Карбоновые кислоты.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Цели урока:
Обучающие - повторить, закрепить, обобщить, проанализировать и оценить знания о классификации, изомерии, названии карбоновых кислот по международной и тривиальной номенклатуре, получении и свойствах карбоновых кислот. Рассмотреть применение карбоновых кислот.
Развивающие - развивать познавательные интересы, коммуникативные качества учащихся, уверенность в своих силах.
Воспитательные: воспитать культуру общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.
Оборудование - образцы муравьиной, уксусной, бензойной, стеариновой кислот, компьютер, медиапроектор, распечатки материалов, алгоритмы, схемы, оценочные листы. На доске таблица по группам для учёта заработанных баллов.
Тип урока – обобщение, систематизация, дополнение материала по карбоновым кислотам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Карбоновые кислоты»,10 класс
Цели урока:
Обучающие - повторить, закрепить, обобщить, проанализировать и оценить знания о классификации, изомерии, названии карбоновых кислот по международной и тривиальной номенклатуре, получении и свойствах карбоновых кислот. Рассмотреть применение карбоновых кислот.
Развивающие - развивать познавательные интересы, коммуникативные качества учащихся, уверенность в своих силах.
Воспитательные: воспитать культуру общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.
Оборудование - образцы муравьиной, уксусной, бензойной, стеариновой кислот, компьютер, медиапроектор, распечатки материалов, алгоритмы, схемы, оценочные листы. На доске таблица по группам для учёта заработанных баллов.
Тип урока – обобщение, систематизация, дополнение материала по карбоновым кислотам.
Ход урока
У вас на столах стоит нарезка из апельсинов, яблок, киви и др.фруктов, которые употребляли люди с глубокой древности и, разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических веществ –карбоновых кислот (ответ учащихся).
Итак, какие же мы рассмотрели вопросы по теме «Карбоновые кислоты»?
- классификация
- названия
- изомерия, гомология
- получение
- химические свойства
Всё рассмотрели, тогда какие же задачи мы можем поставить сегодня на уроке?
- повторить
- закрепить
- пополнить
- обобщить
- проанализировать
- оценить
Мы работаем сегодня группами, будем нарабатывать баллы – каждый индивидуально и группа в целом. Вспомните, в химии есть термин «Взаимное влияние атомов в молекуле», перенесём этот термин в реальность. От результатов каждого зависит успех группы; да, это ответственно; но и группа может помочь и пояснить отдельным учащимся в том или ином вопросе по карбоновым кислотам. Будем внимательны, гуманны, справедливы по отношению друг к другу.
У вас у каждого есть такая таблица - схема (слайд ). Что она показывает? (классификацию органических кислот)
Что понимается под основностью органических кислот? (наличие карбоксильных групп)
Какие кислоты называются предельными, непредельными, ароматическими?
Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске, разноска по группам; баллы, заработанные группой, будут суммироваться с баллами каждого участника.
Т.е. классификацию проводят по двум главным признакам: типу углеводородного радикала и числу карбоксильных групп.
1. На слайде вам представлены карбоновые кислоты, классифицируйте их согласно таблице – схеме
Виды кислот | Предельные кислоты | Непредельные кислоты | Ароматические кислоты |
Одноосновные кислоты | |||
Двухосновные кислоты |
(слайд ).
СН2 =СН-СН2-СООН
НСООН
НООС-СН=СН-СН2-СООН
НООС - СН2 – СООН
Запишите названия кислот по международной или тривиальной номенклатуре. Если затрудняетесь, то используйте алгоритм, он у вас на столе.
Алгоритм названий карбоновых кислот
1. Главную цепь необходимо начинать нумеровать с карбоксильной группы.
2. Указывают положение и название заместителей.
3. После корня, указывающего число атомов в цепи, идет суффикс (ан, ен, ин), показывающий наличие или отсутствие двойных, тройных связей, положение связи указывается цифрой – 2, 3, 4….
4. После этого добавляется «-овая» кислота. Если карбоксильных групп несколько, то перед –овая ставится числительное ( ди, три-…).
Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске.
А сейчас вам в парах предоставляется проверить уровень усвоения материала и поставить баллы в оценочный лист. Подпишите оценочные листы и посмотрите на слайдах правильные ответы.
СН2 =СН-СН2-СООН бутен-3-овая
НСООН метановая/ муравьиная
НООС-СН=СН-СН2-СООН пентен -2 -диовая
НООС - СН2 – СООН пропандиовая
Максимальное количество баллов за это задание - 8
2. Работаем по изомерии. Обсудите в группах изомерию какой кислоты каждый из вас будет писать (слайд ).
Пентановая кислота, мах балл - 8
Гексановая кислота, мах балл – 18
Время на выполнение задания ограничено – 8-10 минут.
