Урок "Удивительный мир металлов"
план-конспект занятия (химия, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Удивительный мир металлов»
УЧИТЕЛЬ: ВАЙС ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА
- МКОУ «САРГАТСКИЙ ЛИЦЕЙ»
САРГАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
КЛАСС: 9
ПРЕДМЕТ: ХИМИЯ
Тема: Удивительный мир металлов
Цели:
- Опираясь на знания учащихся по химии, добиться понимания понятий
металл – химический элемент и металл – простое вещество.
- Прививать умения, систематизировать знания о физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе в основных областях применения.
- Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов
химии, истории, биологии, экологии, литературы.
- Содействовать формированию представления о причинно – следственных
связях явлений, о познаваемости мира.
- Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание через межпредметные связи.
- Воспитывать в детях гордость за русскую науку, любовь к родному краю.
- Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций,
творческих способностей; развивать умение выделять главное,
существенное, сравнивать, обобщать.
Девиз:
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Д. Хевеши
Структура урока.
1. Организационный этап:
Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока: Удивительный мир металлов
Нам каждый день природа дарит
Прикосновенье к алтарю.
За жизнь – космический подарок –
Тебя, Земля, благодарю.
Круговращение планеты,
Прикосновение стихий,
Все – север, юг, зима и лето,
Дорога, труд, любовь, стихи,
Сплетение души и мысли,
Провалы, взлеты вверх и вниз…
Какой же смысл – в исканье смысла?
Процесс познанья – в этом смысл.
- Предлагаю, ребята, отравиться в путешествие: в удивительный мир металлов.
- Девиз нашего урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся
связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».
Д.Хевеши.
-Сегодня мы проведем необычный урок химии, а урок – калейдоскоп. Многие из вас видели калейдоскоп, в котором из маленьких кусочков стекла составляются целые позиции. И наш урок будет состоять из мини – уроков: истории, физики, химии, биологии, литературы и экологии, на которых мы будем рассматривать особенности металлов.
2. Постановка цели:
- Как вы думаете, с точки зрения данных наук, что мы узнаем на уроке о металлах?
- У каждого учащегося на столе лежит карта путешествия (см. прил.), в которой вы будете записывать ответы на предложенные задания. За каждое выполненное задание вам будут выставляться баллы (по 5 – ти бальной системе), по сумме которых будет выставлена оценка в журнал. С критериями выставления оценки указаны в карте. Оценивать вашу работу будут обучающиеся 11 класса (3 человека).
- История цивилизации неразрывно связана с металлическими материалами. Именно они: медь, бронза, железо, сталь, алюминий, титан и другие металлы и сплавы – сыграли и продолжают играть важную роль в развитии и продолжении общества по пути научно – технического процесса. Без всякого преувеличения можно сказать, что с тех пор как каменный век сдал свои полномочия эпохи меди, а затем железа, окружающий нас мир строился из металлов и сплавов. Однако было бы неверно видеть в них только материалы для машин и механизмов, мостов и железных дорог – словом, только то, что принято называть материальной основой мироздания.
Металлы – это многочисленные нити, вплетенные в ткань нашей духовной культуры. Кто не знает о таких замечательных творениях скульпторов, как памятник Минину и Пожарскому, Медный всадник, статуя свободы? Вспомним великолепные произведения мастеров литейного искусства – царь – пушку Московского Кремля, дивный узор решетки Летнего сада и т.д. Металлам обязаны мы волшебным звоном колоколов. Благодаря золоту и серебру, превратившимся в монеты, возникло товарно – денежное обращение.
3. Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.
3.1. Мини – урок: История. «Три металла – три эпохи»
- Ребята, работая в группах с дополнительной литературой, приготовили небольшие сообщения, о роли металлов в различные исторические эпохи.
1) Сообщение 1 группы. 2) Сообщение 2 группы. 3) Сообщение 3 группы.
«Железо» «Медь» «Золото»
- Прослушайте сообщение и выполните задание, указанное карте – путешествия. (Запишите значение металлов в становлении различных исторических эпох»).
- Вы познакомились с историческим значением трех металлов: меди, железа, и золота. Каждый металл имеет свои ценность.
- Мы не сравнивали их между собой по важности. Их сравнил великий русский поэт. Мне хочется напомнить слова А.С.Пушкина, написанные им в 1826 году:
- «Все мое», - сказало золото;
- «Все мое», - сказал булат;
- «Все куплю», - сказало золото;
- «Все возьму», - сказал булат.
- Как вы прокомментируете эти слова? Как они относятся к нашему времени?
3.2. Мини – урок: Физика.
- На уроках физики вы изучаете физические свойства веществ.
«Всякий кусок железа – металл, но не всякий кусок металла – железо»
(Из высказываний пятиклассника)
- Давайте вспомним, какие общие физические свойства характерны для металлов. На нашем маленьком уроке физики мы будем выяснять, какой металл самый, самый. В карте путешествия в соответствующем разделе прошу выполнить задание в виде теста.
«Кто самый, самый?»
1. Ковкий: литий, кальций, золото.
2. Тугоплавкий: вольфрам, магний цинк.
3. Тяжелый: рубидий, осмий, цезий.
4. Тепло – и электропроводный: никель, серебро, свинец.
5. Твердый: хром, медь, марганец.
6. Легкоплавкий: платина, ртуть, литий.
7. Легкий: калий, франций, литий.
8. Блестящий: золото, серебро, медь.
- На уроках физики вы тоже встречаетесь с химическими металлами – простыми веществами, применяемыми в технике.
3.3. Мини – урок: Химия.
