Авторская программа элективного курса по химии для 8 класса "Химия вокруг нас"
элективный курс по химии (8 класс) по теме
Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_himii_8klass._himiya_vokrug_nas.docx | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Ульяновска
«Средняя школа № 74»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ
«Химия вокруг нас»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
14-15 лет (8 класс)
(возраст обучающихся)
Ларина Галина Владимировна,
(Ф.И.О. учителя, составителя)
учитель химии и биологии высшей квал. категории
МБОУ СОШ № 74 г. Ульяновска
Ульяновск
2015 г.
Содержание1. Целевой раздел…………………………………………………………………3
1.1.Пояснительная записка ……………………………………..………………..3
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы………………………………………………………….…………………..4
2. Содержательный раздел……………………………………………………….5
2.1. Содержание тем курса……………………………………………………….5
2.2. Календарно - тематическое планирование…………………………………6
2.3. Предложенная тематика реферативных работ, докладов, проектов……...9
Список литературы………………………………………………………………10
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основах изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе.
Программа курса “Химия вокруг нас” предназначена для учащихся 8 класса. Данный курс предполагает снятие необоснованных предубеждений в отношении химии как “основного виновника” экологических бед, оценку ее положительной роли в современном решении проблем окружающей среды. Содержание программы закладывает основы для восприятия базового курса химии с позиции экологической проблематики, способствует развитию естественнонаучных знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, биологии, географии, а также приобщает их к ведению химических аспектов экологии.
Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественнонаучного профиля старшей школы.
Цели предлагаемого курса:
Предметные:
- сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира,
- показать роль химии в решении проблем окружающей среды,
- формировать исследовательские навыки учащихся,
- развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению предмета.
Метапредметные
- изучить и расширить знания учащихся по таким вопросам как химия атмосферы, химия гидросферы, литосферы, круговорот элементов в природе, химия в быту, химия в медицине, биологическая роль металлов;
- раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды;
Личностные:
- продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать навыки проектной и исследовательской деятельности;
- развивать учебно-коммуникативные умения;
- предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
1.2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы:
Учащиеся должны знать:
- Ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи
- Технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды.
- Состав мыла и СМС, способы удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.
- Назначение зубных паст, порошков, макияжа.
- Назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи)
- Состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения
Учащиеся должны уметь:
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах, порезах
- Выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.
- Подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять ржавчину.
- Подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание курса
- Введение. Роль химии в быту
- Тема 1. Химия и строительство: Лесные красители. Как самим приготовить чернила. Всегда ли удобрения - благо. Способы получения стеклянных изделий. Штукатурка. Шифер. Кирпич. Песок. Пудра. Мрамор.
- Тема 2. Химия на кухне: Что такое вкус. Когда началось приготовление пищи. История очага и кастрюли. Полезные и вредные продукты. Консерванты. Пищевые красители. Как обрабатывают мясо. Почему нужен и важен хлеб. Приправы. Молоко. Состав. Скисание молока. Как правильно варить кашу. На чем лучше жарить.
