Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.

Программа выполняет две основные функции:

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.

В качестве технологии обучения используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

компьютерных технологий;

технологии проектной деятельности.

Система контроля  за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает  самостоятельные и  контрольные работы.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog._10-kl._po_khimii_2013-2014g.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1»

      Рассмотрено                                                Согласовано                                                             Утверждено

      на заседании МО                                        Зам.директора по УВР                                             Директор школы

      протокол №___                                            _____________/_____________/                             ________________/

       от «___»____________20___г.                   «____»____________20___г.                                  ______________/

                                                                                                                                                  «___»_________20___г.                                                                                                                                    

Рабочая программа

учебного курса химии в 10А,Б классах

34 часа (по 1 часу в неделю)

НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Беляева Надежда Ивановна

Стаж: 20 лет, категория  первая

Год аттестации: 2009

Зубова Поляна 2013г.

Пояснительная записка

Общая характеристика:

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Химия» для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы  Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых обязательным минимумом содержания образования по химии.

Программа выполняет две основные функции:

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Данная рабочая учебная программа реализуется при использовании в соответствии с образовательной программой учреждения учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна.

В качестве технологии обучения используется традиционная технология.

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

компьютерных технологий;

технологии проектной деятельности.

Система контроля  за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает  самостоятельные и  контрольные работы.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.

Цели:

изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются: 
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
      Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Данная рабочая программа:
• позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
• представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
• включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
• полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.


     Межпредметная естественнонаучная интеграция  позволяет на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
    Идет и
интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

 Курс органическая химия  изучается в 10 классе (на базовом уровне, 34 ч).
    Теоретическую основу органической химии  в 10 классе составляет теория строения в ее классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
      Содержание данной программы направлено на достижение целей химического образования в старшей школе.  

   Данная программа реализована в следующих учебниках: Габриелян О. С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. - М.: Дрофа, 2007-2010г.

Результаты освоения курса:

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности

Предполагаемые результаты обучения

      Результаты изучения курса «Химия» должны полностью соответствовать стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного процесса

         Учебный процесс при изучении курса химии в 10 классе строится мною с учетом следующих методов обучения:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента, алгоритмы описания химического объекта, алгоритм  рассказа о строении и свойствах химического элемента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

При работе в разных параллелях предусмотрен дифференцированный подход к учащимся: разные варианты контрольно-измерительных материалов.

Организационные формы обучения химии, используемые на уроках:

-  лекция,

-  практическая работа,

-  самостоятельная работа,  

-  внеаудиторная и "домашняя" работа.

Общее количество часов в соответствии с программой: 34 часа

 Количество часов в неделю по учебному плану: 1 час

- контрольных работ: 5

- практических работ: 2

Система оценки достижений учащихся

       В своей работе на уроках химии я оцениваю прежде всего:

- предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета);

- ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.);

- умение работать в парах (в коллективе, в группе), а также самостоятельно.

Придерживаюсь приоритета письменной формы оценки знаний над устной. Использую классическую 5-балльную шкалу в качестве основы.

Приоритетными формами итогового контроля являются:

- тестирование,

- самостоятельные и проверочные работы,

- контрольные работы,

-  лабораторные и практические отчёты,

- домашние общие и индивидуальные работы.

     

 Содержание тем учебного курса

Тема 1. «Теория строения органических соединений» (2 часа)

  Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие химические понятия : валентность, углеродный  скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

уметь

  • определять валентность и степень окисления химических элементов

  объяснять

  • зависимость свойств веществ от их состава и строения.

  иметь опыт

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей  из различных источников.

  Межпредметные  связи: неорганическая химия: валентность.

   Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2. «Углеводороды и их природные источники»  (9 часов)

  Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол.

  уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
  • Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
  • Характеризовать основные классы углеводородов, их  строение и химические  свойства.
  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.

  иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным  оборудованием.

