Практическая работа №2 По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».
методическая разработка по химии по теме
Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.
Задачи работы:
- Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
- Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
- Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
- Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
- Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2
По теме: «Общие свойства металлов и их соединений».
Цель работы: изучение химических свойств металлов и их соединений.
Задачи работы:
- Закрепить знания о химических свойствах металлов: взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
- Экспериментальным путем убедиться в различной химической активности металлов, доказать, что более активные металлы восстанавливают менее химически активные из водных растворов их солей.
- Изучить общие свойства амфотерных гидроксидов.
- Изучить общие свойства нерастворимых оснований.
- Отработать навыки экспериментальной работы согласно правилам техники безопасности.
Краткие теоретические сведения.
Металлы в периодической системе находятся в I, II, III группах, в побочных подгруппах всех групп. Кроме того, металлами являются наиболее тяжелые элементы IV, V, VI и VII групп.
Особенностью строения атомов металлов является небольшое число электронов во внешнем электронном уровне, как правило, не превышающее трёх. Атомы металлов легко отдают электроны и являются хорошими восстановителями.
Металлы по их активности расположены в ряд, называемый электрохимическим рядом напряжений металлов.
Li Rb K Cs Ba Sr Ca Na Mg Be Al Mn Zn Cr Fe Cd Co Ni Sn Pb H Sb Bi Cu Hg Ag Au
Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, могут вытеснять его из растворов кислот, а всякий металл, стоящий ближе к началу ряда, может вытеснять (восстанавливать) последующие из растворов их солей.
1.Металлы, расположенные в начале ряда - от лития до магния –восстанавливают водород из воды с образованием щелочи:
2Na + 2HOH 2NaOH + H2↑.
2. Металлы менее активные (от марганца до железа), восстанавливая из воды водород, образуют оксиды:
3Fe + 4H2O Fe3O4 + 4H2↑.
3.Металлы реагируют с кислотами. Взаимодействие металлов зависит от их активности (см. электрохимическим рядом напряжений металлов) и от концентрации кислоты:
а) кислоты HCl, H3PO4, H2SO4(разб.) реагируют со всеми металлами (кроме Pb), которые стоят в ряду напряжений до водорода, при этом выделяется водород;
Zn + 2HCl ZnCl2 + H2↑.
б) концентрированная H2SO4 при нагревании реагирует со всеми металлами (кроме Pt и Au), при этом водород не выделяется; с тяжелыми (плотность > 5 г/ см3) металлами образует газ SO2 (оксид серы (IV)); с более активными легкими (плотность < 5 г/ см3) металлами выделяется H2S (сероводород):
Cu +2H2SO4 (конц) CuSO4 + 2H2O + SO2↑.
в) концентрированная НNO3 c щелочными и щелочноземельными металлами образует газ N2O – оксид азота (IV), с другими тяжелыми металлами – оксид азота (IV) NO2:
Ca + 10HNO3(конц.) → Ca(NO3)2 + N2O + 5 H2O
Cu + 4HNO3(конц.) → Cu(NO3)2 + NO2 + 2 H2O
г) разбавленная НNO3 взаимодействует c щелочными и щелоч-ноземельными металлами, а также с Zn, Fe, Sn, при этом выделяется газ NH3 (аммиак) или образуется соль аммония (NH3 + НNO3 =NH4NO3), при реакции с остальными металлами (плотность > 5 г/ см3) образуется оксид азота (II) NO:
Ca + 10HNO3(разб.) → 4Ca(NO3)2 + NH4NO3 + 3 H2O
Cu + 4HNO3(разб.) → 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
д) кислоты H2CO3,H2SO3, CH3COOH – слабые, взаимодействуют с активными металлами:
2CH3COOH + 2Na → 2CH3COONa + H2
4. Каждый последующий металл может быть восстановлен из раствора соли предыдущим металлом: Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu.
Переходные металлы расположены в Периодической системе с 4 по 7 период. Переходные металлы, символы которых расположены в самой таблице, называют d-элементами, а те элементы, символы которых расположены в нижней части Периодической системы, называют лантаноидами и актиноидами или f-элементами.
Амфотерные оксиды - оксиды переходных металлов.
Свойства.
1. Амфотерные оксиды не растворяются в воде.
2. Амфотерные оксиды, реагируя с основными и с кислотными оксидами, дают соли:
Al2O3 + K2O 2KAlO2,
Al2O3 + 3SO3 Al2(SO4)3.
3. Амфотерные оксиды, реагируя с основными или кислотными гидроксидами, дают соли:
ZnO + 2KOH K2ZnO2 + H2O,
ZnO + H2SO4 ZnSO4 + H2O
4. Соответствующие амфотерным оксидам гидроксиды обладают амфотерными свойствами:
Zn(OH)2 Zn2+ + 2OH- - как основание
H2ZnO2 2H+ + ZnO22- - как кислота
Амфотерные гидроксиды - это такие гидроксиды, где растворенная в воде часть, диссоциирует на катионы водорода, металла и анионы гидроксида и кислотного остатка.