- Тема 3. Химия в промышленности: Драгоценные металлы. Как очистить драгоценные металлы в домашних условиях. Что такое бензин. Холодильники. Спреи. Аэрозоли. Как сделать воздух чистым. Производство тканей, одежды. Заводы химической промышленности
- Тема 4. Химия и медицина: Народная медицина. Что мы покупаем в аптеке. Таблетки. Мази. Крема. Суспензии. Эмульсии. Гели
- Тема 5. Химия и окружающая среда: Химия - польза или вред. Защита проектов, рефератов и подведение итогов
- Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Элементы содержания | Кол- во часов | Из них теор. | Из них прак-тика | 8А | 8Б | 8В | |||
по плану | факт. | по плану | факт | по плану | факт | ||||||
Введение | |||||||||||
1 | Введение | Роль химии в быту. Техника безопасности. | 1 | 1 | |||||||
Тема 1. Химия и строительство. | |||||||||||
2 | Лесные красители | Растительные красители. Цвета красок - из растений. Подсвечивание и отдушивание воды. Флуоресценция. | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
3 | Как самим приготовить чернила | Методы, способы, реакции, реактивы для приготовления чернила | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
4 | Всегда ли удобрения - благо? | Виды и типы удобрений. Положительные и отрицательные стороны использования удобрений | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
5 | Способы получения стеклянных изделий | Когда начали делать оконное стекло. Различные способы получения стеклянных изделий (выдувание, прессование, вытягивание) | 1 | 1 | |||||||
6 | Шифер. Кирпич. Штукатурка. | Во что можно превратить глину. Керамика. Фарфор. Фаянс. Цветная майолика. Сколько лет кирпичу. Из чего сделана штукатурка. Откуда берут шифер, как образовались пещеры. Из чего строили Москву Белокаменную. Кальций в строительстве и организме человека. Этот коварный кариес, или почему разрушаются наши зубы. Чем мы чистим зубы. Без цемента ни зуба залечить, ни дом построить. Что можно построить из бетона | 1 | 1 | |||||||
7-8 | Песок. Мрамор. Пудра. | 2 | 1 | 1 | |||||||
Тема 2. Химия на кухне. | |||||||||||
9 | Что такое вкус? | Четыре вкуса: сладкий, соленый, горький, кислый | 1 | 1 | |||||||
10 | Когда началось приготовление пищи | Что представляет собой пища с химической точки зрения. Способы и методы переработки пищи | 1 | 1 | |||||||
11 | История очага и кастрюли | История использования огня, материалов, используемых для приготовления пищи | 1 | 1 | |||||||
12 | Полезные и вредные продукты | Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Биологически активные добавки | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
13 | Консерванты. Пищевые красители | Е - добавки к пище. Соевое мясо. Пальмовое масло. Чипсы. Кока- кола. Мороженое. Шоколад | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
14 | Как обрабатывают мясо? | Обработка мяса (термическая, химическая). Коллаген. Белок. Разрушение белка. Что происходит с мясом, когда его варят или жарят | 1 | 1 | |||||||
15 | Почему нужен и важен хлеб | Углеводы. Полисахариды. Крахмал. Клетчатка | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
16 | Приправы | Сладкие. Соленые. Острые. Слезоточивые. Почему мы чихаем от перца. Почему бегут слезы при резке лука | 1 | 1 | |||||||
17 | Молоко: еда или питьё. Состав. Скисание молока | Из чего сделано молоко? Чем полезно прокисшее молоко? Кисломолочные продукты | 1 | ||||||||
18 | Как правильно варить кашу | Полезно ли кипяченое молоко. Почему кашу лучше варить на воде. Полезна ли каша на молоке | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
19 | На чем лучше жарить | Маргарин. Масло сливочное. Масло растительное. Пальмовое масло. Сало. Что полезнее? Приносит ли вред жареная пища | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
Тема 3. Химия в промышленности. | |||||||||||
20 | Драгоценные металлы | Металлы денежных знаков. Драгоценные или благородные металлы. Платиновые металлы. Что такое белое золото. «Царская водка». Чем определяется ценность золота. Что такое золотое руно? «Золото для дураков». Позолота. Металл Луны. | 1 | 1 | |||||||
21 | Как очистить драгоценные металлы в домашних условиях | Чистка металлов с помощью подручных средств в домашних условиях | 1 | 1 | |||||||
22 | Что такое бензин | «Черное золото». Нефть. Топливо | 1 | 1 | |||||||
23 | Холодильники | Фреоны. Сухой лед. Озоновый слой. | 1 | 1 | |||||||
24 | Спреи. Аэрозоли | Дым. Туман. Конденсация. Диспергирование | 1 | 1 | |||||||
25 | Как сделать воздух чистым | Смог. Дым. Пыль. Замена топлива. Окружающая среда | 1 | 1 | |||||||
