Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Азевская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для учащихся 10 класса
Галимуллиной Елены Юрьевны, учителя химии и биологии высшей категории
Срок реализации 1 год
Год разработки 2013-2014 учебный год
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по химии
10 класс
Учитель Галимуллина Елена Юрьевна
Количество часов 70
Всего 70 часов, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ__3_,
практических работ____2_____
Административных контрольных работ____-______
Планирование составлено на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (05.03.2004);
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
- авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007),
- с учетом Учебного плана Муниципального образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа.
Учебник. Химия. 10 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009год
Дополнительная литература:
- Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2005;
- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2009;
- Химия. 10 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего полного (общего) образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана Муниципального бюджетного образовательного учреждения Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района РТ.
Программа базового уровня химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).
Цель курса химии 10 класса:
- изучить разделы органической химии
Задачи курса:
- освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Первый урок химии посвящен повторению правил техники безопасности в химической лаборатории. Введение увеличивается до 2 часов за счет добавления темы «Научные методы познания веществ и химических явлений». Поэтому продолжительность изучения темы 1 «Теория строения органических соединений» уменьшается до 4 часов, в течение которых все вопросы темы 1 рассматриваются.
В теме 3 «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники» при изучении «Сложных эфиров и жиров» рассматривается вопрос «Моющие и чистящие средства»
В теме 4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе» не рассматривается вопрос «Нуклеиновые кислоты», так как он не включается в требования Стандарта. В практической работе №1 «Идентификация органических соединений» рассматриваются качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
Практическая работа №2 рассчитана на 2 часа.
При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:
ДМ – дидактический материал;
Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;
ПСХЭ – периодическая система химических элементов;
ТБ – техника безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава;
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Правила техники безопасности в химической лаборатории (1 ч)
Введение (2ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема1: Теория строения органических соединений (4 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, гомологическом ряде, структурной изомерии и изомерах. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2: Углеводороды и их природные источники (16ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Получение и свойства ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №1 «Углеводороды»
Тема3: Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида
на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 5.Качественная реакция на многоатомные спирты. 6. Свойства формальдегида. 7. Свойства уксусной кислоты. 8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.9. Свойства глюкозы. 10. Свойства крахмала.
Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения»
Тема 6: Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль
этиленгликолят меди (II);
этанол этаналь
этановая кислота
Лабораторный опыт. 11.Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения»
Тема 5: Химия и здоровье (9ч)
Х и м и я и з д о р о в ь е. Составляющие здоровья.
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых
орагнизмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Х и м и я и п и щ а. Калорийность белков, жиров, углеводов.
Х и м и я в п о в с е д н е в н о й ж и з н и. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6: Искусственные и синтетические органические соединения (6ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна:
Лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к
нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 12. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Резервное время – 4 часа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата урока | Кол-во часов | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | УМК | Примеча-ние | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 03.09 | 03.09 | 1 ч | Техника безопасности в химической лаборатории | Знать правила техники безопасности в химической лаборатории | Таблица инструктажа | ||
Введение (2 часа) | ||||||||
2 | 07.09 | 07.09 | 1 ч | Научные методы познания веществ и химических явлений. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов | Знать научные методы познания веществ и химических явлений | ||
3 | 10.09 | 10.09 | 1 ч | Предмет органической химии | Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. | Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимать особенности, характеризующие органические соединения | коллекция орг. веществ и материалов из них | |
Тема 1. Теория строения органических соединений (4 часа) | ||||||||
Т1 1\4 | 14.09 | 14.09 | 1 ч | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы | Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Углеродный скелет, радикалы. Д: Модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ | Знать основные положения ТХС в современной химии. | Модели мол-л метана, бутана | |
Т1. 2\5 | 17.09 | 17.09 | 1 ч | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Функциональные группы | функциональные группы. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. | Знать основные положения ТХС в современной химии. Уметь составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений | Кол-я полимеров, природных и синтетических каучуков, лек. Препаратов, красителей | |
Т1 3\6 | 21.09 | 21.09 | 1 ч | Классификация органических соединений | Классификация органических соединений:
| На основе первоначального обзора основных классов органических соединений, знать и понимать принципы классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам | Образцы представителей различных классов орг. соед-й и их шаростержневые и объемные модели | |
Т1 4\7 | 24.09 | 24.09 | 1 ч | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия Л. Изготовление моделей молекул углеводородов | Знать понятия: гомолог, гомологический ряд, изомерия. Уметь -называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре | ||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов) | ||||||||
Т2. 1/8
| 28.09 | 28.09 | 1 ч | Природные источники углеводородов. Нефть | Природный и попутный газы, Нефть, ее физ. св-ва, Способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. Л. Ознакомление с коллекцией нефтепродуктов | Знать важнейшие направления использования нефти. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | Кол-я «Природные источники УВ» | |
Т2 2\9 | 01.10 | 30.09 | 1 ч | Природный и попутный нефтяные газы. | Природный и попутный газы, их состав и использование. | Знать основные компоненты природного газа; | ||
Т2. 3\ 10 | 05.10 | 01.10 | 1 ч | Алканы | Гомолог. ряд алканов: строение, ном-ра, изомерия, физ св-ва, Д: Плавление парафинов и их отношение к воде. Л: Изготовление моделей молекул алканов. | Знать Гом. Ряд, пространственное строение алканов, правила составления названий алканов. Уметь называть алканы по межд. ном-ре. | Д. растворение парафина в бензине; плавление парафина и его отношение к воде; Модели мол-л \ | |
Т2 4\ 11 | 08.10 | 05.10 | 1 ч | Алканы, их химические свойства, получение и применение | Получение алканов, хим. св-ва, применение. | Знать важнейшие физ. и хим. св-ва метана как основного представителя предельных УВ | Д. горение метана | |
Т2 5\ 12 | 12.10 | 08.10 | 1 ч | Алкены | Гом. ряд алкенов: строение, ном-ра, изомерия, физ. св-ва | Знать правила составления названий алкенов; уметь называть алкены по межд. ном-ре; | Шаростержне-вые модели молекул; | |
Т2. 6\ 13 | 15.10 | 12.10 | 1 ч | Алкены, их химические свойства, получение и применение | получение, хим. св-ва, прим-е. Д: Получение этилена Л: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | знать важнейшие физ. и хим. свойства этина, качественные реакции на кратную связь | Получение этена из этанола | |
Т2. 7/ 14 | 19.10 | 19.10 | 1 ч | Алкадиены | Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физ св-ва. | Гом. ряд алкадиенов. Знать правила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре, Проводить самостоятельный поиск хим. инф-ии с использованием различных источников | Модели мол-л; | |
