Карбоновые кислоты.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Пономарёва Галина Павловна

Цели урока:

Обучающие -  повторить, закрепить, обобщить, проанализировать и  оценить знания о классификации, изомерии, названии карбоновых кислот по международной и тривиальной номенклатуре,  получении и свойствах карбоновых кислот. Рассмотреть применение карбоновых кислот.

Развивающие -   развивать познавательные  интересы, коммуникативные  качества учащихся, уверенность  в своих силах.

Воспитательные: воспитать  культуру  общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.

Оборудование -  образцы муравьиной, уксусной, бензойной, стеариновой кислот, компьютер, медиапроектор, распечатки материалов, алгоритмы, схемы, оценочные листы.  На доске таблица по группам для учёта заработанных баллов.

Тип урока – обобщение,  систематизация, дополнение  материала по карбоновым кислотам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Карбоновые кислоты»,10 класс

Цели урока:

Обучающие -  повторить, закрепить, обобщить, проанализировать и  оценить знания о классификации, изомерии, названии карбоновых кислот по международной и тривиальной номенклатуре,  получении и свойствах карбоновых кислот. Рассмотреть применение карбоновых кислот.

Развивающие -   развивать познавательные  интересы, коммуникативные  качества учащихся, уверенность  в своих силах.

Воспитательные: воспитать  культуру  общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.

Оборудование -  образцы муравьиной, уксусной, бензойной, стеариновой кислот, компьютер, медиапроектор, распечатки материалов, алгоритмы, схемы, оценочные листы.  На доске таблица по группам для учёта заработанных баллов.

Тип урока – обобщение,  систематизация, дополнение  материала по карбоновым кислотам.

Ход урока

   У вас на столах стоит нарезка из  апельсинов, яблок, киви и др.фруктов, которые употребляли  люди с глубокой древности  и, разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических веществ –карбоновых кислот (ответ учащихся).

Итак, какие же мы рассмотрели вопросы по теме «Карбоновые кислоты»?

- классификация

- названия

- изомерия, гомология

- получение

- химические свойства

Всё рассмотрели, тогда какие же задачи мы можем поставить сегодня на уроке?

- повторить

- закрепить

- пополнить

- обобщить

- проанализировать

- оценить

   Мы работаем сегодня группами, будем нарабатывать баллы – каждый индивидуально и группа в целом. Вспомните, в химии есть термин «Взаимное влияние атомов в молекуле», перенесём этот термин в реальность. От результатов каждого зависит успех группы; да, это ответственно; но и группа может помочь и  пояснить отдельным учащимся в том или ином вопросе по карбоновым кислотам. Будем внимательны,  гуманны, справедливы по отношению друг к другу.

У вас у каждого есть такая таблица - схема (слайд  ). Что она показывает? (классификацию органических кислот)

 Что понимается  под основностью  органических кислот? (наличие карбоксильных групп)

Какие кислоты называются предельными, непредельными, ароматическими?

Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске, разноска по группам;  баллы, заработанные группой,  будут суммироваться с баллами каждого участника.

Т.е. классификацию проводят по двум главным признакам: типу углеводородного радикала и числу карбоксильных групп.

1. На слайде вам представлены карбоновые кислоты, классифицируйте их согласно таблице – схеме

Виды кислот

Предельные кислоты

Непредельные кислоты

Ароматические кислоты

Одноосновные кислоты

Двухосновные кислоты

 (слайд  ).

СН2 =СН-СН2-СООН

НСООН

НООС-СН=СН-СН2-СООН

НООС - СН2 – СООН

Запишите названия кислот по международной или  тривиальной номенклатуре. Если затрудняетесь, то  используйте алгоритм, он у вас на столе.

Алгоритм названий карбоновых кислот

1.     Главную цепь необходимо начинать нумеровать с карбоксильной группы.

2.     Указывают положение и название заместителей.

3.     После корня, указывающего число атомов в цепи, идет суффикс (ан, ен, ин),                                       показывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, положение связи указывается цифрой – 2, 3, 4….

4.     После этого добавляется «-овая» кислота. Если карбоксильных групп несколько, то перед –овая ставится числительное ( ди, три-…).

Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске.

А сейчас вам в парах предоставляется проверить уровень усвоения материала и поставить баллы в оценочный лист. Подпишите оценочные  листы и посмотрите на слайдах правильные ответы.

СН2 =СН-СН2-СООН                     бутен-3-овая

НСООН                                           метановая/ муравьиная

НООС-СН=СН-СН2-СООН            пентен -2 -диовая

НООС - СН2 – СООН                     пропандиовая

Максимальное количество баллов за это задание - 8

2. Работаем по изомерии. Обсудите в группах изомерию какой кислоты каждый из вас будет писать (слайд  ).

Пентановая кислота, мах балл - 8

Гексановая кислота, мах балл – 18

Время на выполнение задания ограничено – 8-10 минут.

