Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспект урока по химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_him_elementov.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме: «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
(с использования ИКТ, по учебнику О.С.Габриеляна Химия. 8 класс)
Цели урока:
- Формирование предметных компетенций у обучающихся с использованием проблемной ситуации в сочетании с возможностями применения средств информационной технологии обучения.
- Познавательная цель: продолжить формирование понятия «химический элемент», познакомить учащихся с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
- Развивающая цель урока: продолжить развивать умение находить причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный урок
Задачи урока:
усвоение знаний знаки химических элементов, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
формирование на основе этих знаний умений
- называть и правильно обозначать химические элементы;
- определять: положение химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
- характеризовать: химический элемент в зависимости от его положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
Методы обучения: проблемный, репродуктивный.
Формы реализации методов: эвристическая беседа с элементами игры
Оборудование:
- Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
- Портрет Й.Я.Берцелиуса
- Портрет Д.И.Менделеева
- Таблица «Химические элементы»
- Презентация «Домашнее задание»
- Презентация «Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
- Компьютер, проектор
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ожидаемый результат:
- все учащиеся будут знать, как обозначать знаками химические элементы;
- на основе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева определять положение химического элемента
Ход урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Экспресс-опрос класса:
- Какие явления называются физическими (химическими)?
- Перечислите признаки химических реакций.
- Задание «Угадай явление – физическое или химическое». Учащимся предлагаются картинки с явлением и зачитываются стихи (презентация 1, слайд1-6).
- Задание «Найти рисунок, не относящийся к химическим явлениям».
Ответ обоснуйте. Учащимся предлагаются картинки с явлением (презентация 1, слайд 7-8).
- Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим (презентация 1, слайд 9-14).
3. Этап актуализации субъектного опыта учащегося
Мы повторили два вида явлений: физические и химические. Химия занимается изучением химических явлений. Перед нами, как химиками, встает проблема – КАК ЖЕ НАПИСАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ? Учащиеся предлагают различные варианты. Учитель подводит учеников к тому, что удобнее всего знаковая система.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Сегодня на уроке вы познакомитесь с тем как же, грамотно обозначать химические элементы. Запишите тему урока «Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева». (презентация 2, слайд 1-2)
Знаки химических элементов.
Учитель: Итак, по вашему мнению, легче всего написать химическое явление знаками, но какими? Такая же точно проблема встала и перед химиками средневековья. В то время ученые, их называли, как вы помните, алхимиками, знали 10 химических элементов - семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть) и три неметалла (серу, углерод и сурьму). (презентация 2, слайд 3)
Учитель: Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами, и присваивали им астрологические символы. Золото называлось Солнцем, а обозначалось кружком с точкой. Медь – Венерой, символом этого металла служило «венерино зеркальце». (презентация 2, слайд 4).
Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначений веществ. Это было очень неудобно. Существовала настоящая неразбериха: одни и те же химические реакции записывали разными знаками. Необходимо было ввести единую систему обозначений. (презентация 2, слайд 5)
В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов.
Этот способ изображения символов элементов придумал английский ученый, физик и химик, Джон Дальтон. (презентация 2, слайд 6).
Символы химических элементов, используемые в настоящее время, были введены шведским ученым-химиком Йенс Якобом Берцелиусом. Каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Первая, прописная, буква символа – это всегда первая буква полного латинского названия элемента. Если с такой буквы начинаются названия нескольких элементов, то к первой букве прибавляется еще одна.
Например: Кислород – Oxуgenium – O
Углерод – Сarboneum – C
Кальций – Сalcium – Ca
Произносятся символы соответственно букве латинского алфавита.
Например: кислород – О – «о»
азот – N – « эн»
Другие, так и читаются по-русски.
Например: кальций – Са – «кальций»
Натрий – Na – «натрий»
(презентация 2, слайд 7)
Все элементы запоминать не надо. Но для дальнейшей нашей работы ряд элементов надо выучить. (презентация 2, слайд 8-9)
Все они записаны в учебнике на странице 17 и на моем экране. Откройте ее. В тетради начертите таблицу, которую вы видите на экране. Все элементы условно можно разделить на металлы и неметаллы. Вначале черной пастой отметим металлы, а затем красной пастой неметаллы.
Учитель: Рассмотрим этимологию названий химических элементов, т.е. происхождения их названий.
