Учебные программ по химии 8-11 классы
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Учебные программы по химии 8-11 класс. Учебник Габриелян О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_po_khimii_9_klass.docx | 44.08 КБ |
programma_10_klass_khimiya.doc | 194.5 КБ |
programma_11_klasskhimiya.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основании авторской программы по химии ( автор Габриелян О.С.). Предполагает изучение курса по учебнику Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.
Программа курса построена по концентрической концепции.
Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала.
Весь теоретический материал курса химии позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики, биологии где изучаются основные сведения о строении атомов, строении и разнообразии веществ.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
- материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Курс химии 9 класса построен с учетом 2-х часов в неделю, всего 70 часов; контрольных работ -4; практических работ -6. В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ-металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса-4 часа.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления- восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 1: Скорость химических реакций. Химическое равновесие -6 часов.
Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Факторы, определяющие скорость химических реакций: природа реагирующих веществ; их концентрация; влияние температуры; величина поверхности соприкосновения реагирующих веществ; действие катализатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах, обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его динамический характер. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле- Шателье.
Демонстрации: опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от катализатора (разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV), смещение равновесия химической реакции, протекающей жду роданидом аммония и хлоридом железа (III) в растворе.
Тема 2. Металлы - 15 часов.
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы - простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов -оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в неродном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной поогруппы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо.
Строение атома, физические и химические свойства простого вещества, генетические ряды Важнейшие соли железа. Значение железа и
его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации: образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами.
Лабораторные опыты.
Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. Рассмотрение образцов металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Тема 3. Неметаллы -20 часов.
Общая характеристика неметаллов:
положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» — «неметалл».
Общая характеристика галогенов.
Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера.
Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот.
Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор.
Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод.
Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение, карбонаты; кальцит, йода.
Кремний.
Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации: Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.
Тема 4. Практикум по неорганической химии -5 ч.
Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств
Получение аммиака и изучение его свойств
Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов
Практическое осуществление превращений веществ.
Тема 5. Органические вещества -12 ч.
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия, причины многообразия углеродных соединений.
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Ал к а н ы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакции горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.
Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединении (водорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных - на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт - глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Алкины.
Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.
Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты
на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.
Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции
поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их
биологическая роль.
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы -6 ч.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.
Строение вещества.
Химические реакции.
Классы химических соединений в свете ТЭД.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/ понимать:
• Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент,
атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения,
растворы, эектролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление.
• Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• Основные теории химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
• Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;
серная, соляная, азотная, уксусная кислоты; щёлочи, аммиак,
минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол,
жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной
номенклатуре; - Определять: валентность и степень окисления химических элементов
тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, окислитель,
восстановитель, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений; - Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в
Периодической Системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и
органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представление в различных формах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Объяснения химических явлений в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий; - Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы; - Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- Приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематический план
