сквозь химии мифы и географии рифы
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Салчак Саяна Каадровна

Интегрированное внеклассное мероприятие по химии. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvoz_khimii_mify_i_geografii_rify.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЫРБАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТОДЖИНСКОГО КОЖУУНА

Внеклассное мероприятие

СКВОЗЬ ХИМИИ МИФЫ И ГЕОГРАФИИ РИФЫ

Интегрированное внеклассное мероприятие по химии. 9 класс

Учитель химии и ОБЖ

Салчак Саяна Каадровна

Ырбан-2013г

Цели

  • В игровой форме проверить знания учащихся по географии и химии;
  • Дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность;
  • Заинтересовать в изучении дополнительной литературы;
  • Развивать исследовательские навыки и уважение к естественнонаучным дисциплинам;
  • Способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду;

Конкурсное время: 1 час

Оформление, оборудование и реквизит:

  • Глобус, физическая карта, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, бланки для жюри, музыкальные записи, призы, шляпы, жетоны, конверты.
  • Реактивы: конц. HCl,  NH3,, дихромат аммония  (NH4)2Cr2O7, два стакана, спирт, вата, спички, газета, металлическая пластинка.
  • Книжная выставка

 

ХОД ИГРЫ

        Учитель: Уважаемые девятиклассники! Сегодня вы участвуете интеллектуальной игре «Свозь химии мифы и географии рифы». Чтобы подготовиться, вам надо было перелистать учебники химии и географии.

        Другого ничего на природе нет,

Ни здесь, ни там,  в космических глубинах.

Все – от песчинок малых до планет  -

Из элементов состоит единых.

С. Щипавеч

        Знание химии часто оказывается нужным при изучении географии, и наоборот. И вообще, в окружающим нас мире все так взаимосвязано, что порой трудно четко определить, к какой области знаний относится тот или иной вопрос. Вот и сегодня, чтобы правильно ответить на вопросы, вам понадобиться знания по химии и географии, умение логически мыслить, работать в коллективе, что пригодиться в будущем в любой выбранной вами профессии!

        Томас Эдисон …Его называют одним из первых гениев Америки. Только в Америке ему выдано 1093 патента.Чтобы найти материал для спирали электрической лампочки, Эдисон со своим помощником осуществил 600 опытов и заполнил 200 записных книжек. И нашел: обгорелые бамбуковые волокна светят долго и ровно. Позже он говорил: «Успех – 1% везение и 99% пота!» я желаю вам такой же успешной работы!!

        Желаю успеха и юным географам, и юным химикам!

        

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

        Ведущий разъясняет цели, последовательность и форму проведения конкурса, представляет команды.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        Игра состоит из туров. Участники болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает их, начисляя баллы.

        

        Первый тур. «Разминка»

