Рабочие пограммы по химии
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 ст.Паницкая
Красноармейского района Саратовской области»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ № 7
Протокол № ____ ст.Паницкая»
от «___» __________ 2013г __________М.В.Бурова
Принято на заседании Приказ № ______________
Научно- методического совета
от «_____»_________2013 г. «_____» ____________2013 г.
Рабочая программа
по химии
для обучающихся 8 класса
основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана:
Кружаловой Ольгой Владимировной
учителем химии и биологии
I квалификационной категории
2013-2014 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 8 класса составлена на основе Программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян.
Программа ориентирована на использование учебника: О.С Габриелян Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа для 8 классов рассчитана на 64 учебных часа, предусматривает обучение химии в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ – 5, практических работ - 7.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
- вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
- химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
- применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
- язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно – методический комплект
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:
- Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год)
- Методические пособия для учителя
- Габриелян О. С. Настольная книга учителя – М.: изд-во «Дрофа»
- Габриелян О. С. Химия 8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» - М.: Дрофа
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 7 | 1 | -------------- |
2 | Тема 1. Атомы химических элементов. | 13 | ----------- | 1 |
3 | Тема 2. Простые вещества. | 5 | ------------- | 1 |
4 | Тема 3. Соединение химических элементов | 14 | 1 | 1 |
5 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 13 | 2 | 1 |
6 | Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 16 | 3 | 1 |
7 | ИТОГО | 68 | 7 | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата, сроки | Тема урока | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретические | Лабораторные и практические работы | |||||
план | факт | |||||
Введение 7 часов | ||||||
1 | Вводный, первичный инструктаж Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. | 1 | 1 | - | ||
2 | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Д. Горение мания. Л. Прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с соляной кислотой | 1 | - | 1 | ||
3 | Практическая работа «Правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения со спиртовкой и лабораторным оборудованием» | 1 | - | 1 | ||
4 | Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева | 1 | 1 | - | ||
5 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | 1 | - | ||
6 | Вычисления по химическим формулам Вывод формулы по известной массовой доли элемента | 1 | 1 | - | ||
7 | Проверочная работа. Химическая формула. Вычисления по химической формуле | 1 | - | - | ||
Тема Атомы химических элементов – 13 часов | ||||||
8 | Атомы как форма существования химических элементов. Развитие представлений о строении атомов. | 1 | 1 | - | ||
9 | Состав атомных ядер. | 1 | 1 | - | ||
10 | Изотопы .Массовое число атома. | 1 | 1 | - | ||
11 | Строение электронных оболочек. | 1 | 1 | - | ||
12 | Физический смысл периодического закона и периодической таблицы Д.И.Менделеева. | 1 | 1 | - | ||
13 | Изменения числа электронов на внешнем энергетическом уровне. | 1 | 1 | - | ||
14 | Характеристика химического элемента. | 1 | 1 | - | ||
15 | Ионная химическая связь. | 1 | 1 | - | ||
16 | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | 1 | - | ||
17 | Ковалентная полярная химическая связь | 1 | 1 | - | ||
18 | Металлическая связь | 1 | 1 | - | ||
19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 | 1 | - | ||
20 | Контрольная работа «Атомы химических элементов». Анализ контрольной работы | 1 | - | - | ||
Тема 2 Простые вещества - 5 часов | ||||||
21 | Простые вещества – металлы Д. Коллекция металлов, образцы неметаллов | 1 | 1 | - | ||
22 | Простые вещества – неметаллы Д. Образцы неметаллов | 1 | 1 | - | ||
23 | Постоянная Авогадро. Количества вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | 1 | - | ||
24 | Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | 1 | 1 | - | ||
25 | Контрольная работа «Простые вещества» Анализ контрольной работы | 1 | - | - | ||
Тема 3. Соединения химических элементов – 14 часов | ||||||
26 | Степень окисления. Бинарные соединения | 1 | 1 | - | ||
27 | Оксиды. Летучие водородные соединения Д. Образцы оксидов Л. Взаимодействие оксида магния с кислотой. | 1 | - | 1 | ||
28 | Основания Образцы оснований. Л. Получение осадков нерастворимых гидроксидов, взаимодействие углекислого газа с известковой водой | 1 | - | 1 | ||
29 | Кислоты Д. Образцы кислот, нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора | 1 | 1 | - | ||
30 | Соли Д. Образцы солей. | 1 | 1 | - | ||
31 | Основные классы неорганических веществ | 1 | 1 | - | ||
32 | Аморфные и кристаллические вещества | 1 | 1 | - | ||
