Химико-экологическая сказка "Раненая Земля" для внеклассной работы
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Цели:
1. Развитие интереса учащихся к предмету химия на примере ее практического применения.
2. Укрепление знаний по предмету, стимулирование творческих склонностей учащихся.
3. Расширение межпредметных связей.
4. Дальнейшее развитие навыков в обращении с химическим оборудованием и веществами.
5. Воспитание самостоятельности при принятии решений, а также чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Химико-экологическая сказка "Раненая земля" | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Химико-экологическая сказка
«Раненая земля»
Цели:
1. Развитие интереса учащихся к предмету химия на примере ее практического применения.
2. Укрепление знаний по предмету, стимулирование творческих склонностей учащихся.
3. Расширение межпредметных связей.
4. Дальнейшее развитие навыков в обращении с химическим оборудованием и веществами.
5. Воспитание самостоятельности при принятии решений, а также чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Действующие лица: ведущий, три воина, Баба Яга,
Гном, Джинн, Пустынная Волшебница, волшебница Химия».
Реактивы: щелочь, фенолфталеин, перманганат калия, концентрированная серная кислота, спирт, сухое горючее, таблетки «норсульфазол», вода, сульфат железа(III), роданид аммония, желтая кровяная соль, нитрат серебра, хлорид натрия, дихромат аммония.
Оборудование: спиртовка, спички, вата, колбы, большой и малый химический стакан, асбестовая сетка, фарфоровые чашки и пестики, стеклянные палочки.
Ведущий: В некотором царстве, вселенском государстве жила-была могучая царица Природа и была у нее любимая дочь-Земля. Ничего не пожалела Природа для любимой дочери. Чтобы не замерзла Земля в космическом пространстве, окружила Природа ее воздушным покрывалом, а чтобы не спалило ее Солнце, поверх покрывало накинула Природа тончайшее кружево- озоновый слой. Не пожалела и воды: две трети поверхности Земли покрыла морями и океанами. А чтобы воздух на Земле оставался чистым ,вырастила Природа на Земле леса.
Прекрасна ,богата Земля, все у нее есть : и вода, и воздух, и леса, и плодородные почвы, а в недрах : и золото, и железо , и нефть. И когда появилась на Земле жизнь, не стала беспокоится царица Природа: на многие миллионы лет должно хватить богатств Земли. А люди пусть заботятся о Земле, украшают ее.
Миллионы лет прошло с тех пор, как появились на Земле люди… И вот глянула как-то царица Природа на любимую дочь и не узнала ее. Дымят трубы, полыхают пожары. Того и гляди, закроют они Солнце дымом и замерзнет Земля. А в воздухе углекислый газ накапливается, коварный враг. Чуть только будет его по больше, запарится Земля от жары: там, где льды, моря разольются. А леса, которые должны с углекислым газом бороться, повырублены, и все меньше и меньше их становится. Кружево тонкое-озоновый слой, потрепалось, вот-вот изорвется, и тогда ничто не спасет Землю от испепеляющего Солнце….
А все тело Земли изрыто карьерами, замусорено свалками, залито отходами. Стонет и плачет израненная Земля!
И призвала царица трех воинов, и приказала им найти на Земле такого врача, который смог бы вылечить ее любимую дочь.
Картина-1-я.
Входят три воина.
1-й ВОИН. Куда отправимся, братья? Велика Земля, где врачей искать будем?
2-й ВОИН: А давайте спросим у путеводной карты.
Опыт «Получение берлинской лазури».
На заранее приготовленной карте насыщенным раствором сульфата железа (III) нарисованы три луча и хорошо просушены, чтобы было незаметно. Два воина держат лист поверхностью к зрителям, а третий опрыскивает его из пульверизатора раствором желтой кровяной соли. Лучи проявляются в виде темно-синих полос.
3-й ВОИН: Ну, теперь мы знаем, куда идти.
ВЕДУЩИЙ: подчинившись путеводной карте, отправились воины в разные стороны. ( воины уходят)
Картина 2-я
На поляне сидит Баба – Яга и размешивает в колбе прозрачный раствор щелочи. ( входит 1-й воин)
1-й ВОИН: Здравствуйте, бабушка! Уж не лекарство ли ты варишь? И не поможет ли оно вылечить нашу израненную Землю?
БАБА_ЯГА: Лекарство, милый, волшебное лекарство! Посмотри, налью я его в стакан с водой, и превратится оно в красную кровь. А добавлю сюда другого лекарства, и снова вода будет чистая как слеза.
ОПЫТ: «Изменение окраски индикатора в щелочи и кислоте».
1-й ВОИН: Да, бабушка, видно, ты волшебница! Пойдем со мной, вдруг поможет твое лекарство!
(Воин и Баба-Яга уходят)
Картина 3-я
На поляну выходит крайне усталый 2-й воин.
2-ой ВОИН: ОХ! И устал же я! И замерз, и воды последняя капля осталась. Хорошо бы костер разжечь, да вот беда ,спичек нет!
(Появляется Гном)
ГНОМ: О чем печалишься, воин!