Межпредметные связи: география: месторождения природного газа и нефти в мире и Российской Федерации, физика: разделение жидкостей методом перегонки.

   Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

   Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов ( на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

   Алкены. Этилен, его получение ( дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции ( обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.

   Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

   Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

        Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом    числе.

     Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты.

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
  2. Определение элементарного состава органических соединений.
  3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
  4. Получение и свойства ацетилена.
  5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».

Тема  3. «Кислородсодержащие  соединения  и  их  нахождение  в  живой  природе» (9 часов)

  Учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкозу, крахмал, сахарозу, клетчатку.

  уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
  • определять принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических веществ.
  • характеризовать основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение и свойства.
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию кислородсодержащих  органических веществ.

  иметь опыт

  • определять возможности протекания химических превращений в различных  условиях и оценки их последствий.

Межпредметные связи: Биология: углеводы (глюкоза, крахмал, клетчатка), жиры; каменный уголь. Физика: кокс, коксохимическое производство.

  Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

 Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза), дисахариды(сахароза), полисахариды(крахмал и целюллоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на  примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

  Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение

 (молочнокислое и спиртовое).применение глюкозы на основе её свойств.

   Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основении его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

  Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

   Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.

  Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

   Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

   Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

   Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

  Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегилов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты:

  1. Свойства крахмала.
  2. Свойства глюкозы.
  3. Свойства этилового спирта.
  4. Свойства глицерина.
  5. Свойства формальдегида.
  6. Свойства уксусной кислоты.
  7. Свойства жиров.
  8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Тема 4. «Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе»  (7 часов)

учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: анилин, аминокислоты, белки.

  уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
  • определять принадлежность веществ к классам азотсодержащих соединений.
  • Характеризовать основные классы азотсодержащих соединений, их строение  и
  • химические свойства.

Межпредметные связи. Биология: аминокислоты, пептидная связь, белки, структуры белков, функции белков. Нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.Биотехнология и генная инженерия.

  Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

  Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

  Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

  Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации.

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков : ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II). Этанол → этаналь → этановая кислота.

  Лабораторные опыты.

  1. Свойства белков.

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.

Тема 5. «Биологически активные органические соединения» (3 часа)

  учащиеся должны знать/ понимать

  • важнейшие вещества: ферменты, гормоны, витамины, лекарства.

  уметь

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников : научно – популярных  изданий, компьютерной  базы данных.

  иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту.

Межпредметные связи. Биология: Ферменты, гормоны, витамины, лекарства.

  Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.

  Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

  Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

  Лекарства. Лекарственная химия : от ятрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

  Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6. «Искусственные и синтетические органические соединения» (3 часа)

  учащиеся должны знать/ понимать

  • искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

  уметь

  • называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон.

  иметь опыт

  • безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

  Межпредметные связи. Технология: пластмассы, волокна(натуральные, искусственные, синтетические).

  Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

  Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем и разделов

Максимальная нагрузка учашихся

Теоретич. обучение

лабораторных и практических работ

контрольных работ

Самост. работ

 Введение

1

1

1.

 Теория строения и органических соединений.

2

2

2.

 Углеводороды и их природные источники.

9

7

Входная контрольная работа.

Контрольная

работа №1

Теория строения органических соединений. Углеводороды и их природные источники.

3.

 Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

 9

8

Контрольная работа №2

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

4.

 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

7

5

Практическая работа №1                                                            

Идентификация органических соединений.

Контрольная работа №3

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

5.

 Биологически активные соединения.

 3

3

6.

 Искусственные и синтетические органические соединения.

3

1

Практическая работа №2 Распознание пластмасс и волокон.

Итоговая контрольная работа за курс средней школы.

Итого:

34

27

2

5

Календарно – тематический план.

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Лабораторных и практических работ

Оборудование и реактивы

Контрольных работ

Самост. работ

Формы учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Введение

1

1.1

Предмет органической химии.

1

Д1.

Коллекции органических веществ, материалов и изделий из них.

Модели молекул.

