Химия 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimiya_8_kl.docx | 84.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Азевская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для учащихся 8 класса
Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории
Срок реализации 1 год
Год разработки 2013-2014 учебный год
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
8 класс
Учитель Галимуллина Елена Юрьевна
Количество часов 70
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ__4_,
практических работ____7_____
Административных контрольных работ____1______
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования;
- авторской программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007);
- с учетом Учебного плана МБОУ Азевская средняя общеобразовательная школа.
Учебник. Химия. 8 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008год
Дополнительная литература:
- Химия. Задачник с «помощником». 8 - 9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2010;
- Химия. 8 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010;
- Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по химии 8 класса (двухчасовая) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, Примерных программ по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), Программы авторского курса по химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, 2007 г, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.
Цель предмета:
- Изучить химию элементов и их соединений
Задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Рабочая учебная программа по химии в 8-ом классе рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Программа построена по учебнику Габриелян О.С. Химия 8 класс. Базовый уровень. Контрольных работ – 5, практических работ – 7.
Первым принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 7 «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» проводим на первом уроке, практическую работу №2 «Наблюдение за горящей свечой» в теме №3, практические работы №3 и 4 «Очистка загрязненной поваренной соли» и «Признаки химических реакций» в теме №4, практические работы №5, 6, 7 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе», «Свойства солей кислот и оснований» и «Решение экспериментальных задач» в теме №5. Благодаря данной перепланировки, мы, логически изученные темы, подтверждаем экспериментально, проводя практические работы.
В программе встречаются следующие сокращения:
ПСХЭ – периодическая система химических элементов;
ДМ – дидактический материал;
Д – демонстрация;
Л – лабораторная работа;
Ме – металлы;
ТЭД – теория электролитической диссоциации
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (5ч)
Учащиеся должны знать: определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. Называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Химия как часть естествознания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[1]. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практические работы:
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Учащиеся должны знать: определение понятия «химический элемент», формулировку периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять виды химических связей в соединениях.
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»
ТЕМА 2
Простые вещества (7ч)
Учащиеся должны знать общие физические свойства металлов, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Контрольная работа №2 «Простые вещества»
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (12 +1 ч)
Учащиеся должны знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты: 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практические работы:
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание;
Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (10 + 2 ч)
Учащиеся должны знать способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода;
Лабораторные опыты. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работы:
3. Очистка загрязненной поваренной соли
4. Признаки химических реакций
Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами»
Резерв 1 час
ТЕМА 5
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 + 3 ч)
Учащиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 6. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 7. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 8. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 9. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 10. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практические работы:
5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
7. Решение экспериментальных задач
Итоговая контрольная работа
Резерв 2 часа
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | УМК | Примечание | |
план | факт | |||||||
Методы познания веществ и химических явлений(5 ч) | ||||||||
1/1 | 05.09 | 03.09 | Практическая работа №1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете, приемы обращения с лаб. оборудованием и нагревательными приборами» | 1 час | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. | Знать правила работы в школьной лаборатории. | Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. Компьют. презентация темы, проектор, ноутбук | |
