Рабочая учебная программа по химии в 9 классе
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

2-х часовая рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основании примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор Н.Н.Гара. Автор учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений Рудзитис.Г.Е. , ФельдманФ.Г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени               Андрея Евдокимовича Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

Рассмотрено на МО

Учителей географии, биологии, химии, истории и обществознания

Протокол №1

от 25 августа 2014г.

Руководитель МО

Горбунова Л.Н.

Согласовано

на МС школы

Протокол №1

от 26 августа 2014г

Руководитель МС:

Власова Т.А.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Большеподберезинская

СОШ им.А.Е.Кошкина

Кайбицкого

муниципального района

Республики Татарстан»

Биктимерова Ф.Ф.

Приказ №49а

от 27 августа 2014г.

Рабочая учебная программа

по химии в 9 классе

Срок реализации программы 2014-2015г.г.

  Составил: Зиннатуллин Рашид Абдулхакович

учитель I- квалификационной категории

                                         

Село Большое Подберезье- 2014г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  70 ч/год (2 ч/нед.)

Данная рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основании следующих документов:

- Законов РФ и РТ «Об образовании», Федерального компонента государственного Стандарта основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразова-тельных учреждений (базовый уровень). Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009.

- Приказа МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2013-2014 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы  основного общего образования»

- Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени Андрея Евдокимовича Кошкина Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» на 2014-2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета     Протокол №1, от 26 августа 2014года)

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире. В содержании  курса 9 класса вначале рассматривается теория электролитической диссоциации, раскрыты сведения об основных закономерностях химических реакций, свойствах  веществ  - металлов и неметаллов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается  курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития  органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Цели курса:

  • Усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведение химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных  компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. 

Задачи курса:

  1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему  здоровью и окружающей среде
  2. Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими  приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
  3. Подготовка творчески мыслящих, умеющих без опаски обращаться с веществами и знающих их практическое значение, экологически грамотных учащихся. В процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.
  4.  Привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами.

Учебно-тематическое планирование

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Тема 6. Первоначальные представления
об органических веществах (2 ч)

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Тема 8. Спирты (2 ч)

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

Тема 10. Углеводы (2 ч)

Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

Итого 68 часов

Содержание курса

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

      Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
      
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
      
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
      
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

      Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.
      Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
      
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
      
Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
      
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
      
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
      
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

      Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
      Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
      
Минеральные удобрения.
      
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
      
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
      
Практические работы
      • Получение аммиака и изучение его свойств.
      • 
Определение минеральных удобрений.

Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

      Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
      Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли.
Стекло. Цемент.
      
Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
      
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.
      
Практическая работа. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
      Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
      
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.
      
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
      
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
      
Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).
      
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
      
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
      
Практические работы
      • Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».
      • Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
      
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления
об органических веществах (2 ч)

      Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

      Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
      
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
      
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
      
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
      
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
      
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.
      
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Тема 8. Спирты (2 ч)

      Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
      
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
      
Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

      Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
      Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
      Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
      
Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (2 ч)

      Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
      Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
      
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

      Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
      Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
      Химия и здоровье. Лекарства.
      
Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Повторение основных вопросов курса 8 класса

Тема урока

Задание

По плану

факт

1(1)

ПЗ и ПС Д.И.Менделеева в свете строения атома

2(2)

Химическая связь. Строение вещества. Кристаллические решетки

3(3)

Основные классы неорганических соединении: оксиды, кислоты, основания, соли.

1(4)

Тема 1. Теория электролитической диссоциации

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью

§1 упр1-6

2(5)

Диссоциация кислот, щелочей, солей

§2 упр7-8

3(6)

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

§3 зад.2

4(7)

Реакции ионного обмена

§4 2,3упр

5(8)

Основные положения теории электролитической диссоциации. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных  уравнений

§1,3,4 повт.

6(9)

Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД.  Химические свойства нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов, солей в свете ТЭД

§2 повт.

7(10)

Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей

§6

8(11)

Обобщение и систематизация знаний по теме ТЭД

§1-6 подг. к практ

9 (12)

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме « ТЭД».

§

10(13)

Контрольная работа № 1 по теме ТЭД

§

1(14)

Тема  2. Кислород и сера

Общая характеристика подгруппы кислорода. Строение простых веществ. Аллотропия.

§7 упр.1,

2, §8

2(15)

Сера, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства серы. Применение серы

§9,10 3-4 упр

3(16)

Соединения серы. Сероводород. Сульфиды

§11 1,2 упр

4(17)

Оксид серы (ΙV). Сернистая кислота

§12  2 зад.

5(18)

Оксид серы (VΙ). Серная кислота

§13 1-2 зад

6(19)

Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

§

1(20)

Тема  3.  Основные закономерности химических реакций (5 часов)

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям

§

 2(21)

Скорость химических реакций, ее зависимость от условий протекания

§14 4-5 упр

3(22)

Химическое равновесие. Условия его смещения.

§14

4(23)

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3

§7-14 повт

5(24)

Контрольная работа № 2 по теме «Кислород и сера»

§

1(25)

Тема  4. Азот и фосфор(13 часов).

Общая характеристика элементов главной подгруппу V группы ПС. Физические и химические свойства азота.

§15 1упр

2(26)

Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства.

§16 3-5 упр

3(27)

Получение аммиака. Производство аммиака

§

4(28)

Повторение темы, решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

§

5(29)

Соли аммония

§18 1-2 зад

6(30)

Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».