Zn(OH)2 ⇆ Zn2+ + 2OH-, H2ZnO2 ⇆ 2H+ + ZnO22-
Получение:
1.Взаимодействием переходных металлов (после удаления оксидной пленки) с водой:
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3+ 3H2↑
2.Взаимодействие солей со щелочами:
ZnCl2 + 2KOH Zn(OH)2 + 2KCl
3. Взаимодействием солей с кислотами:
Na[Al(OH)4] + HCl Al(OH)3+ NaCl + H2O
Свойства:
1. Диссоциирует на ионы растворенная в воде часть амфотерного гидроксида: Zn(OH)2 ⇆ Zn(OH)+ + OH- ⇆ Zn2+ + 2OH-
H2ZnO2 ⇆ HZnO2- + H+ ⇆ZnO22- + 2H+
2. Взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами и кислыми солями:
2Cr(OH)3 + 3SO3 Cr2(SO4)3 + 3H2O
Al(OH)3 + 3HBr AlBr3 + 3H2O
Zn(OH)2+ 2NaHSO4 ZnSO4 + Na2SO4 + 2H2O
3. Взаимодействуют с основными оксидами, основаниями и основными солями:
Zn(OH)2 + Li2O Li2ZnO2 + H2O
Zn(OH)2 + Ba(OH)2 BaZnO2 + 2H2O
4. Подвергаются разложению при нагревании:
2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O
Приборы и реактивы:
- штатив с пробирками, пипетка, держатель для пробирок, спиртовки, спички, стеклянная палочка.
- растворы: серной кислоты, гидроксида натрия; растворы солей: сульфат меди (II),хлорид цинка, сульфат алюминия, сульфат натрия; кусочки: цинка, меди.
Порядок выполнения работы.
Опыт № 1. Взаимодействие металлов с растворами кислот.
Ход работы: В три пробирки положить: в первую кусочек магния, во вторую – гранулу цинка, в третью – медь (кусочек проволоки). Прилить во все пробирки 1 мл раствора серной кислоты.
Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Сравнить скорость происходящих реакций. Почему в одной из пробирок реакция не идёт? Дать объяснение. Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Опыт № 2. Взаимодействие металлов с солями.
Ход работы: В одну пробирку положить одну гранулу цинка и прилить раствор медного купороса, во вторую – кусочек медной проволоки и прилить раствор сульфата натрия.
Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить схему электронного баланса в окислительно–восстановительных реакциях.
Опыт № 3. Получение гидроксида цинка и испытание его амфотерных свойств.
Ход работы: В две пробирки налить по 5-6 капель раствора соли цинка и очень аккуратно по каплям добавить в них раствор щелочи до появления осадка.
Затем в одну пробирку добавить 2-3 капли раствора серной кислоты.
В другую пробирку добавить избыточное количество щелочи (до растворения осадка).
Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт № 4. Получение гидроксида меди и изучение его свойств
Ход работы: Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II). Указать цвет осадка. Нагреть полученное вещество.
Записать наблюдения в таблицу «Оформление отчета». Что произойдет с осадком при нагревании?
Составьте уравнения реакций в молекулярно и ионном виде.
Оформление отчета
Название работы. Условия проведения. | Наблюдения. | Уравнения реакции. Вывод. |
Выводы по работе (ответить на вопросы).
Какими химическими свойствами обладают металлы. Указать, металлы, которые могут вытеснять водород из растворов кислот и металлы которые могут вытеснять другие металлы из растворов их солей.
Список литературы:
Ерохин Ю.М. Химия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.М. Ерохин.- М.: Академия,2011. с. 170-360. - ISBN 978-5-7695 -8350-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...
Свойства металлов и их соединений.
Курс составлен в соответствии с Образовательным стандартом и типовыми программами курса химии. В первую очередь, предназначен для организации самостоятельной работы учащихся, так же ...
Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов»
Контрольная работа по теме «Общие свойства металлов» в четырех вариантах для учащихся 9 классов....
Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"
Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...
Методическая разработка внеурочного мероприятия Конкурса-игры по химии в виде практической работы «Свойства металлов и их соединений».
В рамках недели естественных наук в ГБОУ «С-Пб ФМЛ №30» во внеурочное время проводятся командные соревнования учащихся по станциям «Физика», «Химия», «Би...
Контрольная работа по теме: «Общие свойства металлов, галогены"
Проверочная работа проводится с целью определения уровня знаний учащихся по теме: «Общие свойства металлов, галогены»...