2/2 | 07.09 | 05.09 | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях | 1 час | Химия, вещество, тело, инертные газы, простые вещества, сложные вещества, свойства вещества. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества. | Знать, что изучает химия | Д. Хим. явления (медная проволока, спиртовка, мел, соляная кислота) | |
3/3 | 12.09 | 10.09 | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[2]. Понятие о химическом анализе и синтезе. | 1 час | Методы познания веществ и химических явлений | Знать методы познания веществ и химических явлений | Презентация по теме | |
4/4 | 14.09 | 12.09 | Периодическая система хим. элементов. Знаки химических элементов. Язык химии. Группы и периоды | 1 час | Хим. элемент. Язык химии. Знаки хим. элементов. Период. система хим. элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды | Уметь определять положение хим. элемента в период. системе. Уметь называть хим. элементы. Знать знаки 20 хим. элементов | Табл. Периодическая система хим. элементов Менделеева | |
5/5 | 19.09 | 17.09 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Атомная единица массы | 1 час | Химические формулы. За- кон постоянства состава. Вычисление относительной молекулярной массы по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении | Знать определение хим. формулы вещества, формулировку за- кона постоянства состава. Понимать и записывать хим. формулы веществ. | ПСХЭ | |
Тема 1: Атомы химических элементов (10 часов) | ||||||||
Т1. 1/6 | 21.09 | 19.09 | Основные сведения о строении атомов | 1 час | Строение атомаА. Ядро (про- тоны, нейтроны, электроны) | Уметь объяснять физический смысл атомного номера | Модели атомов | |
Т1. 2/7 | 26.09 | 24.09 | Изменения в составе ядер атомов ХЭ. Изотопы | 1 час | Ядерные реакции, изотопы, изотопы водорода, современное определение ХЭ. | |||
Т1. 3/8 | 28.09 | 26.09 | Строение электронных оболочек атомов хим. элементов | 1 час | Строение электронных оболочек атомов 1-20 элементов ПСХЭ Д. И. Менделеева | Уметь объяснять Физ. смысл атомного номера, №№ группы и периода, составлять схемы строения атомов 1-20 элементов | ПСХЭ, таблицы | |
Т1. 4/9 | 03.10 | 01.10 | ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атома. | 1 час | ХЭ – металлы, ХЭ – неметаллы, физический смысл порядкового № ХЭ, металлические свойства, неметаллические свойства, изменение свойств в периодах и группах. | |||
Т1. 5/ 10 | 05.10 | 03.10 | Строение молекул. Химическая связь. Ионная Связь. Ионы. | 1 час | Ионная химическая связь | Знать понятия «ионы», «химическая связь»; опре- делять тип химической связи в соединениях | Таблицы, ком- пьют. Презен- тация темы, ПК | |
Т1. 6/ 11 | 10.10 | 08.10 | Ковалентная неполярная связь | 1 час | Взаимодействие атомов неметаллов между собой | Уметь объяснять схему взаимодействия атомов | Таблица | |
Т1. 7/ 12 | 12.10 | 10.10 | Ковалентная полярная химическая связь | 1 час | Ковалентная полярная химическая связь | Уметь определять тип химической связи в соединениях | Таблицы, ком- пьют. Презен- тация темы, ПК | |
Т1. 8/ 13 | 17.10 | 17.10 | Металлическая связь | 1 час | Металлическая связь | Уметь определять тип химической связи в соединениях | Таблицы, мо- дели атомов Me | |
Т1. 9/ 14 | 19.10 | 22.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 час | Таблицы, ком- пьют. Презен- тация темы, ПК | |||
Т1. 10/ 15 | 24.10 | 24.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов» | 1 час | ДМ | |||
Тема 2. Простые вещества (7 часов) | ||||||||
Т2. 1/ 16 | 26.10 | 29.10 | Простые вещества - металлы, неметаллы | 1 час | Простые вещества - металлы Простые вещества - неметаллы | Уметь характеризовать химические элементы на основе положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов; объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ | Д. Коллекция металлов. Комп. през., проектор Простые вещества - неметаллы | |
Т2. 2/ 17 | 31.10 | 31.10 | Количество вещества. Моль. Молярная масса | 1 час | Количество вещества, моль. Молярная масса | Знать понятия «моль», «молярная масса»; уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества | Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль | |
Т2. 3/ 18 | 12.11 | 12.11 | Молярный объем газообразных веществ | 1 час | Молярный объем | Знать понятие «молярный объем»; уметь вычислять объем по количеству вещества или массе | Д. Модель молярного объема газов | |
Т2. 4/ 19 | 16.11 | 14.11 | Решение задач по формуле на нахождение молярной массы | 1 час | Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем | Знать понятия: «моль», «молярная масса», «молярный объем»; уметь производить вычисления по формулам | Таблицы с формулами | |
Т25/ 20 | 21.11 | 19.11 | Решение задач по формуле на нахождение молярного объема | 1 час | Количество вещества. Молярный объем | Знать понятия: «моль» , «молярный объем»; уметь производить вычисления | Таблицы с формулами | |
Т2. 6/ 21 | 23.11 | 21.11 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 час | ДМ | |||
Т2. 7/ 22 | 28.11 | 26.11 | Контрольная работа № 2 по теме: «Простые вещества» | 1 час | ДМ | |||
Тема 3: Соединения химических элементов (12 + 1 час) | ||||||||
Т3. 1/ 23 | 30.11 | 28.11 | Степень окисления. Валентность | 1 час | Понятие о степени окисления. Составление формул по степени окисления и валентности | Определять степень окисления и валентность элемента в соединении, называть бинарные соединения | ПСХЭ | |
