Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Галимуллина Елена Юрьевна

Рабочая программа по учебнику Габриеляна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_khimiya_10_kl.docx80.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Азевская средняя общеобразовательная школа

Агрызского  муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для учащихся  10 класса

Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории

Срок реализации 1 год

Год разработки 2013-2014 учебный год

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по химии

10  класс        

Учитель   Галимуллина Елена Юрьевна

Количество часов   70

Всего   70  часов,  в неделю    2 часа

Плановых контрольных работ__3_,

практических работ____2_____

Административных контрольных работ____-______

Планирование составлено на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (05.03.2004);
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
  • авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007),
  • с учетом Учебного плана Муниципального образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.

Учебник. Химия. 10 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009год

Дополнительная литература:

 - Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;

- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;

- Химия. 10 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного стандарта среднего полного  (общего) образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна,      с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения  Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.

Программа базового уровня химии 10  класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

        Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).        

                

Цель курса химии 10 класса:  

  • изучить разделы органической  химии

         

  Задачи курса:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

        Первый урок химии посвящен повторению правил техники безопасности в химической лаборатории. Введение увеличивается до 2 часов за счет добавления темы «Научные методы познания веществ и химических явлений». Поэтому продолжительность изучения темы 1 «Теория строения органических соединений» уменьшается до 4 часов, в течение которых все вопросы темы 1 рассматриваются.

        В теме 3 «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники» при изучении «Сложных эфиров и жиров» рассматривается вопрос «Моющие и чистящие средства»

В теме 4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе»  не рассматривается вопрос «Нуклеиновые кислоты», так как он не включается в требования Стандарта. В практической работе №1 «Идентификация органических соединений» рассматриваются качественные реакции на отдельные классы органических соединений.

Практическая работа №2 рассчитана на 2 часа.

При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:

ДМ – дидактический материал;

 Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;

ПСХЭ – периодическая система химических элементов;

ТБ – техника безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ  10    КЛАССА

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

  1. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,   моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава;
  3. основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
  4. важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  6. проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

        Правила техники безопасности в химической лаборатории (1 ч) 

 

Введение (2ч)

        Научные методы познания веществ и  химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.           

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

 

Тема1:   Теория строения органических соединений (4 ч) 

           Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы.  Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах,  гомологическом ряде, структурной изомерии и изомерах. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
 

 Тема 2:    Углеводороды и их природные источники (16ч)

           Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
          А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
          А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
         А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
          А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
          Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
          Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
          
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
          
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Получение и свойства ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

         Контрольная работа №1 «Углеводороды»

Тема3:  Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19ч) 

           Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
          С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

           Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
          К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.

Применение фенола на основе свойств.

          А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида

на основе свойств.

           К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
          С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

 Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
          У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

           Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
         Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.

           Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

           Лабораторные опыты. 5.Качественная реакция на многоатомные спирты. 6. Свойства формальдегида. 7. Свойства уксусной кислоты. 8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.9. Свойства глюкозы. 10. Свойства крахмала.

 Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения»

Тема 6: Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч)

            А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

           А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
          Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
          Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
          
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II);

этанол   этаналь   этановая кислота

           Лабораторный опыт. 11.Свойства белков.

           Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

        Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения»

           

             Тема 5:            Химия и здоровье (9ч)

         Х и м и я  и  з д о р о в ь е. Составляющие здоровья.           

        Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых

орагнизмов и народном хозяйстве.

           В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
          Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

          Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

         Х и м и я  и  п и щ а. Калорийность белков, жиров, углеводов.

        Х и м и я  в  п о в с е д н е в н о й  ж и з н и. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

        Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

        Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

        Бытовая химическая грамотность.
 
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка. 

   Тема 6:   Искусственные и синтетические  органические соединения (6ч)

           И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
          С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна:

Лавсан, нитрон и капрон.

           Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к

нагреванию и химическим реактивам.