2-й ВОИН: Да вот, шел долго, устал, хотел огонь разжечь, да нечем.
ГНОМ: Ну, беда невелика. Вот моя волшебная палочка, а с ней огонь мы всегда добудем!
ОПЫТ: Зажигание спирта смесью перманганата калия с серной кислотой»
В фарфоровой чашке смешать несколько крупинок перманганата калия и две капли концентрированной серной кислоты. Обмакнуть палочку в смесь и, коснувшись ватки, смоченной спиртом, зажечь ее. Ватку можно положить под веточки, сложенные в небольшую кучку.
2-й ВОИН: Да ты настоящий волшебник! Может быть, ты и лечить умеешь?
ГНОМ: Нет, лечить я не умею, но могу позвать на помощь своего старинного друга Джинна. Вот он может все!
2-й ВОИН: Как хорошо! Зови его скорее!
ГНОМ: Ладно, но ты должен мне помочь.
ОПЫТ: Фараоновы змеи»
(Гном достает фарфоровую чашку с пестиком, в чашку насыпает сухое горючее.)
ГНОМ: Разотри то, что здесь лежит, хорошенько, а в то, что получилось, я добавлю твою последнюю каплю воды. А теперь произнесем заклинание. Повторяй за мной: Шаланды-баланды, йорики-морики, татлы-мататлы. Джинн, друг мой, появись!».
(Когда появляются змеи, выходит Джинн и кланяется Гному).
ДЖИНН: Ты звал меня, мой друг? Значит, тебе нужна моя помощь? Но кто этот чужестранец?
ГНОМ: Это воин, который ищет средство для израненной Земли. Ты, Джинн хороший лекарь, помоги ему?
2-ой ВОИН: Да, дорогой Джинн, помоги, сделай милость!
ДЖИНН: Ну, конечно, я попробую, а чтобы ты не сомневался, я разрежу тебе руку и тут же вылечу ее так, что и следа не останется.
2-й ВОИН: Да ради Земли я готов лишиться головы, а не то, что руки!
ОПЫТ: Взаимодействие роданида калия с солями трехвалентного железа».
(Джинн смачивает руку воина раствором сульфата железа(III) и затем проводит по ней палочкой, смоченной раствором роданида калия. Выступает кровь, которую можно убрать сухим ватным тампоном следа не останется.)
2-ой ВОИН: Ран на Земле очень, много! Идем, может быть, ты ей поможешь! (2-й воин, Гном и Джинн уходят)
Картина 4-ая.
(На поляне появляется 3-й воин)
3-ий ВОИН: Я обошел полмира. Нигде нет лекарства для больной Земли.
Что же делать? Какая страшная жара! Хорошо бы стакан холодного молока испить, тогда обошел бы другую половину мира и нашел лекарство!
(входит Пустынная волшебница)
ВОЛШЕБНИЦА: О чем грустишь воин? Если только о молоке, то это не так уж трудно. Приготовь стакан.
ОПЫТ: Получение белого творожистого осадка (молока)
(взять хлорид натрия прилить нитрат серебра, выпадает белый осадок).
3-й ВОИН: Вот уж порадовала! А может, ты вылечишь нашу израненную Землю? Помоги!
ВОЛШЕБНИЦА: Есть одно средство, но действует оно только в присутствии не менее трех волшебников!
3-й ВОИН: Идем со мной, может быть, мои друзья помогут нам.
(уходят).
Картина 5-ая.
На поляне 1-й, 2-й воины, Баба-Яга, Гном, Джинн. Все грустные.
БАБА-ЯГА: Нет, здесь я бессильна. Воздух и вода не становятся чище, а травы продолжают сохнуть!
ДЖИНН: И мои снадобья не залечивают эти страшные раны! Что же делать?
ГНОМ: Вы слышите? Вы слышите этот шум? Уж не идет ли сюда Пустынная Волшебница, властительница огня и ветра?
(Входят 3-й воин и Пустынная Волшебница)
ВОЛШЕБНИЦА: Ах, друзья мои, как хорошо, что вы здесь! Может ,все вместе мы сможем вызвать могучие силы и вылечить нашу несчастную Землю!
ОПЫТ «ВУЛКАН».
(На асбестовую сетку насыпаем дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием, образовавшийся холмик в центре спиртом и поджигаем. Создается впечатление извергающегося вулкана.
(общее затемнение, во время опыта входит Волшебница Химия)
ХИМИЯ: Я почувствовала, что не зря шла сюда. Если собрались даже волшебные силы, значит, дела совсем уж плохи!
ГНОМ: О могущественная Химия! Только ты сможешь помочь Земле! Ты знаешь , как очистить воду и воздух, как и чем заменить живые деревья, как сделать почву плодородной …Помоги!
ХИМИЯ: Никакое волшебство не спасет Землю! И не помогут ей никакие, даже самые могущественные, волшебники. Только люди могут посадить деревья и очистить реки, только люди могут спасти нашу Землю! И мои знания здесь не помешают! Так идемте же, Земля ждет нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"
Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"
Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"
quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...