Стр 72-73

7(31)

Азотная кислота. Строение. Свойства. Применение. Химизм производства азотной кислоты

§19 5-7 упр 12- зад

8(32)

Нитраты

§20  8-9 упр

9(33)

Фосфор,  физические и химические свойства, применение, нахождение в природе

§21 упр1-4

10(34)

Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота. Ортофосфаты.

§22

11(35)

Минеральные удобрения

Подг. к практ.

12(36)

Практическая работа №4 «Определение минеральных удобрений».

13(37)

Обобщение и систематизация знаний по теме 4

§15-22

1(38)

Тема  5.Углерод и кремний (7часов)

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода

§24

2(39)

Химические свойства углерода. Адсорбция

§ 1-3 упр

3(40)

Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм

§25

4(41)

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли

§27,28  20-21 упр

5(42)

Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Стр 103

6(43)

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент

§30-33

7(44)

Контрольная работа № 3  по темам 3 и 4

1(45)

Тема  6. Общие свойства металлов  (10часов)

Положение металлов в ПСХЭ. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы.

§34 -36,38

3-4 упр

2(45)

Химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов

§37

3(46)

Щелочные металлы. Нахождение в природе, свойства и применение

§39 1-2 упр

4(47)

Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения

§40,41 зад4

5(48)

Алюминий: физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

§42,  3 зад

6(49)

Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач»

7(50)

Железо: нахождение в природе и свойства.

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

§43, 3 зад

8(51)

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

9(52)

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды

§35,45-47

10(53)

Расчеты по уравнениям химических реакции если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Зад. И.Г.Хомченко

11(54)

Контрольная работа № 4  по теме 6

§

1(55)

Тема  7. Органические соединения(12 часов)

Многообразие органических веществ. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Положения теории органических соединений А.М. Бутлерова

§48,49 1-3 упр

2(56)

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений

§50, 5 упр

3(57)

Предельные углеводороды. Представители, физические и химические свойства, применение

§51, 6-8 упр

4(58)

Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства

§52  9-10 упр

5(59)

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

§52, 11-12 упр

6(60)

Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

§54, 14-15 упр

7(61)

Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм человека. Многоатомные спирты.

§55, 1-2 упр

8(62)

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Биологическая роль жиров

§56, 4-5 упр

9(63)

Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль

§57, 8-9 упр

10(64)

Аминокислоты. Белки. Состав и биологическая роль

§58, 11-12

11(65)

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

§59, 14-15 упр

12(66)

Повторение и обобщение знаний по теме  «Органические соединения»

67

Повторение и обобщение знаний по теме по курсу химии

68

Итоговое занятие.  Подведение итогов за год

Работы

Ι полугодие

ΙΙ полугодие

год

Контрольные

2

2

4

Практические

3

4

7


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения химии ученик должен
      
знать/понимать:
      
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
      
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
      
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
      
уметь:
      
• называть химические элементы, соединения изученных классов;
      
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
      
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
      
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
      
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
      
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
      
• распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
      
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
      
• безопасного обращения с веществами и материалами; 
      
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
      
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
      
• приготовления растворов заданной концентрации.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

      Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
      Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
      глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
      осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
      полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
      При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
      Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
      Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
      Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
      ответ самостоятельный.
      Отметка «4»:
      ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
      материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
      Отметка «3»:
      ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
      Отметка «2»:
      при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
      Отметка «1»:
      отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

      Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
      Отметка «5»:
      работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
      эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
      проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
      Отметка «4»:
      работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
      Отметка «3»:
      работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

      Отметка «5»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
      дано полное объяснение и сделаны выводы.
      Отметка «4»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
      Отметка «3»:
      план решения составлен правильно;
      правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
      Отметка «2»:
      допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

      Отметка «5»:
      в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
      Отметка «4»:
      в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
      Отметка «2»:
      имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
      Отметка «1»:
      задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

      Отметка «5»:
      ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
      Отметка «4»:
      ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
      Отметка «3»:
      работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
      Отметка «2»:
      работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
      Отметка «1»:
      работа не выполнена.
      При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
      Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис.Г.Е. , ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Дополнительная Литература:

  1. ХомченкоИ.Г. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс – М .; Новая волна Издатель Умеренков, 2007.

Обеспечение учащихся:

  1. Рудзитис.Г.Е. , ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2009.
  2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).

Дидактические материалы:

  1. Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
  2. Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
  3. Комплекты тестов- тренажеров и тренажеры на электронных носителях.

Материально- техническое:

  1. Наглядные пособия:  серии таблиц по неорганической, органической химии, химическим производствам, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул  комплект кристаллических решеток, модели заводских аппаратов химических производств и металлургии.
  2. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.

Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.

Мультимедиа

  1. Химия 8-11 класс. Методическая поддержка on-line www.vSCHOOL.ru  CD –диск
  2. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ.Химия. СД –диск
  3. Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория.
  4. Интернет ресурсы
  1. https://edu.tatar.ru/page2610.htm/cors/
  2. http://km.edu.tatar.ru/KBLessons.php#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса химии 8 класса по Г.Е. Рудзитису

Данная рабочая учебная программа может быть использована при преподавании химии  в 8 классе по авторской линии Г.Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. К программе прилагается тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 8 класса составлена на основании следующих документов:- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.-   5-е ...

Рабочая учебная программа по химии 9 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 9 класса составлена на основании документов:- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.- 5-е изд., стереотип. – М.:...

Рабочая учебная программа по химии 10 класс (базовый уровень)

Рабочая учебная программа по химии для 10 класса составлена на основании:- Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /   О.С. Габриелян.-   5-е изд., ст...

Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....