Методическая разработка урока химии в 9 классе.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Петернева Лариса Петровна

Технологическая карта урока химии в 9 классе "Генетические ряды железа(2) и железа (3). Качественные реакции на ионы Fe(2+) Fe(3+).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_khimii_9_kl.izmd_2.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии.

Разработчик: Петернева Лариса Петровна, МКУ СОШ №2 г. Нижнеудинска.

Дата проведения:  10.11.2013 г.

Класс: 9

Тема: Генетические ряды железа(2) и железа (3). Качественные реакции на ионы железа Fe+2иFe +3.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(2) и железа (3), качественных реакциях на ионы железа Fe+2иFe +3.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами вещества.

Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач; для совершенствования практических умений и навыков при работе с химическими веществами и химической посудой.

Воспитательные задачи:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Ведущая идея: Реализация компетентностного подхода к обучению химии через использование универсальных учебных действий на примере решения экспериментальных задач , как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Методы и формы обучения: исследовательский; групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация, карточки- инструкции.

Учебник « Химия» Габриелян О.С. Базовый уровень.

Оборудование и реактивы:

Растворы солей (хлорид железа (2) ,хлорид железа(3), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид аммония), набор пробирок.

 Интеграционные связи:

Внутрипредметные:

-знание  закономерностей проявления химических свойств металлов,

- владение ключевыми понятиями «генетические ряды», «качественные реакции»,

- владение методами и приемами исследовательской деятельности при выполнении лабораторных и практических работ

Межпредметные:

- связь с биологическими и экологическими знаниями.

Метапредметные:

-  формирование универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные логические, коммуникативные, личностные)

Требование к результатам:

Предметные:

- знать химические свойства соединений железа(2) и железа (3);

- составлять и различать генетические ряды соединений железа(2) и железа (3);

- рассмотреть соединения железа и нахождение в природе;

- уметьосуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы железа Fe+2иFe +  с помощью качественных  реакций;

- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

Метапредметные:

- самостоятельно планировать и осуществлять учебную и исследовательскую деятельность;

- организовывать сотрудничество с педагогом и со сверстниками;

- уметь определять цели и задачи своей деятельности, обрабатывать, объяснять результаты своей работы и делать выводы;

- уметь применять методы познания при решении практических задач;

- самостоятельно осуществлять поиск информации, ранжировать.

Личностные:

- готовность к саморазвитию, мотивированное отношение к познавательной деятельности;

- построение системы межличностных отношений.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование общих компетенций: Умение работать в группе, самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации, владение компьютерными технологиями.

Этапы урока

Норма времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Универсальные Учебные                    Действия

1

Организационный момент.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2 мин

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку.

 Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

 Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку. Установление эмоционально-психологического контакта.

2

Целеполагание и мотивация. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

3 мин

Сообщает эпиграф к уроку « Скажи мне и я забуду. Покажи мне,  я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Восточная мудрость. Предлагает учащимся самим определить тему урока. Задание на экране. В схемах химических превращений вставить необходимые элементы. Определить особенности ряда химических превращений.

Учащиеся составляют схему: формула соединения - название вещества. Выполняется индивидуально.

Задание выполняются в паре. Определяют особенности ряда химических превращений - соединения ряда образованы одним химическим элементом металлом (железо), соединения относятся к разным классам неорганических соединений, такой ряд называется генетическим. Соединения железа первого ряда имеют степень окисления Fe+2и второго ряда Fe +3.

По предложенным цепочкам химических превращений учащиеся формулируют тему урока

Принимают правила организации урока. Формулируют тему урока: Генетические ряды железа(2) и железа(3).

Самостоятельно по теме урока формулируют цель и задачи урока.

Познавательные логические: синтез как составление целого из частей, достраивая недостающие компоненты, подведение под понятие

Личностные: самореализация

Коммуникативные: умение работать в паре, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3

Актуализация знаний. Задача: обобщить знания и навыки учащихся записывать уравнения реакций по схеме превращений и определить различия в генетических рядах соединений железа(2) и железа (3).

8 мин

Предлагает осуществить реакции по цепочкам и оформить в виде таблицы.

