Вид урока: урок-исследование. Тема: "Витамины"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Тема: "Витамины". Вид урока: урок-исследование.
Цели урока.
Обучающие: систематизация знаний учащихся о витаминах на межпредметной основе (химия и биология), сформировать представление о витаминах, их классификации; отметить роль витаминов для здоровья человека; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах.
Развивающие : развивать умение и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умение работы с дополнительной литературой, закрепление навыков экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Подтверждение тезиса: «Знание-сила» - о ведущей роли теории в познании практики.
Оборудование и реактивы.
Компьютер, мультимедиапроектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10-11 классы»; таблица: «Суточные нормы витаминов», образцы витаминов и поливитаминов, продукты питания: лимон, рыбий жир, хлеб, капуста (на демонстрационном столе). Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: ""Витамины". Вид урока: урок - исследование". | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Витамины»
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока.
Обучающие: систематизация знаний учащихся о витаминах на межпредметной основе (химия и биология), сформировать представление о витаминах, их классификации; отметить роль витаминов для здоровья человека; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах.
Развивающие : развивать умение и навыки решать задачи по химии, способности к анализу и абстрактному мышлению, расширять кругозор учащихся, их творческие способности, развивать умение работы с дополнительной литературой, закрепление навыков экспериментирования. Воспитательные: воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.
Подтверждение тезиса: «Знание-сила» - о ведущей роли теории в познании практики.
Оборудование и реактивы.
Компьютер, мультимедиапроектор, диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10-11 классы»; таблица: «Суточные нормы витаминов», образцы витаминов и поливитаминов, продукты питания: лимон, рыбий жир, хлеб, капуста (на демонстрационном столе). Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
1.Организационный момент (постановка цели урока)
Слайд №1-2
2.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания:
а) индивидуальная работа; б) фронтальная работа с классом
3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто погибали от цинги, чем от сражений и кораблекрушений. Из практического опыта, люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашенную капусту, зеленый лук, черную смородину. В чем же заключается причина заболевания? Сообщение учащегося №1
Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, открыл в 1880 году Н.И. Лунин (исследования на мышах). Потребности организма не ограничиваются белками, жирами, углеводами и солями. Организму нужны еще и витамины.
Учитель Витамины (лат. vita жизнь + амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов. Являются незаменимыми пищевыми веществами, т.к. они, за исключением никотиновой кислоты, не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания.
Просмотрев слайды № 5-23 , учащиеся заполняют в тетради таблицу: « Класификация витаминов»; делают выводы о заболеваниях, связанных с недостатком и избытком витаминов (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз).
2.Витамин А (ретинол).
Слайд №5-7
3.Витамин группы В.
Слайд№8
4.Витамин В1.
Слайд №9-10
5.Витамин В2.
Слайд №11-12
6.Витамин В3.
Слайд№13
7.Витамин В1.
Слайд №14-15
8.Витамин В6.
Слайд №16
9.Витамин В9.
Слайд №17
10.Витамин С.
Слайд №18-19
11.Витамин Е, К.
