Химия 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimiya_9_kl.docx | 78.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Азевская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для учащихся 9 класса
Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории
Срок реализации 1 год
Год разработки 2013-2014 учебный год
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
9 класс
Учитель Галимуллина Елена Юрьевна
Количество часов 68
Всего 68 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ__2_,
практических работ____5_____
Административных контрольных работ____-______
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования;
- авторской программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007);
- с учетом Учебного плана МБОУ Азевская средняя общеобразовательная школа.
Учебник. Химия. 9 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007 год
Дополнительная литература:
- Химия. Задачник с «помощником». 8 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2010;
- Химия. 9класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010;
- Химия. 9 класс. Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, Примерных программ по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.
Цель предмета:
- изучить химию элементов и их соединений
Задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов) и темой, посвященной химии в жизни человека. На обобщение и систематизацию знаний за курс 9 класса остается 2 часа.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 140 часов, в том числе 70 часов в 9 классе, но в учебном плане МОУ Азевской школы на изучение курса химии в 9 классе отводится 68 часов. Поэтому данная рабочая программа по химии в 9-ом классе рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) и построена на основе учебника Габриеляна О.С. Химия 9 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007 г.
В содержание курса внесены некоторые поправки. В теме «Металлы» практическая работа «Осуществление цепочки химических превращений металлов» заменена теоретическим изучением материала, для закрепления навыков написания уравнений химических реакций. В программе встречаются следующие сокращения:
ПСХЭ – периодическая система химических элементов;
ДМ – дидактический материал;
Д – демонстрация;
Л – лабораторная работа;
Ме – металлы;
ТЭД – теория электролитической диссоциации
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч)
Правила техники безопасности в химической лаборатории.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
ТЕМА 1
Металлы (15 + 3 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Оксиды, гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидрооксида алиминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей; 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ 7. Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практические работы
Получение и свойства соединений металлов;
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 2
Неметаллы (23 ч + 3ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия (алмаз, графит), свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 8. Качественная реакция на хлорид-ион. 9. Качественная реакция на сульфат-ион. 10. Распознавание солей аммония. 11. Получение углекислого газа и его распознавание. 12. Качественная реакция на карбонат-ион. 13. Ознакомление с природными силикатами. 14. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы:
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»;
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»;
Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
ТЕМА 3
Органические соединения (9 ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Представления о полимерах на примере полиэтилена. «Полимер», «мономер», «структ. звено», «степень полимеризации», «ср молек. масса полимера». Краткий обзор важнейших полимеров
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 15. Изготовление моделей молекул углеводородов; 16. Свойства глицерина; 17. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 18. Взаимодействие крахмала с йодом.
ТЕМА 4
Химия и жизнь (9 ч)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов. Консерванты пищевых продуктов.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы.
Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
ТЕМА 5
Обобщение знаний за курс основной школы (2 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Дата урока | Кол-во час | Тема урока | Основные элементы содержания | УМК | Примечание | |
план | факт | ||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов) | |||||||
1. | 03.09 | 03.09 | 1 час | Правила техники безопасности в химической лаборатории | |||
2. | 07.09 | 07.09 | 1 час | Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ | Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений. План характеристики химического элемента | ПСХЭ Д.И. Менделеева. План характеристики химического элемента. | |
