||
Универсальный индикатор | ||||
Метиловый оранжевый | ||||
лакмус |
Вывод: изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено
____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.
Операционный лист. Вариант 2.
Ф.и._____________________________класс______________дата__________.
1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:
- Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных с _______________ группой, называются ______________.
- Общая формула основания Ме___.
- Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.
2.Теоретический анализ
.
- Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.
- Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:
Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.
Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.
Правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.
- Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.
- Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3‾.
H +2S x O -2 4; решение: (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.
3. Прогнозирование свойств.
Лабораторная работа «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»
- Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой. Будь осторожен при работе с кислотой!
- Запишите в таблицу изменение цвета индикатора.
- Обменяйтесь заданиями в паре.
- Осудите результаты.
- Сделайте вывод на основании наблюдений.
Название кислоты | Серная кислота | Яблочная кислота | Соляная кислота | Ацетилсалициловая кислота |
индикатор | ||||
Универсальный индикатор | ||||
Метиловый оранжевый | ||||
лакмус |
Вывод: изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено
____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.
Правила техники безопасности от кабинета Химии:
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким – плохо.
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик,
Про такого говорят:
«Бестолковый мальчик!»
Если пробуешь на вкус
Ты все непременно,
Может мальчик ты не трус,
Но глупец отменный!
Ты над брюками держал
С кислотой пробирку?
Круто парень ты попал
На штанишки с дыркой.
При работе с кислотой
Не нужна тревога.
С осторожностью простой
Избежишь ожога.
Чтоб разбавить кислоту ,
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту-
Это не годиться.
Химик же, наоборот,
Вот как поступает:
кислоты чуть-чуть прильет
в воду и мешает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...
Урок- исследование по теме "Азотная кислота"
Разработка урока-исследования (презентация)...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...
Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...