Слайд №20
5.Витамин Н, PP
Слайд №21
5.Витамин D
Слайд №22-23
Таблица: «Классификация витаминов по растворимости и их биологическое значение
Витамины | Биологическое действие |
Водорастворимые витамины | |
Аскорбиновая кислота, витамин С | Антиоксидант. Стимулирует действие ферментов, катализирующих окислительно-восстановительные процессы в живой клетке. Недостаток этого витамина вызывает заболевание цингой |
Пиридоксин, Витамин В6 | Участвует в синтезе аминокислот, жирных кислот и обмене жиров |
Биотин, витамин Н | Входит в состав ферментов, способствующих клеточному делению. Недостаток этого витамина вызывает замедление роста, поражение кожных покровов, выпадение волос |
Фолиевая кислота, витамин В12 | Участвует в синтезе пуриновых и пиримидиновых оснований. нуклеиновых кислот. Недостаток его вызывает нарушение роста, анемию |
Тиамин, витамин В1 | Необходим для нормальной деятельности нервной системы. Недостаток витамина вызывает полиневрит |
Жирорастворимые витамины | |
Ретинол, витамин А | Необходим для роста и развития организма. участвует в зрительном процессе. Недостаток этого витамина ведет к слепоте, похуданию |
Кальциферол, витамин D2 | Влияет на активность ферментов, регулирующих обмен фосфора и кальция в растущем организме. Недостаток его вызывает заболевание рахитом |
Токоферол, витамин Е | Природный антиоксидант. Препятствует окислению ненасыщенных веществ, таких, как ненасыщенные жирные кислоты. Недостаток его вызывает нарушения в функции размножения |
Сообщение ученика. Для человеческого организма важны все витамины, но особое место по своей значимости для здоровья занимает витамин С (аскорбиновая кислота), а также А и Е. Прежде всего эти витамин являются антиоксидантами, то есть защищают наш организм от соединений, разрушающих клетки. Доказано, что уменьшить вредное влияние нитратов на организм человека можно с помощью аскорбиновой кислоты, а витамины Аи Е – ингибиторы преобразования нитратов в нитриты.
4. Обобщение и систематизация знаний. Учитель. Что такое витамины? Что между ними общего? Ученик. Витамины-это различные органические вещества. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ. Большинство витаминов образуется в растениях. И только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей. Учитель. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
Ученик №1. Питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов-ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы. Учитель. Назовите продукты питания; укажите, какими витаминами они богаты? Ученик № 2. Витамин А (помидор, лук, шпинат, фасоль, горох) Ученик №3 Витамин С (картофель, лимон, черная смородина, шиповник) Ученик №4 Витамины группы В (молоко, рожь, рис, овес) Ученик №5 Витмин Д (рыбий жир, печень, яйца, сливочное масло, рыба).
Проверка умений решать расчетные задачи.
Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять во внимание, что масса лимона равна 100 г. Содержание витамина С в лимоне составляет 0,5%, суточная потребность взрослого человека в витамине С-100мг. Ответ 1/5 лимона
Лабораторный эксперимент определения содержания аскорбиновой кислоты.
Методика определения содержания
аскорбиновой кислоты.
Для проведения эксперимента использована методика окисления аскорбиновой кислоты йодом (титриметрический метод анализа).
Сущность метода. При окислении аскорбиновой кислоты раствором иода протекает реакция по следующей схеме
12 + С6H8O6 = C6H6O6 + 2HI.
Оборудование. Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка (или бюретка), учебные весы.
Реактивы. Спиртовой раствор йода (0,125%-й раствор), раствор крахмала, разбавленный раствор соляной кислоты.
Приготовление раствора крахмала. 1г. крахмала развести в небольшом количестве воды и вылить в стакан кипятка, прокипятить 1 мин. Приготовленный раствор соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты.
Последовательность работы 1.Аптечную настойку йода разбавить водой в 40 раз. 2. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчета1г крахмала на 200 г воды. 3. После этого к смеси растворов сока и крахмала приливать по капля м с помощью пипетки раствор йода. 4. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет.
5. Домашнее задание : П34, задание №2.
6.. Итоги урока.
Вывод по теме урока (делают учащиеся) Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Учитель. Химия- удивительная наука, она вводит человека в мир, в котором мы живем. Учите химию, и вы добьетесь успеха в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....
Урок-исследование на тему "Витамины"
Урок-исследование на тему "Витамины"...
Урок биологии по теме "Витамины" в 8 классе по программе В.В. Пасечника
Знакомство учащихся с разнообразными витаминами, их функциями, источниками витаминов. Урок прививает культуру ЗОЖ, повышает творческую активность учащихся, помогает запоминать продукты по содержанию в...
Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"
Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...
Презентация к уроку биологии на тему "Витамины".
Цель: изучить многообразие, значение витаминов и их содержание в продуктах питания.Задачи:образовательная: выявить многообразие и значение витаминов, их роли в обмене веществ;развивающая: формировать ...