Коллекции органических веществ, материалов и изделий из них.

Модели молекул.

Лекция

Тема №1.

Теория строения органических соединений.

2

1.2

Основные положения теории химического строения органических соединений  А.М. Бутлерова.

1

Д2.

Шаростержневые и объёмные модели молекул метана, этилена, азота, воды.

Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.

Шаростержневые и объёмные модели молекул метана, этилена, азота, воды.

Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром.

Лекция

2.3

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

1

работа по карточкам

Тема №2.

Углеводороды и их природные источники.

9

1.4

Входная контрольная работа.

1

1

Контроль знаний

2.5

Природный газ. Алканы.

1

Д3. 

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

ЛР1. Изготовление молекул орг. соединений

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Проектная деятельность

3.6

Этилен, ацетилен, понятие об алкадиенах с двумя двойными связями.

1

ЛР2. Изготовление молекул орг. соединений

Исследовательская работа

4.7

Получение этилена и ацетилена.

1

Д4. 

Получение этилена и ацетилена

Получение этилена и ацетилена

Исследовательская работа

5.8

Химические свойства этилена, бутадиена-1,3, ацетилена.

1

Д5. 

Качественные реакции на кратные связи

Качественные реакции на кратные связи

Исследовательская работа

6.9

Полиэтилен, его свойства и применение. Поливинилхлорид, его применение. Резина. Каучуки.

1

ЛР3.

Знакомство с образцами пластмасс и каучуков (работа с коллекциями).

Исследовательская работа

7.10

Нефть. Состав и переработка.

1

ЛР4.

Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктов их переработки (работа с

коллекциями).

ЛР5.

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Исследовательская работа

8.11

Бензол.

1

Д6. шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола.

шаростержневые и объёмные модели молекулы бензола.

Проектная деятельность

9.12

Контрольная работа №1 по теме: «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники».

1

1

Контроль знаний

Тема №3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

9

1.13

Единство химической организации в живых организмах. Углеводы, их классификация.

1

ЛР6.

Качественная реакция на крахмал.

Исследовательская работа

2.14

Глюкоза – альдегидоспирт химические свойства и применение глюкозы на основе её свойств.

1

Лекция

3.15

Спирты. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных многоатомных спиртах.

1

Лекция

4.16

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола. Качественная реакция на многоатомные спирты.

1

ЛР7. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Исследовательская работа

5.17

Фенол. Каменный уголь.

1

Лекция

6.18

Альдегиды. Получение, свойства и применение.

1

ЛР8. Качественные реакции на альдегиды.

Исследовательская работа

7.19

Карбоновые кислоты. Получение окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации.

1

Лекция

8.20

Сложные эфиры и жиры.

1

ЛР9. Обнаружение непредельных соединений в растительном масле.

Исследовательская работа

9.21

Контрольная работа №2 по теме: « Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».

1

1

Контроль знаний

Тема №4.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

7

1.22

Понятие об аминах. Анилин как органическое основание.

1

Лекция

2.23

Получение ароматического амина- анилина- из нитробензола.

1

Лекция

3.24

Аминокислоты. Получение. Химические свойства.

1

Лекция

4.25

Белки. Нуклеиновые кислоты.

1

ЛР10. Качественная реакция на белки.

Исследовательская работа

5.26

Практическая работа №1.

Идентификация органических соединений

1

Исследовательская работа

6.27

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

Работа с тестами

7.28

Контрольная работа №3 по теме: «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».

1

1

Контроль знаний

Тема №5.

Биологически активные органические соединения.

3

1.29

Химия и здоровье. Ферменты.

1

Лекция

2.30

Витамины. Гормоны.

1

Д7.

Образцы витаминов.

Образцы витаминов.

Лекция

3.31

Лекарства.

1

Д8.

Образцы  лекарственных препаратов;

ЛР11.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Образцы  лекарственных препаратов.

Лекция

Тема №6.

