Методическая разработка урока химии в 9 классе.
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Технологическая карта урока химии в 9 классе "Генетические ряды железа(2) и железа (3). Качественные реакции на ионы Fe(2+) Fe(3+).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_khimii_9_kl.izmd_2.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии.
Разработчик: Петернева Лариса Петровна, МКУ СОШ №2 г. Нижнеудинска.
Дата проведения: 10.11.2013 г.
Класс: 9
Тема: Генетические ряды железа(2) и железа (3). Качественные реакции на ионы железа Fe+2иFe +3.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о генетическом ряде железа(2) и железа (3), качественных реакциях на ионы железа Fe+2иFe +3.
Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами вещества.
Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач; для совершенствования практических умений и навыков при работе с химическими веществами и химической посудой.
Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. Прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Ведущая идея: Реализация компетентностного подхода к обучению химии через использование универсальных учебных действий на примере решения экспериментальных задач , как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Форма урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.
Методы и формы обучения: исследовательский; групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация, карточки- инструкции.
Учебник « Химия» Габриелян О.С. Базовый уровень.
Оборудование и реактивы:
Растворы солей (хлорид железа (2) ,хлорид железа(3), красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид аммония), набор пробирок.
Интеграционные связи:
Внутрипредметные:
-знание закономерностей проявления химических свойств металлов,
- владение ключевыми понятиями «генетические ряды», «качественные реакции»,
- владение методами и приемами исследовательской деятельности при выполнении лабораторных и практических работ
Межпредметные:
- связь с биологическими и экологическими знаниями.
Метапредметные:
- формирование универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные логические, коммуникативные, личностные)
Требование к результатам:
Предметные:
- знать химические свойства соединений железа(2) и железа (3);
- составлять и различать генетические ряды соединений железа(2) и железа (3);
- рассмотреть соединения железа и нахождение в природе;
- уметьосуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы железа Fe+2иFe + с помощью качественных реакций;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.
Метапредметные:
- самостоятельно планировать и осуществлять учебную и исследовательскую деятельность;
- организовывать сотрудничество с педагогом и со сверстниками;
- уметь определять цели и задачи своей деятельности, обрабатывать, объяснять результаты своей работы и делать выводы;
- уметь применять методы познания при решении практических задач;
- самостоятельно осуществлять поиск информации, ранжировать.
Личностные:
- готовность к саморазвитию, мотивированное отношение к познавательной деятельности;
- построение системы межличностных отношений.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формирование общих компетенций: Умение работать в группе, самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации, владение компьютерными технологиями.
Этапы урока | Норма времени | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат | Универсальные Учебные Действия | |
1 | Организационный момент. Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. | 2 мин | Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку. | Рабочие места учащихся организованы, учащиеся готовы к уроку. Установление эмоционально-психологического контакта. | ||
2 | Целеполагание и мотивация. Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | 3 мин | Сообщает эпиграф к уроку « Скажи мне и я забуду. Покажи мне, я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Восточная мудрость. Предлагает учащимся самим определить тему урока. Задание на экране. В схемах химических превращений вставить необходимые элементы. Определить особенности ряда химических превращений. | Учащиеся составляют схему: формула соединения - название вещества. Выполняется индивидуально. Задание выполняются в паре. Определяют особенности ряда химических превращений - соединения ряда образованы одним химическим элементом металлом (железо), соединения относятся к разным классам неорганических соединений, такой ряд называется генетическим. Соединения железа первого ряда имеют степень окисления Fe+2и второго ряда Fe +3. По предложенным цепочкам химических превращений учащиеся формулируют тему урока | Принимают правила организации урока. Формулируют тему урока: Генетические ряды железа(2) и железа(3). Самостоятельно по теме урока формулируют цель и задачи урока. | Познавательные логические: синтез как составление целого из частей, достраивая недостающие компоненты, подведение под понятие Личностные: самореализация Коммуникативные: умение работать в паре, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
