Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
план-конспект урока по химии (8 класс)

Мешков Сергей Юрьевич

Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_him_elementov.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

(с использования ИКТ, по учебнику О.С.Габриеляна Химия. 8 класс)

Цели урока: 

  • Формирование предметных компетенций у обучающихся     с использованием   проблемной ситуации в сочетании  с возможностями  применения средств информационной технологии обучения.
  • Познавательная цель: продолжить формирование понятия «химический элемент», познакомить учащихся с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Развивающая цель урока: продолжить развивать умение находить причинно-следственные связи.

Тип урока: комбинированный урок

Задачи урока:

усвоение   знаний    знаки химических элементов,  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

формирование на основе этих знаний умений

  • называть и правильно обозначать химические элементы;
  • определять:   положение химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
  • характеризовать: химический элемент в зависимости от его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

Методы обучения: проблемный, репродуктивный.

Формы реализации методов:   эвристическая беседа с элементами игры

Оборудование:

  • Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
  • Портрет Й.Я.Берцелиуса
  • Портрет Д.И.Менделеева
  • Таблица «Химические элементы»
  • Презентация «Домашнее задание»
  • Презентация «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
  • Компьютер, проектор

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная,  индивидуальная.

Ожидаемый результат:

  • все учащиеся  будут знать, как обозначать знаками химические элементы;
  • на основе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева определять положение химического элемента

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  1. Этап проверки домашнего задания.
  1. Экспресс-опрос класса:

       - Какие явления называются физическими (химическими)?

       - Перечислите признаки химических реакций.

  1. Задание «Угадай явление – физическое или химическое». Учащимся предлагаются картинки  с явлением и зачитываются стихи (презентация 1, слайд1-6).
  2. Задание «Найти рисунок, не относящийся к химическим явлениям».

Ответ обоснуйте. Учащимся предлагаются картинки  с явлением  (презентация 1, слайд 7-8).

  1. Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим (презентация 1, слайд 9-14).

3. Этап актуализации субъектного опыта учащегося

Мы повторили два вида явлений: физические и химические. Химия занимается изучением химических явлений. Перед нами, как химиками, встает проблема – КАК ЖЕ НАПИСАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ? Учащиеся предлагают различные варианты. Учитель подводит учеников к тому, что удобнее всего знаковая система.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тем как же, грамотно обозначать химические элементы. Запишите тему урока «Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева». (презентация 2, слайд 1-2)

Знаки химических элементов.

Учитель: Итак, по вашему мнению, легче всего написать химическое явление знаками, но какими? Такая же точно проблема встала и перед химиками средневековья. В то время ученые, их называли, как вы помните, алхимиками, знали 10 химических элементов - семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть) и три неметалла (серу, углерод и сурьму). (презентация 2, слайд 3)

Учитель: Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами, и присваивали им астрологические символы. Золото называлось Солнцем, а обозначалось кружком с точкой. Медь – Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце». (презентация 2, слайд 4).

Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначений веществ. Это было очень неудобно. Существовала настоящая неразбериха: одни и те же химические реакции записывали разными знаками. Необходимо было ввести единую систему обозначений. (презентация 2, слайд 5)

В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов.

Этот способ изображения символов элементов придумал английский ученый, физик и химик,  Джон Дальтон. (презентация 2, слайд 6).

Символы химических элементов,  используемые  в настоящее время, были  введены шведским ученым-химиком Йенс Якобом Берцелиусом. Каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Первая, прописная, буква символа – это всегда первая буква полного латинского названия элемента. Если с такой буквы начинаются названия нескольких элементов, то к первой букве прибавляется еще одна.

Например: Кислород – Oxуgenium – O

                    Углерод – Сarboneum – C

                    Кальций – Сalcium – Ca

Произносятся символы соответственно букве латинского алфавита.

Например: кислород – О – «о»

                  азот – N – « эн»

Другие, так и читаются по-русски.

Например: кальций – Са – «кальций»

                   Натрий – Na – «натрий»

(презентация 2, слайд 7)

Все элементы запоминать не надо. Но для дальнейшей нашей работы ряд элементов надо выучить. (презентация 2, слайд 8-9)

Все они записаны в учебнике на странице 17 и на моем экране. Откройте ее. В тетради начертите таблицу, которую вы видите на экране.  Все элементы условно можно разделить на металлы и неметаллы. Вначале черной пастой отметим металлы, а затем красной пастой неметаллы.

