Конспект урока "Оксиды серы"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Васильева Жанна Алексеевна

Конспект урока "Оксиды серы" 9 класс, УМК  по химии О.С. Габриеляна, для общеобразовательных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_oksidy_sery.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Васильева Жанна Алексеевна, МБОУ СОШ № 34 Г.Владимира


Предмет: химия.


Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта:  

УМК по химии для 9 класса О.С. Габриеляна.

Класс: 9


Тема:  «ОКСИДЫ СЕРЫ»
Тип урока: урок – изучения новой темы.


Цели:

Образовательные:  Создание условий для закрепления изученного материала по теме сера.

Воспитательные: Создание  условий для формирования умения работать в группе, воспитания взаимопомощи, положительного отношения к изучению химии, умений проводить  самооценку и взаимооценку.

Развивающие: Развитие познавательного опыта.


Задачи:

  1. Организовать продуктивную работу детей в парах с помощью заданий и вопросов по изученной и новой теме;
  2. Создать ситуацию успеха и взаимоподдержки детей через организацию работы в парах;
  3. Поддерживать интерес с помощью создания проблемной ситуации;
  4. Организовать взаимопроверку и оценку результатов работы.


Оборудование и материалы: проектор,  листы ответов и ключи для взаимопроверки.


Использованные источники 

Габриелян, О.С.. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 270 с. 

 

  1. Мотивационный этап. Приглашает учащихся к активной работе на уроке.

Если за день ничему не научился — Зря прожил день. (Кит.)

  1. Этап повторения пройденного материала.

Этап повторения пройденного материала проводится в форме  устного диктанта.

Диктант. Прослушайте утверждения два раза, если вы согласны поставьте цифру – 1, если не согласны – 0.

  1. На внешнем уровне атома серы находится 4 электрона.
  2. Электроотрицательность атома серы меньше, чем у атома кислорода.
  3. Высшая степень окисления серы +6.
  4. По отношения к металлам сера проявляет только окислительные свойства.
  5. Пластическая сера -  наиболее устойчивая аллотропная модификация.
  6. Демеркуризация – это обеззараживание помещений от пролитой ртути с помощью серы.
  7. Ромбическая сера образует октаэдр.
  8. Сера хорошо растворима в воде.
  9. Соединения серы с металлами называют сульфатами.
  10. Сера горит с образованием сернистого газа.
  11. В природе сера встречается только в соединениях сульфидах и сульфатах.
  12. Большая часть серы идет на производство серной кислоты.
  13. В сероводороде атом серы проявляет свою низшую степень окисления.
  14. Водный раствор сероводорода образует сильную сероводородную кислоту.

Проводится взаимопроверка ответов на вопросы диктанта, используя ключ к вопросам. Оцените работу своего товарища.

КЛЮЧИ К ВОПРСАМ НА ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

0

1

1

1

0

1

1

0

0

1

0

1

1

0

  1. Этап изучения нового материала.

С целью актуализации изучения новых знаний учащимися предлагается проблемная ситуация.  

Во многих лесах по всему миру можно найти целые области высохших как хворост стволов деревьев. В крупных городах стены некоторых домов выглядят, как наждачная бумага и испещрены небольшими отверстиями. Светлые полосы на автомобилях, перилах лестниц и других металлических сооружениях также все чаще можно встретить на улицах. Какова причина этих явлений? Ответ подготовьте после изучения нового материала.

Целью нашего урока является изучение свойств и применения оксидов серы SO2  и  SO3.  Используя материал учебник, заполните таблицу, ответив на вопросы. Работа проводится в паре. Первый вариант изучает свойства SO2,  второй вариант - SO3.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ:

1.Степень окисления атома серы в оксиде.

2.Формула и название кислоты, соответствующей оксиду.

3.Физические свойства оксида.

4.Запишите реакции оксида серы с: H2O, Na2O, NaOH. Дайте название полученным веществам.

5.Применение оксида.

6. Способы получения оксида.

  1. Этап оценивания и подведения итогов.

Проверка самостоятельной работы учащихся. Предполагаемые ответы.

SO2 сернистый газ

SO3 сернистый ангидрид

  1. + 4
  1. + 6
  1. H2SO3 - сернистая кислота

2.H2SO4 – серная кислота

  1. Бесцветный газ с резким запахом, хорошо растворяется в воде, образуя слабую сернистую кислоту. Очень токсичен.

3.Бесцветная сильно дымящаяся жидкость, растворимая в воде.

  1. SO2  + H2O = H2SO3

      SO2 + Na2O = Na2SO3 сульфит натрия

        SO2 + 2NaOH = Na2SO3 +  H2O

4.SO3  + H2O = H2SO4

    SO3 + Na2O = Na2SO4 сульфат натрия

              SO3 + 2NaOH = Na2SO4 +  H2O

  1. Отбеливание шерсти, шелка, бумаги, консервирующих средств для сохранения свежих плотов и фруктов.

5.Получение серной кислоты.

  1. 2H2S + 3O2 = 2SO2 +2H2O

S + O2 = SO2

ZnS + O2 = ZnO + SO2

6.S + O2 = SO2

    2SO2 + O2 = 2SO3

 

Обсуждение проблемной ситуации, поставленной в начале изучения новой темы.

Кислотный дождь образуется в результате реакции между водой и такими загрязняющими веществами, как оксид серы (SO2) и различными оксидами азота. Эти вещества выбрасываются в атмосферу автомобильным транспортом, в результате деятельности металлургических предприятий и электростанций, а также при сжигании угля и древесины. Вступая в реакцию с водой атмосферы, они превращаются в растворы кислот - серной, сернистой, азотистой и азотной. Затем, вместе со снегом или дождем, они выпадают на землю.

Проблемы, которые возникают в связи с выпадением кислотных дождей:

  • Деревья теряют часть листьев, становясь беззащитными перед морозами болезнями
  • Корни деревьев так же могут замедлить своё развитие, что скажется на нехватке питательных веществ
  • Из-за химических реакций почвы потеряют некоторые микроэлементы и станут менее питательными
  • Увеличение уровня кислотности воды и почв может стать проблемой для водных животных и растений
  • Кислотные дожди могут растворить скрепляющий раствор в кладках зданий, повредить конструкции из природного камня, особенно известняка, что, в свою очередь, может привести к потере прочности конструкций и сооружений

Рефлексия «Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Научился

Расстроился

Я

Получил удовольствие

Удивился

Ничего не понял

  1. Этап информации о домашнем задании.

Осуществите цепочку превращений. Реакцию № 3 запишите как ОВР, № 9 – ТЭД.

H2S            S             PbS           SO2              H2SO3            MgSO3            SO2                 SO3                

           H2SO4                  Al2(SO4)3

 Творческое задание. Предложите меры борьбы с кислотными дождями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока химии "Сера"

Урок проводится с использованием мультимедийного проектора, направлен на повышение мотивации познавательной активности учащихся. Целью данного урока является познакомить обучающихся с важнейшим предст...

конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин

Предлагаются конспекты занятий по составлению рассказов по серии картин...

9 класс.Урок химии Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Цель: - Рассмотреть аллотропные модификации серы и ее физические и химические свойства. Охарактеризовать нахождение  серы в природе и ее применение....