Химико-экологическая сказка "Раненая Земля" для внеклассной работы
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Галимова Рамзия Равиловна

Цели:

1. Развитие интереса учащихся к предмету химия на примере ее практического применения.

2. Укрепление знаний по предмету, стимулирование творческих склонностей учащихся.

3. Расширение  межпредметных  связей.

4. Дальнейшее развитие навыков в обращении с химическим оборудованием и веществами.

5. Воспитание самостоятельности при принятии решений, а также чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химико-экологическая сказка

«Раненая земля»

Цели:

1. Развитие интереса учащихся к предмету химия на примере ее практического применения.

2. Укрепление знаний по предмету, стимулирование творческих склонностей учащихся.

3. Расширение  межпредметных  связей.

4. Дальнейшее развитие навыков в обращении с химическим оборудованием и веществами.

5. Воспитание самостоятельности при принятии решений, а также чувства взаимопомощи и сотрудничества.

Действующие лица: ведущий, три  воина, Баба Яга,

Гном, Джинн, Пустынная Волшебница, волшебница Химия».

 

Реактивы:  щелочь, фенолфталеин, перманганат  калия, концентрированная серная кислота, спирт, сухое горючее, таблетки «норсульфазол», вода,  сульфат железа(III), роданид аммония, желтая кровяная соль, нитрат серебра, хлорид натрия, дихромат аммония.

Оборудование: спиртовка, спички, вата, колбы, большой и малый химический стакан, асбестовая сетка, фарфоровые чашки и  пестики, стеклянные палочки.

Ведущий:  В некотором царстве, вселенском государстве жила-была могучая царица Природа и была у нее любимая дочь-Земля. Ничего не пожалела Природа для любимой дочери. Чтобы не замерзла Земля в космическом пространстве, окружила Природа ее воздушным  покрывалом, а чтобы не спалило ее Солнце, поверх покрывало  накинула Природа тончайшее кружево- озоновый слой. Не пожалела и воды: две трети поверхности Земли покрыла морями  и океанами. А чтобы воздух на Земле оставался чистым ,вырастила Природа на Земле леса.

Прекрасна ,богата Земля, все у нее есть : и вода, и воздух, и леса,  и плодородные  почвы, а в недрах : и золото, и железо , и нефть. И  когда  появилась на Земле жизнь, не стала беспокоится царица  Природа: на  многие миллионы лет  должно хватить богатств Земли. А люди пусть заботятся о Земле, украшают ее.

Миллионы  лет прошло с тех пор, как  появились на Земле люди…  И вот  глянула как-то царица Природа на любимую дочь и не узнала ее. Дымят трубы, полыхают пожары. Того и гляди, закроют они Солнце  дымом и замерзнет Земля. А в воздухе  углекислый газ накапливается, коварный враг. Чуть  только будет его по больше, запарится Земля  от жары: там, где льды, моря разольются. А леса, которые  должны с углекислым  газом бороться, повырублены, и все  меньше и меньше их становится. Кружево тонкое-озоновый слой, потрепалось, вот-вот изорвется, и тогда ничто не спасет Землю от  испепеляющего Солнце….

А все тело  Земли  изрыто карьерами, замусорено свалками, залито отходами. Стонет и плачет израненная Земля!

И призвала царица трех воинов, и приказала им найти  на Земле такого врача, который смог бы вылечить ее любимую дочь.

Картина-1-я.

Входят три воина.

1-й ВОИН. Куда  отправимся, братья? Велика Земля, где врачей  искать будем?

2-й ВОИН: А давайте спросим у путеводной  карты.

Опыт «Получение  берлинской лазури».

На заранее приготовленной карте насыщенным  раствором сульфата  железа (III) нарисованы  три луча и хорошо  просушены, чтобы было  незаметно. Два воина держат лист  поверхностью к зрителям, а третий  опрыскивает его из пульверизатора раствором  желтой кровяной соли. Лучи проявляются в виде темно-синих полос.

3-й ВОИН: Ну, теперь мы знаем, куда идти.

ВЕДУЩИЙ: подчинившись путеводной карте, отправились воины в разные стороны. ( воины уходят)

Картина 2-я

На поляне сидит Баба – Яга и размешивает в колбе  прозрачный раствор щелочи. ( входит 1-й воин)

1-й ВОИН: Здравствуйте, бабушка! Уж не лекарство ли ты варишь? И не поможет ли оно вылечить нашу израненную Землю?

БАБА_ЯГА: Лекарство, милый, волшебное лекарство! Посмотри, налью я его в стакан с водой, и превратится оно в красную кровь. А добавлю сюда другого лекарства, и снова вода будет чистая как слеза.

ОПЫТ: «Изменение окраски  индикатора в щелочи и кислоте».

1-й ВОИН: Да, бабушка, видно, ты волшебница! Пойдем со мной, вдруг поможет твое лекарство!

(Воин и Баба-Яга уходят)

     

Картина 3-я

На поляну выходит крайне усталый 2-й воин.

2-ой ВОИН: ОХ! И устал же я! И замерз, и воды последняя капля осталась. Хорошо бы костер разжечь, да вот беда ,спичек нет!

(Появляется Гном)

ГНОМ: О чем печалишься, воин!