Задает вопрос: можем ли мы определить качественный состав вещества и каким способом? Сегодня на уроке мы определим качественный состав соединений железа(2) и железа (3) при выполнении лабораторной работы.

 Учащиеся выполняют задания индивидуально. Одновременно осуществляют самоконтроль на каждом этапе работы.

Учащиеся отвечают: мы можем определить качественный состав вещества при проведении качественной реакции.

Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

Формулируют вторую часть темы урока. Качественные реакции на ионы Fe+2и   Fe3+.

Личностные:

Самоанализ.

Познавательные общеучебные: структурирование знаний, выделение главного

Регулятивные: планирование, оценка.

4

Первичное усвоение знаний.

Задача:

Добиться от учащихся при выполнении лабораторной работы осознания и первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение способов обобщения.

15  мин

Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера.                                  Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами и нагревательными приборами.

Разъясняет исследовательские задания, записанные на карточках для каждой группы и порядок заполнения результатов исследования в таблице.

Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.

 Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. Выдвигают гипотезу о возможности осуществления качественной реакции на ионы Fe+2и Fe +3. Возможно использовать реактивы: красную кровяную соль, желтую кровяную соль, роданид аммония. В результате реакции возможно образование осадка, изменение окраски, выделение газа. В зависимости от уровня подготовки учащихся предложить 2варианта выполнения лабораторной работы.

Проводят экспериментальные исследования в группах. Записывают наблюдения, уравнения реакций в молекулярном виде и выводы в рабочую таблицу.

+3.Справляются с экспериментальной работой в группах. Заполняют таблицу. Определяют качественный состав солей реактивы по изменению окраски продукта взаимодействия реактива и соли. Выявляют реактив.

 

Личностные:

самоанализ Познавательные общеучебные:

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма действия.

Регулятивные: планирование, коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение работать в группе, инициативное сотрудничество в  проведении эксперимента, умение выражать свои мысли.

5

Осознание и осмысление учебного материала. Задача:

на основе приобретенных знаний выработать соответствующие УУД.

4 мин

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы.

Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют вывод исследовательской работы. Качественной реакцией на ионы Fe+2 служит реакция солей железа (II) с соединением красной кровяной солью- K3| Fe(CN)|6 ,Реактивом на ионы Fe +3служит K4| Fe(CN)|6-желтая кровяная соль и NH 4NCS- роданид аммония.

Познавательные логические: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, слушать, обсуждать.

6

Закрепление

Задача:

Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

 

5 мин

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний.

Осуществляют деятельность по применению полученных знаний.

На основании исследований решают задачи по составлению молекулярных уравнений по сокращенному ионному уравнению.

Личностные:

Самоанализ

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7

Подведение итогов урока.

Задача:

Определить сформировано ли умение по обобщению изученного и умение выделять главное, навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

2 мин

Что мы узнали сегодня на уроке? Помогает самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

1.Вспомнили и сформулировали понятие генетического ряда металла.

2.Определили различия в генетических рядах железа (2) и железа (3).

3.Опредилили качественный состав соединений железа (2) и железа (3) с помощью реактивов по изменению окраски.

Сформировали умения обобщать изученное и выделять главное.

Формируют навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке.

Личностные:

Самоанализ

Познавательные логические: синтез как составление целого из частей.

Регулятивные: оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения.

8

Рефлексия. Задача:

Выяснить эмоциональное состояние учащихся при изучении учебного материала и выполнения деятельности на уроке.

2 мин

Организует деятельность учащихся по самооценке  своей работы и оценке работы в группе

Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно оценивают свою индивидуальную деятельность и работу в группе на уроке.

Анкеты заполнены и сданы учителю.

Учащиеся  довольны или недовольны результатом своей деятельности.

Личностные:

Самоанализ

9

Домашнее задание

Задача:

Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания.

2 мин

 Объясняет особенности домашнего задания.

1.стр. учебника76-83(прочитать),№5,№62.Группы учащихся должны подготовить сообщение- презентацию на тему: «Роль роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов», «Роль химического элемента железа в современной технике», «Соединения железа в природе».

Записывают домашнее задание. Самостоятельно объединяются в группы и выбирают предложенные темы для подготовки сообщения, презентации.

