Рабочая программа 11 класс
рабочая программа (химия, 11 класс) по теме

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

 Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._11-kl._po_khimii_2013-2014g.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

 Рассмотрено                                                Согласовано                                                             Утверждено

 на заседании МО                                        Зам.директора по УВР                                             Директор школы

 протокол №___                                            _____________/_____________/                             ________________/

 от «___»____________20___г.                   «____»____________20___г.                                   ______________/

                                                                                                                                        «___»_________20___г.                                                                                                                            

Рабочая программа

учебного курса химии в 11А,Б,В классах

34 часа (по 1 часу в неделю)

НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Беляева Надежда Ивановна

Стаж: 20 лет, категория: первая

Год аттестации: 2009

Зубова Поляна 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика:

        Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

 Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели:

изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественно – научной  картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются: 
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы. Знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
      Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Данная рабочая программа:
• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.


     Межпредметная естественнонаучная интеграция  позволяет на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
    Идет и
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

 

 Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 3 контрольных  и 2 практических работ.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян.  – М.: Дрофа, 2007-2010г.

Результаты освоения курса:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Предполагаемые результаты обучения

      Результаты изучения курса «Химия» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного процесса

         Учебный процесс при изучении курса химии в 11 классе строится мною с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм  рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

При работе в разных параллелях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: разные варианты контрольно-измерительных материалов.

Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:

-  лекция,

-  практическая работа,

-  самостоятельная работа,  

-  внеаудиторная и "домашняя" работа.

Общее количество часов в соответствии с программой: 34 часа

 Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час

- контрольных работ: 3

- практических работ: 2

Система оценки достижений учащихся

       В своей работе на уроках химии я оцениваю прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Придерживаюсь приоритета письменной формы оценки знаний над устной. Использую классическую 5-балльную шкалу в качестве основы.

Приоритетными формами итогового контроля являются:

- тестирование,

- самостоятельные и проверочные работы,

- контрольные работы,

-  лабораторные и практические отчёты,

- домашние общие и индивидуальные работы.

       

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа)

   О с н о в н ы е   с в е д е н и я   о  с т р о е н и и    а т о м а.

Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

  П е р и о д и ч е с к и й   з а к о н   Д. И. М  е н д е л е е в а   в   с в е т е   у ч е н и я   о  с т р о е н и и   а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.

   Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

   Положение водорода в периодической системе.

   Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Лабораторный опыт .1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества ( 13 часов)

   И о н н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.

   К о в а л е н т н а я  х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.

   М е т а л л и ч е с к а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Свойства веществ с этим типом связи.

   В о д о р о д н а я   х и м и ч е с к а я  с в я з ь . Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной в организации структур биополимеров.

   П о л и м е р ы . Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

   Г а з о б р а з н о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а . Три агрегатных состояния воды.  Особенности строения газов. Молекулярный объем газообразных веществ.

   Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

   Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознание.

   Ж и д к о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а. Вода. потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы её устранения.

   Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях .

   Жидкие кристаллы и их применение.

   Т в ё р д о е   с о с т о я н и е   в е щ е с т в а . Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека, их значение и применение .Кристаллическое строение вещества.

   Д и с п е р с н ы е   с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы.

   Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

   Тонкодисперсные системы: гели и золи.

   С о с т а в  в е щ е с т в а  и  с м е с е й . Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Закон постоянства состава веществ.

   Понятие «доля» и её разновидность: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворённого вещества в растворе) и объёмная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

   Демонстрации. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шёлк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молекулярного объёма газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

    Лабораторные опыты.

2. Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств.

3. Ознакомление с коллекцией полимеров:  пластмасс и волокон и изделия из них.

4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

5. Ознакомление и минеральными водами.

6. Ознакомление с дисперсными системами.

   Практическая работа № 1 . Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3 . Химические реакции (8 часов)

    Р е а к ц и и , и д у щ и е  б е з  и з м е н и я  с о с т а в а  в е щ е с т в . Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора . Озон , его биологическая роль.

    Изомеры и изомерия.

   Р е а к ц и и , и д у щ и е   с   и з  м е н е н и е м  с о с т а в а  в е щ е с т в . Реакция соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частый случай экзотермических реакций.

   С к о р о с т ь   х и м и ч е с к о й  р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

  О б р а т и м о с т ь  х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

  Р о л ь   в о д ы   в  х и м и ч е с к и х   р е  а к ц и и . Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые,  малорастворимые и нерастворимые вещества.

  Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

   Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

  Г и д р о л и з   о р г а н и ч е с к и х   и  н е о г а н и че с к и х   с о е де н е н и  й . Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

  Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

  О к и с л и т е л ь н о -  в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления. Определении степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

  Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .

  Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н – бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической  диссоциации  уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно – восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

  Лабораторные опыты.

7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

10. Получение водорода взаимодействием  кислоты с цинком.

11. Различные случаи гидролиза солей.

   Тема 4.  Вещества и их свойства (9 часов)

   М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .

   Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

   Н е м е т а л л ы . Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).

  К и с л о т ы   н е о р г а н и ч е с к и е   и   о р г а н и ч е с к и е . Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые  свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

  О с н о в н и я   н е о р г а н и ч е с к и е   и  о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение растворимых оснований.

   С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).

   Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).

  Г е н е т и ч е с к а я   с в я з ь   м е ж д у   к л а с с а м и   н е о р г а н и ч е с к и х   и  о р г а н и ч е с к и х   с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла. Особенность генетического ряда в органической химии.

  Демонстрации.  Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа и серы. Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

   Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

   Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем и разделов

Максимальная нагрузка учашихся

Теоретич. обучение

лабораторных и практических работ

контрольных работ

Самост. работ

1.

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

3 +1 (стартовая к.р.)

3

1 лабораторная работа

1 (стартовая)

2.

Строение вещества

13

13

5 лабораторных работ

3.

Химические реакции

8

6

1 практическая работа

5 лабораторных работ

1 (темы 2,3)

4.

Вещества и их свойства

9

7

1 практическая работа

7 лабораторных работ

1 (итоговая)

         Итого:

34

29

2 практических работ

18 лабораторных работ

3

Календарно – тематический план.

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лабораторных и практических работ

Оборудование и реактивы

Контрольных работ

Самост. работ

Формы учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1.

 Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

3+1

1.1

Основные сведения о строении атома.

1

ПСХЭ Д.И. Менделеева

Лекция

2.2

Периодический закон и строение атома.

1

Д1.  Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

ЛР №1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Лекция

3.3

Положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева.

1

ПСХЭ Д.И. Менделеева

Лекция

4.4

Входная  контрольная работа.

1

1

Контроль знаний

Тема 2.

 Строение вещества.

13

1.5

Ионная химическая связь.

1

Д2. Модель кристаллической решётки хлорида натрия.

Д3. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита.

Модель кристаллической решётки хлорида натрия, мел, мрамор, галит (каменная соль).

 Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита.

Беседа

2.6

Ковалентная химическая связь.

1

Д4. Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца).

Кристаллические решётки углекислого газа, алмаза, графита.

Исследовательская работа

3.7

Металлическая химическая связь.

1

ЛР№2. Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств.

Поваренная соль, сахар, железо, сера, медь, сода, медный купорос, графит, песок.

Исследовательская работа

4.8

Водородная химическая связь.

1

Д5. Модель молекулы ДНК.

 Модель молекулы ДНК.

Лекция

5.9

Полимеры. Пластмассы.

1

Д6. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них.

ЛР №3.  Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и изделий из них.

Коллекция пластмасс, полиэтилен, полипропилен. поливинилхлорид, фенолоформальдегидные пластмассы.

Лекция

6.10

Полимеры. Волокна. Неорганические полимеры.

1

Д7. Образцы волокон ( шерсть. шёлк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них.

Д8. Образцы неорганических полимеров ( сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты).

ЛР №3. Ознакомление с коллекцией полимеров: волокон и изделий из них.

Коллекция волокон, ацетатное, вискозное, капроновое волокна, хлопок, шерсть, нейлон, шёлк, лён, лавсан, сера пластическая, кварц, оксид алюминия.

Лекция

7.11

Газообразное состояние вещества.

1

Д9. Модель молярного объёма газов.

Модель молярного объёма газов.

8.12

Практическая работа №1. «Получение, собирание и распознавание газов»

1

Исследовательская работа

9.13

Жидкое состояние вещества.

1

Д10.  Три агрегатных состояния воды.

Д11. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления.

Д12. Жёсткость воды и способы её устранения.

ЛР №4.  Испытание воды на жёсткость. Устранение жёсткости воды.

ЛР №5. Ознакомление с минеральными водами.

Спиртовка, вода, лёд, карбонат натрия, мыло, этикетки от минеральной воды, местная минеральная вода, раствор соляной кислоты.

Исследовательская работа

10.14

Твёрдое состояние вещества.