Искусственные и синтетические органические соединения

3

1.32

Искусственные и синтетические полимеры.

1

ЛР12.

Знакомство с образцами пластмасс и волокон (работа с коллекциями).

ЛР13.

Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

ЛР14.

Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями

Исследовательская работа

2.33

Итоговая контрольная работа за курс средней школы.

1

1

Контроль знаний

3.34

Практическая работа №2.

Распознавание пластмасс и волокон.

1

Исследовательская работа

ИТОГО:

34

14/2

5

Перечень учебно-методического обеспечения

-О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2005 г.

- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. –М.: Дрофа,2006 г.- 400с.

-Химия.10класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику  Габриеляна О.С. «Химия. 10»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2004.-128с.

-О.Г.Блохина. Я иду на урок химии: 8-11 классы. Книга для учителя. М.: «Первое сентября»,2002 г.

-И.И.Новошинский.

Сборник самостоятельных работ по химии для 8-11 классов. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002 г.

-А.Е.Насонова. Химия в таблицах. 8-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001 г.

- О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова  «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004г.

Список литературы

Литература, использованная при подготовке рабочей программы:

 - Общеобразовательная типовая государственная программа МО РФ,2004 г.;

-  О.С. Габриелян « Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2005 г.;

- Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна; И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской). М.: «Глобус», 2008 г.

Литература, рекомендованная для учащихся:

-О.С. Габриелян.

Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007-2010 г.

-Е.П. Ким. Химия. 10-11 классы. Практические работы. Саратов: Лицей, 2006 г.

Образовательные диски:

  1. Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004 г.
  2. Школьный курс химии 2009. Электронные пособия, домашние задания, коллекции рефератов, программы.
  3. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 10 класс. Просвещение МЕДИА, 2007 г. (диск 1,2,3).
  4. Самоучитель. Химия для всех – 21 век. ООО «Хронобус»,2003 г.

Перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, необходимых для реализации программы

1.Печатные пособия

1.1.  Серия справочных таблиц по  органической химии

1.2.  Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

2.     Учебно-лабораторное оборудование

2.1.  Набор для моделирования органических веществ.

2.2.  Коллекции: «Волокна», «Пластмассы», «Каучук», «Нефть и продукты ее переработки», « Каменный уголь».

3.     Учебно-практическое оборудование

3.1. Набор «Углеводороды».

3.2. Набор  «Кислородосодержащие органические соединения».

3.3. Набор  «Кислоты органические»

3.4. Набор  «Углеводы. Амины».

3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.

4. Информационно-коммуникативные средства

4.1. Компьютер и мультимедийный  проектор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения химии на базовом уровне обучающиеся  должны:

Знать/понимать

  • Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень   окисления , моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
  • Важнейшие вещества и материалы:  метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Уметь

  • Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
  • Объяснять: зависимость свойств веществ от их  состава и строения;
  • Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;
  • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать  компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность

и повседневной жизни для:

  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • Критической оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.


Выпускник среднего (полного) общего образования должен обладать следующими
компетенциями:

-  знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;

-  уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;

-  уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;

-  уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;

-  владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;

-  владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Программа составлена с учетом актуальных тенденций ФГОС.

Документы

  Закон «Об образовании»

  Приказ Минобразования России  от 05.03.2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03 –51 -10/14 –03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».

  Приказ Минобразования России от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных  программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

 Федеральный  компонент  государственного  образовательного  стандарта  общего  образования. Химия. Москва, 2005  год.

«Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».

Интернет ресурсы

Образовательные сайты:

1.http://www.chemistry.narod.ru/

2.http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

3.http://www.kontren.narod.ru/rass/ikt-f.html

4.http://www.hemi.nsu.ru/

 5.http://hemi.wallst.ru/

6.http://chimia24.ucoz.ru/index/0-2

7.http://powerpt.ru/prezentacii-po-himiy/page/2/

8.http://chemistry.videouroki.net/

9.http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html

10.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...