        Лабораторные опыты. 12. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
        Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

Резервное время – 4 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата урока

Кол-во часов

Тема урока

Основные элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

УМК

Примеча-ние

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

03.09

03.09

1 ч

Техника безопасности в химической лаборатории

Знать правила техники безопасности в химической лаборатории

Таблица инструктажа

Введение (2 часа)

2

07.09

07.09

1 ч

Научные методы познания веществ и химических явлений.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов

Знать научные методы познания веществ и химических явлений

3

10.09

10.09

1 ч

Предмет органической химии

Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ. Группы природных, искусственных и синтетических соединений.

Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Понимать особенности, характеризующие органические соединения

коллекция орг. веществ и материалов из них

Тема 1. Теория строения  органических соединений (4 часа)

Т1

1\4

14.09

14.09

1 ч

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы

Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Углеродный скелет, радикалы.

Д: Модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ

Знать основные положения ТХС в современной химии.

Модели мол-л метана, бутана

Т1.

2\5

17.09

17.09

1 ч

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Функциональные группы

функциональные группы. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии.

Знать основные положения ТХС в современной химии.

Уметь составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений

Кол-я полимеров, природных и синтетических каучуков, лек. Препаратов, красителей

Т1

3\6

21.09

21.09

1 ч

 Классификация  органических соединений

Классификация органических соединений:

  1. По строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, в том числе арены
  2. По функциональным группам: спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые к-ты, амины
  3. Полифункциональные: аминокислоты, углеводы

На основе первоначального обзора основных классов органических соединений, знать и понимать принципы классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам

Образцы представителей различных классов орг. соед-й и их шаростержневые и объемные модели

Т1

4\7

24.09

24.09

1 ч

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах

Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия.

Уметь

-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов)

Т2.

1/8

 

28.09

28.09

1 ч

 Природные источники углеводородов. Нефть

Природный и попутный газы, Нефть, ее физ. св-ва, Способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг.

Л. Ознакомление с коллекцией нефтепродуктов

Знать важнейшие направления использования нефти.

Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников

Кол-я «Природные источники УВ»

Т2

2\9

01.10

30.09

1 ч

Природный и попутный нефтяные газы.

Природный и попутный газы, их состав и использование.

Знать основные компоненты природного газа;

Т2.

3\

10

05.10

01.10

1 ч

 Алканы

Гомолог. ряд алканов: строение, ном-ра, изомерия, физ св-ва, Д: Плавление парафинов и их отношение к воде.

Л: Изготовление моделей молекул алканов.

Знать Гом. Ряд, пространственное строение алканов, правила составления названий алканов.

Уметь называть алканы по межд. ном-ре.

Д. растворение парафина в бензине; плавление парафина и его отношение к воде;

Модели мол-л \

Т2

4\

11

08.10

05.10

1 ч

Алканы, их химические свойства, получение и применение

Получение алканов, хим. св-ва, применение.

Знать важнейшие физ. и хим. св-ва метана как основного представителя предельных УВ

Д. горение метана

Т2 5\

12

12.10

08.10

1 ч

Алкены

Гом. ряд алкенов: строение, ном-ра, изомерия, физ. св-ва  

Знать правила составления названий алкенов; уметь называть алкены по межд. ном-ре;

Шаростержне-вые модели молекул;

Т2.

6\

13

15.10

12.10

1 ч

 Алкены, их химические свойства, получение и применение

получение, хим. св-ва,

 прим-е.

Д: Получение этилена

Л: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

знать важнейшие физ. и хим. свойства этина, качественные реакции на кратную связь

Получение этена из этанола

Т2.

7/

14

19.10

19.10

1 ч

 Алкадиены

Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физ св-ва.

Гом. ряд алкадиенов. Знать правила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре, Проводить самостоятельный поиск хим. инф-ии с использованием различных источников

Модели мол-л;

Т2

8\

15

22.10

22.10

1 ч

Алкадиены, их химические свойства, получение и применение

Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Хим. свойства. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Современная хим. каучуковая промышленность.

знать св-ва каучука, области его применения.