1

Д13. Приборы на жидких кристаллах.

Приборы на жидких кристаллах.

Лекция

11.15

Дисперсные системы.

1

Д14. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей, золей.

Д15. Коагуляция. Синерезис.

Д16. Эффект Тиндаля.

ЛР №6. Ознакомление с дисперсными системами.

Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей, золей.

Лекция

12.16

Состав вещества и смесей.

1

Лекция

13.17

Решение задач.

1

Тестирование

Тема 3.

Химические реакции.

8

1.18

Понятие о химической реакции. Классификация химических реакций.

1

Д17.  Превращение красного фосфора в белый (видео).

Д18. Озонатор (видео).

Д19. Модели молекул н – бутана и изобутана.

ЛР №7.  Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

ЛР №8. Реакции. идущие с образованием осадка, газа и воды.

Набор «Шаро – стержневые модели молекул органических веществ», железные скрепки, растворы медного купороса, азотной и уксусной кислот, карбоната натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, серной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия, фенолфталеин.

Исследовательская работа

2.19

Скорость химической реакции.

1

Д20. Зависимость скорости реакции от природы вещества на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов ( магния, цинка, железа) с соляной кислотой.

Д21. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

Д22. Модель «кипящего слоя».

Д23. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора ( оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля.

ЛР №9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

ЛР №10. Получение водорода взаимодействием кислот с цинком.

Растворы соляной и уксусной кислот одинаковой концентрации, цинк, магний, железо. Растворы серной кислоты и тиосульфата натрия различной концентрации и температуры.

Модель «кипящего слоя», перекись водорода, оксид марганца (IV), сырое мясо и картофель.

Исследовательская работа

3.20

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

Д24. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа и воды.

Растворы соляной кислоты, нитрата серебра, карбоната натрия, гидроксида натрия. фенолфталеин.

Исследовательская работа

4.21

Роль воды в химических реакциях. Электролитическая диссоциация.

1

Д25. Взаимодействие лития (видео) и натрия с водой.

Д26. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом ( видео).

Д27. Образцы кристаллогидратов.

Д28. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации (видео).

Д29. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора (видео).

Натрий, вода, фенолфталеин, медный купорос, глауберова соль.

Исследовательская работа

5.22

Гидролиз органических и неорганических соединений.

1

Д30. Гидролиз карбида кальция (видео).

Д31. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитрата цинка.

Д32. Получение мыла (видео)

ЛР №11. Различные случаи гидролиза солей.

Растворы карбоната натрия, хлорида цинка, нитрата калия, универсальная индикаторная бумага.

Исследовательская работа

6.23

Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз.

1

Д33.  Простейшие окислительно – восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).

Д34. Модель электролизёра.

Д35.  Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Цинк, растворы соляной кислоты, медного купороса, железо.

7.24

Обобщение материалов тем 2,3. Подготовка к контрольной работе.

1

Тестирование

8.25

Контрольная работа №1 по темам «Строение вещества. Химические реакции»

1

1

Контроль знаний

Тема 4.

Вещества и их свойства.

9

1.26

Металлы.

1

Д36. Коллекция образцов металлов.

Д37.  Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой ( видео).

Д38.  Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой.

Д39. Алюминотермия ( видео).

Д40. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.

Д41.   Результаты коррозии металлов в зависимости от условий её протекания.

Д42. Горение магния и алюминия в кислороде (видео).

Д43. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.

Коллекция образцов металлов, натрий, этанол, цинк, уксусная кислота, медь. концентрированная азотная кислота, кальций, вода, фенолфталеин.

Лекция

2.27

Неметаллы.

1

Д44. Коллекция образцов неметаллов.

Д45. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( хлорида) калия ( видео).

Коллекция образцов неметаллов.

Лекция

3.28

Кислоты неорганические и органические.

1

Д46. Коллекция природных органических кислот.

Д47. Разбавление концентрированной серной кислоты.

Д48. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой, медью.

ЛР №12. Испытание растворов кислот индикаторами.

ЛР №13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.

ЛР №14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.

ЛР №15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.

Коллекция природных органических кислот, концентрированная серная кислота, медь, сахар, целлюлоза, растворы соляной и уксусной кислот, цинк, гидроксид натрия, растворы карбоната и силиката калия.

Лекция

4.29

Основания органические и неорганические.

1

ЛР №16. Получение и свойства нерастворимых оснований.

ЛР №12. Испытание растворов оснований индикаторами.