  1. Что великий Леонардо да Винчи называл «соком жизни»? (Воду)
  2. Исследователь Г.А. Ушаков называл это природное явление «Улыбкой Арктики» (Северное сияние)
  3. Итальянский путешественник Марко Поло писал «В Китае жильё отапливают <камнем>, огонь от которого сильнее, чем от дров». Что это за камень? (Каменный уголь)  
  4. Этот северный полуостров дал название химическому элементу? (Скандий)
  5. Этот радиоактивный инертный газ, выделяясь из разломов земной коры, создает экологические проблемы? (Радон)
  6. Этот газ своим названием обязан оазису Амона в Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей? (Аммиак)
  7. В Новоафонской пещере образуются причудливые наросты – сталактиты и сталагмиты. Из какого вещества они состоят? (CaCO3 – карбонат кальция)
  8. Д.И. Менделеев утверждал, что использовать это полезное ископаемое в качестве топлива – то же самое, что «сжигать ассигнации». Назовите вещество? (Нефть)
  9. Этот элемент входит в состав органического вещества? (Углерод)
  10. По–гречески он означает «лёд», а особый блеск ему придает содержания свинца. Что это за материал?  (Хрусталь)
  11. Когда это река разливается, то вода становиться сначала зеленой, затем красной, а земля, по которой она протекает, получила у местных жителей «Черная». О какой реке идет речь? (О реке Нил)
  12. Более 2х тысяч лет назад китайский император Цинь Шихуаньди приказывал поставить у входа во дворец ворота, изготовленного из цельного куска магнитного железняка. Для чего? (Чтобы выявлять у входящих спрятанное оружие)
  13. В так называемой «долине смерти» на острове Ява погибают животные невысокого роста. Почему? (Из трещин земной коры выделяется газ СО и вытесняет воздух)
  14. Самый легкий газ? (Водород)
  15. Самый пластичный металл? (Золото)
  16. Где холоднее – на Северном полюсе или на Южном? (На южном полюсе)
  17. Самый большой остров на Земле? (Гренландия)
  18. Самая полноводная река на Земле? (Амазонка)
  19. Вещество в крови, переносящее кислород? (Гемоглобин)
  20. Какой газ выделяет растения при фотосинтезе? (Кислород)
  21. Самый большой океан? (Тихий)
  22. Родина бумаги? (Китай)
  23. Воздушная оболочка Земли? (Атмосфера)
  24. Что не различает дальтоник? (Цвета)
  25. Какая кислота содержится в желудочном соке? (Соляная кислота)
  26. Кто совершил первое круглосуточное путешествие? (Фернан Магеллан)
  27. Как называется коренное население Антарктиды? (Нет населения)
  28. Гигантского волна? (Цунами)
  29. Кто первым из европейских путешественников побывал в Латинской Америке? (Христофор Колумб)
  30. В 70 году н.э. Плиний в «Естественной истории» писал об этом загадочном материале, что его изготавливают из собранного с листьев пуха. О каком материале идет речь? Его выделяют прядильные железы насекомого. (О шёлке)

        Первый вопрос из шляпы

        В шляпе вещество, которое в большом количестве растворено в озере Сиваш. Что это? (NaCl – хлорид натрия, или поваренная соль)

Второй тур «Проверим знания»

        Работа с сигнальными карточками: «да» - зеленый цвет, «нет» - красный цвет.

  1. Щелочи – это растворимые основания.(да)
  2. Катализаторы – это вещество, которые ускоряют химическую реакцию, но сами при этом не расходуются. (да)
  3. Административно – территориальное устройство – это деление страны на области и районы. (да)
  4. Эмиграция – это путешествие населения. (Нет. Правильно – выезд из страны)
  5. Миграция – перемещение населения. (да)
  6. Экзотермическая реакция – это реакция с поглощением теплоты. (Нет. Правильно – с выделением теплоты.)
  7. В органических веществах углерод всегда четырехвалентен. (Да)
  8. Общая формула алканов СnH2n+2 (Да)
  9. Окислительно-восстановительные реакции – это реакции, при которых степень окисления атомов. (Нет. Два или более элементов меняют свою степень окисления.)
  10. Мелиорация – это совокупность мероприятий, направленных на улучшения земель и повышение их плодородия. (Да)
  11. Рынок – это система семейных отношений в обществе. (Нет. Правильно – товарно-денежные отношений)
  12. Урбанизация – это процесс роста городов и усиление их роли в жизни общества. (Да)
  13. Электролиты – это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. (Нет. Правильно – проводят ток)
  14. Полимеризация – это процесс соединения молекул за счет разрыва кратных связей с образованием высокомолекулярного вещества. (Да)
  15. Гидрирование – это процесс присоединения воды. (Нет. Правильно – присоединения водорода)
  16. Геноцид – уничтожения населения по национальному признаку. (Да)
  17. Демография – это наука, изучающая воспроизводства, структуру расселения и размещения животных и растений на территории. (Нет. Правильно - населения)
  18. Гомологи – это вещества разного состава, но сходного строения и свойств. (Да)
  19. Изомеры – это вещества одного состава, но разного строения и состава. (Да)  
  20. Трудовые ресурсы – это не трудоспособное население страны, а так же работающие подростки и пенсионеры. (Нет. Правильно – трудоспособное население)

         Второй вопрос из шляпы

        В середине XXI века ученый монах Бенцони предоставил королю Испании доклад о его полезных свойствах. Доклад засекретили и объявили государственной тайной. За ее нарушения были казнены десятки человек. Долгое время был доступен только очень богатым.