Коллекция каучуков и резины

Т2

9\

16

26.10

26.10

1 ч

Алкины

Гом. ряд алкинов: строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва.

Знать правила составления названий алкинов, уметь называть алкины по международной номенклатуре

Модели молекул

Т2.

10\17

29.10

29.10

1 ч

 Алкины, их химические свойства, получение и применение

Получение алкинов. Хим. св-ва. Применение алкинов и их производных.

Л: Получение и свойства ацетилена.

, знать сп-бы образования сигма- и пи- связей, важнейшие физ. и хим. св-ва этина, как основного представителя алкинов

Получение ацетилена из карбида кальция;

Т2

11\

18

02.11

02.11

1 ч

Арены

Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физ. св-ва бензола и его гомологов.

Знать важнейшие физ.  св-ва бензола как основного представителя аренов

Модели молекул

Т2.

12/

19

12.11

12.11

1 ч

 Арены, их химические свойства, получение и применение

Получение Аренов. Хим. св-ва, Применение бензола и его гомологов

Знать важнейшие физ. и хим. св-ва бензола как основного представителя аренов.

 Уметь выделять главное при рассмотрение бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, объяснять взаимное влияние атомов в молекуле

Растворение в бензоле серы;

Отношение бензола к бромной воде

Т2

13\

20

16.11

15.11

1 ч

Генетическая связь между классами углеводородов

Генетическая связь различных классов углеводородов. Решение задач и упражнений.

Знать важнейшие реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола, основные способы их получения и области их применения

Опорный конспект

Т2.

14/

21

19.11

16.11

1 ч

 Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»

Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений

Уметь называть изучаемые в-ва по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.

Уметь составлять структурные формулы орг. соединений и их изомеров..

Распознавание орг. вещ-в изученных классов;

Т2.

15/

22

23.11

19.11

1 ч

 Контрольная работа №1 «Углеводороды»

«Углеводороды»

Дидактический материал

16/

23

26.11

23.11

1 ч

Резерв

Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов)

Т3.

1/

24

30.11

26.11

1 ч

Спирты, их строение и классификация, номенклатура, изомерия, физ. свойства.

Спирты. Их строение и классификация, ном-ра, изомерия, физ св-ва. Межмолек. Водородная связь.

Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы изомерии у них.

Шаростержне-вые молекулы

Т3

2/

25

03.12

30.11

1 ч

 Спирты, их химические свойства, получение  и применение

Хим. св-ва спиртов. Простые эфиры. Получение и применение.

Л: кач. реакция на многоатомные спирты

На основе анализа строения молекул спиртов уметь сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов. Знать основные способы получения и прим-я важнейших представителей класса спиртов

Качественная реакция на многоатомные спирты

Т3.

3/

26

07.12

03.12

1 ч

Фенол

Строение молекулы фенола. Причина, обуславливающая характерные св-ва молекулы фенола. Класс-ция, номенклатура, изомерия, физ. св-ва.

Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого уметь предсказывать его св-ва.

Презентация по теме

Коллекция «Каменный уголь»

Т3

4/

27

10.12

07.12

1 ч

 Фенол, его химические свойства, получение  и применение

Получение и прим-е фенолов. Качественная р-ция на фенол. Хим. загрязнение окружающей среды и его последствия

Знать основные способы получения и применения фенола

Качественная реакция на фенол

Т3.

5/

28

14.12

10.12

1 ч

Альдегиды

Строение, номенклатура, изомерия, физ. свойства альдегидов.

Знать гом. ряды и основы номенклатуры альдегидов;

Шаростерж. Молекулы

Т3

6/

29

17.12

14.12

1 ч

 Альдегиды, их химические свойства, получение  и применение

Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Хим. св-ва альдегидов.

Л: Знак-во с физ. св. Качественная р-ция на формальдегид

знать строение карбонильной группы и на этой основе усвоить отличие и сходство альдегидов и кетонов.

Знать важнейшие св-ва осн. представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни ч-ка

Качественная р-ция на формальдегид

Т3.

