урок "Оксиды в руках художника"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Тема урока ориентирована на профильный архитектурный класс.На уроке рассматриваются вопросы классификации оксидов,физические и химические свойства, а также использование их в живописи и архитектуре.Для учащихся предусмотрены темы для творческих работ с разным уровнем подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oksidy_v_ruk.khudozhnikov.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Оксиды в руках художника».
Предмет: химия, МХК, история искусства.
Класс: 9 (профиль – архитектурный).
Характер проекта: межпредметный.
Тип предмета: практико-ориентировочный.
Методы: метод проекта, метод сотрудничества.
Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально.
Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации)
Средства обучения: таблицы, схемы, презентации учащихся.
Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.
Урок 1.
«Оксиды. Классификация. Химические свойства. Получение и применение»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Обеспечить осмысление, восприятие, обобщение и систематизацию знаний учащихся о свойствах оксидов, их практического применения.
Оснащение:
- таблица «классификация оксидов».
- набор реактивов (CaO, CuO, HCl, H2SO4, индикаторы, CaCO3)
Ход урока:
- Организационный этап (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- определение класса соединений «Оксиды».
- классификация по свойствам (основные, амфотерные, кислотные), по агрегатному состоянию, по типу химической связи, по растворимости в воде.
- Мотивация к применению знаний при написании уравнений химических реакций (20 мин.)
Создание проблемной ситуации:
1.Какими химическими свойствами должны обладать основные, кислотные и амфотерные оксиды?
2. Назовите области прменения различных оксидов.
3.1 Составление и написание уравнений реакций:
Основные оксиды | Амфотерные | Кислотные | |
H2O | CaO + H2O = Ca(OH)2 | - | CO2 + H2O = H2CO3 |
HCl | CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O | ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O | - |
NaOH | - | ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 ++ H2O | CO2 + NaOH = NaHCO3 |
CaO | - | ZnO + CaO = CaZnO2 | CO2 + CaO = CaCO3 |
CO2 | CaO + CO2 = CaCO3 | ZnO + CO2 = ZnCO3 | - |
3.2. Получение оксидов:
Самостоятельно напишите уравнения реакций по схеме:
- Ме или НеМе + О2 = оксид
- оксикислота = кислотный оксид + Н2О
- Ме (ОН)х ↓ = основный оксид + Н2О
- разложение карбонатов Ме (II)
- Применение знаний и способов действий учащихся. Работа по вариантам. Напишите уравнения реакций получения и химических свойств:
- вариант I MgO;
- вариант II Al2O3
- вариант III SO3
V. Домашнее задание: повторить тему «Оксиды»,учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов и уровня подготовленности.
Темы заданий:
I. ∆ Репродуктивный уровень
Дайте современные названия краскам, напишите их формулы, определите вид оксида: белила цинковые, титановые, свинцовый сурик, хроловая зелень, ультрамарин, умбра, охра, массикот, синий кобальт, церелиум, сиена жжёная.
II. Конструктивный или эвристический уровень
1. Почему темнеет поверхность масляных картин? Предложите способ возвращения картинам старых мастеров их первоначального вида.
2. Какие химические процессы лежат в основе старинного рецепта? «Раствори серебро в селитряной кислоте и, обмакнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шёлковой материи и положи её под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ…»
3. Выпадение кислотных дождей в наше время существенно ухудшает экологическую обстановку, вызывает коррозию металлов и разрушение многих исторических памятников. Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой из смеси гидроксида бария и карбамида. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество?
III. ۞ Творческий уровень
- «Оксиды в руках художников»
- масляная живопись
- фресковая живопись
- художественное стекло
- фарфор, фаянс, майолика
- «Оксиды в руках строителей»
Строительные и отделочные материалы.
- Красящие вещества (пигменты) в текстильной промышленности.
Учащиеся класса включаются в обсуждение тем, создаются группы (2-3-4 человека), или индивидуальный выбор, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта.
Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защитить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 2 "Оксиды в руках художника" (защита творческих проектов).
На втором уроке " Оксиды в руках художников" учащиеся защищают свои творческие проекты по выбранным темам....
Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».
Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...
Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»
Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...
Конспект интегрированного урока по химии и технологии «Химия в руках художника»
Конспект интегрированного урока по химии и технологии в 8 классе «Химия в руках художника»...
«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »
рассказ о мультипликации...
«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »
quot;Искусство анимации или, когда художник больше,чем художник"...