Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimiya_10_kl.docx | 80.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Азевская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для учащихся 10 класса
Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории
Срок реализации 1 год
Год разработки 2013-2014 учебный год
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
10 класс
Учитель Галимуллина Елена Юрьевна
Количество часов 70
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ__3_,
практических работ____2_____
Административных контрольных работ____-______
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (05.03.2004);
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
- авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007),
- с учетом Учебного плана Муниципального образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.
Учебник. Химия. 10 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009год
Дополнительная литература:
- Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;
- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;
- Химия. 10 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего полного (общего) образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.
Программа базового уровня химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Цель курса химии 10 класса:
- изучить разделы органической химии
Задачи курса:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Первый урок химии посвящен повторению правил техники безопасности в химической лаборатории. Введение увеличивается до 2 часов за счет добавления темы «Научные методы познания веществ и химических явлений». Поэтому продолжительность изучения темы 1 «Теория строения органических соединений» уменьшается до 4 часов, в течение которых все вопросы темы 1 рассматриваются.
В теме 3 «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники» при изучении «Сложных эфиров и жиров» рассматривается вопрос «Моющие и чистящие средства»
В теме 4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе» не рассматривается вопрос «Нуклеиновые кислоты», так как он не включается в требования Стандарта. В практической работе №1 «Идентификация органических соединений» рассматриваются качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
Практическая работа №2 рассчитана на 2 часа.
При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:
ДМ – дидактический материал;
Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;
ПСХЭ – периодическая система химических элементов;
ТБ – техника безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава;
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Правила техники безопасности в химической лаборатории (1 ч)
Введение (2ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема1: Теория строения органических соединений (4 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, гомологическом ряде, структурной изомерии и изомерах. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2: Углеводороды и их природные источники (16ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Получение и свойства ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №1 «Углеводороды»
Тема3: Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида
на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 5.Качественная реакция на многоатомные спирты. 6. Свойства формальдегида. 7. Свойства уксусной кислоты. 8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.9. Свойства глюкозы. 10. Свойства крахмала.
Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения»
Тема 6: Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II);
этанол этаналь этановая кислота
Лабораторный опыт. 11.Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения»
Тема 5: Химия и здоровье (9ч)
Х и м и я и з д о р о в ь е. Составляющие здоровья.
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых
орагнизмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Х и м и я и п и щ а. Калорийность белков, жиров, углеводов.
Х и м и я в п о в с е д н е в н о й ж и з н и. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6: Искусственные и синтетические органические соединения (6ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна:
Лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к
нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 12. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Резервное время – 4 часа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Кол-во часов | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | УМК | Примеча-ние | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 03.09 | 03.09 | 1 ч | Техника безопасности в химической лаборатории | Знать правила техники безопасности в химической лаборатории | Таблица инструктажа | ||
Введение (2 часа) | ||||||||
2 | 07.09 | 07.09 | 1 ч | Научные методы познания веществ и химических явлений. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов | Знать научные методы познания веществ и химических явлений | ||
3 | 10.09 | 10.09 | 1 ч | Предмет органической химии | Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. | Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимать особенности, характеризующие органические соединения | коллекция орг. веществ и материалов из них | |
Тема 1. Теория строения органических соединений (4 часа) | ||||||||
Т1 1\4 | 14.09 | 14.09 | 1 ч | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы | Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Углеродный скелет, радикалы. Д: Модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ | Знать основные положения ТХС в современной химии. | Модели мол-л метана, бутана | |
