Химия 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Галимуллина Елена Юрьевна

Рабочая программа по учебнику Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_khimiya_11_kl.docx66.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Азевская средняя общеобразовательная школа

Агрызского  муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для учащихся  11 класса

Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории

Срок реализации 1 год

Год разработки 2013-2014 учебный год

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по химии

11  класс        

Учитель   Галимуллина Елена Юрьевна

Количество часов   68

Всего   68  часов,  в неделю    2 часа

Плановых контрольных работ__3_,

практических работ____2_____

Административных контрольных работ____-______

Планирование составлено на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (05.03.2004);
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
  • авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007),
  • с учетом Учебного плана Муниципального образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.

Учебник. Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009год

Дополнительная литература:

 - Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;

- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;

- Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебного курса по химии 11 класса (двухчасовая) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089), на основе программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.

        Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах).  Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин их многообразия, всеобщей связи явлений.

        Данная программа построена по учебнику Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа 2009 г

        Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционально анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

       

Цели курса:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:

ДМ – дидактический материал;

 Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;

ПСХЭ – периодическая система химических элементов;

ТБ – техника безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  3. основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  4. важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Тема 1
  Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
(6ч)

            О с н о в н ы е  с в е д е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
          П е р и о д и ч е с к и й  з а к о н  Д. И.
 М е н д е л е е в а  в  с в е т е  у ч е н и я  о  с т р о е н и и  а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
          Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
          Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И.
 Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
          
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

           Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.


 
Тема 2
  Строение вещества
(26ч)

           И о н н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
          К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
          М е т а л л и ч е с к а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

              С  т е п е н ь      о к и с л е н и я  и    в а л е н т но с т ь
         
 В о д о р о д н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.            
          П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
          Г а з о о б р а з н о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
  Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

   Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
          Ж и д к о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
  Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
  Жидкие кристаллы и их применение. Явления, происходящие при растворении веществ –
 разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества
          Т в е р д о е  с о с т о я н и е  в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
          Д и с п е р с н ы е  с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
  Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
  Тонкодисперсные системы: гели и золи.
          С о с т а в    в е щ е с т в а  и  с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.    Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия
          
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
          
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Контрольная работа №1 «Строение вещества»         

   

Тема 3

 Химические реакции (16ч)

            Р е а к ц и и,  и д у щ и е  б е з  и з м е н е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
  Изомеры и изомерия.
          Р е а к ц и и,  и д у щ и е  с  и з м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических  реакций.
          С к о р о с т ь  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и.
Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
          О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х  р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере серной кислоты.
          Р о л ь  в о д ы  в  х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
         Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х  и  н е о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Среда водных растворов.
Водородный показатель (pH) раствора
          О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е  р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
          Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
          
Демонстрации. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).          Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Различные случаи гидролиза солей.

Контрольная работа №2 «Химические реакции»
 

Тема 4
Вещества и их свойства
(17ч)

           М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
          Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
          К и с л о т ы  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
          О с н о в а н и я  н е о р г а н и ч е с к и е  и  о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
          С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
          Г е н е т и ч е с к а я  с в я з ь  м е ж д у  к л а с с а м и  н е о р г а н и ч е с к и х  и  о р г а н и ч е с к и х  с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
          
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
          
Лабораторные опыты. 11. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых оснований. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. 
Практическая работа №2.
 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Контрольная работа №3. «Вещества и их свойства»          

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

уро-ка

Тема урока

Дата урока

Кол-во час

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечание

УМК

план

факт

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева  (6 ч)

Т1

1\1

Правила техники безопасности в химической лаборатории

04.09

03.09

1 ч

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами

Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами

Таблица  по ТБ, инструктажи

Т1

2\2

Строение атома.

Изотопы. Электронная оболочка.

07.09

05.09

1 ч

Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны Основные правила заполнения электронами энергетических уровней.

Знать современные представления о строении атомов. Знать сущность понятия «электронная оболочка» Уметь составлять электронные формулы атомов.

Презентация по теме

Т1

3\3

Атомные орбитали. s-,  p-элементы.

11.09

10.09

1 ч

Электронная классификация элементов. S-, p-семейства

Знать сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона.

Схемы атомных орбиталей

Т1

4\4

Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. 

14.09

12.09

1 ч

Электронная классификация элементов. d- и f- семейства

Уметь составлять электронные формулы атомов.

ПСХЭ таблицы «Строение атома»

Т1

5\5

Периодический закон

18.09

17.09

1 ч

Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение ПЗ.