Т2 8\ 15 | 22.10 | 22.10 | 1 ч | Алкадиены, их химические свойства, получение и применение | Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Хим. свойства. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Современная хим. каучуковая промышленность. | знать св-ва каучука, области его применения. | Коллекция каучуков и резины | |
Т2 9\ 16 | 26.10 | 26.10 | 1 ч | Алкины | Гом. ряд алкинов: строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. | Знать правила составления названий алкинов, уметь называть алкины по международной номенклатуре | Модели молекул | |
Т2. 10\17 | 29.10 | 29.10 | 1 ч | Алкины, их химические свойства, получение и применение | Получение алкинов. Хим. св-ва. Применение алкинов и их производных. Л: Получение и свойства ацетилена. | , знать сп-бы образования сигма- и пи- связей, важнейшие физ. и хим. св-ва этина, как основного представителя алкинов | Получение ацетилена из карбида кальция; | |
Т2 11\ 18 | 02.11 | 02.11 | 1 ч | Арены | Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физ. св-ва бензола и его гомологов. | Знать важнейшие физ. св-ва бензола как основного представителя аренов | Модели молекул | |
Т2. 12/ 19 | 12.11 | 12.11 | 1 ч | Арены, их химические свойства, получение и применение | Получение Аренов. Хим. св-ва, Применение бензола и его гомологов | Знать важнейшие физ. и хим. св-ва бензола как основного представителя аренов. Уметь выделять главное при рассмотрение бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, объяснять взаимное влияние атомов в молекуле | Растворение в бензоле серы; Отношение бензола к бромной воде | |
Т2 13\ 20 | 16.11 | 15.11 | 1 ч | Генетическая связь между классами углеводородов | Генетическая связь различных классов углеводородов. Решение задач и упражнений. | Знать важнейшие реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола, основные способы их получения и области их применения | Опорный конспект | |
Т2. 14/ 21 | 19.11 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» | Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений | Уметь называть изучаемые в-ва по тривиальной номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Уметь составлять структурные формулы орг. соединений и их изомеров.. | Распознавание орг. вещ-в изученных классов; | ||
Т2. 15/ 22 | 23.11 | 19.11 | 1 ч | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | «Углеводороды» | Дидактический материал | ||
16/ 23 | 26.11 | 23.11 | 1 ч | Резерв | ||||
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов) | ||||||||
Т3. 1/ 24 | 30.11 | 26.11 | 1 ч | Спирты, их строение и классификация, номенклатура, изомерия, физ. свойства. | Спирты. Их строение и классификация, ном-ра, изомерия, физ св-ва. Межмолек. Водородная связь. | Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы изомерии у них. | Шаростержне-вые молекулы | |
Т3 2/ 25 | 03.12 | 30.11 | 1 ч | Спирты, их химические свойства, получение и применение | Хим. св-ва спиртов. Простые эфиры. Получение и применение. Л: кач. реакция на многоатомные спирты | На основе анализа строения молекул спиртов уметь сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов. Знать основные способы получения и прим-я важнейших представителей класса спиртов | Качественная реакция на многоатомные спирты | |
Т3. 3/ 26 | 07.12 | 03.12 | 1 ч | Фенол | Строение молекулы фенола. Причина, обуславливающая характерные св-ва молекулы фенола. Класс-ция, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого уметь предсказывать его св-ва. | Презентация по теме Коллекция «Каменный уголь» | |
Т3 4/ 27 | 10.12 | 07.12 | 1 ч | Фенол, его химические свойства, получение и применение | Получение и прим-е фенолов. Качественная р-ция на фенол. Хим. загрязнение окружающей среды и его последствия | Знать основные способы получения и применения фенола | Качественная реакция на фенол | |
Т3. 5/ 28 | 14.12 | 10.12 | 1 ч | Альдегиды | Строение, номенклатура, изомерия, физ. свойства альдегидов. | Знать гом. ряды и основы номенклатуры альдегидов; | Шаростерж. Молекулы | |
Т3 6/ 29 | 17.12 | 14.12 | 1 ч | Альдегиды, их химические свойства, получение и применение | Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Хим. св-ва альдегидов. Л: Знак-во с физ. св. Качественная р-ция на формальдегид | знать строение карбонильной группы и на этой основе усвоить отличие и сходство альдегидов и кетонов. Знать важнейшие св-ва осн. представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни ч-ка | Качественная р-ция на формальдегид | |
Т3. 7 /30 | 21.12 | 17.12 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений | Уметь составлять уравнения р-ций, цепи превращений, решать задачи | ДМ | |