Учитель:  Рассмотрим этимологию названий химических элементов, т.е. происхождения их названий.

  1. В названии отражено важнейшее свойство простого вещества, образованного данным элементом: водород – «рождающий воду», фосфор – «несущий свет»
  2. Мифы древних греков: прометий – прометей, тантал – тантал
  3. Географические названия: государства – галлий, германий, полоний, рутений; города – лютеций (Париж), гафний (Копенгаген)
  4. Астрономия: селен – луна, теллур – земля, уран, нептуний
  5. Имена великих ученых: фермий, кюрий,  эйнштейний, менделевий (презентация 2, слайд 10)

Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Теперь мы рассмотрим с вами, пожалуй, самый главный документ, «подсказку» для любого химика. Откройте форзац вашего учебника, а также воспользуйтесь таблицами, которые лежат на ваших столах. Перед вами находится таблица «Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева». Как вы видите, они несколько отличаются, но незначительно. Периодическая система – Большой дом химических элементов, который был построен в 1869 году Д. И. Менделеевым. (презентация 2, слайд 11-12)

  • Чем же нас удивляет таблица Менделеева?

Прежде всего, тем, что ее периоды, ее этажи, спланированы очень неравномерно.

  • В первом этаже, первом периоде таблицы, всего две квартиры.
  • Во втором и третьем – по восемь.
  • Четвертый и пятый устроены по гостиничному типу: восемнадцать комнат на каждом.
  • На шестом и седьмом комнатушек и того больше – по 32. (презентация 2, слайд 13)

Периоды – горизонтальные ряды, или «этажи», бывают малыми (1,2,3), большими (4,5) и сверхбольшими (7,8). Кроме того, в Большом доме есть 8 «подъездов» - групп, каждая из которых состоит из главной (элементы слева) и побочной (элементы справа) подгруппы.  У каждого элемента есть своя отдельная «квартира» с порядковым номером. (презентация 2, слайд 13).

Некоторые «подъезды» - группы, имеют общие название, отражающие их общие свойства: щелочные металлы, галогены, благородные или инертные газы.

Кроме того отдельно внизу, в «подвале» располагаются лантаноиды и актиноиды, которые очень похожи на лантан, а другие на актиний. (презентация 2, слайд 14)

В таблице отражена и принадлежность элемента к определенной группе: металл, неметалл или переходный элемент.

5.Этап закрепления и  применения изученного.

  1. Определение координат, «адреса» химических элементов по плану:
  • Название элемента
  • Номер периода
  • Тип периода
  • Номер группы
  • Тип подгруппы
  • Порядковый номер
  • Металл, неметалл, переходный элемент

Достаточно двух-трех элементов. (презентация 2, слайд 15-16)

  1. Угадать элемент по следующей информации: номер периода, группы, типа подгруппы. Также достаточно два-три элемента. (презентация 2, слайд 17)
  2. Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.(презентация 2, слайд 18-19).

1.
Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице? (Ответ. НОС.)

2.
А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.(Ответ. СОН.)

3.
Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ... .(Ответ. СОК.)

4.
Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор.
Всем элементам нужен кров –
Был под фундамент вырыт ... .(Ответ. РОВ.)

5.
Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем ... .(Ответ. МоСКВа.)

6.
Кислород в гости кальция позвал,
Сервиз кофейный он достал.
Осенний вечер. Чудеса!
Его ужалила ... .(Ответ. ОСа.)

7.
Бегут полоний и тантал,
А командир от них отстал.
Победа ждет пехоту,
Коль есть такая ... . (Ответ. РоТа.)

8.
Что спицами вязали
Гольмий, кобальт, калий? (Ответ. НоСоК.)

Если времени остается немного, то часть загадок можно перенести на следующий урок, на этап проверки домашнего задания.

6. Этап информации о домашнем задании.

§4 выучить таблицу «Знаки химических элементов», упражнение 5.

7. Этап подведения итого занятия.

   Учитель: Итак, сегодня на уроке мы выяснили следующее:

  1. Химический элемент – это определенный вид атома
  2. Химические элементы записываются буквами латинского алфавита
  3. Все химические элементы записаны в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». С помощь нее можно определить «адрес» химического элемента.

 

8.Этап рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для  проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

—Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Разработка урока по химии для 8 класса. Урок  с использованием ИКТ...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"

Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Презентация к уроку "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...