3. | 10.09 | 10.09 | 1 час | Свойства оксидов, кислот в свете ТЭД. | Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак | ПСХЭ «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна. | |
4. | 14.09 | 14.09 | 1 час | Свойства оснований, солей в свете ТЭД. | Свойства оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления, восстановления | ПСХЭ «Контрольные и проверочные работы. Химия-9» к учебнику О. С. Габриеляна. | |
5. | 17.09 | 17.09 | 1 час | Периодический закон. ПСХЭ Д.И. Менделеева | Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. | ПСХЭ Сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна. | |
6. | 21.09 | 21.09 | 1 час | Понятие о переходных элементах. Амфотерность | Понятие о переходных элементах | Л. Получение гидроксида цинка и изучение его свойств. | |
Тема 1. Металлы (15 + 3 часа) | |||||||
Т1. 1/7 | 24.09 | 24.09 | 1 час | Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Общие физические свойства металлов | Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь Физические свойства металлов простых веществ. Легкие и тяжелые металлы. Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы | ПСХЭ Сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна. Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции). Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов» | |
Т1. 2/8 | 28.09 | 28.09 | 1 час | Сплавы | Сплавы и их классификация. Черная металлургия: чугуны и стали. Цветные сплавы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. | Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов | |
Т1. 3/9 | 01.10 | 01.10 | 1 час | Химические свойства металлов | Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами | Д. Горение магния. Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин). | |
Т1. 4/10 | 05.10 | 05.10 | 1 час | Химические свойства металлов (продолжение, Ряд активности металлов | Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей. | Ряд активности металлов. Л. Растворение железа и цинка в соляной кислоте Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железо) | |
Т1. 5/11 | 08.10 | 08.10 | 1 час | Металлы в природе, общие способы получения металлов | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов | Л. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. (Коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия). Д. Металлотермия | |
Т1. 6/12 | 12.10 | 12.10 | 1 час | Общие понятия о коррозии Металлов | Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии | Ряд активности металлов.. Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии | |
Т1. 7/13 | 15.10 | 19.10 | 1 час | Щелочные металлы | Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы. Щелочные металлы – простые вещества. Общие физ. Свойства щелочных металлов. Хим. Свойства щелочных металлов: взаимодействие с простыми веществами, с водой. | Образцы щелочных металлов. Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий). Горение натрия в кислороде. Схема «Натрий и калий в организме человека», «Натрий и калий в продуктах питания». Видеофильм | |
Т1. 8/14 | 19.10 | 22.10 | 1 час | Соединения щелочных металлов | Обзор важнейших соединений щелочных металлов. Природные соединения щелочных металлов | Д. Соединения щелочных металлов | |
Т1. 9/15 | 22.10 | 26.10 | 1 час | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы (щелочно-земельные металлы) | Строение атомов щелочноземельных металлов. Физ. Св-ва. Хим. св-ва: взаимодействие с прост. в-вами, с водой, с окидами (магний, кальцийтермия) | Образцы металлов: кальция, магния и их важн. прир. Соединения, Взаим-е кальция с водой Д. Распознавание катионов кальция и бария | |
Т1. 10/ 16 | 26.10 | 29.10 | 1 час | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов | Важнейшие соединения: оксид кальция. Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов | Таблица «Щелочноземельные Me». Таблицы: «Магний и кальций в организме человека», «Магний и кальций в продуктах питания» | |
Т1 11/ 17 | 29.10 | 02.11 | 1 час | Алюминий | Строение атома алюминия. Физические, химические свойства алюминия. Алюмотермия. Природные соединения алюминия и способы его получения. Области применения алюминия | Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений Таблица «Основные области применения алюминия и его сплавов» | |
Т1. 12/ 18 | 02.11 | 12.11 | 1 час | Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида | Соединения алюминия: амфотер-ность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений | Л. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей | |
Т1. 13/ 19 | 12.11 | 16.11 | 1 час | Железо, его строение, физические и химические свойства | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями. Железо в природе, минералы железа | Д. Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте (пробирка, железные опилки, соляная кислота). Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железная скрепка или кнопка | |