- В названии отражено важнейшее свойство простого вещества, образованного данным элементом: водород – «рождающий воду», фосфор – «несущий свет»
- Мифы древних греков: прометий – прометей, тантал – тантал
- Географические названия: государства – галлий, германий, полоний, рутений; города – лютеций (Париж), гафний (Копенгаген)
- Астрономия: селен – луна, теллур – земля, уран, нептуний
- Имена великих ученых: фермий, кюрий, эйнштейний, менделевий (презентация 2, слайд 10)
Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
Теперь мы рассмотрим с вами, пожалуй, самый главный документ, «подсказку» для любого химика. Откройте форзац вашего учебника, а также воспользуйтесь таблицами, которые лежат на ваших столах. Перед вами находится таблица «Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева». Как вы видите, они несколько отличаются, но незначительно. Периодическая система – Большой дом химических элементов, который был построен в 1869 году Д. И. Менделеевым. (презентация 2, слайд 11-12)
- Чем же нас удивляет таблица Менделеева?
Прежде всего, тем, что ее периоды, ее этажи, спланированы очень неравномерно.
- В первом этаже, первом периоде таблицы, всего две квартиры.
- Во втором и третьем – по восемь.
- Четвертый и пятый устроены по гостиничному типу: восемнадцать комнат на каждом.
- На шестом и седьмом комнатушек и того больше – по 32. (презентация 2, слайд 13)
Периоды – горизонтальные ряды, или «этажи», бывают малыми (1,2,3), большими (4,5) и сверхбольшими (7,8). Кроме того, в Большом доме есть 8 «подъездов» - групп, каждая из которых состоит из главной (элементы слева) и побочной (элементы справа) подгруппы. У каждого элемента есть своя отдельная «квартира» с порядковым номером. (презентация 2, слайд 13).
Некоторые «подъезды» - группы, имеют общие название, отражающие их общие свойства: щелочные металлы, галогены, благородные или инертные газы.
Кроме того отдельно внизу, в «подвале» располагаются лантаноиды и актиноиды, которые очень похожи на лантан, а другие на актиний. (презентация 2, слайд 14)
В таблице отражена и принадлежность элемента к определенной группе: металл, неметалл или переходный элемент.
5.Этап закрепления и применения изученного.
- Определение координат, «адреса» химических элементов по плану:
- Название элемента
- Номер периода
- Тип периода
- Номер группы
- Тип подгруппы
- Порядковый номер
- Металл, неметалл, переходный элемент
Достаточно двух-трех элементов. (презентация 2, слайд 15-16)
- Угадать элемент по следующей информации: номер периода, группы, типа подгруппы. Также достаточно два-три элемента. (презентация 2, слайд 17)
- Используя таблицу Менделеева, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.(презентация 2, слайд 18-19).
1.
Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице? (Ответ. НОС.)
2.
А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.(Ответ. СОН.)
3.
Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ... .(Ответ. СОК.)
4.
Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор.
Всем элементам нужен кров –
Был под фундамент вырыт ... .(Ответ. РОВ.)
5.
Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем ... .(Ответ. МоСКВа.)
6.
Кислород в гости кальция позвал,
Сервиз кофейный он достал.
Осенний вечер. Чудеса!
Его ужалила ... .(Ответ. ОСа.)
7.
Бегут полоний и тантал,
А командир от них отстал.
Победа ждет пехоту,
Коль есть такая ... . (Ответ. РоТа.)
8.
Что спицами вязали
Гольмий, кобальт, калий? (Ответ. НоСоК.)
Если времени остается немного, то часть загадок можно перенести на следующий урок, на этап проверки домашнего задания.
6. Этап информации о домашнем задании.
§4 выучить таблицу «Знаки химических элементов», упражнение 5.
7. Этап подведения итого занятия.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы выяснили следующее:
- Химический элемент – это определенный вид атома
- Химические элементы записываются буквами латинского алфавита
- Все химические элементы записаны в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». С помощь нее можно определить «адрес» химического элемента.
8.Этап рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов.
Методическая разработка на тему "Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева" предназначена для проведения урока в 5 классе. Преподавание в котором вед...
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"
Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...
последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева
Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Разработка урока по химии для 8 класса. Урок с использованием ИКТ...
План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.
На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный челове...
Презентация "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"
Изучение материала в 8 классе при прохождении темы "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов"....
Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Презентация к уроку "Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"...