Т1. 2\5 | 17.09 | 17.09 | 1 ч | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Функциональные группы | функциональные группы. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. | Знать основные положения ТХС в современной химии. Уметь составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений | Кол-я полимеров, природных и синтетических каучуков, лек. Препаратов, красителей | |
Т1 3\6 | 21.09 | 21.09 | 1 ч | Классификация органических соединений | Классификация органических соединений:
| На основе первоначального обзора основных классов органических соединений, знать и понимать принципы классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам | Образцы представителей различных классов орг. соед-й и их шаростержневые и объемные модели | |
Т1 4\7 | 24.09 | 24.09 | 1 ч | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия Л. Изготовление моделей молекул углеводородов | Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия. Уметь -называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре | ||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов) | ||||||||
Т2. 1/8
| 28.09 | 28.09 | 1 ч | Природные источники углеводородов. Нефть | Природный и попутный газы, Нефть, ее физ. св-ва, Способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. Л. Ознакомление с коллекцией нефтепродуктов | Знать важнейшие направления использования нефти. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | Кол-я «Природные источники УВ» | |
Т2 2\9 | 01.10 | 30.09 | 1 ч | Природный и попутный нефтяные газы. | Природный и попутный газы, их состав и использование. | Знать основные компоненты природного газа; | ||
Т2. 3\ 10 | 05.10 | 01.10 | 1 ч | Алканы | Гомолог. ряд алканов: строение, ном-ра, изомерия, физ св-ва, Д: Плавление парафинов и их отношение к воде. Л: Изготовление моделей молекул алканов. | Знать Гом. Ряд, пространственное строение алканов, правила составления названий алканов. Уметь называть алканы по межд. ном-ре. | Д. растворение парафина в бензине; плавление парафина и его отношение к воде; Модели мол-л \ | |
Т2 4\ 11 | 08.10 | 05.10 | 1 ч | Алканы, их химические свойства, получение и применение | Получение алканов, хим. св-ва, применение. | Знать важнейшие физ. и хим. св-ва метана как основного представителя предельных УВ | Д. горение метана | |
Т2 5\ 12 | 12.10 | 08.10 | 1 ч | Алкены | Гом. ряд алкенов: строение, ном-ра, изомерия, физ. св-ва | Знать правила составления названий алкенов; уметь называть алкены по межд. ном-ре; | Шаростержне-вые модели молекул; | |
Т2. 6\ 13 | 15.10 | 12.10 | 1 ч | Алкены, их химические свойства, получение и применение | получение, хим. св-ва, прим-е. Д: Получение этилена Л: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | знать важнейшие физ. и хим. свойства этина, качественные реакции на кратную связь | Получение этена из этанола | |
Т2. 7/ 14 | 19.10 | 19.10 | 1 ч | Алкадиены | Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физ св-ва. | Гом. ряд алкадиенов. Знать правила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре, Проводить самостоятельный поиск хим. инф-ии с использованием различных источников | Модели мол-л; | |
Т2 8\ 15 | 22.10 | 22.10 | 1 ч | Алкадиены, их химические свойства, получение и применение | Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Хим. свойства. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Современная хим. каучуковая промышленность. | знать св-ва каучука, области его применения. | Коллекция каучуков и резины | |
Т2 9\ 16 | 26.10 | 26.10 | 1 ч | Алкины | Гом. ряд алкинов: строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. | Знать правила составления названий алкинов, уметь называть алкины по международной номенклатуре | Модели молекул | |
Т2. 10\17 | 29.10 | 29.10 | 1 ч | Алкины, их химические свойства, получение и применение | Получение алкинов. Хим. св-ва. Применение алкинов и их производных. Л: Получение и свойства ацетилена. | , знать сп-бы образования сигма- и пи- связей, важнейшие физ. и хим. св-ва этина, как основного представителя алкинов | Получение ацетилена из карбида кальция; | |
Т2 11\ 18 | 02.11 | 02.11 | 1 ч | Арены | Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физ. св-ва бензола и его гомологов. | Знать важнейшие физ. св-ва бензола как основного представителя аренов | Модели молекул | |
Т2. 12/ 19 | 12.11 | 12.11 | 1 ч | Арены, их химические свойства, получение и применение | Получение Аренов. Хим. св-ва, Применение бензола и его гомологов | Знать важнейшие физ. и хим. св-ва бензола как основного представителя аренов. Уметь выделять главное при рассмотрение бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, объяснять взаимное влияние атомов в молекуле | Растворение в бензоле серы; Отношение бензола к бромной воде | |
Т2 13\ 20 | 16.11 | 15.11 | 1 ч | Генетическая связь между классами углеводородов | Генетическая связь различных классов углеводородов. Решение задач и упражнений. | Знать важнейшие реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола, основные способы их получения и области их применения | Опорный конспект | |
Т2. 14/ 21 | 19.11 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» | Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений | Уметь называть изучаемые в-ва по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Уметь составлять структурные формулы орг. соединений и их изомеров.. | Распознавание орг. вещ-в изученных классов; | ||