2-й ВОИН: Да вот, шел долго, устал, хотел огонь разжечь, да нечем.

ГНОМ:  Ну, беда невелика. Вот моя волшебная палочка, а с ней огонь мы всегда добудем!

ОПЫТ: Зажигание спирта смесью перманганата калия с серной кислотой»

В фарфоровой чашке смешать несколько крупинок перманганата калия  и две капли  концентрированной серной кислоты. Обмакнуть палочку в смесь  и, коснувшись ватки, смоченной спиртом, зажечь ее. Ватку можно положить под веточки, сложенные в небольшую кучку.

2-й ВОИН: Да ты настоящий волшебник! Может быть, ты и лечить умеешь?

ГНОМ: Нет, лечить я не умею, но могу   позвать на помощь своего старинного друга Джинна. Вот он может  все!

2-й ВОИН: Как хорошо! Зови его скорее!

ГНОМ: Ладно, но ты  должен мне помочь.

ОПЫТ: Фараоновы змеи»

(Гном достает фарфоровую чашку с пестиком, в чашку насыпает сухое горючее.)

ГНОМ: Разотри то, что  здесь лежит, хорошенько, а в то, что получилось, я добавлю твою последнюю каплю воды. А теперь произнесем заклинание. Повторяй за мной: Шаланды-баланды, йорики-морики, татлы-мататлы. Джинн, друг мой, появись!».

(Когда появляются змеи, выходит Джинн и кланяется Гному).

ДЖИНН: Ты звал меня, мой друг? Значит, тебе нужна моя помощь? Но кто  этот чужестранец?

ГНОМ: Это воин, который ищет  средство для  израненной Земли.  Ты, Джинн   хороший лекарь, помоги ему?

2-ой ВОИН: Да, дорогой Джинн, помоги, сделай  милость!

ДЖИНН: Ну, конечно, я попробую, а  чтобы ты не сомневался, я разрежу тебе руку и тут же вылечу ее так, что и следа не останется.

2-й ВОИН: Да ради Земли я готов лишиться головы, а не то, что руки!

ОПЫТ: Взаимодействие роданида калия с солями трехвалентного железа».

(Джинн смачивает руку воина  раствором сульфата железа(III) и затем проводит по ней палочкой, смоченной раствором роданида калия. Выступает кровь, которую можно убрать сухим ватным тампоном следа не останется.)

2-ой ВОИН: Ран на Земле очень, много! Идем, может быть, ты ей поможешь! (2-й воин, Гном и Джинн уходят)

Картина 4-ая.

(На поляне появляется 3-й воин)

3-ий ВОИН: Я обошел полмира. Нигде нет  лекарства для больной Земли.

Что же делать? Какая страшная жара! Хорошо бы стакан  холодного молока испить, тогда обошел бы  другую половину мира и нашел лекарство!

(входит Пустынная волшебница)

ВОЛШЕБНИЦА: О чем грустишь воин? Если только о молоке, то это не так уж  трудно. Приготовь стакан.

ОПЫТ: Получение белого творожистого осадка (молока)

(взять хлорид натрия прилить нитрат серебра, выпадает белый осадок).

3-й ВОИН: Вот уж порадовала! А может, ты вылечишь нашу израненную Землю? Помоги!

ВОЛШЕБНИЦА: Есть одно средство, но действует  оно только  в присутствии не менее трех волшебников!

3-й ВОИН: Идем со мной, может быть, мои  друзья помогут нам.

(уходят).

Картина 5-ая.

На поляне 1-й, 2-й воины, Баба-Яга, Гном, Джинн. Все грустные.

БАБА-ЯГА: Нет, здесь я бессильна. Воздух и вода не становятся чище, а травы продолжают сохнуть!

ДЖИНН: И мои снадобья не залечивают  эти  страшные раны! Что же делать?

ГНОМ: Вы слышите? Вы слышите этот шум? Уж не идет ли сюда Пустынная  Волшебница, властительница  огня и ветра?

(Входят 3-й воин и Пустынная Волшебница)

ВОЛШЕБНИЦА: Ах, друзья мои, как хорошо, что вы здесь! Может ,все вместе мы сможем  вызвать могучие силы и вылечить нашу несчастную Землю!

ОПЫТ «ВУЛКАН».

(На  асбестовую сетку насыпаем дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием, образовавшийся холмик в  центре спиртом  и поджигаем. Создается впечатление извергающегося вулкана.

(общее затемнение, во время опыта входит Волшебница Химия)

ХИМИЯ:  Я почувствовала, что не зря шла сюда.  Если собрались даже волшебные силы, значит, дела совсем уж плохи!

ГНОМ:  О могущественная Химия! Только ты сможешь помочь Земле! Ты знаешь , как очистить воду и воздух, как и чем заменить живые деревья, как сделать почву плодородной …Помоги!

ХИМИЯ:  Никакое волшебство не спасет Землю! И не помогут ей никакие, даже самые могущественные, волшебники. Только люди могут посадить деревья и очистить реки, только люди могут спасти нашу Землю!   И мои знания  здесь не помешают! Так идемте же, Земля ждет нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Программа дополнительных занятий "Химико-экологический кружок"

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение экологических знаний учащихся.Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения ...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...