внеклассное мероприятие
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1. Название какого элемента означает «разрушитель»?
1 - хлор, 2 - фосфор, 3 - азот,
4 - фтор, 5 - кислород, 6 - кремний.
2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?
1 - серная кислота, 2 - уксусная кислота, 3 - винный камень,
4 - известковое молоко, 5 - хлорид аммония, 6 - питьевая сода.
3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»?
1 - хром, 2 - литий, 3 - железо,
4 - фосфор, 5 - марганец, 6 - никель.
4. Какое вещество называют угарным газом?
1 - оксид углерода (IV), 2 - сероводород, 3 - метан,
4 - сернистый газ, 5 - оксид углерода (II), 6 – аммиак.
2. Географические названия в химии.
1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)
2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)
3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - рутений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)
4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)
Тур 2 –« Составь название города»
Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Кемеровской области. Элементы: Nb-ниобий, Os-осмий, W-вольфрам, Sn-олово, Cm-кюрий, U-уран, Au-золото, Ni-никель, Eu-европий, Ce-церий, Cd-кадмий. (Новокузнецк).
Тур 3 - «Составь формулу»
Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).
Тур 5 -
- Что в переводе с латинского означает «астат».
- Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
- Жидкий металл.
- Соли сернистой кислоты.
- Реакция, протекающая с выделением теплоты.
- Сколько нейтронов в ядре водорода.
- Формула алмаза.
- Какой элемент придает красный цвет крови.
- Формула плавиковой кислоты.
- Цвет лакмуса в кислой среде.
- Заряд ядра водорода.
- Латинское название химического элемента мышьяка.
- Формула воды.
- Самый активный металл.
- Агрегатное состояние брома.
- Цвет лакмуса в щелочи.
- Мельчайшая частица вещества.
- Название реакции между кислотой и щелочью.
- Чугун - это сплав, каких элементов.
- Соли угольной кислоты.
Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков.
Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, поговорки со словом «золото»? Назовите их.
Примеры:
1. Не все то золото, что блестит.
2. Мал золотник, да дорог.
3. Дружба дороже золота.
4. Мастер - золотые руки.
5. Золотая голова, золотой человек...
Ту р 6 – «Эксперимент — источник знаний»
А. Распознавание вещества
Химия — наука экспериментальная. Многие ее законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:
1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.
2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).
Б. «Объясните опыты»
Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!
Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).
Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.
Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3 + BaCl2 → BaCO3↓ + 2NaCl).
Белый осадок
Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.
Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3 приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3 + 2HCl → BaCl2 + H2O + CO2↑).
Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
Тур 7 - «Уравнения и типы реакций»
А. Написать уравнения реакций, определить их типы
1 команда | 2 команда |
Mg + HCl →? +? H2O →? +? Al + H2SO4 →Al2(SO4)3 +? | HCl →? +? CH4 → C +? Ca +HCl →? +? |
Б. Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)
1. Корабли меня обходят,
Лоцман знает наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель - медь.)
2. Два элемента химических
В метаграмме я вам задам:
С X - элемент металлический,
Ну а с Б - уже неметалл.
(Хром - бром.)
3. Элемент четвертой группы
Перед вами на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан - тиран.)
4. С КА - активный я металл,
С ГЕ - я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему еще раз.
(Калий - гелий.)
5.Прославлен всеми.
Металл, испытанный огнем
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил в мечте о нем.
(Золото).
На столе в чашках для выпаривания находятся соли металлов, растворенные в 2-3 мл спирта: натрия, калия, меди, кобальта и др. При поджигании пламя окрашивается в различные цвета
1-й ученик (в руках держит стакан)
2-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор карбоната натрия)
3-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится метиловый оранжевый)
4-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор хлорида бария)
Выходит 5-й ученик, в руках которого большая колба с раствором серной кислоты.
На асбестированной сетке лежит таблетка сухого горючего, на которой находятся две таблетки норсульфазола. Ученик поджигает сухое горючее и из таблеток начинают «выползать змеи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...