Т2. 15/ 22 | 23.11 | 19.11 | 1 ч | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | «Углеводороды» | Дидактический материал | ||
16/ 23 | 26.11 | 23.11 | 1 ч | Резерв | ||||
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов) | ||||||||
Т3. 1/ 24 | 30.11 | 26.11 | 1 ч | Спирты, их строение и классификация, номенклатура, изомерия, физ. свойства. | Спирты. Их строение и классификация, ном-ра, изомерия, физ св-ва. Межмолек. Водородная связь. | Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы изомерии у них. | Шаростержне-вые молекулы | |
Т3 2/ 25 | 03.12 | 30.11 | 1 ч | Спирты, их химические свойства, получение и применение | Хим. св-ва спиртов. Простые эфиры. Получение и применение. Л: кач. реакция на многоатомные спирты | На основе анализа строения молекул спиртов уметь сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов. Знать основные способы получения и прим-я важнейших представителей класса спиртов | Качественная реакция на многоатомные спирты | |
Т3. 3/ 26 | 07.12 | 03.12 | 1 ч | Фенол | Строение молекулы фенола. Причина, обуславливающая характерные св-ва молекулы фенола. Класс-ция, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого уметь предсказывать его св-ва. | Презентация по теме Коллекция «Каменный уголь» | |
Т3 4/ 27 | 10.12 | 07.12 | 1 ч | Фенол, его химические свойства, получение и применение | Получение и прим-е фенолов. Качественная р-ция на фенол. Хим. загрязнение окружающей среды и его последствия | Знать основные способы получения и применения фенола | Качественная реакция на фенол | |
Т3. 5/ 28 | 14.12 | 10.12 | 1 ч | Альдегиды | Строение, номенклатура, изомерия, физ. свойства альдегидов. | Знать гом. ряды и основы номенклатуры альдегидов; | Шаростерж. Молекулы | |
Т3 6/ 29 | 17.12 | 14.12 | 1 ч | Альдегиды, их химические свойства, получение и применение | Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Хим. св-ва альдегидов. Л: Знак-во с физ. св. Качественная р-ция на формальдегид | знать строение карбонильной группы и на этой основе усвоить отличие и сходство альдегидов и кетонов. Знать важнейшие св-ва осн. представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни ч-ка | Качественная р-ция на формальдегид | |
Т3. 7 /30 | 21.12 | 17.12 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений | Уметь составлять уравнения р-ций, цепи превращений, решать задачи | ДМ | |
Т3. 8/ 31 | 24.12 | 21.12 | 1 ч | Карбоновые кислоты | Строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва карбоновых к-т. | Знать Гом. ряды и основы номенклатуры карбоновых к-т; знать строение карбоксильной группы. | «карбоновые кислоты»; | |
Т3 9/ 32 | 11.01 | 24.12 | 1 ч | Карбоновые кислоты | Карбоновые к-ты в природе. Получение карбоновых к-т. Хим св-ва карбоновых к-т. Отдельные представители и их значение Л. Свойства уксусной кислоты | Знать общие свойства карбоновых кислот, уметь проводить сравнение со свойствами минеральных кислот, их значение в природе и повседневной жизни человека | Д. уксусная кислота, лимонная кислота | |
Т3. 10/ 33 | 14.01 | 11.01 | 1 ч | Сложные эфиры. | Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике. | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров | Образцы сложных эфиров | |
Т3 11/ 34 | 18.01 | 14.01 | 1 ч | Жиры. Моющие и чистящие средства | Состав, классификация, св-ва, применение и получение жиров. Понятие о мылах Л. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка | Знать строение, получение, св-ва и использование в быту сложных жиров | Шаростержневые модели молекул; | |
Т3. 12/ 35 | 21.01 | 18.01 | 1 ч | Углеводы | Углеводы, их классификация и значение. | Знать классификацию углеводов по различным признакам; хим. свойства и уметь объяснять их на основании строения молекулы. Значение углеводов в природе и жизни ч-ка и всех живых организмов на Земле. | Образцы углеводов и изделий из них | |
Т3 13/ 36 | 25.01 | 21.01 | 1 ч | Углеводы. Моносахариды | Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы. | Знать особенности строения глюкозы как альдегидоспирта. | Строение молекулы глюкозы | |
Т3. 14/ 37 | 28.01 | 25.01 | 1 ч | Глюкоза, химические свойства, применение | Хим. свойства глюкозы как бифункционального соединения. Применение глюкозы. Л. Свойства глюкозы | Знать свойства и применение глюкозы. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Качественные реакции на глюкозу | |
Т3 15/ 38 | 01.02 | 28.01 | 1 ч | Полисхариды: крахмал и целлюлоза. | Свойства. Полисхариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации Л. Свойства крахмала | Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении | Качественная реакция на крахмал | |
Т3. 16/ 39 | 04.02 | 01.02 | 1 ч | Единство химической организации живых организмов | Единство химической организации живых | Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Презентация по теме | |
Т3 17/ 40 | 08.02 | 04.02 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения» | Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы | Знать важнейшие реакции спиртов (в том числе качественную реакцию на многоатомные спирты), фенола, альдегидов, карбоновых к-т, глюкозы. Знать основные способы их получения и области их прим-я. Определять возможности протекания хим. превращений | Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине | |
Т3. 18/ 41 | 11.02 | 1 ч | Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения» | «Кислородосодержащие органические соединения» | ДМ | |||
19/ 42 | 15.02 | 1 ч | Резерв | |||||
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9 часов) | ||||||||
