Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по химии.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании курса построенного по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._8-kl._po_khimii_2013-2014g.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
протокол №___ _____________/_____________/ ________________/
от «___»____________20___г. «____»____________20___г. ______________/
«___»_________20___г.
Рабочая программа
учебного курса химии в 8А,Б,В классах
68 часов (по 2 часа в неделю)
НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Беляева Надежда Ивановна
Стаж: 20 лет, категория первая
Год аттестации: 2009
Зубова Поляна 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика:
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Химия» для 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по химии.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании курса построенного по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Цели:
изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Результаты освоения курса:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности
Предполагаемые результаты обучения
Результаты изучения курса «Химия» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного процесса
Учебный процесс при изучении курса химии в 8 классе строится мною с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);
- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
При работе в разных параллелях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: разные варианты контрольно-измерительных материалов.
Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:
- лекция,
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- внеаудиторная и "домашняя" работа.
Общее количество часов в соответствии с программой: 68 часов
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа
- контрольных работ: 5
- практических работ: 7
Система оценки достижений учащихся
В своей работе на уроках химии я оцениваю прежде всего:
- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);
- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);
- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, интернет-страницами и т.д.);
- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.
Придерживаюсь приоритета письменной формы оценки знаний над устной. Использую классическую 5-балльную шкалу в качестве основы.
Приоритетными формами итогового контроля являются:
- тестирование,
- самостоятельные и проверочные работы,
- контрольные работы,
- лабораторные и практические отчёты,
- домашние общие и индивидуальные работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Введение (7 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1— 20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (6 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМАЗ
Соединения химических элементов (14 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом (5 ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (16ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов (2 часа)
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем и разделов | Максимальная нагрузка учашихся | Теоретич. обучение | лабораторных и практических работ | контрольных работ | Самост. работ |
Введение | 7 | 6 | 1 практическая работа | |||
1. | Атомы химических элементов | 10 | 9 | 1 | ||
2. | Простые вещества | 6 | 6 | |||
3. | Соединения химических элементов | 14 | 11 | 2 лабораторных 2 практических работы | 1 | |
4. | Изменения, происходящие с веществами | 12 | 9 | 5 лабораторных 2 практических работы | 1 | |
5. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 16 | 13 | 6 лабораторных 2 практических работы | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||||
Итого | 66 (2 часа - резервное время) | 54 | 13 лабораторных 7 практических работ | 5 |
Календарно – тематический план.
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Лабораторных и практических работ | Оборудование и реактивы | Контрольных работ | Самост. работ | Формы учебной деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Введение | 7 | ||||||||
1.1 | Предмет химии. Вещества. | 1 | Д1. Коллекция изделий тел из алюминия и стекла. | Алюминиевая проволока, ложка, гранулы, кастрюля. Стеклянные стакан, трубка, пробирка, колба, оконное стекло и т.д. | Беседа | ||||
2.2 | Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами». | 1 | Лабораторный штатив, спиртовка, спички, пробирки, химические стаканы, колбы. | Лабораторный штатив, спиртовка, спички, пробирки, химические стаканы, колбы. | Исследовательская работа | ||||
3.3 | Превращение веществ. История химии. | 1 | Д2. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. ДЗ. «Помутнение» известковой воды. | Раствор соляной кислоты, мрамор, известковая вода, пробирки, стеклянная трубка. | Исследовательская работа | ||||
4.4 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. | 1 | Портреты М.В. Ломоносова, Д.И.Менделеева. | Беседа | |||||
5.5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | Тестирование | ||||||
6.6 | Знаки химических элементов зачет. | 1 | зачет | ||||||
7.7 | Упражнения в применении знаний | 1 | Тестирование | ||||||
ТЕМА 1. Атомы химических элементов | 10 | ||||||||
1.8 | Основные сведения о строении атомов. | 1 | Д4. Модели атомов химических элементов | Модели атомов химических элементов | Лекция | ||||
2.9 | Изотопы. | 1 | Лекция | ||||||
3.10 4.11 | Строение электронных оболочек атомов. | 2 | 1 | Беседа | |||||
5.12 | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | 1 | Лекция | ||||||
6.13 | Ионная связь. | 1 | Лекция | ||||||
7.14 | Подготовка к контрольной работе. | 1 | Проектная деятельность | ||||||
8.15 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов». | 1 | 1 | Контроль знаний | |||||
9.16 | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. | 1 | Лекция | ||||||
10.17 | Металлическая химическая связь. | 1 | Лекция | ||||||
Тема 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА | 6 | ||||||||
1.18 | Простые вещества – металлы. Простые вещества – неметаллы. | 1 | Демонстрация коллекций металлов Д5. Получение озона, образцы белого и красного фосфора, Белого и серого олова. | Коллекция «алюминий», «металлы и сплавы» | Лекция | ||||