- С древних времен люди пытались понять и познать природу, а также свое место в ней. В процессе этих поисков появились науки. Химия – одна из естественных наук. Познать законы химии – значит познать окружающую нас действительность. Сегодня вам, ребята, предоставляется возможность доказать, что некоторые тайны этой чудесной науки вы уже постигли.
- Давайте вспомним, какие вещества называются металлами?
(Металлы - это химические элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества, с металлической связью).
- У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира.
У химических элементов тоже есть свой дом. Как он называется? (Периодическая система химических элементов - ПСХМ)
- Какое положение в ПСХЭ занимают металлы?
- В карте путешествия, в разделе химия найдите предложенный вам металл и опишите его положение в ПСХЭ по плану. (порядковый номер ,период ,группа, подгруппа, электронная формула)
- Следующий этап урока – практическая работа. С помощью химического эксперимента проведем качественные реакции на ионы металлов. Работаем в группах (по 4 человека). Инструкция выполнения работы на столе (см. приложение).
Задание:
1 группа 2 группа 3 группа
1 – Cu2+
2 – Al3+
3 – Ag+
4 – Fe3+
5 – Ba2+
6 – Zn2+
Уравнения реакций записать в отчетах и сделать вывод.
- Для металлов – простых веществ характерны химические свойства, которые, ребята, вы изучали. В классе я нашла шпаргалку, часть которой оборвана. Давайте её восстановим:
Al + S ?
? + ?
Zn + HCl ? + ?
? + ? NaOH + H2
- На основе восстановленных данных сделайте вывод о химических свойствах металлов.
Сообщение учащихся о месторождении циркония и титана в Тарском районе Омской области.
- На уроках химии мы изучаем металлы и их сплавы. На основе св-в химии дают рекомендации, в какой отрасли промышленности использовать соответствующие металлы.
3.4. Мини – урок: Биология.
- Наука биология изучает живые организмы человека, растений, животных. Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д.И.Менделеева. И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов. Металлы составляют 3% массы человека. Выполните задание по расчету количества металлов, предложенное в карте – путешествия. (Задание: зная свой вес, в отчете путешествия в разделе биология рассчитайте, какое кол-во металлов содержится в вашем организме (60 кг х 0,03 =)
- Давайте поговорим о биологической роли некоторых металлов. У каждой группы лежит таблица «Биологическая роль некоторых металлов» (см. прил.). Изучите ее, и расскажите о тех явлениях, которые происходят при недостатке или при избытке потребления металлов.(работа в группах по 4 чел) Заполните таблицу указанную в карте – путешествия.
Задания:
1 группа 2 группа 3 группа
1 – Fe
2 – Cu
3 – Zn
4 – Mg
5 – Co
6 – V
- Таким образом, на уроках биологии вы тоже изучаете металлы, роль которых велика в любом живом организме.
3.5. Мини – урок: Экология.
- В настоящее время ученые экологии все чаще бьют тревогу о загрязнениях почв, воды, воздуха тяжелыми металлами.
Мы все чаще слышим слово «загрязнение», оно как синоним смерти. Кто загрязняет? Против того поднимают голос миллиарды жителей Земли? Ведь человек в своей деятельности всегда должен стремиться к лучшему. Но, к сожалению, часто не зная законов природы или не соблюдая их, он обращает свою деятельность во зло. Одно из таких зол – загрязнение почвы тяжелыми металлами.
- На нашем уроке экологии присутствует ученик 10 класса, который познакомит вас с результатами своего исследования о наличию в почве Саргатского района тяжелых металлов. По данному вопросу выполните задание в карте – путешествия.(Запишите названия металлов и их символы имеющиеся в почвах Саргатского района).
- Урок экологии я бы хотела закончить словами великого поэта Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
3.6. Мини – урок: Литература.
- Писатели и поэты в своих произведениях очень часто используют названия металлов. Давайте вспомним пословицы, поговорки в которых упоминается о металлах. Примеры запишите в карту – путешествия.
- Слова «золото», «золотой», «позолоченный» можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов. Прочтите поэтические строки, в которых встречаются указанные слова.
- Какие имена … Есенин, Лермонтов, Тютчев, Пушкин! Мы их справедливо называем мастерами слова. Прозвучавшие поэтические строки убедили нас в этом, что химия – предмет романтический. Это ее особенность побуждает многих писателей и поэтов использовать в своих произведениях образы, навеянные этой наукой.
4. Оценка деятельности учащихся.
Работа экспертной группы старшеклассников.
5. Подведение итога урока и формулирование выводов.
Итог урока:
А сейчас пока экспертная группа оценивает ваши отчеты, я предлагаю ответить на вопрос. На сегодняшнем уроке получили ли вы ответы на все вопросы, которые возникли у вас касательно металлов?
Слово экспертной группе.
Вывод:
Сегодня на уроке мы говорили с вами о самых простых и удивительных веществах – металлах. Природа, частью которых являются металлы, окружает нас загадками, и попытка их решения принадлежит к величайшей радости жизни.
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
И если при решении этих загадок ваше мнение отлично от моего, то это не значит, что вы заблуждаетесь. Может быть, вы подходите к истине с другой стороны и видите ее другую сторону.
6. Определение и разъяснение творческого домашнего задания.
Приложения.
Карта путешествия. (Фамилия, имя ученика )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»
Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕПО ТЕМЕ« МЕТАЛЛЫ. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ» ...
Открытый урок в 9 классе "Нахождение металлов в природе. Применение металлов, их значение для живых организмов
Урок направлен на углубление знаний учащихся о применении металлов, их значении в жизни растений, животных и человека....
Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».
Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...