Сульфат меди, гидроксид натрия, раствор серной кислоты, спиртовка, спички.

Исследовательская работа

5.30

Соли.

1

Д49. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II).

Д50. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании.

Д51.  Гашение соды уксусом.

Д52. Качественные реакции на катионы и анионы.

ЛР №17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

ЛР №12. Испытание растворов солей индикаторами.

Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II), пищевая сода и разрыхлитель для теста, растворы уксусной кислоты, карбоната калия, хлорида алюминия, сульфата натрия, хлорида и ацетата калия, универсальная индикаторная бумага.

Исследовательская работа

6.31

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

1

Тестирование

7.32

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений»

1

Исследовательская работа

8.33

Итоговая контрольная работа.

1

1

Контроль знаний

9.34

Обобщение изученного материала.

1

ЛР №18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Исследовательская работа

Итого:

34

18/2

3

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ (текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

     1.  Стартовая контрольная работа;

  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Строение вещества», «Химические реакции» и «Вещества и их свойства»;

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Перечень учебно-методического обеспечения

-  Программа  для  общеобразовательных  учреждений. Химия. 8 – 11  классы., «Дрофа», Москва, 2007  год.

- О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. Настольная  книга  учителя. «Дрофа», Москва, 2004 год.

- О.С. Габриелян. Химия  11  класс. Базовый  уровень. «Дрофа», 2007  год.

- О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс. М.: Дрофа, 2005 г.

-  Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 11класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. –М.: Дрофа,2006 г.- 400с.

- Химия.11класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику  Габриеляна О.С. «Химия. 11»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2004.-128с.

- О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: 8-11 классы. Книга для учителя. М.: «Первое сентября»,2002 г.

- И.И.Новошинский.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.

- А.Е.Насонова. Химия в таблицах. 8-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001 г.

- О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова  «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004г.

Список литературы

Литература, использованная при подготовке рабочей программы:

 - Общеобразовательная типовая государственная программа МО РФ,2004 г.;

-  О.С. Габриелян « Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005 г.;

- Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна; И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской). М.: «Глобус», 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

-О.С. Габриелян.

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007-2010 г.

-Е.П. Ким. Химия. 10-11 классы. Практические работы. Саратов: Лицей, 2006 г.

Образовательные диски:

  1. Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004 г.
  2. Школьный курс химии 2009. Электронные пособия, домашние задания, коллекции рефератов, программы.
  3. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 8 класс. Просвещение МЕДИА, 2007 г. (диск 1,2,3).
  4. Самоучитель. Химия для всех – 21 век. ООО «Хронобус»,2003 г.

Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы

1.Печатные пособия

1.1.  Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

1.2.  Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (11 кл.)

1.3.  Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2.     Учебно-лабораторное оборудование

2.1.  Набор  моделей кристаллических решёток: алмаза, графита, поваренной соли, железа.

2.2.  Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).

2.3.  Коллекции: «Металлы и сплавы», «Минералы и горные породы», «Неметаллы».

3.     Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор «Кислоты».

3.2. Набор  «Гидроксиды».

3.3. Набор  «Оксиды металлов».

3.4. Набор  «Металлы».

3.5. Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы».

3.6. Набор  «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».

3.7. Набор  «Карбонаты».

3.8. Набор «Фосфаты. Силикаты».

3.9. Набор «Соединения марганца».

3.10. Набор  «Соединения хрома».

3.11. Набор  «Нитраты».

3.12. Набор  «Индикаторы».

3.13. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Компьютер и мультимедийный  проектор.

Планируемые результаты

Обучающийся  должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,  Электроотрицательность,  валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
  •  основные законы химии: сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
  • Обучающийся  должен уметь:
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
  • характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость  скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения  в о.с.;
  • оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовление растворов заданной концентрации в быту  и на производстве.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Программа составлена с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Документы

  Закон «Об образовании»

  Приказ Минобразования России  от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных  программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

 Федеральный  компонент  государственного  образовательного  стандарта  общего  образования. Химия. Москва, 2005  год.

«Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Образовательные сайты:

1.http://www.chemistry.narod.ru/

2.http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

3.http://www.kontren.narod.ru/rass/ikt-f.html

4.http://www.hemi.nsu.ru/

 5.http://hemi.wallst.ru/

6.http://chimia24.ucoz.ru/index/0-2

7.http://powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/page/2/

8.http://chemistry.videouroki.net/

9.http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html

10.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...