N n\n | Наименование темы, урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 ч.) | |||||
1-2 (1-2). | Инструктаж по т/б. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева | 2 часа | |||
3 (3). | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды | 1 час | |||
4 (4). | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 час | |||
Тема 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (6 ч.) | |||||
5 (1). | Скорость химических реакций | 1 час | |||
6 (2). | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры | 1 час | |||
7 (3). | Катализ и катализаторы | 1 час | |||
8 (4). | Обратимые и необратимые реакции | 1 час | |||
9 (5). | Химическое равновесие и способы его смещения. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 час | |||
10 (6). | Контрольная работа № 1 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие». | 1 час | |||
Тема 2. Металлы (15 часов) | |||||
11 (1). | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Общие физические свойства металлов | 1 час | |||
12 (2). | Общие химические свойства металлов | 1 час | |||
13 (3). | Металлы в природе. Общие способы получения металлов | 1 час | |||
14-15 (4-5). | Коррозия металлов Сплавы металлов | 2 часа | |||
16-17 (6-7). | Общая характеристика элементов главной подгруппы 1 группы. Соединения щелочных металлов | 2 часа | |||
18-19 (8-9). | Щелочноземельные металлы и их соединения. Соли щелочных металлов | 2 часа | |||
20-21 (10-11). | Алюминий. Амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия. Соединения алюминия | 2 часа | |||
22-23 (12-13). | Железо. Генетический ряд железа (II) и (III) валентного | 2 часа | |||
24 (14) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | 1 час | |||
25 (15) | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | 1 час | |||
Тема 3. Неметаллы (20 часов) | |||||
26 (1). | Общая характеристика неметаллов | 1 час | |||
27 (2). | Общая характеристика галогенов | 1 час | |||
28 (3). | Соединение галогенов | 1 час | |||
29 (4). | Кислород. Сера. Сера в природе, ее химические свойства | 1 час | |||
30-31 (5-6). | Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. | 2 часа | |||
32-33 (7-8). | Азот. Аммиак | 2 часа | |||
34 (9). | Соли аммония | 1 час | |||
35-36 (10-11). | Кислородные соединения азота. Соли азотистой и азотной кислоты. Азотные удобрения | 2 часа | |||
37-38 (12-13). | Фосфор. Соединения фосфора | 2 часа | |||
39-41 (14-16). | Углерод. Оксиды углерода. Углерод в природе. Карбонаты | 3 часа | |||
42-43 (17-18). | Кремний. Силикатная промышленность. | 2 часа | |||
44 (19) | Обобщение по теме «Неметаллы» | 1 час | |||
45 (20). | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | 1 час | |||
Тема 4. Практикум по неорганической химии (5 ч) | |||||
46 (1). | Инструктаж по т/б Пр №1 Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств | 1 час | |||
47 (2). | Инструктаж по т/б Пр №2 Получение аммиака и изучение его свойств | 1 час | |||
48-49 (3-4). | Инструктаж по т/б Пр №3,4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов | 2 часа | |||
50 (5). | Инструктаж по т/б Пр № 5 Практическое осуществление превращений веществ. | 1 час | |||
Тема 5. Органические вещества (12 ч.) | |||||
51 (1). | Предмет органической химии. Теория строения А.М. Бутлерова | 1 час | |||
52 (2). | Алканы. Строение молекул метана. Химические свойства и применение алканов | 1 час | |||
53 (3). | Алкены. Строение молекул этилена. Химические свойства этилена | 1 час | |||
54 (4). | Понятие о спиртах, их физические, химические свойства, получение. | 1 час | |||
55-56 (5-6). | Понятие об одноосновных карбоновых кислотах. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры | 2 часа | |||
57-58 (7-8). | Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации аминокислот. Белки | 2 часа | |||
59 (9). | Углеводы. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Глюкоза | 1 час | |||
60 (10). | Полимеры | 1 час | |||
61 (11). | Обобщение знаний учащихся по органической химии | 1 час | |||
62 (12). | Инструктаж по т/б Пр № 6 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ | 1 час | |||
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч.) | |||||
63 (1). | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома | 1 час | |||
64 (2). | Строение вещества | 1 час | |||
65 (3). | Химические реакции | 1 час | |||
66-67 (4-5). | Классы химических соединений в свете ТЭД | 2 часа | |||
68 (6). | Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» | 1 час | |||
69-70 | Резервное время | 2 часа |
Практические занятия.
Контрольные работы:
Контрольная работа № 1 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»
Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
Практические работы:
Пр №1 Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств
Пр №2 Получение аммиака и изучение его свойств
Пр №3,4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов
Пр № 5 Практическое осуществление превращений веществ
Пр № 6 Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Критерии оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках химии.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предмету.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
30 опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.);
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Список учебно-методического обеспечения:
- Учебник: Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя по химии. 9 класс.- М.: ДРОФА, 2010 г.
- Габриелян О. С. Методическое пособие для учителя. Химия. 8—9 кл. М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О. С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10—11 кл. М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О. С. Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2007.
- Габриелян О. С.Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9кл.: Дидактические материалы. М.: Блик плюс, 2008.