Пентановая кислота
СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН пентановая/валерьяновая
СН3 – СН2 –СН – СООН 2 – метилбутановая
|
CН3
СН3 – СН2 –СН – СООН 3 – метилбутановая
|
CН3
СН3–СН – СООН 2 –этилпропановая
|
C2Н5
Гексановая кислота
СН3- СН2 - СН2 - СН2 - СН2 – СООН гексановая
СН3 - СН2- СН2- СН- СООН 2 – метилпентановая
|
CН3
СН3 - СН2- СН- СН2- СООН 3 – метилпентановая
|
CН3
СН3 - СН- СН2- СН2- СООН 4– метилпентановая
|
CН3
СН3
|
СН3- СН2 - С – СООН 2,2 - диметилбутановая
|
СН3
СН3
|
СН3- С - СН2 – СООН 3,3 - диметилбутановая
|
СН3
СН3- СН - СН – СООН 2,3 - диметилбутановая
| |
СН3 СН3
СН3- СН2 - СН – СООН 2 - этилбутановая
|
С2Н5
СН3- СН – СН2 – СООН 3- этилбутановая
|
С2Н5
3.Третье задание носит практический характер – подтвердите свойства карбоновых кислот на практике. Вам даётся инструкция по проведению той или иной реакции, подтверждающей свойства уксусной кислоты. Вам нужно провести данную реакцию, нанести уравнение химической реакции на доску и познакомить с вашей работой другие группы. Распределите в группе роли - кто что делает.
Инструкция
по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с Мg
Сухой пробиркой берёте из склянки Мg , приливаете примерно 3 мл. кислоты. Если реакция идёт плохо, нагреваете. Какой газ выделяется, как проверить? Что остаётся в пробирке?
Инструкция
по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с СuО
Сухой пробиркой берёте из склянки СuО, приливаете примерно 3 мл. кислоты. Реакция идёт только при нагревании, но не доводить до кипения. Нагреваете примерно 1-2 минуты, далее дайте содержимому пробирки остыть и посмотрите цвет раствора. Какой цвет раствора и чем он обусловлен?
Инструкция
по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с NаОН
В пробирку прилейте 2 мл. NаОН, добавьте несколько капель фенолфталеина. Как изменился цвет, почему? Добавляйте по каплям кислоту до полного обесцвечивания. Почему раствор обесцветился?
Инструкция
по проведению реакции взаимодействия уксусной кислоты с NаНСО3
В пробирку насыпьте немного NаНСО3, прилейте осторожно кислоты. Что наблюдали? Где в быту вы встречались с такой химической реакцией?
По 5 – бальной системе оцените включённость каждого участника в выполнение данной работы.
Какой можно сделать вывод по свойствам карбоновых кислот, хотя экспериментально мы не все свойства подтвердили.
Правильные ответы учащихся фиксируются в таблице на доске.
4. Проверка задания творческого уровня, который оценивается в 8 баллов. Каждой группе было дано задание подготовить информацию о применении отдельных представителей карбоновых кислот. В каждой группе есть ответственный организатор, который руководил работой группы, фиксируя включенность каждого ученика. Минуту вам на обсуждение найденной информации и простановку баллов в оценочный лист. (слайд )
Уксусная кислота
Муравьиная кислота
Бензойная кислота
Стеариновая кислота
Пригласить с выступлением
Вернёмся к слайду с задачами урока (слайд ). Как вы считаете, мы с ними справились? Кому урок помог лучше разобраться в теме «Карбоновые кислоты». Кто расширил знания по карбоновым кислотам? Спасибо, группы хорошо поработали, особенно….
Посчитаем баллы и переведём их в оценку.
Виды заданий | Мах баллы | |
1 | Классификация и названия карбоновых кислот | 8 |
2 | Изомерия и названия карбоновых кислот | 18 |
3 | Практическое задание – свойства карбоновых кислот | 5 |
4 | Творческое задание – применение карбоновых кислот | 8 |
5 | Баллы группы | |
Общая сумма баллов | 39 + |
Перевод баллов в оценку
30-39 баллов – «5»
20 – 29 баллов – «4»
19 – 10 баллов – «3»
Приложение
Оценочный лист
ФИ учащегося:____________________
Руководитель группы:____________________
Виды заданий | Мах баллы | Заработанные баллы | |
1 | Классификация и названия карбоновых кислот | 8 | |
2 | Изомерия и названия карбоновых кислот | 18 | |
3 | Практическое задание – свойства карбоновых кислот | 5 | |
4 | Творческое задание – применение карбоновых кислот | 8 | |
5 | Баллы группы | ||
Общая сумма баллов | 39 + |
Оценочный лист
ФИ учащегося:____________________
Руководитель группы:____________________
Виды заданий | Мах баллы | Заработанные баллы | |
1 | Классификация и названия карбоновых кислот | 8 | |
2 | Изомерия и названия карбоновых кислот | 18 | |
3 | Практическое задание – свойства карбоновых кислот | 5 | |
4 | Творческое задание – применение карбоновых кислот | 8 | |
5 | Баллы группы | ||
Общая сумма баллов | 39 + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."
«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
урок химии по теме: Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты
урок в 9 классе, УМК Габриелян О.С....
Практическая работа по теме: "Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами)".
Практическая работаТема: Свойства карбоновых кислот (общие с неорганическими кислотами).Инструктивная карта № 1«Взаимодействие предельных одноосновных карбоновых кислот с металлами»Инструктивная карта...
"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"
Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...