Т3. 2/ 24 | 05.12 | 03.12 | Оксиды. Летучие водородные соединения | 1 час | Оксиды | Уметь называть оксиды, определять состав вещества по их форму- лам, степень окисления | Д. Образцы оксидов | |
Т3. 3/ 25 | 07.12 | 05.12 | Основания | 1 час | Основания. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы | Уметь называть основания, определять состав вещества по их формулам, определять степень окисления; распознавать опытным путем растворы щелочей | Д. Образцы оснований, индикаторов | |
Т3. 4/ 26 | 12.12 | 10.12 | Кислоты | 1 час | Кислоты. Определение характера среды. Индикаторы | Знать формулы кислот; называть кислоты, определять степень окисления элемента в соединении; распознавать опытным путем растворы кислот | Д. Образцы кислот, индикаторов | |
Т3. 5\ 27 | 14.12 | 12.12 | Соли, их классификация | 1 час | Соли, их классификация | Уметь называть соли; составлять формулы солей | Д. Образцы солей. Таблица растворимости | |
Т3 6\ 28 | 19.12 | 17.12 | Составление формул солей | 1 час | Составление формул по степени окисления | Уметь составлять формулы солей | ||
Т3. 7/ 29 | 21.12 | 19.12 | Основные классы неорганических веществ | 1 час | Основные классы неорганических соединений | Знать формулы кислот; называть соединения изученных классов; определять принадлежность вещества к определенному классу; составлять формулы веществ | Л. Знакомство с образцами разных классов Слайд-презен- тация, проектор, ПК | |
Т3. 8/ 30 | 26.12 | 24.12 | Типы кристаллических решеток. | 1 час | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. | Знать классификацию веществ. Использовать знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту | Таблица «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток | |
Т3 9/ 31 | 14.01 | 14.01 | Аморфные и кристаллические вещества | 1 час | Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава | Образцы веществ | ||
Т3. 10/ 32 | 16.01 | 16.01 | Практическая работа № 2 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание» | 1 час | Лабораторное оборудование | Уметь вести наблюдение | Свеча, спички | |
Т3. 11/33 | 21.01 | 21.01 | Чистые вещества и смеси Разделение смесей. Очистка веществ | 1 час | Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование | Использовать знания для критической оценки ин- формации о веществах, используемых в быту Знать способы разделения смесей | Д. Примеры чистых в-в и смесей. Л. «Разделение смесей» (сера, железные стружки, вода, магнит) | |
Т3. 12/34 | 23.01 | 23.01 | Массовая и объемная доля компонентов смеси | 1 час | Массовая доля растворенного вещества | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе | Таблицы | |
Т3. 13/35 | 28.01 | 28.01 | Контрольная Работа № 3 по теме «Соединения хими- ческих элементов» | 1 час | ДМ | |||
Тема 4: Изменения, происходящие с веществами (10 + 2 час) | ||||||||
Т4. 1 /36 | 30.01 | 30.01 | Физические явления | 1 час | Способы разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование | |||
Т4. 2/ 37 | 29.01 | Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 час | Разделение смесей. Очистка веществ | Уметь очистить поваренную соль от примесей | Лабораторное оборудование | ||
Т4. 3 /38 | 01.02 | Химические ре- акции. «Признаки химических реакций» (практич. раб. №4) | 1 час | Хим. реакция. Условия и признаки хим. реакций. Классификация хим. реакций по поглощению или выделению энергии | Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций» | Слайд-лекция, ПК, проектор. Д. Возгонка йода, примеры хим. реакций | ||
Т4. 4 /39 | 05.02 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 час | Сохранение массы веществ при хим.реакциях. Уравнение и схема хим. реакции | Знать закон сохранения массы веществ | ДМ | ||
Т4. 5\ 40 | 08.02 | Типы хим. Реакций (разложение, соединение). | 1 час | Катализаторы | Уметь составлять уравнения хим. реакций, определять тип хим. реакции | Д. Разложение перманганата калия. Д. Горение магния. | ||
Т4 6\ 41 | 12.02 | Типы хим. реакций (замещение, обмен). Скорость химической реакции | 1 час | Уметь составлять уравнения хим. реакций, определять тип хим. реакции | Взаимодействие железа с сульфатом меди II) Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора Л. №3, 4 | |||
Т4. 7\ 42 | 15.02 | Нахождение массы | 1 час | Вычисления по хим. уравнениям m,V, кол-ва или одного из продуктов реакции по m исходного вещества | Уметь вычислять массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Задачники | ||
Т4 8\ 43 | 19.02 | Нахождение количества вещества | 1 час | Вычисления по хим. уравнениям m,V, кол-ва или одного из продуктов реакции по m исходного вещества | Уметь вычислять количество вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Задачники | ||
Т4 9\ 44 | 22.02 | Нахождение объема | 1 час | Вычисления по хим. уравнениям m,V, кол-ва или одного из продуктов реакции по m исходного вещества | Уметь вычислять объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции | Задачники | ||
Т4. 10/ 45 | 26.02 | Обобщение и систематизация зна- ний по теме «Клас- сы неорганических веществ. Типы химических реакций» | 1 час | Прост. и сл. вещества. Основные классы неорганических веществ. Хим. реакции, классификация хим. реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Уравнения хим. реакций | Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, составлять формулы веществ. Составлять уравнения химических реакций. Уметь определять тип химических реакций | |||
