Химические свойства оснований
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
по теме «Химические свойства оснований»
Корикова Елена Александровна
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Соль – Илецка» Оренбургской обдасти
Учитель химии
Химия
8 класс
Тема «Химические свойства оснований»
Учебник О.С. Габриелян «Химия» М., Дрофа 2009
Цель урока: Создание условий для самостоятельного изучения химических свойств оснований, закрепление знаний о их классификации, закрепить знания учащихся об общих химических свойствах растворимых и нерастворимых оснований.
Задачи:
Обучающие: познакомить со свойствами оснований и их применением, указать связь оснований с другими классами неорганических соединений.
Развивающие – развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; умение составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства оснований; развивать умение наблюдать делать выводы.
Воспитательные – формирование всесторонне развитой личности. Воспитание культуры общения в парах “ученик – учитель”, “ученик – ученик”. Воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, лабораторная работа, работа с ЭОР на ПК, групповая работа.
Оборудование: Ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, предметные стекла, стеклянные палочки, пипетки, спички, держатели, пробка с газоотводной трубкой. Реактивы: NaOH, фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, H2SO4; CuSO4; AlCl3; CaCO3(k);Ca (OH)2; Fe2(SO4)3; FeSO4
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент Цель: Мотивация учащихся в учебной деятельности, активизация познавательной деятельности | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, сообщает тему урока. Создает условия для формулировки цели урока учащимися и её осознания ими. | Приветствуют учителя, Формулируют цель урока. Записывают тему в рабочих тетрадях. Определяют и записывают цельурока: изучить химические свойства оснований. | 2 минуты | |
2 | Проверка домашнего задания Цель: закрепление основных понятий по теме | Установление соответствия: основание - оксид металла Состав и классификация оснований Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации. http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html Химические формулы оснований Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки. http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html | Предлагает ученикам выполнить дифференцированные задания, предложенные на карточке (См. приложение к уроку 2) , произвести самопроверку по ключу и оценить свою работу. Организует самостоятельную работу учащихся | Самостоятельно работают по карточкам, выполняют задания. Выполняют самопроверку по ключу, оценивают свою работу. | 5-7 минут |
3 | Физкультминутка | Учитель показывает несколько упражнений для отдыха: 1. глаз, 2. рук, 3. шеи, 4. туловища | Учащиеся выполняют упражнения | 2 минуты | |
4 | Изучение нового материала Цель: Создание условий для учащихся по изучению химических свойств общих для класса оснований; формирование умений работать с лабораторным оборудованием, делать обобщение и работать с учебной литературой; формирование умений у учащихся работать в группах. | Правила техники безопасности при работе с щелочами Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей Типичные свойства нерастворимых в воде оснований Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде. Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде. | Демонстрирует в режиме презентации правила по технике безопасности учащимся. Организует работу групп. Предлагает самостоятельно выполнить опыты, обсудить результаты, записать уравнения реакций в полном и сокращенном ионном виде, сделать выводы. Координирует работу групп, консультирует учащихся. | Слушают учителя, воспринимают информацию, повторяют правила. Учащиеся работают в группах, продолжают формировать навыки и умения работать с лабораторным оборудованием, составляют план работы, самостоятельно исследуют химические свойства растворимых и нерастворимых оснований. Самостоятельно оценивают правильность выполнения работы. | 25 минут. |
5 | Закрепление Цель: развитие навыков самостоятельной деятельности, наблюдения и анализа | Предлагает ответить на вопросы: 1.Какие общие химические свойства характерны для растворимых и нерастворимых оснований? 2.Каковы особые свойства растворимых, нерастворимых оснований? 3.Какая реакция называется реакцией нейтрализации? 4.Какую окраску имеют индикаторы в щелочной среде? 5.Почему нерастворимые основания не изменяют окраску индикатора? 6.Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с растворами щелочей? Почему? | Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы товарищей. | ||
6 | Рефлексия: Цель: анализ учебной деятельности | Предлагает учащимся проанализировать свою деятельность на уроке. | Анализирую свою деятельность, формулируют высказывания. сегодня я узнал… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… у меня получилось … я смог… | ||
7. | Домашнее задание | Комментирует дом. задание | Записывают домашнее задание в дневник |
Приложение к уроку 1.
Изучение физических свойств оснований
Формула оснований | Агрегатное состояние | Цвет | Растворимость в воде | Окраска лакмуса | Окраска фенолфталеина | Вывод |
NaOH | ||||||
KOH | ||||||
Cu(OH)2 | ||||||
Приложение к уроку 2.
Вариант I Вариант II
Задание на «3»(с использованием Задание на «3»(с использованием
Дидактической карточки), на «4» Дидактической карточки), на «4»
без карточки. без карточки.
Определите характер оксида Li2O Определите характер оксида SO3
С какими из перечисленных веществ С какими из перечисленных веществ
он взаимодействует? Напишите Он взаимодействует? Напишите
уравнения реакций: уравнения реакций:
CaO, KOH, HCI NaOH, CO2, HNO3
Задание на «5» Задание на «5»
Определите характер оксида SiO2 Определите характер оксида FeO
С какими из перечисленных веществ С какими из перечисленных веществ
он взаимодействует? Напишите Он взаимодействует? Напишите
уравнения реакций: уравнения реакций:
CaO, HBr,H2O. H2SO4, H2O, MgO.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Установление соответствия: основание - оксид металла | Интерактивное задание | Интерактив. Установление соответствия: основание - оксид металла | |
2 | Информационный | Модуль состоит из одного кадра, на котором представлена интерактивная схема, представляющая классификацию оснований. В том числе, ученику предлагается путём выбора активных зон ознакомиться с видами классификации оснований по кислотности, растворимости в воде, по степени электролитической диссоциации. | http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html | |
3 | Химические формулы оснований | Информационный | Модуль состоит из трех кадров, включающих текст, схему классификации оснований и таблицы с названиями некоторых оснований. В том числе, ученику предлагается выучить формулы оснований и заряды металлов их образующих путем переноса формул и зарядов ионов металлов в соответствующие ячейки. | http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html |
4 | Правила техники безопасности при работе с щелочами | Анимация | Анимация | |
5 | Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей | Видео | Видео | |
6 | Типичные свойства нерастворимых в воде оснований | Информационный | Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде | |
7 | Лабораторная работа химические свойства нерастворимых в воде оснований | Информационный | Модуль включает модели приборов и веществ, необходимых для исследования свойств нерастворимых оснований, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается разложить нерастворимый гидроксид с помощью нагревания, растворить в растворе кислоты, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений и выводы в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры, в редакторе уравнений составить уравнения проведённых реакций в молекулярном полном ионном и кратком ионном виде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. Основания.
Особенности программы под редакцией Новошинского И. И. состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному). В основе программы лежит идея зависи...
урок в 8 классе "Получение и химические свойства оснований."
работа содержит конспект, пояснительную записку, презентацию и видео опыты к уроку....
Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации". (химия, 8 класс, прогормма О.С.Габриеляна)....
Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований
урок химии 8 класс ТЕМА № 5. «Основные классы неорганических веществ...
"Химические свойства оснований" ("Нигезләрнең химик үзлекләре")
Разработка урока по химии на тему: "Химические свойства оснований" ("Нигезләрнең химик үзлекләре")...
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ИХ ПОЛУЧЕНИЕ
Презентация содержит объяснение последовательной записи уравнений реакций по данной теме, видеофрагмент и тест....
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"
Проверочная работа (тест) по теме: "Основания. Химические свойства оснований"...