Т1. 14/ 20 | 16.11 | 19.11 | 1 час | Генетические ряды железа (II) и железа (Ш). Важнейшие соли железа (Оксиды, гидроксиды и соли) | Соединения катионов железа Fe2+, Fe3+. Железо – основа современной техники Понятие коррозии. Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов | Л. Качественные реакции на ионы Fe+2, Fe+3 (растворы солей железа +2 и +3, раствор гидроксида натрия, соляная или серная кислота, спиртовка, спички) | |
Т1. 15/ 21 | 19.11 | 23.11 | 1час | Практическая работа № 1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах | Инструкции. Таблица растворимости. Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медного купороса, гидроксида натрия, соляная кислота, железные скрепки или кнопки, спиртовка, спички, пробирки. | |
Т1. 16/ 22 | 23.11 | 26.11 | 1 час | Обобщение и систематизация знаний по теме | Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: Физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений | ПСХЭ Ряд активности металлов ДМ | |
Т1. 17/ 23 | 26.11 | 30.11 | 1 час | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» | Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах | Инструкции. Таблица растворимости. Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медного купороса, гидроксида натрия, соляная кислота, железные скрепки или кнопки, спиртовка, спички, пробирки. | |
Т1. 18 /24 | 30.11 | 03.12 | 1 час | Контрольная работа № 1 по теме «Металлы» | Тематический контроль знаний Получение, собирание, распознавание водорода | ДМ Контрольные и проверочные работы. О.С. Габриелян «Химия-9», с.113-120 | |
Тема 2. Неметаллы (23 + 3 часа) | |||||||
Т2. 1/ 25 | 03.12 | 07.12 | 1 час | Работа над ошибками Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон. Вода | Положение Неме в ПС, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ Неме. ЭО как мера неметалличности, ряд ЭО Кристаллическая решетка Строение Неме – простых в-в. Аллотропия, состав воздуха. Физ. св-ва Неме. Относительность понятий «металл» - «неметалл» | Д. Образцы неметаллов: водород, кислород, в пробирках с пробками, бром (в ампуле), сера, йод, красный фосфор, активированный уголь. | |
Т2. 2/ 26 | 07.12 | 10.12 | 1 час | Водород | Двойственное положение водорода в Периодической системе Д. И. Менделеева. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода. Применение водорода | Д. Получение, собирание и распознавание водорода | |
Т2. 3/ 27 | 10.12 | 14.12 | 1 час | Галогены | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физ.св-ва галогенов. Хим. Св-ва галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду | Д. Образцы галогенов. «Возгонка йода». | |
Т2. 4/ 28 | 14.12 | 17.12 | 1 час | Галогеноводородные кислоты и их соли | ГН, Галогеноводородные кислоты: . Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Природные соединения галогенов | Л. Качественная реакция на хлорид-ион | |
Т2. 5/29 | 17.12 | 21.12 | 1 час | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | Получ. Галогенов электролизом расплавов или раст-ров солей. Биолог. Знач. Галогенов. Прим-е галогенов и их соединений | Образцы изделий с тефлоном, фторсодержащие зубные пасты, хлор- и бромсодержащие материалы и лекарства | |
Т2. 6/30 | 21.12 | 24.12 | 1 час | Кислород | Кислород в природе. Хим. Св-ва кислорода: Получение кислорода. Применение кислорода | Таблицы: «Фотосинтез», «Газообмен в легких и тканях», «Круговорот кислорода в природе» | |
Т2. 7/31 | 24.12 | 11.01 | 1 час | Сера и ее оксиды. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы | Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Хим. Свойства серы. Демеркуризация | Д. Знакомство с образцами природных соединений серы. Аллотропия серы | |
Т2 8/32 | 11.01 | 14.01 | 1 час | Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты Сернистая и сероводородная кислоты и их соли | Серная кислота разбавленная и концентрированная. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты: глауберова соль, гипс, сульфат бария, медный купорос. Производство серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион | Д. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами, оксидами металлов, растворимыми и нерастворимыми гидроксидами металлов ). Л. Распознавание сульфат-иона (раствор сульфата натрия, нитрата бария). Таблица «Применение серной кислоты» | |
Т2. 9/33 | 14.01 | 18.01 | 1 час | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода» | Решение упражнений по теме «Подгруппа кислорода». Повторение ключевых понятий темы | ПСХЭ. Ряд активности металлов. На каждую парту по сборнику задач и упражнений по химии (Я. Л. Гольдфарб, И. Г. Хомченко) | |