Знать смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины.

Презентация по теме

Т1

6\6

ПСХЭ

21.09

19.09

1 ч

Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода в ПСХЭ.

Уметь давать характеристику элемента на основании его положения в ПС.

Л. Конструирование Периодической таблицы элементов с использованием карточек

Тема 2. Строение вещества (26 ч)

Т2

1/7

Химическая связь.

Электроотрицательность.

25.09

24.09

1 ч

Хим. связь. Электроотрицательность

Знать классификацию типов химической связи, электроотрицательность.

Таблица «Ионная связь»

Т2

2\8

Ионная   связь. Катионы и анионы

28.09

26.09

1 ч

Ионная связь. Ионы. Катионы, анионы

Знать что такое, катионы и анионы, механизм их образования

Т2 3/9

Ковалентная связь, ее разновидности,  

02.10

01.10

1 ч

Ковалентная связь и ее виды: полярная, неполярная.

Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них.

Презентация по теме

Т2

4\10

Механизм образования ковалентной связи

05.10

03.10

1 ч

Механизм образования ковалентной связи

Знать механизм образования ковалентной связи

Т2

5/11

Металлическая  химическая связь

09.10

08.10

1 ч

Металлическая связь

Уметь характеризовать вещества по типу химической связи

Задачники, ДМ ПСХЭ

Т2

6\12

Механизм образования металлической связи

12.10

10.10

1 ч

Металлическая связь

Знать механизм образования металлической связи

Презентация по теме

Т2

7/13

Степень окисления и валентность химических элементов

16.10

17.10

1 ч

Степень окисления элементов неорганических и органических веществ и валентность химических элементов

Уметь определять степень окисления и валентность химических элементов

Опорный конспект

Т2

8\14

Водородная химическая связь

19.10

22.10

1 ч

Водородная связь

Знать что такое водородная связь и ее механизм образования

Презентация по теме

Т2

9/15

Единая природа химических связей.

23.10

24.10

1 ч

Химическая связь

Уметь характеризовать вещества по типу химической связи

Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Т2

10\

16

Обобщение знаний по теме «Химическая связь»

26.10

29.10

1 ч

Химическая связь

Тестовый контроль

Т2

11\

17

Полимеры. Пластмассы

30.10

31.10

1 ч

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты

Знать основные понятия, способы получения полимеров

Л. коллекция полимеров

Т2

12\

18

Полимеры. Волокна

02.11

12.11

1 ч

Волокна природные и химические

Знать классификацию волокон, их представителей и применение

Коллекция волокон

Т2

13\

19

Газообразные вещества. Химическое загрязнение окружающей среды  и его последствия

13.11

14.11

1 ч

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Газовые смеси: воздух, природный газ Водород, кислород, аммиак, этилен. Способы их получения. Парниковый эффект

Знать закон Авогадро., характеристику газообразных простых и сложных веществ, способы их получения.

Д.: Получение кислорода, водорода

Т2. 14/

20

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

16.11

19.11

1 ч

Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака.

Знать основные правила ТБ. Знать основные способы получения, собирания и распознавания газов (водород, кислород, аммиак, углекислый) в лаборатории. Уметь собирать прибор для получения газов в лаборатории

Хим. посуда и реактивы

Т2

15\

21

Жидкие вещества

20.11

21.11

1 ч

Вода, ее биологическая роль. Жесткость воды, ее виды и способы устранения. Минеральные воды

Знать биологическую роль воды, круговорот воды в природе. Жесткость воды. Минеральная вода, жидкие кристаллы и их использование.

Таблица «Круговорот воды»

Л.Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости.

Т2

16\

22

Явления, происходящие при растворении веществ – Разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация

23.11

26.11

1 ч

Явления, происходящие при растворении веществ – Разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация

Знать явления, происходящие при растворении веществ, процессы диссоциации, гидратации

Видеоопыт процессов растворения

Т2

17\

23

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества

27.11

28.11

1 ч

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества

Знать способы выражения концентрации растворов: массовую долю растворенного вещества

Опорный конспект

Т2

18\

24

Твердые вещества

30.11

03.12

1 ч

Кристаллические и аморфные вещества. Аморфность – качество полимеров. Применение аморфных веществ.