7

/30

21.12

17.12

1 ч

 Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях

Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений

Уметь составлять уравнения р-ций, цепи превращений, решать задачи

ДМ

Т3.

8/

31

24.12

21.12

1 ч

Карбоновые кислоты

Строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва карбоновых к-т.

Знать Гом. ряды и основы номенклатуры карбоновых к-т; знать строение карбоксильной группы.

«карбоновые кислоты»;

Т3

9/

32

11.01

24.12

1 ч

 Карбоновые кислоты

Карбоновые к-ты в природе. Получение карбоновых к-т. Хим св-ва карбоновых к-т. Отдельные представители и их значение

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать общие свойства карбоновых кислот, уметь проводить сравнение со свойствами минеральных кислот, их значение в природе и повседневной жизни человека

 Д. уксусная кислота, лимонная кислота

Т3.

10/

33

14.01

11.01

1 ч

Сложные эфиры.

Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике.

Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров

Образцы сложных эфиров

Т3

11/

34

18.01

14.01

1 ч

 Жиры. Моющие и чистящие средства

Состав, классификация, св-ва, применение и получение жиров. Понятие о мылах

Л. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

Знать строение, получение, св-ва и использование в быту сложных жиров

Шаростержневые модели молекул;

Т3.

12/

35

21.01

18.01

1 ч

 Углеводы

Углеводы, их классификация и значение.

Знать классификацию углеводов по различным признакам; хим. свойства и уметь объяснять их на основании строения молекулы. Значение углеводов в природе и жизни ч-ка и всех живых организмов на Земле.

Образцы углеводов и изделий из них

Т3

13/

36

25.01

21.01

1 ч

 Углеводы. Моносахариды

Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы.

Знать особенности строения глюкозы как альдегидоспирта.

Строение молекулы глюкозы

Т3.

14/

37

28.01

25.01

1 ч

Глюкоза, химические свойства, применение

Хим. свойства глюкозы как бифункционального соединения. Применение глюкозы.

Л. Свойства глюкозы

Знать свойства и применение глюкозы. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения

Качественные реакции на глюкозу

Т3

15/

38

01.02

28.01

1 ч

Полисхариды: крахмал и целлюлоза.

 Свойства. Полисхариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации

Л. Свойства крахмала

Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении

Качественная реакция на крахмал

Т3.

16/

39

04.02

01.02

1 ч

Единство химической организации живых организмов

Единство химической организации живых

Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения

Презентация по теме

Т3

17/

40

08.02

04.02

1 ч

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения»

Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы

Знать важнейшие реакции спиртов (в том числе качественную реакцию на многоатомные спирты), фенола, альдегидов, карбоновых к-т, глюкозы.

Знать основные  способы их получения и области их прим-я. Определять  возможности протекания хим. превращений

Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине

Т3.

18/

41

11.02

1 ч

 Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения»

«Кислородосодержащие органические соединения»

ДМ

19/

42

15.02

1 ч

Резерв

Тема 4. Азотосодержащие органические соединения и их нахождение в  живой природе (9 часов)

Т4.

1

/43

18.02

1 ч

Амины.

Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. Физ и хим св-ва аминов.

Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры. Уметь проводить сравнение св-в аминов и аммиака. Знать основные способы получения аминов и их применение

Шаростержне-вые модели молекул;

Т4

2/

44

22.02

1 ч

Анилин

Анилин – важнейший представитель аминов. Применение аминов

Анилин;

Анилиновые красители

Т4.

3/

45

25.02

1 ч

Аминокислоты

Строение, номенклатура, изомерия, класс-ция аминок-т, физ свойства.  Взаимодействие аминок-т с сильными кислотами

Знать класс-цию, виды изомерии аминок-т и основы их номенклатуры.

«Аминокислоты»

Слайд-презентация

Т4

4/

46

01.03

1 ч

Свойства аминокислот, обусловленные хим двойственностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами

Опираясь на полученные знания о хим двойственности аминок-т, уметь  предсказывать их хим св-ва.