Т2. 10/ 34 | 18.01 | 21.01 | 1 час | Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Технологическая схема работы. | Инструкции для выполнения данной работы | |
Т2. 11/ 35 | 21.01 | 25.01 | 1 час | Азот | Строение атомов и молекул азота. Свойства азота. Взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Получение азота из жидкого воздуха. Азот в природе и его биол. Значение | Таблица «Круговорот азота в природе» | |
Т2. 12/ 36 | 25.01 | 28.01 | 1 час | Аммиак | Строение молекулы аммиака. Св-ва аммиака: взаимод-е с водой, кислотами, кислородом. Донорно-акцепторный мех-м образ-я связи в ионе аммония. Получ-е, собирание и распознавание аммиака | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака (гидроксид кальция и хлорид аммония, газоотводная трубка, штатив, спиртовка, спички, влажная индикаторная лакмусовая бумага, стеклянная палочка, концентрированная соляная кислота). Таблица «Применение аммиака» | |
Т2. 13/ 37 | 28.01 | 01.02 | 1 час | Соли аммония | Свойства солей аммония, обусловленные ионом аммония и различ. Анионами. Разложение солей аммония. Хлорид, нитрат, карбонат аммония и их применение | Л. Распознавание катиона аммония (растворы солей аммония и гидроксида натрия, спиртовка, спички, влажная лакмусовая бумага) | |
Т2. 14/ 38 | 01.02 | 04.02 | 1 час | Оксиды азота. | Несолеобразующие кислотные оксиды азота. Оксид азота (IV). | Ряд активности металлов. | |
Т2. 15/ 39 | 04.02 | 08.02 | 1 час | Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты | Свойства азотной к-ты как электролита и как окислителя. Взаи¬м-е концентрированной и разбавленной к-ты с медью. Прим-е азотной к-ты. Нитраты, селитры | Видеоопыты с азотной кислотой | |
Т2. 16/ 40 | 08.02 | 11.02 | 1 час | Аллотропия фосфора: белый фосфор. Красный фосфор. Св-ва фосфора: образ-е фосфидов, оксида фосфора (V). Фосфорная к-та и три ряда ее солей. Биолог. Значение фосфора Применение фосфора и его соединений | Таблица «Круговорот фосфора в природе» | ||
Т2. 17/ 41 | 11.02 | 1 час | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппы азота» | Решение упражнений по теме «Подгруппа азота». Повторение ключевых понятий темы | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Ряд активности металлов. ДМ, сборники задач | ||
Т2. 18/ 42 | 15.02 | 1час | Углерод. Алмаз, графит | Строение атома и степень окисления углерода. Аллотропия углерода. Древесный активированный уголь. Адсорбция и ее прим-е. Хим. Св-ва углеродаКарбиды кальция и алюминия. Ацетилен и метан. Круговорот углерода в природе | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | ||
Т2. 19/ 43 | 18.02 | 1 час | Кислородные соединения углерода: Угарный газ, углекислый газ, угольная кислота и ее соли | Оксид углерода (II), или угарный газ: получ-е, св-ва, прим-е. Оксид углерода (IV), или угл. Газ. Получ-е, св-ва, прим-е. Угол. К-та и ее соли. Карбонаты и гидрокарбонаты. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Понятие жесткости воды и способы ее устранения. Качественная реакция на соли угольной кислоты | Л. Получение, собирание и распознавание углекислого газа. (Мрамор, соляная кислота, стаканы, свечи, известковая вода). Л. Качественная реакция на карбонат – ион. (Образцы карбонатов, соляная кислота, пробирки с газоотводными трубками, известковая вода) | ||
Т2. 20/ 44 | 22.02 | 1 час | Кремний, оксид кремния, кремниевая кислота, силикаты | Природные соед-я кремния. Биологич. Значение кремния. Св-ва кремния: полупроводниковые, взаимод-е с кислородом, металлами, щелочами. Оксид кремния (IV): его строение и св-ва. Кремниевая к-та и ее соли. Растворимое стекло. Применение кремния и его соединений. Стекло. Цемент. Силикаты | Л. Знакомство с образцами природных соединений неметалла –кремния. Д. Получение кремниевой кислоты (силикат натрия, соляная кислота, пробирка). Л. Образцы изделий из фарфора различных марок, фаянса, стекла. Иллюстрации витражей | ||
Т2. 21/ 45 | 25.02 | 1 час | Решение задач и упражнений, Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа углерода» | Решение упражнений по теме «Подгруппа углерода». Повторение ключевых понятий темы | CD. Виртуальная лаборатория 8-11 | ||
Т2. 22/ 46 | 01.03 | 1 час | Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода» | Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Технологическая схема работы. Способы собирания газов | Инструкции для выполнения данной работы (пробирка с газоотводной трубкой, цинк, соляная кислота, спички). Получение, собирание и распознавание аммиака . Получение, собирание и распознавание О2 Получение, собирание и распознавание СО2 | ||
Т2. 23 /47 | 04.03 | 1 час | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы» | ДМ, ПСХЭ Ряд активности металлов Таблица растворимости | ||
