Химия вокруг нас
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие, разработанное с целью расширения кругозора учащихся. Может быть использовано как внеклассное мероприятие по химии во время проведения декады естественных наук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_vokrug_nas.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ХИМИЯ ВОКРУГ НАС
Цель: расширить кругозор учащихся о функциях соединений пригодных для жизнедеятельности человека; углубить знания о зубной пасте, моющих средствах и показать учащимся, что в бытовой жизни люди используют предметы, которые состоят из химических веществ.
Форма: фронтальная, групповая
Тип: дискуссия
Подготовка: написать опорные конспекты для работы учеников в группах по темам:
1. «Зубная паста»
2. «Моющие средства»
3. «Волшебные ароматы»
4. «Продукт этикетка»
Оборудование, пособие: тюбики зубной пасты, этикетки от консервированных продуктов, емкости из-под моющих средств.
Ход работы:
Ученики разбиваются на 4 команды и выбирают капитана. Каждой команде предлагается самостоятельно изучить одну из четырех тем по заранее подготовленным конспектам. Затем капитаны команд выступают с подготовленной темой. Каждая команда слушает внимательно и отвечает на вопросы.
Вопросы к размышлению:
- На тюбике пасты «Пепсодент плюс» указан состав: монофосфат натрия, оксид алюминия, оксид титана ,лаурилсульфат натрия, вкусоароматические вещества сахарин, бензойная кислота. Обьясните функцию каждого компонента?
- При неправильном уходе за ротовой полостью зубы становятся очень чувствительными к горячему и холодному, но эти ощущения проходят через два дня, если чистить зубы, содержащей фтор, пастой. Как объяснить данный факт?
- Почему жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожный слой сала и обладает антисептическим действием.
(Верхний слой кожи рн=5,5 Препятствует проникновению болезнетворных бактерий в более глубокие слои кожию Частое умывание мылом снимает уровень рН, который уменьшает защитную функцию)
- Во время ВОВ когда был дефицит мыла, люди мыли волосы, процеженными настоями древесной зоны. Почему? (Зола содержит карбонат калия, который распадается с образованием щелочи, осаждается карбонат – ион нерастворимыми ионами кальция и магния).
- Учащиеся получают списки с вредными веществами, закодированными буквами «Е» и этикетки от упаковок различных продуктов. Определить какие вещества добавлены в продукты. Дать анализ с точки зрения вреда для организма человека.
Приложение.
Опорные конспекты
ТЕМА «Зубная паста»
Вы проснулись утром и идете чистить зубы. По статистике только 3% людей не склонны к заболеванию – негроидная раса. Образование молочной кислоты резко снижает рН слюны от 7 до 4,5. При такой кислотности разрушение эмали ускоряется, значит надо чистить зубы.
Зубная паста – многокомпонентная система
1.Абразивные вещества – карбонат кальция СаСО3, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2, оксиды кремния, алюминия, титана SiO2, Al2O3, TiO2. Выполняют механическую чистку зубов от налета.
2.Связующие компоненты – вещества, выделяемые из морских водорослей. Используют для превращения абразивных веществ в стойкую пасту.
3.Загустители (глицерин, сорбит). Используют для получения пластичной массы, сохраняем влагу, улучшает вкусовые качества.
4.Пенообразователи – ПАВ. Например, лаурилсульфат натрия
5.Антисептики – формальдигид, хлорированные фенолы, бензойная кислота. Устраняют микробы.
6.Соединения фтора укрепляют ткани зуба.
ТЕМА «Моющие средства»
Одним из древнейших моющих средств известных даже первобытным людям была зола растений, которая состоит в основном из карбоната калия. Древние греки гигиенических целях использовали оливковое масло, к которому иногда добавляли песок. Масло растворяет кожный жир с осевшей на ней пылью, а позднее стали смешивать золу и масло. При нагревании этой смеси образуется жидкое мыло, обеспечивающее высокую эффективность.
Археологи установили, что 6 тысяч лет назад уже существовало отлаженное производство мыла. Однако, мыло полностью завоевало мир гораздо позже. Еще в средние века некоторые народы использовали в гигиене пищу, глину, яичную муку. В настоящее время используют высшие карбоновые кислоты и глицерин. Моющее действие яичка состоит в строении солей жирных кислот. Их молекулы состоят из двух частей: 1.гидрофобной – водоотталкивающей, 2. Гидрофильной – «любящей» воду.
Гидрофобная частица проникает в загрязнение, вследствие чего каждая частица окружается гидрофильными частицами. Гидрофильная часть молекулы моющего средства вместе с грязью отрываются от поверхности ткани и переходят в водную среду.
ТЕМА «Волшебные ароматы»
Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине: Считалось, что частые омывания тела вредны для здоровья. Например, Король Людвиг Х1V за 78 лет мылся 4 раза.
В современном мире выделяют два вида дезодорантов, которые состоят на 99% из спирта.
1.дезодоранты, которые тормозят продукты метаболизма, выходящие вместе с потом.
2.дезодоранты, которые часто подавляют выделение пота (соли железа, цинка, алюминия).
Аэрозольные дезодоранты содержат сжиженные газы.
ТЕМА: Продуктовая этикетка
Что же представляет собой пища? Ее состав, казалось бы, прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. Но читали ли вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих "вкуснятеней"? Сплошные буквы "Е". Что же за чудо такое, эти буквы «Е»?
Е 100-182 красители
Е 200 – 299 консерванты (соль, уксусная кислота, сахар не входят)
Е 300 -399 вещества, замедляющие процессы брожения, окисления в продуктах питания.
Е 400 – 499 стабилизаторы, обеспечивают длительную сохранность консистенции.
Е 500 – 599 эмульгаторы, позволяют равномерно распределять дисперсные частицы в среде, поддерживать такие эмульсии, как растительное масло, пиво, нектары без образования осадка.
Е 600 – 699 ароматизаторы, усиливают и придают вкус
Е 900 – 999 антифламинги, препятствуют слеживанию муки, сахарного песка, а также образованию пены в напитках.
Многие вещества, закодированные буквами «Е» опасны для здоровья человека.
Resource id #1604
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"
Форма проведения: Интеллектуальная игра по химии между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...
Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная лит...
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение прав...
Элективный курс по химии для 11 класса "Химия вокруг нас"
Данный курс для 11 класса по химии рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) учебного времени, из них 1 час резервное время....
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...
Авторская программа элективного курса по химии для 8 класса "Химия вокруг нас"
Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, сп...
Кружок по химии по теме:"Химия вокруг нас"
Рабочая программа кружка для 9 и 11 классов включает содержание и тематическоо планирование...