Знать характеристику строения твердых веществ, отличие аморфных веществ от кристаллических

Коллекция «Твердые вещества»

Т2

19\

25

Дисперсные системы. Золи, гели, понятия о коллоидах. Истинные растворы

04.12

05.12

1 ч

Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека 

Знать определение и  классификацию дисперсных систем, понятий «истинные» и «коллоидные» растворы. Эффект Тиндаля.

Д. Эффект Тиндаля.

Л. Ознакомление с дисперсными системами

Т2

20\

26

Состав вещества. Чистые вещества и смеси.

07.12

10.12

1 ч

Химический состав вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Знать способы разделения смесей. Массовую и объемную доли вещества

Коллекция веществ в разных агрегатных состояниях.

Т2

21\

27

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия

11.12

12.12

1 ч

Причины многообразия веществ: гомология, изомерия, аллотропия.

Знать причины многообразия веществ.

Опорный конспект

Т2

22\

28

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

14.12

17.12

1 ч

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Знать качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Коллекция веществ молек. И немолек. строения

Т2

23\

29

Растворение как физико-химический процесс

18.12

19.12

1 ч

Растворение как физико-химический процесс

Уметь объяснять, что происходит при растворении

ведеоопыт

Т2.

24/

30

Обобщение знаний по теме «Строение вещества»

21.12

24.12

1 ч

Знать характеристику строения веществ

Т2

25/

31

Контрольная работа №1 «Строение вещества»

12.01

14.01

1 ч

Дидактический материал

26/

32

Резерв

16.01

16.01

1 ч

Тема 3. Химические реакции (16 часов)

Т3

1/33

Классификация химических реакций в неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

21.01

21.01

1 ч

Классификация химических реакций в  неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции

Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации

Схема «Классифика-ция реакций»

Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

Т3

2\34

Классификация химических реакций в органической химии.

23.01

23.01

1 ч

Классификация химических реакций в органической химии

Презентация по теме

Т3 3/35

Скорость химической реакции

25.01

28.01

1 ч

Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации.

Знать понятие «скорость химической реакции».

Таблица  «Скорость хим. реакции»

Т3

4\36

Зависимость скорости реакции от различных факторов. Катализ

30.01

30.01

1 ч

Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализатора

Знать факторы, влияющие на скорость реакции. Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты – биокатализаторы.

Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры

Т3 5/37

Обратимость химических реакций.

01.02

04.02

1 ч

Обратимые и необратимые хим. реакции.

Знать классификацию хим. реакций (обратимые и необратимые)

Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды

Портрет Ле Шателье

Т3

6\38

Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты)

06.02

1 ч

Химическое равновесие. Условия смещения равновесия. Принцип Ле Шателье

Знать понятие «хим. равновесие» и условия его смещения

Т3 7/39

Роль воды в химических реакциях

08.02

1 ч

Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку. Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии.

Знать химические свойства воды

Д. Взаимодействие натрия с водой

Т3

8\40

Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты

13.02

1 ч

Электролиты, неэлектролиты. ЭЛД

Знать теорию ЭЛД. Свойства веществ с точки зрения ЭЛД.

Таблица диссоциации

Т3

9\41

Реакции ионного обмена в водных растворах.

15.02

1 ч

Понятие «гидролиз». Гидролиз орг. веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей.

Знать типы гидролиза солей и органических соединений.

Л.  различные случаи гидролиза солей.

Т3

10/

42

Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) раствора

20.02

1 ч

Различные пути протекания гидролиза солей в зависимости от их состава. Диссоциация воды. Водородный показатель.

Уметь составлять уравнение гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды

Таблица pH

Л. Определение характера среды

Т3

11/

43

Окислительно-восстановительные реакции

22.02

1 ч

ОВР. Окисление, восстановление. Окислители, восстановители.

Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Знать отличия ОВР от реакций ионного обмена.

Л. Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса

Т3

12\

44

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

27.02

1 ч

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса

Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

Опорный конспект

Т3

13\

45

Электролиз растворов и расплавов

01.03

1 ч

Уметь составлять уравнения электролиза растворов и расплавов

Т3

14/

46

Обобщение и систематизация материала по общей химии

06.03

1 ч

Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы. Типы хим. реакций, скорость хим. реакций. Гидролиз.

Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «ЭО», «валентность», «степень окисления», «вещества молек. и немолек. Строения», классификация хим. реакций, ТЭД. Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу хим. связи

ПСХЭ, ДМ

Т3 15/

47

Контрольная работа №2 «Химические реакции»

08.03

1 ч

Дидактический материал, ПСХЭ

16/

48

Резерв

13.03

1 ч

Тема 4. Вещества и их свойства (17 часов)

Т4

1\49

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

15.03

1 ч

Положение Ме в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физ. и хим. свойства Ме. Взаимодествие с прстыми и сложными веществами.

Знать основные Ме, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства Ме, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов

Д. Образцы Ме и их соединений.

Т4

2\50

Общие способы получения металлов.

20.03

1 ч

Основные способы получения Ме. Электролиз.

Понимать суть металлургических процессов.

Презентация по теме

Т4

3/51

Коррозия металлов, способы защиты от коррозии

22.03

1 ч

Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения

Знать причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии

Д. Опыты по коррозии Ме и защите от нее

Т4

4\52

Неметаллы и их свойства.

03.04

1 ч

Положение НеМе в ПСХЭ. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов.

Знать основные НеМе и их свойства.

Л. Знакомство с образцами НеМе (работа с коллекциями)

Т4

5\53

Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов.

05.04

1 ч

Простые вещества НеМе: строение, физ свойства, хим. свойства.

Уметь характеризовать свойства НеМе, опираясь на их положение в ПСХЭ.

Д. горение серы и фосфора.

Т4

6/54

Общая характеристика подгруппы галогенов.

Благородные газы.

10.04

1 ч

Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения. Инертные газы.

Знать общую характеристику подгруппы галогенов, области применения благородных газов.

Возгонка йода, растворение йода в спирте.

Т4

7/55

Классификация неорганических соединений. Кислоты, их классификация

12.04

1 ч

Строение, номенклатура и классификация кислот. Важнейшие представители этого класса.

Знать классификацию, номенклатуру кислот,

 Опорный конспект

Т4

8\56

Химические свойства кислот

17.03

1 ч

Диссоциация кислот в водных растворах. Сильные и слабые электролиты

Уметь характеризовать их свойства

Т4

9/57

Основания, их классификация                                                                                                                                                  

19.04

1 ч

Строение, номенклатура, классификация  

Знать классификацию, номенклатуру оснований

Опорный конспект

Т4

10\

58

Химические свойства оснований

24.04

1 ч

свойства оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса

Уметь характеризовать свойства оснований

Л (сульфат меди, щелочь, серная кислота, спички, спиртовка)

Т4

11/

59

Соли, их классификация

26.04

1 ч

Строение, номенклатура, классификация. Кислые, средние, основные соли. Важнейшие представители класса

Знать классификацию и номенклатуру солей

Д. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли

Т4

12\

60

Химические свойства солей

01.05

1 ч

Свойства солей

Диссоциация солей в водных растворах. Сильные и слабые электролиты

уметь характеризовать их свойства

Л. Распознавание хлоридов и сульфатов

Т4

13\

61

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

03.05

1 ч

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

Знать качественные реакции на неорганические вещества и ионы

вещества

Т4

14/

62

Генетическая связь между классами соединений

08.05

1 ч

Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Ген. Ряды  Ме и НеМе. Генетические ряды органических соединений

Знать важнейшие свойства изученных классов неорг. соединений

ДМ, таблица «Генетичес-кая связь неорг. веществ»

Т4

15/

63

Обобщение и систематизация знаний о неорганических веществах

10.05

1 ч

Систематизация материала по теме «Неорганические вещества». Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Знать основы классификации, номенклатуры неорг. в-в. Знать важнейшие свойства изученных классов. Уметь составлять уравнения в ионном виде и ОВР

ДМ, задачники

Т4

16/

64

Контрольная работа №3 «Вещества и их свойства»

15.05

1 ч

КИМы

17/

65

Резерв

17.05

1 ч

Химический практикум (1 час)

1/66

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических веществ» (качественный и количественный анализ веществ)

22.05

1 ч

Правила ТБ при выполнении данной работы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Знать основные правила ТБ, качественные реакции на хлориды, сульфаты, ацетат-ион и ион аммония. Уметь определять по характерным свойствам белки, глюкозу, глицерин, характер среды, используя индикаторы

Практ. Раб

67-68

Резерв

2 ч

УЧЕБНО  -  МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. - 223с.

Методическая литература:

  1. Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
  2. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;
  3. - Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;
  4. - Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

  1. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  3. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1

Рабочая программа   Учитель:           Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"

Контрольная работа по химии: "Классы неорганических  веществ"...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...