        Содержит теобромин – это сильный токсин для животных – кошек, собак, лошадей и попугаев. Отравление человека из-за быстрой метаболизации невозможно. Содержит вещества и группы флавонидов, полезные для сердца и сосудов.

        Содержит фенилэтиламин – поднимает настроение, позволяет ощутить счастье, ускоряет сердечный ритм и повышает уровень энергии.

        Что это? (Шоколад)

Третий тур «Великие ученые»

Химия и география – это не только события, объекты и явления, но и великие личности, деятельность которых оставила глубокий след в развитии науки и человеческой цивилизации.

        «Химик с мировым именем»

        Подсказки

  1. В свободное время любил своими руками делать чемоданы. Слыл «хорошим чемоданных дел мастером», чем очень гордился.
  2. Великий русский поэт Александр Блок был женат на ее дочери.
  3. В 1887 г. Он прославился тем, что один, без пилота, совершил полет на воздушном шаре для изучения солнечного затмения и верхних слоев атмосферы.
  4. В 1891 г. Он был назначен ученым хранителем в Депо образцовых гирь и весов, позже преобразованного в Главную палату мер и весов, управляющим который оставался до конца жизни.
  5. Принято считать, что главное открытие своей жизни этот ученый сделал во сне. (Д.И.Менделеев)

«Первый профессор химии»

Подсказки

  1. Потрет этого средневекового ученого, которого Ф.И. Герцен назвал «первым профессором химии от сотворения мира», изображен на самой крупной банкноте Швейцарии.
  2. Он принимал участие в крестьянской войне в Германии в 1524-1525 гг., много путешествовал, побывал в Дании, Швеции, Германии, Нидерландах, России, Франции, Италии, Венгрии.
  3. Он первым употребил термин «алкоголь».
  4. Наиболее известно его изречение: «Всё яд, и только доза делает вещество лекарством или ядом».
  5.  Этот врач не отличался особой скромностью. Избранный им псевдоним означает «Лучше Цельса» (известного ученого и врача древних времен). Согласно наиболее достоверной версии, погиб он в результате вероломного нападения бандитов, нанятых одним из коллег. (Парацельс, или Филипп  Аурел Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм)

        «Бунтарь на коленях»

  1. Воспитался этот ученый в монастыре. Начальный курс математики он «подслушал», стоя за дверью соседнего дома. Классическое образование получил на медицинском факультете Пизанского университета.
  2. История статики началась с Архимеда, история же динамики неразрывно связана с именем этого ученого. Он также изобрел множество механизмов, от циркуля и счетной линейки до машины, которая поднимает воду на поля, первым увидел горы и море на Луне, заметил и нашел пятно на Солнце.
  3. Он умер в 1642 г., а в 1737-м прах ученого, согласно его завещанию, был перенесен во Флоренцию. Захоронен рядом с прахом Микеланджело.
  4. По выражению А. Штекли, этот ученый сумел «победить на коленях».
  5. Лишь в 1989 г. Папа Римский Иоанн Павел II выступил с заявлением, в котором признал, что этот ученый был прав. (Галилео Галилей)

        «Русский мореплаватель, именем которого названы пролив и море»

  1. По национальности он был датчанином, окончил морской кадетский корпус в Голландии, а служил в России.
  2. Петр I незадолго до своей смерти приказал снарядить Камчатскую экспедицию, и он был назначен ее начальником.
  3. Инструкция Петр I ставила ему задачу: «Искать, где она, Азия, сошлась с Америкой».
  4. Во время второй экспедиции им был основан город «святых Петра и Павла».
  5. Несмотря на то что еще до него, в 1648 г., этот пролив прошел Семен Дежнёв, нынче он называется его фамилией. (Витус Беринг)