- Габриелян О. С. Маскаев Ф. Н., Цветкова С. В. Лабораторный практикум по общей и неорганической химии для классов с углубленным изучением химии в основной школе. М.: Блик плюс, 2008.
- Габриелян О. 11С.Алексеева К. И. Пропедевтический курс химии для 7 кл. М.: Блик плюс, 2011.
- Журнал «Химия в школе».
Список электронного обеспечения:
2. http://chemister.da.ru/Books/allbooks.htm
3. http://www.chembook.narod.ru/
5. http://www.chemlib.net/molbiol/
7. http://www.nsportal.ru/shkola/khimiya
8. Демонстрационное поурочное планирование «Неорганическая химия»- СД- диск ООО «РМГ Компании».
9. Демонстрационное поурочное планирование «Органическая химия»- СД- диск ООО «РМГ Компании».
10. Открытая химия- СД- диск компания ООО «Физикон», 2011.
11. Электронные уроки и тесты по химии- СД- диск ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2011.
Предварительный просмотр:
;
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета Химия 10-11 класс составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
- Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011)
- Соответствует базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ» принятому 30.08.2013 года.
Предполагает изучение курса по учебнику:
Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.
Габриелян О.С.Лысова Г.Г. Химия 11 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.
Данный предмет входит в образовательную область – естествознание. Химия как научный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики, биологии где изучаются основные сведения о строении атомов, строении и разнообразии веществ.
Изучение данного курса направлено на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений; наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
- Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
- Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория строения органических веществ, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
Курс химии 10 класса построен с учётом 2-х часов в неделю, всего 70 часов; контрольных работ-5; практических работ-8.
Основное содержание курса химии 10 класса составляют сведения о строении органических соединений и установления взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, о закономерностях протекания реакций органического синтеза.
Основное содержание курса химии 11 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Курс химии 11 класса построен с учетом 1-ого часа в неделю, всего 35 часов; контрольных работ - 4; практических работ – 3.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Увеличено число часов на изучение темы «Строение атома» на 3 часа, так как в эту тему включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы.
Уменьшено число часов на изучение темы «Строение вещества», т.к. такие вопросы как свойства металлов и химическая связь подробно изучались в курсе основной школы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Повторение материала. Введение – 4 ч.
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических веществ A.M. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Изомерия
Демонстрация. Образцы органических веществ. Модели молекул органических соединений. Плавление, обугливание органических соединений.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений -7 ч.
Классификация органических соединений. Основы номенклатуры органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Изомерия.
Тема 2. Химические реакции в органической химии -3 ч.
Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения, присоединения, отщепления (элиминирования), изомеризации.
Тема 3. Углеводороды-16 ч.
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора нерманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.
- Определение элементного состава органических соединений.
- Получение и свойства ацетилена.
- Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема4. Спирты и фенолы -3 ч.
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной
кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.
Тема 5. Альдегиды. Кетоны-5 ч.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. Химические и физические свойства кетонов.
Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).
Тема 6.Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры -6 ч.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Тема 7. Углеводы -4 ч.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза в полисахарид.
Демонстрации. Качественная реакция на крахмал.
Тема 8. Азотсодержащие соединения -6 ч.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.
Тема 9. Биологически активные вещества -4 ч.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Тема 10. Химический практикум -8 ч.
ПР №1 «Качественный анализ органических соединений».
ПР №2 «Углеводороды»
ПР №3 «Спирты и фенолы»
ПР №4 «Альдегиды и кетоны»
ПР №5 «Карбоновые кислоты»
ПР №6 «Углеводы»
ПР №7 «Амины, аминокислоты, белки»
ПР №8 «Идентификация органических соединений»
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения органической химии ученик должен
знать/ понимать:
• Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент,
атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, изомерия, номенклатура, гомологический ряд.
• Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• Основные теории химии: химической связи, электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
• Важнейшие вещества и материалы: метан, этан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты,
жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной
номенклатуре; - Определять: валентность и степень окисления химических элементов
тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах органических соединений, окислитель,
восстановитель, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений; - Характеризовать: общие химические свойства
основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи(ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представление в различных формах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Объяснения химических явлений в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий; - Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые организмы; - Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- Приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Календарно-тематическое планирование
N n\n | Наименование раздела | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
По плану | Фактически | ||||
Повторение материала. Введение (4 ч.) | |||||
1 (1) | Инструктаж по т/б в кабинете химии. Предмет органической химии. | 1 час | |||
2 (2) | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 час | |||
3-4 (3-4). | Строение атома углерода Валентные состояния атома углерода | 2 часа | |||
Тема 1. Строение и классификация органических соединений (7 ч.) | |||||
5-7 (1-3). | Классификация органических соединений Основы номенклатуры органических соединений | 3 часа | |||
8-9 (4-5). | Изомерия в органической химии и ее виды | 2 часа | |||
10 (6). | Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений | 1 час | |||
11 (7). | Контрольная работа № 1 «Строение и классификации органических соединений» | 1 час | |||
Тема 2. Химические реакции в органической химии (3 ч.) | |||||
12-13 (1-2). | Типы химических реакций в органической химии | 2 часа | |||
14. (3). | Обобщение и систематизация знаний о типах реакций (выполнение тестов) | 1 час | |||
Тема 3. Углеводороды (16 ч.) | |||||
15. (1). | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь | 1 час | |||
16. (2). | Алканы. Строение, номенклатура, получение и физические свойства | 1 час | |||
17 (3). | Химические свойства алканов | 1 час | |||
18 (4). | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение | 1 час | |||
19 (5). | Химические свойства алкенов | 1 час | |||
20 (6). | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» | 1 час | |||
21 (7). | Алкины Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства. Получение | 1 час | |||
22 (8). | Химические свойства алкинов | 1 час | |||
23 (9). | Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура | 1 час | |||
24 (10). | Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина | 1 час | |||
25 (11). | Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, свойства | 1 час | |||
26 (12). | Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. | 1 час | |||
27 (13). | Химические свойства бензола. Состав и переработка нефти | 1 час | |||
28 (14). | Генетическая связь между классами углеводородов | 1 час | |||
29 (15). | Обобщение знаний по теме «Углеводороды». | 1 час | |||
30 (16). | Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» | 1 час | |||
Тема 4. Спирты и фенолы (3 ч.) | |||||
31 (1). | Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов | 1 час | |||
32 (2). | Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов | 1 час | |||
33 (3). | Фенолы. Фенол. Строение, физические свойства и химические свойства фенола | 1 час | |||
Тема 5. Альдегиды. Кетоны(5 ч.) | |||||
34 (1). | Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства | 1 час | |||
35 (2). | Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды | 1 час | |||
36-37 (3-4). | Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | 2 часа | |||
38 (5). | Контрольная работа №3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения» | 1 час | |||
Тема 6.Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры (6 ч.) | |||||
39 (1). | Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура. Физические свойства | 1 час | |||
40 (2). | Химические свойства карбоновых кислот | 1 час | |||
41 (3). | Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства | 1 час | |||
42 (4). | Жиры. Физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС | 1 час | |||