Т4. 1 /43 | 18.02 | 1 ч | Амины. | Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. Физ и хим св-ва аминов. | Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры. Уметь проводить сравнение св-в аминов и аммиака. Знать основные способы получения аминов и их применение | Шаростержне-вые модели молекул; | ||
Т4 2/ 44 | 22.02 | 1 ч | Анилин | Анилин – важнейший представитель аминов. Применение аминов | Анилин; Анилиновые красители | |||
Т4. 3/ 45 | 25.02 | 1 ч | Аминокислоты | Строение, номенклатура, изомерия, класс-ция аминок-т, физ свойства. Взаимодействие аминок-т с сильными кислотами | Знать класс-цию, виды изомерии аминок-т и основы их номенклатуры. | «Аминокислоты» Слайд-презентация | ||
Т4 4/ 46 | 01.03 | 1 ч | Свойства аминокислот, обусловленные хим двойственностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами | Опираясь на полученные знания о хим двойственности аминок-т, уметь предсказывать их хим св-ва. Уметь объяснять прим-е и биологическую функцию аминок-т | Доказательсво наличия функциональных групп в растворах аминокислот | |||
Т4. 5/ 47 | 04.03 | 1 ч | Белки | Понятие о белках: их строении | Знать строение и важнейшие св-ва белков; активно использовать межпредметные связи с биологией, с валеологией, | Растворение и осаждение белков; | ||
Т4 6/ 48 | 08.03 | 1 ч | Белки | Хим. и биол. свойства белков. Л: Качественные реакции на белки | уметь давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи | Качественные реакции на белки; Обнаружение белков в курином яйце и молоке | ||
Т4. 7 49 | 11.03 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие орг. соединения» | Учебные модули: амины, аминокислоты, белки | Знать важнейшие реакции на анилин, аминокислоты, белки Знать основные способы их получения и области их применения. | |||
Т4. 8/ 50 | 15.03 | 1 ч | Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соед-я» | «Азотосодержащие органические соединения» | Дм | |||
Т4. 9/ 51 | 18.03 | 1 ч | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | Правила ТБ при выполнении практической работы | Знать основные правила ТБ при работе в хим кабинете. Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием Знать качественные р-ции на важнейших представителей органич. соединений | |||
Тема 5. Химия и жизнь (9 часов) | ||||||||
Т5. 1/ 52 | 22.03 | 1ч | Химия и здоровье Ферменты | Составляющие здоровья Понятие о ферментах как о биокатализаторах | Уметь использовать полученные знания | Сравнение скорости разложения под действием каталазы и неорганического катализатора | ||
Т5. 2/ 53 | 01.04 | 1 ч | Витамины | Витамины, и их важнейшие представители. | Уметь использовать полученные знания | Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации животных с различными видами авитаминозов | ||
Т5. 3\ 54 | 05.04 | 1 ч | Гормоны | Гормоны, и их значение | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5. 4\ 55 | 08.04 | 1 ч | Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | Лекарства и их значение. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5 5\ 56 | 12.04 | 1 ч | Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов | Уметь использовать полученные знания | Опорный конспект | |||
Т5 6\ 57 | 15.04 | 1 ч | Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии | Уметь использовать полученные знания | Опорный конспект | |||
Т5 7\ 58 | 19.04 | 1 ч | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5 8\ 59 | 22.04 | 1 ч | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Знать виды химического загрязнения, и меры борьбы с ними. | Презентация по теме | |||
Т 5 9\ 60 | 26.04 | 1 ч | Бытовая химическая грамотность | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | |||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов) | ||||||||
Т6. 1\ 61 | 29.04 | 1 ч | Искусственные органические вещества: пластмассы, каучуки | Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки | Искусственные органические вещества: пластмассы, каучуки | ||
Т6 2\ 62 | 03.05 | 1 ч | Искусственные органические вещества: волокна | Классификация ВМС. Важнейшие представители волокон | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна | Искусственные органические вещества: волокна | ||
Т6. 3\ 63 | 06.05 | 1 ч | Синтетические органические вещества: пластмассы, каучуки | Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических пластмасс, каучуков | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки | Синтетические орг. вещества: пластмассы, каучуки | ||
Т6 4\ 64 | 10.05 | 1 ч | Синтетические органические вещества: волокна | Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических волокон | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна | Синтетические орг. вещества: волокна | ||
Т6. 5,6\ 65,66 | 13.05 17.05 | 2 ч | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Правила ТБ при выполнении данной работы | Знать основные правила ТБ при работе в хим кабинете. Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием. Знать наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Образцы пластмасс, волоков, реактивы | ||
67-70 | 20, 24,27, 31 | 4 ч | Резерв |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. - 191с
Методическая литература:
- Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
Дополнительная литература:
- Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
- Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
- Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
контрольная работа...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...