Задание записано в рабочие тетради.

Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

10

Итоги урока

2мин

Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и  сотрудничество.

Приложение.

2. Целеполагание и мотивация.

Задание 1.

А) Fe--- ___ Cl2 --- Fe (__)2--- FeO                Б) Fe--- ___ Cl3 --- _______--- Fe2O3

3. Актуализация знаний.

Составить таблицу: «Генетические ряды соединений железа(2) и железа (3)»

А) Fe---  Fe Cl2 --- Fe (ОН)2--- Fe O  

Б) Fe--- Fe Cl3 --- Fe (ОН)3 --- Fe2 O3

  1. Fe + 2Н Cl = FeCl2+ Н2при взаимодействии железа с соляной кислотой образуется хлорид железа (2)
  2. FeCl2 + 2К ОН = Fe (ОН)2 +2К Cl
  3. Fe (ОН)2 = Fe O  + Н 2О
  1. 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 при взаимодействии железа с хлором образуется хлорид железа (3)

  1. 2FeCl3+ 6К ОН= 2Fe (ОН)3 +6К Cl

3.4Fe (ОН)3 = 2Fe2 O 3+ 6Н 2О

4.Первичное усвоение знаний.

Карточка – задание. Вариант 1.

Лабораторная работа: «качественные реакции на ионы железа Fe+2иFe +3»

Цель:

Оборудование и реактивы:

Ход работы:

1.Напишите формулы комплексных солей: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид  аммония.

Приведите уравнения диссоциации в растворе этих солей.

2.В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl2, затем прилейте по 2-3 капли  в каждую пробирку растворов красной кровяной соли, желтой кровяной соли. Запишите изменение окраски растворов.

3. В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl3, затем прилейте по 2-3 капли  в каждую пробирку растворов красной кровяной соли, желтой кровяной соли. Запишите изменение окраски растворов.

4. В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl3 и FeCl2, затем прилейте по 2-3 капли  в каждую пробирку раствора роданида аммония. Запишите изменение окраски растворов.

5.По результату проведенных исследований определите реактивы на ионы железа Fe+2иFe +3.

Карточка – задание. Вариант 2(усложненный уровень)

В пробирках находятся растворы солей FeCl3 и FeCl2. Составьте план действия по определению качественного состава.По результату проведенных исследований определите реактивы на ионы железа Fe+2и Fe +3. Результаты запишите в таблицу.

Рабочая таблица.

Показатель исследования: изменение окраски растворов после взаимодействия (цвет ).

Название реактива

Формула реактива

FeCl2

FeCl3

красная кровяная соль

желтая кровяная соль

роданид  аммония

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Вопросы для обсуждения.

  1. Каким образом изменился цвет растворов FeCl3 и FeCl2 при взаимодействии с растворами реактивов: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид  аммония?
  2. Какие реактивы указывают на качество растворов солей FeCl3 и FeCl2?
  3. Какие реактивы помогли определить ионы железа Fe+2иFe +3
  4. Какие реакции называют качественными?
  5. Сформулируйте вывод исследовательской работы.

Мы определили реактивы на  ионы железа Fe+2иFe +3.Качественные реакции на  ионы железа Fe+2иFe +3это реакции ионного обмена с образованием осадка т.е. связывание ионов в соединение.

6.Закрепление в процессе решения  задач.

Напишите молекулярные уравнения соответствующие сокращенным ионным уравнениям:

А) K+ + Fe2+ +| Fe(CN)|63- --- KFe| Fe(CN)|6

Б) K+ + Fe3+ +| Fe(CN)|64- --- KFe| Fe(CN)|6

8.Рефлексия

Анкета на группу.

Оцените свою работу на уроке, отвечая на вопросы и поставьте + или - :

1.Вам понравилось работать в группе?

2.в группе вам удалось выполнить больше работы и быстрее?

3.Вы помогали своим товарищам?

4.Вы приобрели новые знания и практические навыки?

5.Хотите ли вы заниматься исследованиями?

6.

Ф.И. ученика

Оценка за индивидуальную работу

Оценка за работу в группе

Литература

1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2011.

2. Габриелян О.С.Настольная книга учителя. Химия.8класс.-М.: Дрофа, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...