2.19 | Количество вещества. | 1 | Д6. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | Таблица «Вещества количеством 1 моль». | Лекция | ||||
3.20 | Выполнение упражнений. Решение задач. | 1 | |||||||
4.21 | Молярный объем газообразных веществ. | 1 | Д7. Модель молярного обьема газообразных веществ | Рисунок «Модель молярного обьема газообразных веществ» | Лекция | ||||
5.22 | Простые вещества. Решение задач. | 1 | Исследовательская работа | ||||||
6.23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | 1 | 1 | Индивидуальная работа | |||||
Тема 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 14 | ||||||||
1.24 | Степень окисления. | 1 | Лекция | ||||||
2.25 | Степень окисления. Выполнение упражнений. | 1 | Индивидуальная работа | ||||||
3.26 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | 1 | Д8. Образцы оксидов неМе (Р205, С02, Si02, Н20) и водородных соединений (НО, NH3). | Образцы оксидов неМе (Р205, С02, Si02, Н20) и водородных соединений (НС1, NH,). | Лекция | ||||
4.27 | Основания. | 1 | Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Лр №1. Знакомство с основаниями (щелочами и нерастворимыми). | Гидроксид натрия (твёрдый и раствор), гидроксид калия (твёрдый и раствор), гидроксиды кальция, меди, железа (II) и (III), алюминия, лакмус, фенолфталеин, метилоранж. | Лекция | ||||
5.28 | Кислоты. | 1 | Д10, Лр№1. Образцы кислот (минеральных и органических). Изменение окраски индикаторов в кислой среде. | Соляная, серная, азотная, уксусная, лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая, муравьиная кислоты, лакмус, фенолфталеин, метилоранж. | Лекция | ||||
6.29 | Соли. | 1 | Д11, Лр №1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот. | Соли NaCl, СаСОз, Са3(Р04)2 и другие. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа. | Лекция | ||||
7.30 | Контрольная работа №2. «Соединения химических элементов». | 1 | 1 | Контроль знаний | |||||
8.31 | Кристаллические решетки. | 1 | Д12. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа. | Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа. | Лекция | ||||
9.32 | Чистые вещества и смеси. | 1 | Д13. Разделение смесей. Д14. Взрыв смеси водорода с воздухом (видео) Лр №2. Разделение смеси с помощью делительной воронки. | Делительная воронка, воронка, фильтр, магнит, спиртовка, смесь серы и железных опилок, смесь песка и сахара. | Лекция | ||||
10.33 | Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды» | 1 | Пробирки, почва, фильтр, стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, спиртовка. | Пробирки, почва, фильтр, стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, спиртовка. | Исследовательская работа | ||||
11.34 | Массовая и объемные доли компонентов смеси. Доля примесей. | 1 | Семинар | ||||||
12.35 | Практическая работа №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». | 1 | Исследовательская работа | ||||||
13.36 | Массовая и объемные доли компонентов смеси. Доля примесей. Решение задач. | 1 | Групповая работа | ||||||
14.37 | Решение задач «Соединения химических элементов». | 1 | Групповая работа | ||||||
Тема 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ | 12 | ||||||||
1.38 | Физические явления. | 1 | Д15. Примеры физических явлений (плавление парафина, возгонка йода (видео), растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания. Лр №3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. | Парафиновая свеча, спички, перманганат калия, коническая колба, мерная ложка, стеклянная палочка, вода, духи, фильтровальная бумага, спирт, лампочка, секундомер. | Лекция | ||||
2.39 | Химические реакции. | 1 | Д16. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора (видео), взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды (видео). Лр №4. Окисление меди в пламени спиртовки. | Магниевая лента, спички, ножницы для сжигания, растворы соляной и серной кислот, мрамор или мел, сульфат меди (II), раствор гидроксида натрия, оксид меди (II), перманганат калия, пробирки, спиртовка, спички, газоотводная трубка с пробкой, лучинка, цинк, магний, железо, пероксид водорода, оксид марганца (IV). Свечи,спички, пробирки, держатели, предметные стёкла. Медная пластинка или проволока, спиртовка, спички, держатель. | Лекция | ||||
3.40 | Практическая работа №2. «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». | 1 | Исследовательская работа | ||||||
4.41 | Химические уравнения. Реакции разложения и соединения. | 1 | Групповая работа | ||||||
5.42 | Химические уравнения. Реакции замещения и обмена. | 1 | Лр №5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. Лр №6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Лр №7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | Известковая вода, стеклянная трубка, пробирка, карбонат натрия, раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди (II), железные гранулы. Оксид меди (II), раствор серной кислоты, спиртовка, спички, мрамор, раствор соляной кислоты, хлорид железа (III), растворы роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция. | Групповая работа | ||||
6.43 | Практическая работа №4. «Признаки химических реакций». | 1 | Исследовательская работа | ||||||
7.44 8.45 | Химические уравнения. Выполнение упражнений. | 2 | 1 | Индивидуальная работа | |||||
9.46 10.47 | Расчеты по химическим уравнениям. | 2 | 1 | Индивидуальная работа | |||||
11.48 | Обобщение знаний по теме «Изменения происходящие с веществами». | 1 | Семинар | ||||||
12.49 | Контрольная работа №3. «Изменения происходящие с веществами». | 1 | 1 | Контроль знаний | |||||
Тема 5. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ | 16 | ||||||||
1.50 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 | Растворение безводного сульфата меди (II) и концентрированной серной кислоты. Д17. Испытание веществ и их растворов на проводимость (видео). | Безводный сульфат меди, вода, 2 стакана, концентрированная серная кислота, термометр. | Лекция | ||||
2.51 | Электролитическая диссоциация. | 1 | Д18. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации (видео). Д19. Движение окрашенных ионов в электрическом поле (видео). Реакции, идущие с выпадением осадка, выделением газа и бразованием малодиссоциированного вещества (воды). | Растворы хлорида меди (II), гидроксида натрия, карбоната натрия, соляной кислоты, фенолфталеин. | Лекция | ||||