Пентановая кислота

СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН    пентановая/валерьяновая

СН3 – СН2 –СН – СООН                 2 – метилбутановая

                      |

                     CН3

СН3 – СН2 –СН – СООН                 3 – метилбутановая

            |

           CН3

СН3–СН – СООН                             2 –этилпропановая

         |

        C2Н5

Гексановая кислота

СН3- СН2 - СН2 - СН2 - СН2 – СООН  гексановая

СН3 - СН2-  СН2- СН- СООН                2 – метилпентановая

                               |

                              CН3                              

СН3 - СН2-  СН- СН2- СООН                3 – метилпентановая

                     |

                     CН3

                             

СН3 - СН-  СН2- СН2- СООН                4– метилпентановая

            |

           CН3

                  СН3                      

                     |

 СН3- СН2 - С – СООН                           2,2 - диметилбутановая

                     |

                    СН3    

                             

          СН3                      

           |

 СН3- С - СН2 – СООН                     3,3 - диметилбутановая    

           |

         СН3

                               

 СН3- СН - СН – СООН                     2,3 - диметилбутановая    

          |        |

         СН3   СН3  

                               

СН3- СН2 - СН – СООН                     2 - этилбутановая    

                    |

                   С2Н5    

 СН3- СН – СН2 – СООН                     3- этилбутановая    

           |

          С2Н5    

 3.Третье задание носит практический характер – подтвердите свойства карбоновых кислот на практике. Вам даётся инструкция по проведению той или иной реакции, подтверждающей свойства уксусной кислоты. Вам нужно провести данную реакцию, нанести уравнение химической реакции на доску и познакомить с вашей работой другие группы. Распределите в группе роли - кто что делает.

Инструкция

по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с Мg

         Сухой пробиркой берёте из склянки  Мg , приливаете примерно 3 мл. кислоты. Если реакция идёт плохо, нагреваете. Какой газ выделяется, как проверить? Что остаётся в пробирке?  

                                                          Инструкция

по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с СuО

      Сухой пробиркой берёте из склянки СuО, приливаете примерно 3 мл. кислоты. Реакция идёт только при нагревании, но не доводить до кипения. Нагреваете примерно 1-2 минуты, далее дайте содержимому пробирки остыть и посмотрите цвет раствора. Какой цвет раствора и чем он обусловлен?

                                                       Инструкция

по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с NаОН

     В пробирку прилейте 2 мл. NаОН, добавьте несколько капель фенолфталеина. Как изменился цвет, почему? Добавляйте по каплям кислоту до полного обесцвечивания. Почему раствор обесцветился?

                                                       Инструкция

по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с NаНСО3

     В пробирку насыпьте немного NаНСО3, прилейте осторожно кислоты. Что наблюдали? Где в быту вы встречались с такой химической реакцией?

По 5 – бальной системе оцените включённость каждого участника в выполнение данной работы.

Какой можно сделать вывод по свойствам карбоновых кислот, хотя экспериментально мы не все свойства подтвердили.

Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске.

4. Проверка задания творческого уровня, который оценивается в 8 баллов. Каждой группе было дано задание подготовить информацию о применении отдельных представителей карбоновых кислот. В каждой группе есть ответственный  организатор, который руководил  работой группы, фиксируя включенность каждого ученика. Минуту вам на обсуждение найденной  информации и простановку баллов в оценочный лист. (слайд  )

Уксусная кислота

Муравьиная кислота

Бензойная кислота

Стеариновая кислота

Пригласить с выступлением

Вернёмся к слайду с задачами урока (слайд  ). Как вы считаете,  мы с ними справились? Кому урок помог лучше разобраться в теме «Карбоновые кислоты». Кто расширил знания по карбоновым кислотам? Спасибо, группы хорошо поработали, особенно….

Посчитаем баллы и переведём их в оценку.

Виды заданий

Мах баллы

1

Классификация и названия карбоновых кислот

8

2

Изомерия и названия карбоновых кислот

18

3

Практическое задание – свойства карбоновых кислот

5

4

Творческое задание – применение карбоновых кислот

8

5

Баллы группы

Общая сумма баллов

39 +

Перевод баллов в оценку

30-39 баллов – «5»

20 – 29 баллов – «4»

19 – 10 баллов – «3»

Приложение

Оценочный лист

ФИ учащегося:____________________

Руководитель группы:____________________

Виды заданий

Мах баллы

Заработанные баллы

1

Классификация и названия карбоновых кислот

8

2

Изомерия и названия карбоновых кислот

18

3

Практическое задание – свойства карбоновых кислот

5

4

Творческое задание – применение карбоновых кислот

8

5

Баллы группы

Общая сумма баллов

39 +

Оценочный лист

ФИ учащегося:____________________

Руководитель группы:____________________

Виды заданий

Мах баллы

Заработанные баллы

1

Классификация и названия карбоновых кислот

8

2

Изомерия и названия карбоновых кислот

18

3

Практическое задание – свойства карбоновых кислот

5

4

Творческое задание – применение карбоновых кислот

8

5

Баллы группы

Общая сумма баллов

39 +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".

Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...