Внеклассное мероприятие по химии, в рамках декады естественных наук «Экскурсия в кабинет химии» для 4-7 классов
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
В данном мероприятии учащиеся старших классов показывают занимательные опыты младшим школьникам. В каждом доме есть домовенок, а в кабинете химии живет Химовенок, который любит смотреть опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimovenok.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №128 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Внеклассное мероприятие по химии, в рамках декады естественных наук
«Экскурсия в кабинет химии» для 4-7 классов
Учитель химии (высшая категория)
Батанина Татьяна Николаевна
Барнаул
2013г
Цели:
1. Познакомить учащихся младших классов с предметом химии.
2. Развитие у учащихся интереса к изучению химии, как науки формирующей целостную картину восприятия окружающего мира;
3. Развитие у младших школьников познавательной активности, внимания, наблюдения, коммуникативных способностей.
4.Развитие у учащихся старших классов практических навыков при проведении демонстрационных химических опытов, соблюдение техники безопасности.
Оборудование:
1. Периодическая система химических элементов на стене
2. Для проведения опытов. Приборы и материалы: подъемный столик, фарфоровая чашка, химические стаканы, стеклянные палочки, тигельные щипцы, лучина, спички, вата, древесные стружки, чашка прозрачная , сухари, платок.
Реактивы: Спирт, раствор аммиака 25%, концентрированная соляная и серная кислоты, борная кислота, фенолфталеин, перманганат калия, растворы: иодида калия, ацетата свинца, гидроксида натрия, соляной кислоты, спиртовой йодный раствор.
Оформление доски: На доске эпиграф к занятию.
Подготовительный этап
Учащимися 10 класса тщательно подготовлена экспериментальная часть, отработана техника проведения опытов.
Кабинет оформляется стенгазетами по теме «Новости химической науки».
Подобрано музыкальное сопровождение.
Экскурсия в кабинет химии
Учитель. Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию проведут ученики 10 класса, которые расскажут вам о науке химии.
Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы пригласили Вас, чтобы показать какую интересную науку предстоит изучать вам в будущем (через 3 года).
Вбегает химовенок . Подождите, подождите, вы забыли про меня.
Ведущий. А ты кто такой?
Химовенок. Ну как же, вы уже 3 года занимаетесь в этом кабинете, и не знаете кто я?
Ведущий. Первый раз видим.
Химовенок. Я живу здесь 10 лет, как построили школу. Ведь в каждом доме есть домовенок, а я Химовенок. Люблю иногда немного пошалить в кабинете, когда никого нет.
Ведущий. А-а-а-а, теперь понятно, почему иногда здесь все верх дном!!
1Ученик. А у меня в прошлом году пропала пробирка с огненной жидкостью, а затем через 2 недели появилась. Это, случайно не ты ее взял?
Химовенок, опускает глаза (ему стыдно). Я, признаюсь, но я же вернул, правда, немного истратил.
Ведущий. Ребята, мы отвлеклись. Давайте займемся делом!
Химовенок. А мне вот всегда интересно, как это вы тут добываете огонь?
1 Ученик. Это очень просто, я сейчас покажу!
Опыт1 «Самовозгорание костра», «Цветное пламя».
Химовенок. Вот это да! Вот это настоящее чудо! А можете получить дым без огня?
2Ученик. Чтобы получить «дымок»,
Мне не нужен огонек!
(Опыт2 «Дым без огня»)
Химовенок. А я все 10 лет пытался в вашем кабинете получить золото.
Ведущий. Получилось?
Химовенок. Думаю, что до завершения испытаний осталось немного. Покажу, что я уже умею.
Опыт3 «Взаимодействие раствора иодида калия с раствором ацетата свинца».
Ведущий. А вы ребята, как думаете можно получить золото?
Гости высказывают свое мнение.
Ведущий. На самом деле золото в химической реакции невозможно получить, а вот в ядерной возможно.
Химовенок. Что-то устал я и проголодался, не угостите ли вы меня ребята чайком?
Ведущий. С «удовольствием».
3Ученик наливает «чай» в прозрачный стакан и подает на блюдце сухарики. Химовенок обмакивает сухарь в стакан с «чаем» и к его удивлению сухарь окрашивается в фиолетовый цвет.
Опыт 4«Взаимодействие раствора йода с крахмалом»
Ребята смеются.
Химовенок. Что такое? Вы специально все подстроили? Чтобы все смеялись.
Ведущий. Мы просто пошутили. Ведь сколько раз ты подшучивал над нами. Вот мы решили тоже пошутить. Ну ладно, не обижайся. Дадим мы тебе чая.
3Ученик наливает чай.
Ведущий. Пока химовенок пьет чай. Давайте посмотрим, что еще умеют ученики 10 класса.
4Ученик. Я покажу вам ребята как после сгорания платка, он остается цел и невредим. Только для проведения этого опыта нужны глубокие знания по химии, так как это очень опасно.
Опыт5 «Несгораемый платок».
5Ученик. А я покажу Фокус, который каждый из вас научится делать, когда начнет изучать химию.
Опыт 6 «Волшебный кувшин».
Ведущий. В завершении нашей экскурсии мы хотели показать вам еще один фокус «Сеанс передачи мысли на расстоянии».