Т3. 8/ 31 | 24.12 | 21.12 | 1 ч | Карбоновые кислоты | Строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва карбоновых к-т. | Знать Гом. ряды и основы номенклатуры карбоновых к-т; знать строение карбоксильной группы. | «карбоновые кислоты»; | |
Т3 9/ 32 | 11.01 | 24.12 | 1 ч | Карбоновые кислоты | Карбоновые к-ты в природе. Получение карбоновых к-т. Хим св-ва карбоновых к-т. Отдельные представители и их значение Л. Свойства уксусной кислоты | Знать общие свойства карбоновых кислот, уметь проводить сравнение со свойствами минеральных кислот, их значение в природе и повседневной жизни человека | Д. уксусная кислота, лимонная кислота | |
Т3. 10/ 33 | 14.01 | 11.01 | 1 ч | Сложные эфиры. | Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике. | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров | Образцы сложных эфиров | |
Т3 11/ 34 | 18.01 | 14.01 | 1 ч | Жиры. Моющие и чистящие средства | Состав, классификация, св-ва, применение и получение жиров. Понятие о мылах Л. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка | Знать строение, получение, св-ва и использование в быту сложных жиров | Шаростержневые модели молекул; | |
Т3. 12/ 35 | 21.01 | 18.01 | 1 ч | Углеводы | Углеводы, их классификация и значение. | Знать классификацию углеводов по различным признакам; хим. свойства и уметь объяснять их на основании строения молекулы. Значение углеводов в природе и жизни ч-ка и всех живых организмов на Земле. | Образцы углеводов и изделий из них | |
Т3 13/ 36 | 25.01 | 21.01 | 1 ч | Углеводы. Моносахариды | Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы. | Знать особенности строения глюкозы как альдегидоспирта. | Строение молекулы глюкозы | |
Т3. 14/ 37 | 28.01 | 25.01 | 1 ч | Глюкоза, химические свойства, применение | Хим. свойства глюкозы как бифункционального соединения. Применение глюкозы. Л. Свойства глюкозы | Знать свойства и применение глюкозы. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Качественные реакции на глюкозу | |
Т3 15/ 38 | 01.02 | 28.01 | 1 ч | Полисхариды: крахмал и целлюлоза. | Свойства. Полисхариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации Л. Свойства крахмала | Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении | Качественная реакция на крахмал | |
Т3. 16/ 39 | 04.02 | 01.02 | 1 ч | Единство химической организации живых организмов | Единство химической организации живых | Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Презентация по теме | |
Т3 17/ 40 | 08.02 | 04.02 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения» | Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы | Знать важнейшие реакции спиртов (в том числе качественную реакцию на многоатомные спирты), фенола, альдегидов, карбоновых к-т, глюкозы. Знать основные способы их получения и области их прим-я. Определять возможности протекания хим. превращений | Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине | |
Т3. 18/ 41 | 11.02 | 1 ч | Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения» | «Кислородосодержащие органические соединения» | ДМ | |||
19/ 42 | 15.02 | 1 ч | Резерв | |||||
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9 часов) | ||||||||
Т4. 1 /43 | 18.02 | 1 ч | Амины. | Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. Физ и хим св-ва аминов. | Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры. Уметь проводить сравнение св-в аминов и аммиака. Знать основные способы получения аминов и их применение | Шаростержне-вые модели молекул; | ||
Т4 2/ 44 | 22.02 | 1 ч | Анилин | Анилин – важнейший представитель аминов. Применение аминов | Анилин; Анилиновые красители | |||
Т4. 3/ 45 | 25.02 | 1 ч | Аминокислоты | Строение, номенклатура, изомерия, класс-ция аминок-т, физ свойства. Взаимодействие аминок-т с сильными кислотами | Знать класс-цию, виды изомерии аминок-т и основы их номенклатуры. | «Аминокислоты» Слайд-презентация | ||
Т4 4/ 46 | 01.03 | 1 ч | Свойства аминокислот, обусловленные хим двойственностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами | Опираясь на полученные знания о хим двойственности аминок-т, уметь предсказывать их хим св-ва. Уметь объяснять прим-е и биологическую функцию аминок-т | Доказательсво наличия функциональных групп в растворах аминокислот | |||
Т4. 5/ 47 | 04.03 | 1 ч | Белки | Понятие о белках: их строении | Знать строение и важнейшие св-ва белков; активно использовать межпредметные связи с биологией, с валеологией, | Растворение и осаждение белков; | ||