Т4. 11/ 46 | 01.03 | Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 час | ДМ | ||||
Т4. 12/ 47 | 05.03 | Резерв | 1 час | |||||
Тема 5: Растворение, Растворы. Свойства растворов электролитов (18 + 3 час) | ||||||||
Т5. 1/ 48 | 08.03 | Растворение как Физико - химический процесс. Растворимость | 1 час | Растворимость веществ в воде | Знать классификацию веществ по растворимости | ПСХЭ, таблица растворимости | ||
Т5. 2/ 49 | 12.03 | Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | 1 час | Растворимость веществ в воде | Знать, как приготовить раствор сахара и определить его массовую долю | Лабораторное оборудование | ||
Т5. 3/ 50 | 15.03 | Электролиты и неэлектролиты | 1 час | Электролиты и неэлектролиты | Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация» | ПСХЭ, таблица растворимости | ||
Т5. 4/ 51 | 19.03 | Электролитическая диссоциация веществ водных растворах. Катионы и анионы | 1 час | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы | Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» | Портреты С. Аррениуса и Д. И. Менделеева | ||
Т5. 5/ 52 | 22.03 | Диссоциация кислот, оснований, солей. | 1 час | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы | ||||
Т5. 6/ 53 | 02.04 | Реакции ионного обмена | 1 час | Реакции ионного обмена | Уметь составлять уравнения реакций, | |||
Т5 7/ 54 | 05.04 | Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | 1 час | Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение характера среды. Индикаторы | Знать свойства кислот, оснований, оксидов и солей | Лабораторное оборудование | ||
Т5 8/ 55 | 09.04 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства | 1 час | Кислоты. Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжений металлов | Знать формулы кислот, уметь называть кислоты, характеризовать химические свойства кислот, составлять уравнения химических реакций распознавать опытным путем растворы кислот | Л. Реакции, характерные для растворов кислот | ||
Т5. 9/ 56 | 12.04 | Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства | 1 час | Основания. ЭД щелочей. Определение характера среды. Индикаторы. Реакции ионного обмена | Уметь называть основания, характеризовать химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций, | Л. Реакции, характерные для растворов щелочей | ||
Т5. 10/ 57 | 16.04 | Оксиды, их классификация, свойства | 1 час | Оксиды | Уметь называть оксиды, составлять формулы, уравнения реакций | Д. Образцы Оксидов Л. Реакции, характерные для растворов оксидов | ||
Т5. 11/ 58 | 19.04 | Соли в свете ТЭД, их свойства | 1 час | Соли. ЭД солей в водных растворах. Ряд напряжений металлов | Уметь называть соли, характеризовать химические свойства солей, определять возможность протекания реакций ионного обмена | Л. Реакции, характерные для растворов солей | ||
Т5. 12/59 | 23.04 | Генетическая связь между класса- ми неорганических веществ | 1 час | Основные классы неорганических веществ | Уметь называть соединения изученных классов, составлять уравнения химических реакций | Таблицы | ||
Т5. 13/ 60 | 26.04 | Обобщение свойств классов неорганических веществ в свете ТЭД | 1 час | Основные классы неорганических веществ | Уметь составлять уравнения хим. реакций в свете ТЭД | |||
Т5. 14/61 | 30.04 | Окислительно-восстановительные Реакции. Окислитель. Восстановитель | 1 час | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление»; уметь определять степень окисления | Слайд- презентация ПК, проектор | ||
Т5. 15/62 | 03.05 | Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций | 1 час | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | ДМ | |||
Т5. 16/ 63 | 07.05 | Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР | 1 час | Классификация реакций по изменению степени окисления: окслительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление»; уметь определять степень окисления элемента в соединении, составлять уравнения химических реакций | ДМ | ||
Т5. 17/ 64 | 10.05 | Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач» | 1час | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей | Соляная и сер- ная к-ты, гид- роксид натрия, лакмус, оксид меди, железный гвоздь, | |||
Т5. 18\ 65 | 14.05 | Обобщение и систематизация знаний: классы неорганических соединений и их свойства | 1 час | классы неорганических соединений и их свойства | Знать: классы неорганических соединений и их свойства | ДМ | ||
Т5 19\ 66 | 17.05 | Решение расчетных задач | 1 час | Уметь вычислять массу, объём и количество вещества по уравнениям реакций | ||||
Т5. 20/67 | 21.05 | Итоговая контрольная работа | 1 час | ДМ | ||||
5. 21/68 | 24.05 | Анализ итоговой контрольной работы | 1час | |||||
69 | 28.05 | Резерв | 1 час | |||||
70 | 31.05 | Резерв | 1 час |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003.
- О.С. Габриелян. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Н.П. Троегубова. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- О.В. Галичкина. Занимательная химия на уроках в 8-11 класса: тематические кроссворды. - Волгоград: Учитель, 2005.
- Л.М. Брейгер. Нестандартные уроки. Химия 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2002.
- О.С. Габрилян, А.В. Яшукова Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2005 – 2006;
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...