Т2. 24/ 48 | 08.03 | 1 час | Практическая работа № 5 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ» (Методы анализа веществ, Определение характера среды, индикаторы) | Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Сера, уголь, серная кислота, хлорид бария, иодид калия, бромная вода, сульфат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, индикаторы, нитрат серебра, р-р крахмала, известь, хлорид аммония, спиртовка, спички | ||
Т2. 25/ 49 | 11.03 | 1 час | Решение расчетных задач | Отработка навыков решения расчетных задач | ДМ | ||
Т2. 26/ 50 | 15.03 | 1 час | Контрольная работа № 2 «Неметаллы» | Контроль знаний, умений и навыков | Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-9», с. 120 | ||
Тема 3. Органические соединения (9 час) | |||||||
Т3. 1/51 | 18.03 | 1 час | Предмет органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма. Ученые, работы которых опровергли теорию витализма. Понятие об изомерии и гомологическом ряде | Л. Модели молекул органических соединений. Портреты Бутлерова, Велера | ||
Т3. 2/52 | 22.03 | 1 час | Предельные углеводороды: метан, этан | Строение алканов. Номенклатура алканов. Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств | Д. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. | ||
Т3. 3/53 | 01.04 | 1 час | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи | Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация. Полиэтилен и его значение | Д. Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен. Видеоэксперимент | ||
Т3. 4/54 | 05.04 | 1 час | Спирты (метанол, этанол, глицерин) | Спирты и их атомность. Метанол, этанол,этиленгли-коль, глицерин - важнейшие представители класса спиртов, их строение и свойства. Понятие о карбонильной группе и альдегидах | Д. Образцы спиртов (этанол, глицерин) Л. Свойства глицерина | ||
Т3. 5/55 | 08.04 | 1 час | Предельные одноосновные кар-боновые кислоты (уксусная, стеариновая) | Карбоксильная группа и общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная и уксусная кислоты -важнейшие представители класса предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и свойства | Д. Образцы кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой). Лакмус, гранулы цинка, раствор гидроксида натрия, оксид магния, свежеприготовленный гид-роксид меди (//) | ||
Т3. 6/56 | 12.04 | 1 час | Жиры | Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах | Д. Образцы жиров. Таблицы ■ | ||
Т3. 7/57 | 15.04 | 1 час | Аминокислоты. Белки Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции | Аминокислоты. Получение и св-ва аминокислот. Биолог. роль аминокислот | Д. Качественные реакции на белки. Видеофрагмент | ||
Т3. 8/58 | 19.04 | 1 час | Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза | Д. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата). Коллекции Л. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании Л. Взаимодействие крахмала с йодом | |||
Т3. 9/ 59 | 22.04 | 1 час | Представления о полимерах на примере полиэтилена | «Полимер», «мономер», «структ. звено», «степень полимеризации», «ср молек. масса полимера». Краткий обзор важнейших полимеров | Демонстрация: образцы изделий из полиэтилена. Коллекция «Пластмассы» | ||
Тема 4: Химия и жизнь (7 часов) | |||||||
Т4 1\60 | 26.04 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | Вещества, материалы, химические явления | Презентация по теме | |||
Т4 2\61 | 29.04 | Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением | Химия и здоровье. Лекарственные препараты, проблемы, связанные с их применением | Презентация по теме | |||
Т4 3\62 | 03.05 | Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов. Консерванты пищевых продуктов | Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота) | Презентация по теме | |||
Т4 4\63 | 06.05 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы | Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) | Презентация по теме | |||
Т4 5\64 | 10.05 | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, их применение | Коллекция нефти | |||
Т4 6\65 | 13.05 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Презентация по теме | |||
Т4 7\66 | 17.05 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность | ||||
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (2 часа) | |||||||
Т5. 1/ 67 | 20.05 | 1 час | Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ | ДМ Задачники | |||
Т5. 2/ 68 | 24.05 | 1 час | Классификация химических реакций по различным признакам Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного элемента | ДМ Задачники |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 267с.
- Химия. 9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. - 176с.
Методическая литература:
- Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.
- Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.
Дополнительная литература:
- Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
- Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
- Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...