Любой человек из зала загадывает хим. элемент и показывает его ведущему и зрителям, чтобы не видел водящий (ученик ). Ученик должен отгадать элемент.
Секрет фокуса связан с запоминанием десяти слов, каждому из которых соответствуют цифры от 0 до 9:
0-назови
1-отгадай
2-догадайся
3-так
4-что это
5-подумай
6-шевели мозгами
7-скажи
8-внимание
9-думай
повторение цифры обозначается частицей «ну».
Ведущий: Думаю, ребята, Вам всем понравилось то, что мы увидели в кабинете химии. Химия – развивающаяся наука. Много времени прошло со времен зарождения этой удивительной науки , но и сейчас каждый, кто серьезно ей занимается, может внести свой вклад в ее развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов. Кто-то ее уже изучает, кому-то это еще только предстоит. Мы желаем вам успехов в ее изучении! До новых встреч. И ждем Вас в 8 классе в этом кабинете!
Опыт 1.
Цветное пламя
Оборудование: фарфоровые чашечки, вата, растворы нитратов натрия, калия, рубидия, бария, стронция, спирт, раствор борной кислоты, спички, лучина.
Для опыта готовят концентрированные растворы солей и борной кислоты, смачивают кусочки ваты. Подсушивают. В фарфоровые чашечки кладут кусочки ваты, смоченные растворами солей, добавляют немного спирта и поджигают. Наблюдаем разноцветное пламя.
Самовозгорание огня
Оборудование: фарфоровая чашечка(кафельная плитка), перманганат калия, спирт, концентрированная серная кислота, вата, стеклянная палочка, стружки сосновые.
Для опыта готовят кашицу из перманганата калия и серной кислоты в фарфоровой чашечке. Вокруг раскладывают сухие стружки. Между пальцами руки помещают ватку, смоченную спиртом. При сжимании пальцев капли спирта должны попасть в окислительную смесь. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты, избыток спирта воспламеняется, а от него загораются стружки.
Опыт 2.
Дым без огня
Оборудование: две стеклянные палочки, концентрированная соляная кислота, раствор аммиака (25%)
Для опыта одну палочку смачивают в соляной кислоте, а другую в растворе аммиака. Касаются одной палочкой о другую. Наблюдают выделение белого дыма.
Опыт 3.
Взаимодействие раствора иодида калия с раствором ацетата свинца.
Оборудование: химический стаканчик, раствор иодида калия, раствором ацетата свинца.
В химический стакан наливают поочередно два раствора. Наблюдают выпадение ярко-желтого осадка.
Опыт 4.
Взаимодействие раствора йода с крахмалом.
Оборудование: кусочек хлеба (сухарь),спиртовой раствор йода. вода, стакан.
Для опыта Наливают в стакан воды и добавляют небольшое количество спиртового раствора йода, до цвета чая. Опускают в стакан сухарик. Наблюдают окрашивание сухарика в фиолетовый цвет.
Опыт 5.
Несгораемый платок
Оборудование: платок (бумажные деньги), спирт, вода, спички лучина, тигельные щипцы.
Для опыта хорошо смачивают платок водой, затем спиртом. Держа платок тигельными щипцами, поджигают его с помощью лучины. Наблюдают, что после сгорания, платок остается целый и невредимый. ( спирт сгорает , а платок нет, так как он мокрый)
Опыт 6.
Волшебный кувшин
Оборудование: 5-6 стаканов, кувшин (непрозрачный) фенолфталеин, раствор гидроксида натрия, соляная кислота.
Для опыта в кувшин наливают воду и добавляют фенолфталеин. На дно одного стакана наливают немного раствора гидроксида натрия. В другой стакан наливаю немного соляной кислоты. Стаканы помечают. Из кувшина разливают воду во все стаканы, кроме двух помеченных. Затем содержимое всех стаканов, кроме того, который с кислотой, выливают в кувшин. И снова разливают в стаканы. жидкость окрашивается в малиновый цвет. Снова содержимое всех, включая стакан с кислотой, выливают в кувшин. Разливают по стаканам. Жидкость становится прозрачной.
Литература
- Алексенский В.Н. Занимательные опыты по химии М: просвещение 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по географии в рамках недели естественных наук
Внеклассное мероприятие по географии в виде игры-путешествия "По разноцветной планете". В игре участвуют 2 команды. Отвечают на "цветные" вопросы по географии. Например, назовите реку, озеро, море, но...
Внеклассное мероприятие по химии «Химический лабиринт» для учащихся 9-11 классов Учитель химии: Коковина ЛЕ
Развивающие цели: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности.Во...
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»
Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов «Экскурсия в кабинет химии»
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов«Экскурсия в кабинет химии»...
Внеклассное мероприятие по физике и химии "Знатоки естественных наук"
Внеклассное мероприятие по физике и химии"Знатоки естественных наук"...
Сценарий мероприятия "Мы вместе!" в рамках Декады инвалидов
Мероприятие разработано для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии и РАС....
Внеклассное мероприятие по химии для учеников 10-11 классов «Интеллектуальная игра для старшеклассников по предметам естественно-математического цикла»
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В последнее время наблюдается тенденция, когда ребенка, проявляющего успехи в одном предмете, преподаватели начина...