26 | Производство тканей, одежды | Полимеры. ПВХ. ПВТ. ПАН. Синтетика. Хлопок. Лён | 1 | 1 | |||||||
27 | Заводы химической промышленности | Химическое производство: хорошо или плохо. Халатность людей в химическом производстве | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
Тема 4. Химия и медицина. | |||||||||||
28 | Народная медицина | Лечебные травы. Настои. Лосьоны. Как приготовить средства по уходу за телом в домашних условиях | 1 | 1 | |||||||
29 | Что мы покупаем в аптеке | Таблетки, микстуры, мази, сиропы, гели, витамины, БАДы. Чего больше вреда или пользы в медикаментозных препаратах | 1 | 1 | |||||||
30 | Таблетки. Мази. Крема. Суспензии. Эмульсии. Гели | Применение лекарственных препаратов. Последствия. Польза или вред. Использование косметических средств, декоративной косметики | 1 | 1 | |||||||
Тема 5. Химия и окружающая среда. | |||||||||||
31 | Химия: польза или вред? | Доклады, презентации, рефераты, исследовательские работы, выводы по данной теме. Домашняя аптечка. Техника выведения различных пятен. Средства ухода за обувью. Моя любимая шуба. Средства ухода за мебелью. Чтобы стекла блестели. СМС. Чистящие и моющие средства. Ароматные средства. Какая краска для волос лучше? Химия и косметика. Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары). Искусственная пища: за и против. Химия в моем доме. Я хочу быть… | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||
32 | 1 | 0.5 | 0.5 | ||||||||
33 | Защита проектов, рефератов и подведение итогов
| 1 | 0.5 | 0.5 | |||||||
34 | 1 | 0.5 | 0.5 |
2.3. Предложенная тематика реферативных работ, докладов, проектов:
1.Домашняя аптечка.
2.Техника выведения различных пятен.
3.Средства ухода за обувью.
4. Моя любимая шуба.
5.Средства ухода за мебелью.
6.Чтобы стекла блестели.
7.СМС.
8.Чистящие и моющие средства.
9.Ароматные средства.
10. Какая краска для волос лучше?
11. Химия и косметика.
12.Средства борьбы с «незваными гостями» ( муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары)
13.Искусственная пища: за и против.
14.Химия в моем доме.
15.Я хочу быть…
Список литературы:
- Артюнин А. М. , Державин Л. М. Краткий справочник по удобрениям. - М. колос, 1984.
- Балуева Г. А., Осокина Д.. Все мы дома химики. - М. Химия, 1979.
- Мусская И. А. Домоводство. -Ижевск: ДОК Урал - Би - Си, 1991.
- Юдин А. М. Химия дл вас.- М. Химия, 1984.
- Юдин А. М., Сучков В. Н. Химия в быту.- М. Химия, 1976.
- Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке.- Ярославль: Академия К.2000.
- Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас - М. Высшая школа,1992.
- Оксенгендлер Г. И. Яды и противоядия.- Л. Наука, 1982
- Смирнов Ю. Мир химии – СПб. МиМ - Экспресс, 1995
- Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия.- М. Химия, 1984
Интернет- ресурсы:
1. Химия в быту (рефераты)
http://www.himhelp.ru/section29/524.html
- Химия в быту
http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
3. Химия у нас дома
http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
4. ХимОнлайн
5. Золотые купола химии
http://www.superhimik.com/f66-forum
6. Химия в быту, как это работает
http://truba.com/video/369914/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа элективного курса по химии для 9-х предпрофильных классов
Авторская программа элективного курса "Химический практикум" в 9-х предпрофильных классах...
Авторская программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса "Химия вокруг нас"
Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная лит...
Авторская программа элективного курса по химии "Подготовка к ОГЭ по химии"
Авторская программа элективного курса по химии 9 класс "Подготовка к ОГЭ по химии"...
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по химии " Химия вокруг нас" 10 класс...
Авторская программа элективного курса по химии "Решение задач по органической химии" (10 -11 класс)
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по программе И.И. Новошинской, Н.С. Новошинс...
Авторская программа элективного курса по химии для 9 класса «Способы решения расчётных задач по химии»
Программой данного курса предусмотрено изучение основных законов и понятий химии, решение расчетных химических задач и проведение расчетно – практических занятий. Содержанием данного курса предусматри...
Авторская рабочая программа элективный курса по химии «Избранные вопросы химии» (10 класс)
Данный элективный курс рассчитан на 35 часов в 10 классеПланируемые результаты обучения:В результате изучения элективного курса «Избранные вопросы химии» выпускник 10 класса научится...