Третий вопрос из шляпы

В шляпе находиться вещество, несправедливо «обиженное», ибо нашу планету правильнее было бы назвать его именем. Это вещество первому удалось создать английскому ученому химику Джозефу Пристли в 1767 г., после экспериментов с газом, выделяющимся при брожении в чанах пивоваренного завода. А швед Тоберн Бергман в 1770г., сконструировал аппарат, позволяющий под давлением с помощью насоса насыщать этим газом наше вещество, и продукт был назван сатуратором (от.лат. Saturo - насыщать). (Газированная вода, углекислый газ используется как консервант и обозначается на упаковке с кодом Е290).

        Четвертый  тур «Конкурс пантомим»

  1. С помощью жестов и мимики изобразите такое природное явление, как землетрясение.
  2. Сказка без слов «Приключения капельки».

Действующие лиц: капелька, две подружки, молния, гром, солнышко.

«Жила была капелька. Как - то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла – и капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться.

Становилась всё теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернуться на землю.

        Пятый  тур. Конкурс болельщиков «Кто больше?»

        Учитель: Первопроходцам, мореплавателям, исследователям – всем приходилось преодолевать множество трудностей на своем пути к истине. Гораздо легче это было сделать тем, кто имел надежный тыл – поддержку друзей, родных, близких. Таковыми у нас являются преданные болельщики команд. У вас есть шанс оказать реальную помощь. А для этого нужно мобилизоваться на участие в конкурсе болельщиков под названием «Кто больше».

  1. За три минуты написать на листке бумаги как можно больше названий стран из Европы.
  2. За три минуты написать как можно больше названий химических элементов (или кислот)

Представители команд по очереди, не повторяясь, оглашают названия

стран, а потом – химических элементов (кислот). Победившей считается та команда, которая дала последний ответ. В копилку команды заноситься 3 балла.

        Четвертый вопрос из шляпы.

        В шляпе находиться продукт, запатентованный 19 августа 1856 г., американцем Гейлом Борденом. В 1858 г. Америке был создан первый завод по производству этого вещества. Успех от его продажи позволил Бордену организовать несколько заводов, передать процветающую компанию сыновьям, а сам доживать в маленьком техасском городке, названом в его честь Борденом. Это одно из главных составляющих продовольственного резерва, которое используют для приготовления кондитерских изделий, часто с ним пьют чай и кофе. (Сгущенное молоко – молоко с сахаром)

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Слово жюри, подведение итогов. Награждение победителей.

   

   

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии

Интегрированное внеклассное занятие по химии, биологии и географии в форме игры "Счастливый случай"...

Школьное методическое объединение учителей химии, биологии и географии

Общее положение, план работы на учебный год, план предметной недели....

Школьное методическое объединение учителей химии, биологии и географии

Общее положение, план работы на учебный год, план предметной недели....

план шмо учителей химии, биологии и географии на 2014 -2015 учебный год

план шмо учителей химии, биологии и географии на 2014 -2015 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей химии, биологии и географии МБОУ СОШ №1 с.Гизель на 2013-2014 учебный год

План работышкольного методического объединения учителей  химии, биологии и географии  МБОУ   СОШ  №1 с.Гизельна 2013-2014 учебный год  Методическая тема: Создание ус...

План работы школьного методического объединения учителей химии, биологии и географии МБОУ СОШ№1 с.Гизель на 2014-2015 уч.год.

План работы школьного методического объединения учителей химии, биологии и географии МБОУ СОШ№1 с.Гизель на2014-2015 уч.год.Методическая тема.Формирование  компетентности учителей и учащихся как ...

Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах».

DVD-диск II интернет-марафона «День учителя химии». Г. Щелканова, М. Александрова. Театр на уроках химии «Мифы и легенды о металлах». –М.: Чистые пруды, 2009.https://shop.1september.ru/item/945/...