43 (5). | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры» | 1 час | |||
44 (6). | Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные» | 1 час | |||
Тема 7. Углеводы (4 ч.) | |||||
45 (1). | Углеводы, их состав и классификация | 1 час | |||
46 (2). | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза | 1 час | |||
47 (3). | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза | 1 час | |||
48 (4). | Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводы» | 1 час | |||
Тема 8. Азотсодержащие соединения (6 ч.) | |||||
49 (1). | Амины: строение, номенклатура, получение. Химические свойства аминов | 1 час | |||
50 (2). | Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот | 1 час | |||
51 (3). | Белки как биополимеры. Значение белков | 1 час | |||
52 (4). | Нуклеиновые кислоты | 1 час | |||
53 (5). | Обобщение и систематизация знаний об углеводах и азотсодержащих соединениях | 1 час | |||
54 (6). | Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения» | 1 час | |||
Тема 9. Биологически активные вещества (6 ч.) | |||||
55-56 (1-2) | Витамины | 2 часа | |||
57-58 (3-4) | Ферменты | 2 часа | |||
59 (5). | Гормоны | 1 час | |||
60 (6). | Лекарства | 1 час | |||
Тема 10. Химический практикум(8 ч.) | |||||
61 (1). | Инструктаж по т/б. ПР №1 «Качественный анализ органических соединений». | 1 час | |||
62 (2). | Инструктаж по т/б. ПР №2 «Углеводороды» | 1 час | |||
63 (3). | Инструктаж по т/б. ПР №3 «Спирты и фенолы» | 1 час | |||
64 (4). | Инструктаж по т/б. ПР №4 «Альдегиды и кетоны» | 1 час | |||
65 (5). | Инструктаж по т/б. ПР №5 «Карбоновые кислоты» | 1 час | |||
66 (6). | Инструктаж по т/б. ПР №6 «Углеводы» | 1 час | |||
67 (7). | Инструктаж по т/б. ПР №7 «Амины, аминокислоты, белки» | 1 час | |||
68(8). | Инструктаж по т/б. ПР №8 «Идентификация органических соединений» | 1 час | |||
Резервное время | 2 часа |
Практические занятия.
Контрольные работы:
Контрольная работа № 1 «Строение и классификации органических соединений»
Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»
Контрольная работа №3 по теме «Спирты и фенолы, карбонилсодержащие соединения»
Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные»
Контрольная работа № 5 по теме «Углеводы и азотсодержащие соединения»
Практические работы:
ПР №1 «Качественный анализ органических соединений».
ПР №2 «Углеводороды»
ПР №3 «Спирты и фенолы»
ПР №4 «Альдегиды и кетоны»
ПР №5 «Карбоновые кислоты»
ПР №6 «Углеводы»
ПР №7 «Амины, аминокислоты, белки»
ПР №8 «Идентификация органических соединений»
Критерии оценки устных, контрольных, самостоятельных и практических работ на уроках химии.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предмету.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
30 опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.);
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Список учебно-методического обеспечения:
- Учебник: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 класс. – М.: ДРОФА, 2011 г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя по химии. 10 класс.- М.: ДРОФА, 2011 г.
- Арбузов А. Е., Краткий очерк развития органической химии в России, М. - Л., 2008.
- Блох М. А., Хронология важнейших событий в области химии и смежных дисциплин и библиография по истории химии, - М.: 2007.
- Быков Г. В., История органической химии, М.: 2006.
- Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. – М.: Высшая школа, 2011.
- Краткий справочник по химии, под ред. О. Д. Куриленко, 4 изд.. М., 2004.
- Кузнецов В. И., Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание. – М.,2006.
- Лурье Ю. Ю., Справочник по аналитической химии, М., 2010.
- Мейер Э., История химии от древнейших времен до настоящих дней, пер. с нем., предисл. Д. И. Менделеева, СПБ, 2009.
- Меншуткин Б. Н., Химия и пути ее развития, М. - Л., 2007
- Неницеску К. Д. Общая химия. Пер. с рум./ Под ред. Аблова А. В. – М.: Мир, 2008.
- Потеряхин В. А. Система химических элементов. – Уфа, 2009.
- Справочник химика, под ред. Б. П. Никольского, 2 изд., т. 1-6, М. - Л., 2010.
- Химическая энциклопедия: в 5 т. /Глав. ред. Кнунянц И.Л., Зефиров Н.С. – М.: Советская энциклопедия, Большая Российская энциклопедия, 2008.
- Журнал «Химия в школе».
Список электронного обеспечения:
2. http://chemister.da.ru/Books/allbooks.htm
3. http://www.chembook.narod.ru/
5. http://www.chemlib.net/molbiol/
7. http://www.nsportal.ru/shkola/khimiya
8. Демонстрационное поурочное планирование «Неорганическая химия»- СД- диск ООО «РМГ Компании».
9. Демонстрационное поурочное планирование «Органическая химия»- СД- диск ООО «РМГ Компании».