3 | Актуализация знаний. Задача: обобщить знания и навыки учащихся записывать уравнения реакций по схеме превращений и определить различия в генетических рядах соединений железа(2) и железа (3). | 8 мин | Предлагает осуществить реакции по цепочкам и оформить в виде таблицы. Задает вопрос: можем ли мы определить качественный состав вещества и каким способом? Сегодня на уроке мы определим качественный состав соединений железа(2) и железа (3) при выполнении лабораторной работы. | Учащиеся выполняют задания индивидуально. Одновременно осуществляют самоконтроль на каждом этапе работы. Учащиеся отвечают: мы можем определить качественный состав вещества при проведении качественной реакции. | Учащиеся мотивированы на учебную деятельность. Формулируют вторую часть темы урока. Качественные реакции на ионы Fe+2и Fe3+. | Личностные: Самоанализ. Познавательные общеучебные: структурирование знаний, выделение главного Регулятивные: планирование, оценка. |
4 | Первичное усвоение знаний. Задача: Добиться от учащихся при выполнении лабораторной работы осознания и первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоение способов обобщения. | 15 мин | Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера. Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами и нагревательными приборами. Разъясняет исследовательские задания, записанные на карточках для каждой группы и порядок заполнения результатов исследования в таблице. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах. | Формулируют правила инструктажа по технике безопасности. Выдвигают гипотезу о возможности осуществления качественной реакции на ионы Fe+2и Fe +3. Возможно использовать реактивы: красную кровяную соль, желтую кровяную соль, роданид аммония. В результате реакции возможно образование осадка, изменение окраски, выделение газа. В зависимости от уровня подготовки учащихся предложить 2варианта выполнения лабораторной работы. Проводят экспериментальные исследования в группах. Записывают наблюдения, уравнения реакций в молекулярном виде и выводы в рабочую таблицу. | +3.Справляются с экспериментальной работой в группах. Заполняют таблицу. Определяют качественный состав солей реактивы по изменению окраски продукта взаимодействия реактива и соли. Выявляют реактив.
| Личностные: самоанализ Познавательные общеучебные: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма действия. Регулятивные: планирование, коррекция, оценка. Коммуникативные: умение работать в группе, инициативное сотрудничество в проведении эксперимента, умение выражать свои мысли. |
5 | Осознание и осмысление учебного материала. Задача: на основе приобретенных знаний выработать соответствующие УУД. | 4 мин | Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах. | Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Обсуждают и отвечают на вопросы. | Характеризуют полученные результаты исследования. Формулируют вывод исследовательской работы. Качественной реакцией на ионы Fe+2 служит реакция солей железа (II) с соединением красной кровяной солью- K3| Fe(CN)|6 ,Реактивом на ионы Fe +3служит K4| Fe(CN)|6-желтая кровяная соль и NH 4NCS- роданид аммония. | Познавательные логические: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, слушать, обсуждать. |
6 | Закрепление Задача: Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
| 5 мин | Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний. | Осуществляют деятельность по применению полученных знаний. | На основании исследований решают задачи по составлению молекулярных уравнений по сокращенному ионному уравнению. | Личностные: Самоанализ Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
7 | Подведение итогов урока. Задача: Определить сформировано ли умение по обобщению изученного и умение выделять главное, навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке. | 2 мин | Что мы узнали сегодня на уроке? Помогает самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. | 1.Вспомнили и сформулировали понятие генетического ряда металла. 2.Определили различия в генетических рядах железа (2) и железа (3). 3.Опредилили качественный состав соединений железа (2) и железа (3) с помощью реактивов по изменению окраски. | Сформировали умения обобщать изученное и выделять главное. Формируют навыки самооценивания знаний и своей деятельности на уроке. | Личностные: Самоанализ Познавательные логические: синтез как составление целого из частей. Регулятивные: оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения. |
8 | Рефлексия. Задача: Выяснить эмоциональное состояние учащихся при изучении учебного материала и выполнения деятельности на уроке. | 2 мин | Организует деятельность учащихся по самооценке своей работы и оценке работы в группе | Оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно оценивают свою индивидуальную деятельность и работу в группе на уроке. | Анкеты заполнены и сданы учителю. Учащиеся довольны или недовольны результатом своей деятельности. | Личностные: Самоанализ |
9 | Домашнее задание Задача: Сообщить и разъяснить методику выполнения домашнего задания. | 2 мин | Объясняет особенности домашнего задания. 1.стр. учебника76-83(прочитать),№5,№62.Группы учащихся должны подготовить сообщение- презентацию на тему: «Роль роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов», «Роль химического элемента железа в современной технике», «Соединения железа в природе». | Записывают домашнее задание. Самостоятельно объединяются в группы и выбирают предложенные темы для подготовки сообщения, презентации. | Задание записано в рабочие тетради. | Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
10 | Итоги урока | 2мин | Выставляет оценки. Благодарит за активную работу и сотрудничество. |
Приложение.