Уметь объяснять прим-е и биологическую функцию аминок-т

Доказательсво наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Т4.

5/

47

04.03

1 ч

Белки

Понятие о белках: их строении

Знать строение и важнейшие св-ва белков; активно использовать межпредметные связи с биологией, с валеологией,

Растворение и осаждение белков;

Т4

6/

48

08.03

1 ч

Белки

Хим.  и биол.  свойства белков.

Л: Качественные реакции на белки

уметь давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи

Качественные реакции на белки;

Обнаружение белков в курином яйце и молоке

Т4.

7

49

11.03

1 ч

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие орг. соединения»

Учебные модули: амины, аминокислоты, белки

Знать важнейшие реакции на анилин, аминокислоты, белки

Знать основные  способы их получения и области их применения. 

Т4.

8/

50

15.03

1 ч

Контрольная работа

№ 3 «Азотосодержащие органические соед-я»

«Азотосодержащие органические соединения»

Дм

Т4.

9/

51

18.03

1 ч

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

Правила ТБ при выполнении практической  работы

Знать основные правила ТБ при работе в хим  кабинете.

Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием

Знать качественные р-ции на важнейших представителей органич. соединений

Тема 5. Химия и жизнь (9 часов)

Т5.

1/

52

22.03

Химия и здоровье

Ферменты

Составляющие здоровья

Понятие о ферментах как о биокатализаторах

Уметь   использовать полученные знания

Сравнение скорости разложения под действием каталазы и неорганического катализатора

Т5.

2/

53

01.04

1 ч

Витамины

Витамины, и их важнейшие представители.

Уметь   использовать полученные знания

Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.

Иллюстрации животных с различными видами авитаминозов

Т5.

3\

54

05.04

1 ч

Гормоны

Гормоны, и их значение

Уметь   использовать полученные знания

Презентация по теме

Т5.

4\

55

08.04

1 ч

Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов

Лекарства и их значение. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Уметь   использовать полученные знания

Презентация по теме

Т5

5\

56

12.04

1 ч

Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов

Уметь   использовать полученные знания

Опорный конспект

Т5

6\

57

15.04

1 ч

Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии

Уметь   использовать полученные знания

Опорный конспект

Т5

7\

58

19.04

1 ч

Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре

Уметь   использовать полученные знания

Презентация по теме

Т5

8\

59

22.04

1 ч

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Знать виды химического загрязнения, и меры борьбы с ними.

Презентация по теме

Т 5

9\

60

26.04

1 ч

Бытовая химическая грамотность

Уметь   использовать полученные знания

Презентация по теме

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов)

Т6.

1\

61

29.04

1 ч

Искусственные  органические вещества: пластмассы, каучуки

Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков

Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки

Искусственные  органические вещества: пластмассы, каучуки

Т6

2\

62

03.05

1 ч

Искусственные  органические вещества: волокна

Классификация ВМС. Важнейшие представители  волокон

Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна

Искусственные  органические вещества: волокна

Т6.

3\

63

06.05

1 ч

Синтетические органические вещества: пластмассы, каучуки

Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических пластмасс, каучуков

Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки

Синтетические орг. вещества: пластмассы, каучуки

Т6

4\

64

10.05

1 ч

Синтетические органические вещества: волокна

Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических волокон

Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна

Синтетические орг. вещества: волокна

Т6.

5,6\

65,66

13.05

17.05

2 ч

 Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Правила ТБ при выполнении данной работы

Знать основные правила ТБ при работе в хим кабинете.

Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием.

Знать наиболее широко распространенные полимеры и их свойства

Образцы пластмасс, волоков, реактивы

67-70

20,

24,27, 31

4 ч

Резерв

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОМПЛЕКТ

        Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. - 191с

Методическая литература:

  1. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.

Дополнительная литература:

  1. Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
  2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
  3. Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1

Рабочая программа   Учитель:           Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к  учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...

Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"

Контрольная работа по химии: "Классы неорганических  веществ"...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...