10. Открытая химия- СД- диск компания ООО «Физикон», 2009.
11. Электронные уроки и тесты по химии- СД- диск ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2011.
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Ларина Ольга Юрьевна, учитель математики высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №39 города Тулы
Дари себя детям!
Каждое общение ребёнка со своим педагогом
должно вселять в него радость и оптимизм
Ш.А. Амонашвили
Педагог. Учитель. Наставник. Мою профессию можно назвать по-разному, но суть её в одном: нести знания и добро детям.
Я очень счастлива оттого, что, став взрослым человеком, живу в мире Детства. Не где-то рядом, созерцая, контролируя происходящее, а внутри, являясь активным участником его законов, событий, радостей, огорчений, побед… Что позволяет мне быть частицей этого мира? Моя профессия.
С детства я мечтала быть педагогом и большую роль в выборе профессии сыграли мои учителя. Это были талантливые люди, влюблённые в своё дело, понимающие учеников, мудрые наставники, готовые в любой момент протянуть руку помощи и дать нужный совет. Именно поэтому 15 лет назад, заканчивая школу, я знала, что буду учителем.
Посвятив себя работе с детьми, я поняла главное: учение должно быть радостью, а не только долгом и обязанностью. Важно, чтобы на уроках дети испытывали воодушевление от открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ребёнка я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Урок прошёл отлично, если каждый ученик сделал открытие для себя и обрёл желание поделиться этим открытием с друзьями, с родителями.
Но не всегда я учитель. Я – ученица своих учеников. Они открывают мне свой мир любимых фильмов, компьютерных игр и увлечений. Чтобы говорить с ними на одном языке и быть в их глазах современной, мне приходится запоминать фамилии хоккеистов, изучать правила компьютерных игр, разбираться в моделях автомобилей. Дети заставляют меня идти вперёд и не останавливаться на достигнутом. Но и я незаметно открываю для них свой мир… Мир математики.
Время не стоит на месте. Наука открывает нам новые знания и новые перспективы. Моим ученикам неинтересно просто решать задачи, им хочется знать и видеть большее, научиться применить свои знания по математике в жизни. И каждый день, готовясь к уроку, я думаю о том, чем порадовать и удивить их завтра: открываю энциклопедии, выхожу в Интернет, потому что знаю, что дети ждут новых знаний, и я не могу обмануть их ожидания. Они – мои ученики.
Так каждый день, урок за уроком, мы вместе закладываем фундамент знаний. Каким он будет, прочным или не очень, во многом зависит и от меня. В моих руках - будущее России.
Быть образованным человеком, грамотным специалистом, мастером своего дела - это замечательно! Но ничего не значат знания, если в сердце человека нет тепла, милосердия, уважения к другим. Важнее всего - научить детей быть порядочными людьми, добрыми, неравнодушными, отзывчивыми, не стоять на месте, любить свою Родину, близких и уметь о них заботиться. Научится понимать, что мир большой, а человек - его часть, что знания безграничны. Я – учитель, и эти знания должны исходить от меня.
Все дети разные, но к каждому из них хочется найти свою тропинку, достучаться до каждого сердечка и вложить частицу своей души. Своими делами, словами и поступками я каждый день преподаю ученикам эту сложную науку – быть человеком!
Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью можно сказать так: любой урок – самый главный, любой ученик - самый важный, ибо каждое мгновение неповторимо, а каждый человек уникален!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по химии, 8-9 классы. О.С.Габриелян
В Государственном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 688 Приморского района Санкт-Петербурга учатся дети, которым рекомендовано индивидуальное надомное обучение п...
Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения
Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...
Рабочая учебная программа по химии в 8 классе на 2 часа обучения
Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение важнейших знаний об основных по...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Рабочая учебная программа по химии в 11 классе
Данная рабочая програма по химии составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), 2009 г., программы курса химии для 11 класса образоват...
Рабочая учебная программа по химии в 10 классе
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов ...
Рабочая учебная программа по химии в 9 классе
2-х часовая рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9...