Т4 6/ 48 | 08.03 | 1 ч | Белки | Хим. и биол. свойства белков. Л: Качественные реакции на белки | уметь давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи | Качественные реакции на белки; Обнаружение белков в курином яйце и молоке | ||
Т4. 7 49 | 11.03 | 1 ч | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие орг. соединения» | Учебные модули: амины, аминокислоты, белки | Знать важнейшие реакции на анилин, аминокислоты, белки Знать основные способы их получения и области их применения. | |||
Т4. 8/ 50 | 15.03 | 1 ч | Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соед-я» | «Азотосодержащие органические соединения» | Дм | |||
Т4. 9/ 51 | 18.03 | 1 ч | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | Правила ТБ при выполнении практической работы | Знать основные правила ТБ при работе в хим кабинете. Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием Знать качественные р-ции на важнейших представителей органич. соединений | |||
Тема 5. Химия и жизнь (9 часов) | ||||||||
Т5. 1/ 52 | 22.03 | 1ч | Химия и здоровье Ферменты | Составляющие здоровья Понятие о ферментах как о биокатализаторах | Уметь использовать полученные знания | Сравнение скорости разложения под действием каталазы и неорганического катализатора | ||
Т5. 2/ 53 | 01.04 | 1 ч | Витамины | Витамины, и их важнейшие представители. | Уметь использовать полученные знания | Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации животных с различными видами авитаминозов | ||
Т5. 3\ 54 | 05.04 | 1 ч | Гормоны | Гормоны, и их значение | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5. 4\ 55 | 08.04 | 1 ч | Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | Лекарства и их значение. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5 5\ 56 | 12.04 | 1 ч | Химия и пища. Калорийность белков, жиров, углеводов | Уметь использовать полученные знания | Опорный конспект | |||
Т5 6\ 57 | 15.04 | 1 ч | Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии | Уметь использовать полученные знания | Опорный конспект | |||
Т5 7\ 58 | 19.04 | 1 ч | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | ||
Т5 8\ 59 | 22.04 | 1 ч | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Знать виды химического загрязнения, и меры борьбы с ними. | Презентация по теме | |||
Т 5 9\ 60 | 26.04 | 1 ч | Бытовая химическая грамотность | Уметь использовать полученные знания | Презентация по теме | |||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов) | ||||||||
Т6. 1\ 61 | 29.04 | 1 ч | Искусственные органические вещества: пластмассы, каучуки | Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки | Искусственные органические вещества: пластмассы, каучуки | ||
Т6 2\ 62 | 03.05 | 1 ч | Искусственные органические вещества: волокна | Классификация ВМС. Важнейшие представители волокон | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна | Искусственные органические вещества: волокна | ||
Т6. 3\ 63 | 06.05 | 1 ч | Синтетические органические вещества: пластмассы, каучуки | Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических пластмасс, каучуков | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные пластмассы, каучуки | Синтетические орг. вещества: пластмассы, каучуки | ||
Т6 4\ 64 | 10.05 | 1 ч | Синтетические органические вещества: волокна | Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических волокон | Знать важнейшие вещества и материалы: Искусственные волокна | Синтетические орг. вещества: волокна | ||
Т6. 5,6\ 65,66 | 13.05 17.05 | 2 ч | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Правила ТБ при выполнении данной работы | Знать основные правила ТБ при работе в хим кабинете. Уметь грамотно обращаться с хим посудой и лаб оборудованием. Знать наиболее широко распространенные полимеры и их свойства | Образцы пластмасс, волоков, реактивы | ||
67-70 | 20, 24,27, 31 | 4 ч | Резерв |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. - 191с
Методическая литература:
- Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2004. – 480с.
Дополнительная литература:
- Химия. 10 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
- Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
- Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 "а", количество часов (всего) 34, в неделю - 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 "а",количество часов (всего) 34, в неделю - 1Рабочая программа с...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся...
Контрольная работа по химии : " Классы неорганических веществ"
Контрольная работа по химии: "Классы неорганических веществ"...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...