Статья для конференции "Олимпиады: для школьников или абитуриентов?"
олимпиадные задания по химии по теме

Панюкова Надежда Павловна

Олимпиадное движение – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этот процесс вовлечены множество детей и взрослых: учителей, родителей, студентов, преподавателей. В олимпиадах заложен большой стимул к саморазвитию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grant_yd09-01_panyukova_nadezhda_pavlovna.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Грант  YD09 – 01

Панюкова Надежда Павловна, учитель химии и биологии

Педагогический стаж – 35 год

Квалификационная категория – высшая

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»  с.Большелуг,  Корткеросского района Республики Коми.

Тема «Олимпиады: для школьников или абитуриентов?»

Я работаю учителем химии в сельской школе, учащихся меньше двухсот. До районного центра около 70 км. Программы обычные общеобразовательные, на базовом уровне. Больших высот в олимпиадах мы не достигли – это призовые места в районных и республиканских олимпиадах. Но наши учащиеся с большим желанием участвуют в них, серьезно готовятся к ним. И мне, как учителю, интересна эта тема, волнуют проблемы олимпиадного движения.

Система химических олимпиад – это структура, которая сохранилась с времен СССР, не рухнула с развалом страны. Олимпиадное движение – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этот процесс вовлечены множество детей и взрослых: учителей, родителей, студентов, преподавателей. В олимпиадах заложен большой стимул к саморазвитию учащихся. Учителя, работающие с одаренными школьниками, готовя их к олимпиадам разного уровня, используют индивидуальный подход, учитывая и развивая способности ученика. Эта работа должна быть систематической, а не разовой. При этом повышается квалификация самого учителя.

Олимпиады способствуют пропаганде научных знаний, развитию общественного интереса к химическому и естественно - научному образованию. Это особенно важно сейчас, когда естественные науки в России переживают нелегкие времена, особенно химия. У большинства людей она ассоциируется с химическим оружием, загрязнением окружающей среды, наркотиками.

Олимпиады способствуют профессиональной ориентации школьников. Вполне возможно, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для нас, кто живет вдали от крупных городов. Среди моих выпускников есть много тех, профессиональная деятельность которых связана с химией. А начинали они со школьных, районных и республиканских олимпиад по химии.

Когда человек обладает способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, желает победить – и это не удивительно. Но успешное выступление на олимпиадах – это огромный труд учителя и ученика. Этот труд дисциплинирует школьника, учит беречь время.

В процессе подготовки к олимпиадам отношения учителя и ученика становятся другими – партнерскими, товарищескими. Учитель лучше узнаёт своих учеников.

Дети понимают, что участвуют в олимпиадах не ради учителя и не только ради себя. Он – ученик – представляет лицо школы, района. Ученик чувствует свою ответственность, гордость, что повышает самооценку ученика. Особенно это актуально для нас (сельской школы), где из-за территориальной изолированности дети страдают от дефицита общения, часто закомплексованы, у них снижена самооценка.

На олимпиадах школьники имеют возможность пообщаться с учениками других школ, установить и укрепить личные контакты и связи. А сегодняшние школьники – это будущие учителя, ученые…

В олимпиадном движении, конечно, есть проблемы, наверное, их немало. Мое мнение, как учителя, может быть слишком узким и односторонним.

Школьное химическое образование переживает сложный период своего развития: огромное количество вариативных программ и уменьшение количества часов на изучение химии приводит к снижению уровня знаний учащихся по предмету. Некоторые темы изучаются поверхностно в ознакомительном плане, а это приводит к проблеме при подготовке к олимпиадам.

Стандартизация образования привела к изменению системы оценки знаний. Активно внедряются тесты, проводятся ЕГЭ на основе контрольно - измерительных материалов. Поэтому учителя вынуждены «натаскивать» учащихся к экзаменам, выполнять множество тестовых заданий.  Меньше времени уделяется выполнению творческих заданий, решению нестандартных задач.

В настоящее время олимпиады проводятся по всем предметам – 21. В малокомплектной школе доходит до смешного. В классе 15 человек, а олимпиад гораздо больше. И почти все олимпиады в районе проходят в один день. Вот и стараются учителя «переманить» на свой предмет «сильного» ученика. Разумеется, что ученик выберет более легкие предметы, физкультуру или ОБЖ, где знания проверяются по тестам и есть больше шансов получить призовые места.

Сместилась и функция олимпиады. Главным стало – выявление сильнейших. С личного развития учащихся, развития творческих способностей акцент сместился в направлении соревнования. Главное – победа! Это престиж школы, учителя, ученика.

Какой мне представляется олимпиада в будущем?

Может не надо проводить 21 олимпиаду? Может меньше да лучше? Зачем олимпиада по физической культуре, если есть соревнования? Может часть предметов заменить другими творческими турнирами?

Олимпиада – это не проверка школьных знаний, а отбор талантливой молодежи.

Хочется пожелать олимпиадному движению позитивных изменений. Пусть оно развивается в лучших традициях олимпиадного движения с внедрением инноваций, творчества.

 Литература: » Химия в школе»-№7-2003

                       «Химия в школе» №7-2008

                      Чуранов С.С.Химические олимпиады в школе: Пособие для учителей-М.Просвещение,1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)

В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...

Статья "Оформление научной работы школьников"

В статье содержится конкретная инструкция, как офыормлять готовую научную работу для участия в научно-практических конференциях школьников....

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Статья "Проблема социализации личности школьников"

Анализ проблемы успешного вхождения в социум, пути решения....

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий...

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...