3.52 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | Лекция | ||||||
4.53 | Ионные уравнения. | 1 | Исследовательская работа | ||||||
5.54 | Практическая работа №7. «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». | 1 | Исследовательская работа | ||||||
6.55 | Кислоты в свете ТЭД, классификация и свойства. | 1 | Лр №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной). | Растворы серной и соляной кислот, гидроксида натрия, карбоната натрия,пробирки, гранулы цинка, оксид меди (II). | Лекция | ||||
7.56 | Основания в свете ТЭД, классификация, свойства. | 1 | Лр №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия). Лр №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II). | Растворы гидроксида натрия и калия, сульфата меди (II), соляной кислоты, спиртовка, держатель. | Лекция | ||||
8.57 | Оксиды, классификация и свойства. | 1 | Лр №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). Лр №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа). | Оксид кальция, вода, раствор соляной кислоты, углекислый газ, лакмус, фенолфталеин, известковая вода. | Лекция | ||||
9.58 | Соли в свете ТЭД, и их свойства. | 1 | Лр №11. Реакции, характерные для растворов солей (например для хлорида меди (II). | Растворы хлорида меди, гидроксида калия, нитрата серебра, гранулы цинка. | Лекция | ||||
10.59 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | Д20. Взаимодействие цинка с серой (видео), соляной кислотой, хлоридом меди (II). Д21. Горение магния. | Растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида меди, оксид кальция. Растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), цинк, магниевая лента. | Лекция | ||||
11.60 | Практическая работа №8. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | 1 | Исследовательская работа | ||||||
12.61 | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | Лекция | ||||||
13.62 | Уравнения окислительно-восстановительных реакций. | 1 | Групповая работа | ||||||
14.63 | Обобщение знаний по теме. | 1 | Групповая работа | ||||||
15.64 16.65 | Контрольная работа №4. «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» и ее анализ. | 2 | 1 | Контроль знаний | |||||
1.66 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | ||||||
ИТОГО: | 66+2 | 7 | 5 | 4 | Контроль знаний |
Уроки 67-68 – Резервные уроки.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ (текущий, рубежный, итоговый)
осуществляется следующим образом
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».
2. Итоговая контрольная работа.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Перечень учебно-методического обеспечения
-О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2005 г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,2006 г.- 400с.
-Химия.8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2004.-128с.
-О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: 8-11 классы. Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2002 г.
-И.И.Новошинский.
Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.
-А.Е.Насонова. Химия в таблицах. 8-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001 г.
- О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004г.
Список литературы
Литература, использованная при подготовке рабочей программы:
- Общеобразовательная типовая государственная программа МО РФ,2004 г.;
- О.С. Габриелян « Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005 г.;
- Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна; И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской). М.: «Глобус», 2008 г.
Литература, рекомендованная для учащихся:
-О.С. Габриелян.
Химия. 8 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007-2010 г.
-Е.П. Ким. Химия. 8-11 классы. Практические работы. Саратов: Лицей, 2006 г.
Образовательные диски:
- Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004 г.
- Школьный курс химии 2009. Электронные пособия, домашние задания, коллекции рефератов, программы.
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс. Просвещение МЕДИА, 2007 г. (диск 1,2,3).
- Самоучитель. Химия для всех – 21 век. ООО «Хронобус»,2003 г.
Материально-техническое обеспечение
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
ТСО:
Компьютер; Мультимедиапроектор;
Экран
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучений данного предмета в 8 классе обучающиеся должны знamь/понимamь
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема «Введение» - 7 часов
Обучающиеся должны знать
Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула, различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе, называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов - 10 часов
Обучающиеся должны знать
Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.
Тема 2. Простые вещества - 6 часов
обучающиеся должны знать
Общие физические свойства металлов, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Тема 3. Соединения химических элементов -14 часов
Обучающиеся должны знать
определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами -12 часов
Обучающиеся должны знать
Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов -16 часов.
Обучающиеся должны знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей, определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель - восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно - восстановительных реакциях методом электронного баланса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Программа составлена с учетом актуальных тенденций ФГОС.
Документы
Закон «Об образовании»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Химия. Москва, 2005 год.
«Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Образовательные сайты:
1.http://www.chemistry.narod.ru/
2.http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
3.http://www.kontren.narod.ru/rass/ikt-f.html
5.http://hemi.wallst.ru/
6.http://chimia24.ucoz.ru/index/0-2
7.http://powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/page/2/
8.http://chemistry.videouroki.net/
9.http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...