33 | Чистые вещества и смеси Разделение смесей. Очистка веществ Л. Разделение смеси (сера, железо) | 1 | - | 1 | ||
34 | Массовая и объемная доля компонентов смеси Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ | 1 | 1 | - | ||
35 | Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя | 1 | 1 | - | ||
36 | Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества | 1 | - | |||
37 | Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» | 1 | - | 1 | ||
38 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | 1 | - | ||
Контрольная работа «Соединения химических элементов» | 1 | - | - | |||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами -13 часов | ||||||
39 | Явления , связанные с изменениями состава вещества. Практическая работа «Признаки химических реакций» | 1 | - | 1 | ||
40 | Практическая работа «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание». | 1 | - | 1 | ||
41 | Типы химических реакций. | 1 | 1 | - | ||
42 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 | 1 | - | ||
43 | Составление уравнений химических реакций | 1 | 1 | - | ||
44 | Реакции разложения . | 1 | 1 | - | ||
45 | Реакции соединения . | 1 | 1 | - | ||
46 | Реакции замещения | 1 | 1 | - | ||
47 | Реакции обмена | 1 | 1 | - | ||
48 | Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | 1 | - | ||
49 | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | 1 | - | ||
50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 1 | - | ||
51 | Контрольная работа «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | - | - | ||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 16 часов | ||||||
52 | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. | 1 | 1 | - | ||
53 | Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации | 1 | 1 | - | ||
54 | Ионные уравнения | 1 | 1 | - | ||
55 | Практическая работа «Ионные реакции» | 1 | - | 1 | ||
56 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | 1 | - | 1 | ||
57 | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства . Л. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов. | 1 | - | 1 | ||
58 | Оксиды, их классификация и свойства . | 1 | - | - | ||
59 | Соли в свете ТЭД, их классификация, свойства . Л. Химические свойства солей в свете ТЭД. | 1 | - | 1 | ||
60 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | 1 | - | ||
61 | Практическая работа «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | 1 | - | 1 | ||
62 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | 1 | - | ||
63 | Урок - упражнение | 1 | - | |||
64 | Свойства простых веществ, кислот, солей, оснований в свете ОВР | 1 | 1 | - | ||
65 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач» | 1 | - | 1 | ||
66 | Обобщение и повторение по теме «Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР». Решение расчетных задач. | 1 | 1 | - | ||
67 | Контрольная работа «Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР». Анализ контрольной работы | 1 | - | - | ||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
Введение (7 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа Правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения со спиртовкой и лабораторным оборудованием
ТЕМА 1 Атомы химических элементов (13 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Контрольная работа «Атомы химических элементов».
ТЕМА 2 Простые вещества (5 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Контрольная работа «Простые вещества»
ТЕМА 3 Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практическая работа «Анализ почвы и воды»
Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»
Контрольная работа «Соединения химических элементов»
ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (13 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа . «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».
Практическая работа «Признаки химических реакций»
Контрольная работа «Изменения, происходящие с веществами»
ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практическая работа . «Ионные реакции»
Практическая работа . «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
Практическая работа . «Решение экспериментальных задач»
Контрольная работа «Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР».
Требования к уровню подготовки учащихся.
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
- При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
- Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:
знать/понимать
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
Уметь
- а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
- б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
- в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
- г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Использовать
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Методы, формы, технологии обучения.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: разноуровневого обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам
Оборудование: - компьютеры; мультимедийный проектор;
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные примерной программой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Итоговая контрольная работа».
Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника, выполнение упражнений, решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем, разработка презентаций, тестовые задания
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Дополнительная литература для учителя:
Автор, название | Класс | |
1 | С. М. Курганский Внеклассная работа по химии | |
2 | С. М. Курганский Интеллектуальные игры по химии | |
3 | Новошинский И. И. Типы химических задач и способы их решения | 8 - 11 |
4 | И. А. Леенсон 100 вопросов и ответов по химии | |
5 | Н. Н. Гара Настольная книга учителя химии |
- Дополнительная литература для учащихся:
Автор, название | Класс | |
1 | С. М. Курганский Интеллектуальные игры по химии | |
2 | Я познаю мир. Химия. Энциклопедия | |
3 | Т. С Горбунова Химия вокруг нас | 8-9 |
- Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету
№ | Комплекты | Класс |
1 | Дидактический материал | 8 |
2 | Инструктивные карты и опорные конспекты | 8 |
3 | Тесты | 8 |
Автор, название | ||
1 | Ковалевская Н. Б. Химия в таблицах | |
2 | Химия в таблицах | |
3 | Еремин В. В. Химия в формулах | |
4 | Брейгер Л. М. Тематическое планирование | |
5 | Кузнецова Л. Н. Новая технология обучения химии | |
6 | Габриелян О. С. Планирование ученого материала | |
7 | Гаврусейко Проверочные работы | |
8 | Зуева Контрольные проверочные работы | |
9 | Каверина А. А. Сборник контрольных работ | |
10 | Радецкий Дидактический материал по химии | |
11 | Третьякв Ю. Д. Химия – справочные материалы | |
12 | Воскресенский П. И. Справочник по химии | |
13 | Берман Н. И. Справочник – решение задач | |
14 | Лидин Р. А. Справочник по общей и неорганической химии | |
15 | Денисов Л. В. Справочные материалы | |
16 | Манкевич Н. В. Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах | |
17 | Троегубова Н. П. Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс | |
18 | Денисов В. Г. Поурочные планы по учебнику Габриеляна |
- Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).
На уроках использую самостоятельно разработанные презентации: «Атомы химических элементов», «Химические свойства неорганических соединений», « Классификация неорганических соединений», «Знаки химических элементов», «Сравнительная характеристика металлов и неметаллов», «Обобщение по теме строение атома», «Вычисления по химическим формулам», «Схемы строения атомов», «Уравнения реакций», «Химические элементы – названия, произношение»;
Мультимедийное учебное пособие:
- Химия 8-11 класс – диск;
- Химия 8-11 класс – Виртуальная лаборатория;
- Химия 8 класс –базовый уровень;
- Химические опыты со взрывом и без;
- Химия базовый курс – 8,9 класс.
Видеофильмы:
- Химия вокруг нас
- М. Ломоносов. Д. Менделеев
- Химия 8 Часть 1, часть 2
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
www.bio.1september.ru – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Литература
- Химия 8-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе О. С. Габриеляна/авт.-сост. Н. В. Ширшина.
- О. С. Габриелян Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8, 9, 10 и 11 классах
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8 – 9 классы/
- Рабочие программы по химии. 8 – 11 классы (по программам О. С. Габриеляна, И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"
Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...
Рабочая пограмма по химии. 9 класс.(О.С.Габриелян)
Рабочая программа по курсу химии(Автор: О.С. Габриелян),календарно - тематическое планирование, тематическое планирование....
Рабочая пограмма по алгебре для 9 класса
Рабочая программа по алгебре предназначена для работы по учебнику Макарычева и др., 105 часов в год...
Рабочая пограмма по литературе. 9 класс.
Архив содержит рабочую программу по литературе 9 класса (Т.Ф. Курдюмова): пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программное и учебно-методическое обеспечение курса....
Рабочая пограмма по литературе. 9 класс.
Архив содержит рабочую программу по литературе 9 класса (Т.Ф. Курдюмова): пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, программное и учебно-методическое обеспечение курса....
Рабочая пограмма по литературе. 8 класс УМК Коровина В.Я. Рассчитана на 68 часов в год
Данная рабочая программа содержит также поурочно-тематическое планирование....
Рабочая пограмма по русскому языку для 5-9 классов на основе ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам, планируемые результаты, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование для 5 класса....