2. Целеполагание и мотивация.
Задание 1.
А) Fe--- ___ Cl2 --- Fe (__)2--- FeO Б) Fe--- ___ Cl3 --- _______--- Fe2O3
3. Актуализация знаний.
Составить таблицу: «Генетические ряды соединений железа(2) и железа (3)»
А) Fe--- Fe Cl2 --- Fe (ОН)2--- Fe O | Б) Fe--- Fe Cl3 --- Fe (ОН)3 --- Fe2 O3 |
|
3.4Fe (ОН)3 = 2Fe2 O 3+ 6Н 2О |
4.Первичное усвоение знаний.
Карточка – задание. Вариант 1.
Лабораторная работа: «качественные реакции на ионы железа Fe+2иFe +3»
Цель:
Оборудование и реактивы:
Ход работы:
1.Напишите формулы комплексных солей: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид аммония.
Приведите уравнения диссоциации в растворе этих солей.
2.В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl2, затем прилейте по 2-3 капли в каждую пробирку растворов красной кровяной соли, желтой кровяной соли. Запишите изменение окраски растворов.
3. В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl3, затем прилейте по 2-3 капли в каждую пробирку растворов красной кровяной соли, желтой кровяной соли. Запишите изменение окраски растворов.
4. В две пробирки налейте по 2мл раствора FeCl3 и FeCl2, затем прилейте по 2-3 капли в каждую пробирку раствора роданида аммония. Запишите изменение окраски растворов.
5.По результату проведенных исследований определите реактивы на ионы железа Fe+2иFe +3.
Карточка – задание. Вариант 2(усложненный уровень)
В пробирках находятся растворы солей FeCl3 и FeCl2. Составьте план действия по определению качественного состава.По результату проведенных исследований определите реактивы на ионы железа Fe+2и Fe +3. Результаты запишите в таблицу.
Рабочая таблица.
Показатель исследования: изменение окраски растворов после взаимодействия (цвет ).
Название реактива | Формула реактива | FeCl2 | FeCl3 |
красная кровяная соль | |||
желтая кровяная соль | |||
роданид аммония |
5. Осознание и осмысление учебного материала.
Вопросы для обсуждения.
- Каким образом изменился цвет растворов FeCl3 и FeCl2 при взаимодействии с растворами реактивов: красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид аммония?
- Какие реактивы указывают на качество растворов солей FeCl3 и FeCl2?
- Какие реактивы помогли определить ионы железа Fe+2иFe +3
- Какие реакции называют качественными?
- Сформулируйте вывод исследовательской работы.
Мы определили реактивы на ионы железа Fe+2иFe +3.Качественные реакции на ионы железа Fe+2иFe +3это реакции ионного обмена с образованием осадка т.е. связывание ионов в соединение.
6.Закрепление в процессе решения задач.
Напишите молекулярные уравнения соответствующие сокращенным ионным уравнениям:
А) K+ + Fe2+ +| Fe(CN)|63- --- KFe| Fe(CN)|6
Б) K+ + Fe3+ +| Fe(CN)|64- --- KFe| Fe(CN)|6
8.Рефлексия
Анкета на группу.
Оцените свою работу на уроке, отвечая на вопросы и поставьте + или - :
1.Вам понравилось работать в группе?
2.в группе вам удалось выполнить больше работы и быстрее?
3.Вы помогали своим товарищам?
4.Вы приобрели новые знания и практические навыки?
5.Хотите ли вы заниматься исследованиями?
6.
Ф.И. ученика | Оценка за индивидуальную работу | Оценка за работу в группе |
Литература
1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2011.
2. Габриелян О.С.Настольная книга учителя. Химия.8класс.-М.: Дрофа, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...